Автор: Мустафаева Исмира Шевкетовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Ялтинская специальная (коррекционная )школа"
Населённый пункт: город Ялта, Республика Крым РФ
Наименование материала: статья "Системно-деятельностный подход при обучении музыке в условиях ФГОС для обучающихся с ОВЗ"
Тема: "Системно-деятельностный подход при обучении музыке в условиях ФГОС для обучающихся с ОВЗ"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ялтинская специальная (коррекционная) школа
Муниципального образования городской округ Ялта
Республики Крым
Обобщение опыта работы
Учителя музыки
Мустафаевой Исмиры Шевкетовны
«Системно-деятельностный подход
при обучении музыке в условиях ФГОС
для обучающихся с ОВЗ»
ЯЛТА - 2018
«Музыка – одно из сильнейших
орудий воспитания человека»
Д. Д. Шостакович.
Среди различных видов искусства самым сильным средством воздействия на
человека является музыка. Эффект воздействия музыки на эмоционально-
психическое состояние людей всех времен и народов заключается в ее
общедоступном языке. Это язык чувств и эмоций, символичный и понятный всем,
независимо от национальности. Вызывая различные ассоциации радости или горя,
торжества побед или горечи поражения, светлой мечты или скорбного одиночества,
музыка как бы раскрывает наше подсознание, выпуская на поверхность пережитые
нами чувства, воспоминания, нереализованные способности и скрытые силы.
Единственным источником приобщения к прекрасному миру музыки является
школа, урок музыки.
Современная система образования ориентирована на активизацию творческих
качеств учащихся, которые активно формируются на занятиях эстетического цикла,
в ходе изучения которых у детей развивается способность воспринимать
прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в
природе, в отношениях между людьми.
Урок музыки, как процесс познания искусства, играет особую роль, поскольку
творчество является его стержнем и влияет на развитие соответствующих
способностей учащихся. Музыкальные занятия дают возможность наиболее полно
раскрыть основные психологические качества учащихся (мышление, воображение,
память, интеллектуальную гибкость и т.д.), воспитать эмоционально-чувственную
сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познать
глубину душевных переживаний).
В условиях современной системы обучения и воспитания школьников с ОВЗ особая
роль принадлежит музыкальному воспитанию средствами искусства,
способствующего развитию музыкальных способностей в учебно-познавательном
процессе в системе коррекционно-развивающего обучения. Музыкальное
воспитание представляет собой одно из важнейших направлений коррекционной
работы по формированию личности с задержкой психического развития и другими
умственными отклонениями в развитии ребенка. Это воспитание будет более
эффективным, если учитывать специфику таких детей, характеризующуюся
своеобразием: неустойчивостью внимания, повышенной отвлекаемостью,
замедленным приемом и переработкой информации; низким уровнем
познавательной мотивации; недостатками развития моторики, и малым объемом
певческого диапазона, что обусловлено нарушением диафрагмального дыхания,
дикции, звукопроизношения; задержкой в развитии мелодического,
гармонического, тембрового слуха. Оно становится неотъемлемой частью
программы обучения. Необходимо с самого раннего возраста воспитывать у
учащихся культурные потребности, познавательные интересы к музыкальному
воспитанию, к окружающему миру и действительности. Ведь эмоциональная сфера
учащегося – фундамент его общения с окружающим миром и развития интеллекта.
Кроме того, чуткость основана на чувствительности нервных клеток мозга, его
внутренних «струн», способных легко откликаться на соответствующий им тон
музыки.
Именно поэтому в современной системе образования проблема развития
творческих способностей детей на уроках музыки является достаточно актуальной.
Одним из главных условий развития творческих способностей детей является
систематичность и последовательность, возможная индивидуализация обучения в
рамках всего класса, а также использование поисковых ситуаций на уроке, которые
реализуются в тесном взаимодействии учителя и учеников. Содержание каждого
компонента музыкального образования и воспитания на уроке должно
взаимодополнять друг друга и находиться в единстве с содержанием других
компонентов.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который
предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в
системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на
основе УУД);
признание решающей роли содержания образования, способов организации
образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного
процесса;
учет возрастных, психологических и физиологических особенностей
учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения
целей образования и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и
среднего (полного) общего образования;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей
каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными
возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала,
познавательных мотивов;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования, что создает основу
для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений,
компетенций, видов, способов деятельности.
Системно-деятельностный подход – методологическая основа
стандартов начального общего образования нового поколения.
Он нацелен на развитие личности. Обучение должно быть организовано так, чтобы
целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации
обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока,
примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-
деятельностного подхода.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании
обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в
готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей
учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в
их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его
общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми
ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с
учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися
обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе,
социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в
системе наук).
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить
ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него
уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и
обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума
(государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех
стрессо-образующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики
сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися
способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию
решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое
начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного
опыта творческой деятельности.
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть
критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы
придерживаемся.
Психологическую основу концепции деятельностного подхода к обучению
составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика
происходит не путем передачи некоторой информации, а в процессе его
собственной активной деятельности.
Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, я часто
задумываюсь о том, как построить урок так, чтобы каждый ребёнок продвинулся в
развитии, тем более, что школа у нас коррекционная и дети учатся с ОВЗ. Хороший
современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет
верные решения, сомневается, радуется. Используя на уроках системно -
деятельностный подход, тем самым решаю следующие задачи:
помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного
опыта;
развиваю творческие способности; предлагаю дифференцированные
учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей
решения поставленных проблем;
осуществляю личностно-ориентированную направленность;
помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;
побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.
Предлагаю несколько примеров такой работы:
В начале урока дети знакомятся с темой, записанной на доске; урок
заканчивается обсуждением вопроса о том, какие задания относятся к данной теме;
выясняется, соответствует ли данная тема содержанию урока, является ли тема
основной для урока;
Тема урока не сообщается; дети в конце урока получают задание
сформулировать его тему;
Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность
обучающихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда
ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную,
парную, групповую, которую они выполняют в течение определённого отрезка
времени. В деятельности по исследованию, решению проблем, самостоятельному
добыванию знаний оцениваю только успех.
Главными целями введения этого метода являются:
развитие интереса к предмету;
приобретение исследовательского опыта;
развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной
аудитории необходимую информацию;
развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
получение дополнительных знаний по теме;
Использование деятельностного подхода в обучении младших школьников
решает главную задачу – достижение оптимального общего развития каждого
обучающегося при сохранении здоровья.
В основе деятельностного подхода к обучению: рекомендуются разнообразные
приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение
задач и заданий практического характера, разгадывание загадок, игры, уроки-
путешествия, уроки-экскурсии, уроки – концерты.
Для развития креативности школьников была разработана система творческих
заданий, включающая три блока. Главной целью этих заданий является развитие
таких творческих навыков ребенка, которые бы привели к свободному
оперированию музыкальными знаниями.
Первый блок заданий «Музыкальная разминка» направлен на развитие умений
интегрировать, то есть связывать воедино, ассоциировать, классифицировать и
обобщать информацию о музыкальном произведении, о жизни композитора и т.д.,
логически мыслить и выделять главное:
«Письмо» - напишите письмо композитору-автору произведения. Опишите в нём
свои впечатления от прослушанной музыки.
«Создай свой сюжет» - придумайте новый сюжет к уже известной вам музыке.
Второй блок заданий «Путешествие в мир звуков» способствует развитию
внимания и памяти обучающихся, умению прислушаться к себе, к окружающему
миру, умению «слушать» и «слышать» музыку:
«Нарисуй музыку» - представьте, что музыка передает какое-либо состояние
природы. Изобразите красками пейзаж именно в том состоянии, которое передалось
музыкой. Какие цвета подойдут для грустной музыки? (Холодные, тусклые). Для
жизнерадостной? (Яркие и тёплые).
«Цветная гамма» - после прослушивания и исполнения музыки подберите и
составьте из красок цветовую гамму-колорит. Нарисуйте этими красками
радугу или орнамент, соответствующий характеру музыки.
«Я - поэт» - подберите или сочините сами небольшое стихотворение
(четверостишие) на прослушанную музыку.
«Я – композитор» - сочинить мелодию на небольшое стихотворение.
При выполнении заданий этого блока, дети учатся обращать внимание на
оттенки своего настроения, передавать целые комплексы чувств и эмоций,
вызванных жизненными обстоятельствами, музыкальными произведениями,
услышанными на уроке, или другими факторами, то есть делились более глубокими
внутренними переживаниями.
Для того чтобы обучающиеся наиболее тонко смогли прочувствовать образы
музыкального произведения, был использован метод пластического интонирования.
Такая работа позволила детям не только воплотить музыкальные образы, но
увидеть и почувствовать, как в процессе развития музыки меняется характер
пластического жеста.
Третий блок заданий «Творческий марафон» развивал умственную гибкость
учащихся. В ходе выполнения этого задания обучающимся предлагалось построить
взаимосвязи между словом, жестом и чувством, такие задания позволяли активно
развивать ассоциативное мышление. В него были включены задания на тембровое,
ритмическое, пластическое, мелодическое и вербальное фантазирование.
«В гостях у сказки» - задание выполняется группами учащихся. Сочините сказку к
музыке. Придумайте главного героя, название сказки, последовательность событий.
«Музыкальный театр» - задание выполняется группами учащихся. С помощью
движений, пантомимы изобразите персонажей музыкального произведения.
«Я - артист» - послушайте музыкальную пьесу. Продумайте костюм, грим,
движения. С помощью пластического интонирования, танцевальной импровизации
изобразите персонажей.
Таким образом, основными условиями эффективного развития творческих
способностей детей являются:
систематичность и последовательность;
возможная индивидуализация обучения в рамках всего класса;
использование системно - деятельностного подхода, поисковых ситуаций на
уроке, которые реализуются в тесном взаимодействии учителя и учеников.
Я, думаю, реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя,
который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль
проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать
необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок.
Дать обучающимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку
зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое.
Каждый педагог-музыкант в своей работе опирается на то, что наиболее
соответствует его склонностям, музыкальным пристрастиям. Так уж случилось, что
свое первое музыкальное образование я получила в музыкальном училище как
теоретик и преподаватель общего фортепиано. Работая, в музыкальной школе я
искала свой путь к учащимся через яркое художественное слово о музыке на уроках
по музыкальной литературе и сольфеджио, которое требовало от меня
исполнительского мастерства, необходимые в процессе обучения. Обобщая опыт,
своей работы я могу сказать одно, что успеха добивается тот учитель, который
постоянно совершенствуется, ищет оптимальные пути проникновения музыки в
жизнь детей, пути усиления ее воздействия на них, на их души. Глубокие
эмоциональные переживания во время слушания и исполнения музыки способны
воздействовать на душу ребенка, то есть вызвать различные душевные
переживания, чувства, ощущения.
Хоровое пение – одна из наиболее общедоступных форм художественной
деятельности детей, являющееся важным средством воспитания музыкальной и
общей культуры. Пение – это активная творческая деятельность, требующая
проявлений некоторых усилий, то есть воли; интонационная природа, поэтическая
основа песни, требующая выразительного и осмысленного исполнения – все это
проявление эмоциональной сферы.
Меня, как педагога-хормейстера всегда интересовал вопрос детского хора –
прекрасного инструмента, который может жить только на одном дыхании с
руководителем. Проработав много лет в музыкальной школе, а также учителем
музыки в общеобразовательной, и теперь уже 8 лет в Ялтинской специальной
(коррекционной) школе, одной из главных задач, хотя не единственной, для меня
является задача научить всех детей правильному, красивому пению. Как приобщить
детей к пению? Как научить их петь красиво, правильно, так, чтобы пение
доставляло удовольствие и становилось духовной потребностью? В
процессе работы я пришла к выводу, что каждый класс – это свой творческий
коллектив, который требует определенного уровня отношения к музыкальным
занятиям. Главной целью для меня является развитие личности ребенка, развитие
его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств,
познание человеческой морали. Таким образом – развитие личности через развитие
эмоциональной и интеллектуальной сферы ребенка средствами музыкального
искусства. Пение для меня – ведущий способ активной музыкальной деятельности.
Петь хочет и может практически каждый ребенок.
Для того чтобы дети захотели петь, учителю надо показать красоту звучания
певческого голоса, сделать процесс обучения интересным. Голос – инструмент
общедоступный, и именно он позволяет привлечь ребенка к активной музыкальной
деятельности, к познанию красоты и законов музыкального искусства.
На своих уроках я рассматриваю процесс музыкального воспитания как часть
коррекционной работы, направленной не только на развитие собственно
музыкальных способностей ребенка (слух, ритм, музыкальная память и др.), но и
как фактор социальной адаптации и оздоровления школьников.
Включать в содержание уроков специально отобранные произведения разных
жанров вокальной и инструментальной музыки, отвечающей внутренней
эмоциональной потребности ребенка в духовном обогащении. Способствовать
выработке у учащихся своего отношения к Родине, к окружающему миру, природе и
действительности; умение видеть и понимать красоту в этих отношениях.
Критериями отбора и создания музыкального репертуара для учащихся с ОВЗ
должны быть их яркая художественная образность, наличие богатых связей с
окружающим миром, доступным каждому возрасту в соединении с большой
педагогической емкостью музыкального репертуара.
Применять активные виды музыкальной деятельности ребенка в их сочетании, а
именно: слушание музыки, пение, логоритмика, музыкально-ритмические
движения и упражнения, игра на детских музыкальных и ударных инструментах,
использование других видов искусства при восприятии музыки. Использовать
разнообразные формы музыкального воспитания в сочетании уроков музыки с
внеурочными видами работы (музыкальные игры, театральные представления,
экскурсии, драматизации музыкальных сказок, индивидуальные, групповые,
массовые формы, общешкольная утренняя гимнастика под музыку) и внешкольные
музыкальные занятия школьников в семье: посещение музыкальных концертов и
спектаклей, слушание музыкальных телевизионных и радиопередач, аудио записей
и др.
Уроки музыки в учебно-познавательном процессе с учащимися с ОВЗ, как
выяснилось на практике, гармонизируют эмоции, волевые усилия и интеллект
учащихся, оказывая положительное влияние на их развитие. В результате,
психические процессы, задействованные в восприятии музыки, включают в себя
весь спектр сознания – от простых ощущений до сложнейших мыслительных
процессов – ассоциативного механизма и воображения, что в свою очередь
способствуют расширению их интеллектуального кругозора. В музыкальном
воспитании учащихся с ОВЗ эффективны нетрадиционные формы проведения
уроков, таких как: урок-путешествие, урок - музыкальная сказка, урок-спектакль,
урок-встреча, посещение музыкальных спектаклей, концертов и т.д.
Помимо общеизвестных, традиционных методов музыкального воспитания, на
уроках музыки и во внеклассной работе могут быть использованы так же
следующие методы: метод развивающего, проблемного, игрового обучения,
импровизацию; метод «музыкального рассказа»; метод контрастных сопоставлений
музыкальных произведений; методы систематического и целенаправленного
развития вокально-хоровых, слушательских, певческих, двигательных навыков,
выработки правильного дыхания, активной артикуляции, ритмического слуха в
музыкальных произведениях, влияющих на развитие музыкального воспитания
учащихся с задержкой психического развития. Следовательно, требуется грамотная,
вдумчивая и неспешная работа во время урока и внеклассных занятий. Я стараюсь
тесно объединять классные и внеклассные занятия. Во-первых, использую одни
формы и методы, во-вторых, дублирую музыкальный материал, что создает
возможность достигнуть нужного результата в работе над песней.
«Песня – есть кристально-чистый жанр, отражающий все наше великое сегодня,
прекрасное вчера и чудесное завтра. Большое в малом. Значит, песня - прежде всего
художественное произведение, где на протяжении немногих тактов автор обязан
дать множество чувств, образов и настроений.
Песня - наконец, должна быть «пронизана огромной искренностью» (И.О.
Дунаевский). Работая с детьми над песней, я выделяю следующие важные для меня
аспекты:
1.Эмоциональное восприятие песни.
2.Разучивание мелодии и запоминание слов.
3.Вокально-интонационная работа.
4.Драматургия песни.
5.Художественное исполнение.
Новую песню всегда исполняю целиком, все куплеты, выразительно. После
исполнения песни обсуждаю всем классом услышанное, выясняю, как они поняли
содержание песни, объясняю встречающиеся, непонятные слова, то есть мы все
вместе анализируем в общих чертах характер музыки, а более подробный анализ
песни происходит в процессе разучивания.
Учащимся с ОВЗ необходимо все показывать очень четко и точно: качество звука,
необходимые штрихи, когда брать дыхание и логику развития музыкальной фразы,
причем неоднократно. Перед началом разучивания любого самого простого
произведения всегда в партитуре проставляю все требования к исполнению:
дыхание, снятие, динамику, фразировку. Считаю, что без тщательной проработки
партитуры к детям выходить нельзя, надо заранее продумать все сложности
произведения и определить главный путь разучивания, а это без детального знания
партитуры и ее серьезного, многостороннего анализа невозможно. Анализировать
надо интонационно-ритмическую структуру произведения, текстовые сложности,
форму, а исходя из нее – фразировку, дыхание, орфоэпию и т.д. Традиционно песню
разучиваем частями: фразами, предложениями, куплетами, а иногда и
вычлененными интонациями. Причем, последовательно работая над кусочками,
стараюсь добиваться по возможности чистой интонации от всех учеников.
В нашей школе необходимо всю работу вести в доброжелательной обстановке,
важно никогда не передразнивать детей, всегда много раз демонстрировать им
правильное пение. Достигаю качества звука следующим образом: ученик может
петь сам, а’капелла, с сопровождением фортепиано, со мной в унисон.
Покажется, что я учу песню с детьми долго, а на самом деле все происходит
быстро, так как я максимально активизирую музыкальные и интеллектуальные
способности учащихся, и во время прослушивания и выполнения моих заданий
ученик выучивает музыкальный материал и помнит очень долго (испытано на
практике) и того требует их умственное развитие. На практике песня выучивается
быстрее, а сам процесс разучивания становится более интересным для детей
благодаря моим разным заданиям. Этот подход к разучиванию вносит в него
элементы самостоятельности и творчества детей.
Как правило, песня учится 2-3 урока. Иногда, выучив произведение, полезно дать
ему «отлежаться», а затем снова вернуться к нему. Чтобы выученное произведение
звучало, его надо «впевать», это я делаю на внеклассных занятиях. «Впетое»
произведение дети поют свободно, не думая о технических трудностях, они его уже
полюбили.
Зная, что при долгом сидении у детей устает позвоночник, я чередую пение сидя, и
стоя. Разучиваем сидя, а закрепляем и исполняем стоя. Так всегда и на каждом
уроке, обязательно включаю физическую разминку, где прыгаем, танцуем и т.д.
Всей этой работе над песней всегда предшествует вокальная настройка хора. Она
состоит:
Во-первых – это обязательная физическая разминка на выпрямление осанки,
хорошего кровообращения и вентиляции легких (4-5 специальных упражнений).
Соответственно гигиеническим нормам помещение постоянно проветриваю.
Во-вторых – это дикционно-артикуляционные упражнения. Для развития
артикуляционного аппарата я пользуюсь методикой В. В. Емельянова. Это хорошая
разминка языка, лицевых мышц, губ. Обязательно на каждом уроке для развития
дикции проговариваем скороговорки, причем каждую по 3-4 раза. Например: «Три
сороки тараторки, тараторили у горки», (3 раза подряд), «Все бобры добры для
своих бобрят» (3 раза подряд), «От топота копыт, пыль по полю летит» (3раза
подряд) стараться проговаривать в ускоренном и быстром темпе.
После того, как размят артикуляционный аппарат и выпрямлена осанка, перехожу к
упражнению на дыхание. Здесь я использую прием: «подыши как собачка»
(высунув язык, быстро-быстро дышать, ощущая брюшное дыхание), а также
использую специальные упражнения по дыхательной методике А. Н.
Стрельниковой. При этом очень хорошо работает диафрагма. Затем делаем
упражнения на взятие дыхания. Как известно, оно при пении плотное и короткое,
одновременно через нос и через рот. Это упражнение мы называем –
«всхлипывание», как маленькие дети.
В основном вся вокальная работа осуществляется в удобной для детей тесситуре.
Начинаем петь всегда на пиано и лишь в конце распевок прибегаем к насыщенному
звучанию, доводя до форте. Обычно поем первые попевки в объеме 3-х ступеней
вверх и вниз. Далее увеличиваю диапазон до квинты, используя различные приемы
(стаккато, нон легато, легато). Для меня работа над звуком является предметом
постоянной заботы потому, что без вокальной работы невозможно добиться
чистоты интонации и правильного строя. И еще важное, что применяю в своей
работе это все веселые, жизнерадостные песни мы не просто поем, а
соответственно характеру и образу дополняем различными танцевальными
движениями. Ведь уже доказано, что музыкальность развивается тоже и через
пластику.
Важным и эффективным влиянием на коррекционную работу с детьми ОВЗ
обладают специальные занятия ритмикой, в основе которых комплексное
сочетание слова, музыки и движения. Взаимоотношения этих компонентов могут
быть разнообразными с преобладанием одного из них или связи между ними.
Занятия ритмикой можно включать в любую реабилитационную методику
воспитания, обучения и лечения детей с различными отклонениями здоровья.
Общепедагогическое значение ритма и мелодии, влияние их на различные
болезненные отклонения в психофизической сфере ребенка, указывали, что ритм и
мелодия воздействуют на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое
воспитание учащихся.
Основной принцип занятий ритмикой – тесная связь движений с музыкой, включая
речевой материал. Упражнения, активизирующие внимание: ходьба, бег, остановки
в кругу. Например: платок у каждого ребенка. Детям предлагаю внимательно
слушать музыку, остановиться и поднять вверх платок тогда, когда остановится
музыка. Это дает возможность увидеть, кто выполнил задание вовремя. Затем
предлагаю бежать под музыку и присесть и спрятать платок тогда, когда музыка
остановится.
Игра «Найди свой домик». Дети разбиваются на пары, становятся лицом друг
другу, образуя руками «крышу» дома. Хором говорят: « раз, два, три, на улицу
беги»! Под музыку бегают по залу в одном направлении. Учитель говорит: «раз,
два, не зевай, быстро домик занимай»! Детям нужно быстро найти пару и
построить «крышу».
Ходьба и маршировки в различных направлениях под музыку; счетные упражнения,
формирующие чувство музыкального темпа, ритма, размера. Например: ходьба с
хлопками на каждый счет, или через счет. Ходьба с речитативом: «Светофор горит
всегда! Красный свет – идти нельзя! Желтый свет – идти готов! Свет зеленый – я
иду и до линии дойду»!
Немаловажную роль в музыкальном воспитании детей на уроках ритмики играет
обучение их игре на детских музыкально-шумовых инструментах. Детское
музицирование способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает
преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное
воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты
каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности,
развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Играя, на детских
музыкально-шумовых инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных
звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них
вырабатывается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-
ритмических движений, учащиеся четче воспроизводят ритм. Систематическое
применение на занятиях музыкально-шумовых инструментов вызывает интерес к
таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствуют творческой
активности. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане.
На занятиях царит атмосфера увлеченности, дети искренне радуются каждому
удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие ученикам
доставляет «публичное» выступления перед своими родителями на праздниках и
развлечениях, на концертах. Поскольку совместное музицирование является также
одной из форм общения, у детей появляется ответственность за правильное
исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Эти занятия
воспитывают волю, упорство в достижении цели, помогают преодолеть
нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.
Результатом постоянного длительного процесса работы над развитием
всесторонних музыкально-ритмических способностей детей, является обязательная
театральная постановка музыкальных сказок: «Лягушка и пеликан» А. Абрамова,
«Волк и семеро козлят» А. Рыбникова, «Репка» и др.; кукольно-театрального
представления: «Двенадцать месяцев», «Теремок», «Кошкин дом» и другие.
Постановки помогают осуществлять учителя начальных классов. Около пяти лет
существует вокально-хоровой коллектив «Унисон», который меняется постоянно в
своём качественном и количественном составе по известным физиологическим
причинам. Наши ученики очень любят выступать на различных общешкольных и
городских мероприятиях. Для меня в этом моменте главное - дать почувствовать
детям, что они обычные дети, которые могут творить сами, соответственно, много
работать и достигать поставленной цели.
Обобщая все выше изложенное, необходимо, чтобы дети пели красивую,
выразительную музыку, ведь она незаменима в эстетическом воспитании учащихся
и на своих уроках я стараюсь приобщить детей к хорошей музыке. Думаю, что
многие ученики нашей школы, запомнят удивительные праздники, концерты,
спектакли и уроки. Для некоторых может быть, это станет интересной страницей в
школьной жизни. Я очень люблю свою работу, считаю, что ради этого стоит жить.
Ведь музыка воспитывает детей, делая из них одухотворенного человека, который,
живя среди людей, творит добро, способен сочувствовать и сопереживать.
Закончить хочу словами В.А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не
воспитание музыканта, прежде всего воспитание человека». «Величие искусства
ярче всего проявляется в музыке». Гёте
.