Автор: Барбанакова Вера Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №75
Населённый пункт: город Челябинск Челябинская область
Наименование материала: Статья по экологии
Тема: "Условия создание организацией здоровье сберегающей среды для детей"
Раздел: дошкольное образование
Барбанакова В.В.
МАДОУ ДС № 75
город Челябинск
Условия создание организацией
здоровье сберегающей среды для детей
Аннотация: в статье рассматривается влияние экологического воспитания
на здоровье сбережение детей.
Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье. (Гейне Генрих)
В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения записано:
«Здоровье – состояние наибольшего физического и социального благополучия,
а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов». Экологическое
воспитание предполагает активное общение ребёнка с природой, а значит тесно
связано с его физической активностью.
Малыш ближе нас к природе в прямом смысле этого слова, хотя бы
потому, что мал ростом. Трава ему по пояс, цветы поднимают свои венчики к
самым его глазам. Но и клубы выхлопного дыма плывут ему прямо в лицо, и
груды мусора угрожающе нависают над головой.
По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым
критическим периодам жизни ребенка. Термин «критический возраст» введен
учеными
для
характеристики
тех
фаз
жизни
ребенка,
когда
он
особенно
чувствителен
к
повреждающим
влияниям,
что
приводит
к
формированию
отклонений здоровья, формирования аллергических реакций и хронических
соматических
заболеваний.
Здоровье
–
это
то,
что
желает
иметь
каждый
человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких
отклонений
в
работе
организма
–
невозможно.
Но
можно
противостоять
вредным влияниям на организм, чтобы не страдать от болезней и быть готовым
к любой деятельности. Стоит изменить образ жизни и совершится чудо: мы и
наши дети будем чувствовать себя здоровыми.
Благодаря
экологическому
воспитанию,
решая
задачи
комплексной
программы
«От
рождения
до
школы»
и
парциальной
программы
«Юный
эколог» С.Н. Николаевой, а также проводимой эколого-оздоровительной работе,
которая
реализуется
через
физкультурные
занятия
в
спортивном
зале,
регулярные, целевые прогулки, экскурсии, эколого-оздоровительные походы на
природу, экологические праздники и развлечения на воздухе, педагог совместно
с
родителями
формируют
осознанное
отношение
воспитанников
к
своему
здоровью, окружающей среде, гуманное отношение к растениям и животным.
Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм,
красок
и
звуков
в
природе,
множество
разных
переживаний
и
новых
впечатлений, раздолье для движений в природных условиях – всё это даёт
ребёнку значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного
полноценного развития и повышения иммунитета.
Укрепление,
обогащение
и
сохранение
детского
здоровья
на
основе
системного
использования
доступных
средств
физического
воспитания,
о р г а н и з а ц и и
д в и г а т е л ь н о й
а к т и в н о с т и
н а
с в е ж е м
в о з д у х е
Поэтому перед педагогом детского сада стоит задача по:
- формированию здорового образа жизни и осознанного отношения детей
к своему здоровью уже с раннего возраста;
- повышению уровня экологического сознания и познание природы через
многообразие форм двигательной активности.
Здоровый ребёнок должен много двигаться, тем более из-за особенностей
детской
нервной
системы
и
мышц,
поддерживать
неподвижную
позу
ещё
труднее,
чем
бегать,
прыгать,
вертеться
и
скакать.
Для
этого
используется
многофункциональная
физкультурно-оздоровительная
среда
представлена:
физкультурным
залом,
зимним
садом,
природными
и
релаксационными
уголками,
экологическими
тропинками,
уголок
психологической
разгрузки,
уголками двигательной активности в каждой возрастной группе.
Оптимизация режима двигательной активности детей в условиях детского
сада может быть достигнута за счёт увеличения динамического компонента
различной
детской
деятельности:
это
и
физминутки
во
время
занятий,
двигательные разрядки во время игр, физпаузы между занятиями, «дорожки
здоровья»,
подвижные
игры
и
физические
упражнения
на
прогулке,
энергетическая гимнастика после сна, релаксационные игры и упражнения.
В детском саду есть ряд экологических пространств, которые наряду с
интеллектуальным
и
психическим
развитием
несут
на
себе
нагрузку
физического
развития,
а
значит,
способствует
укреплению
здоровья
детей.
Прежде
всего, зимний
сад,
который
является
одним
из
любимейших
экологических
пространств,
дающих
возможность
решать
вопросы,
как
познавательного развития детей, так и их оздоровления. Преобладание зелёного
цвета комнатных растений помогают детям успокоится, приобрести душевное
равновесие, то есть способствуют укреплению психического здоровья.
Экологическая тропинка - следующее, не менее важное, с точки зрения
оздоровления
детей
экологическое
пространство.
Мы
активно
пользуемся
экологическими тропинками, как на территории детского сада, так и на своём
прогулочном участке.
Экологические
тропинки
выполняют
познавательную,
развивающую,
эстетическую и оздоровительную функции. Выбранный маршрут экологической
тропы,
включает
в
себя
большое
количество
доступных,
разнообразных,
привлекающих
внимание
ребёнка
объектов:
мини-водоём,
зелёная
аптека,
метеостанция,
клумбы,
деревья,
муравейники,
гнёзда
птиц
на
деревьях,
отдельные
камни
и
т.д.
Взаимодействие
человека
с
природой
(как
положительное, так и отрицательное) показываем на примере кормушек для
птиц, замусоренных участков, красивых цветущих клумб.
Ребята с интересом наблюдают за ветром, за жителями искусственного
водоема,
за
дикорастущими
и культурными
растениями,
за
насекомыми
и птицами,
экспериментируют
и играют
с камнями,
водой,
почвой,
песком
и глиной, пускают кораблики в бассейне.
Дети
знакомятся
с разнообразием
природы,
учатся
ее
наблюдать,
слышать, общаться с ней. Малыши с раннего детства привыкают к тому, что все
вокруг них должно быть красивым. Со временем они осознают: для того, чтобы
создать комфортную окружающую среду, нужно немало потрудиться, а значит,
нужно бережно относиться ко всему окружающему. Возможно, так рождается
чувство, которое мы называем любовью к своей малой родине.
На территории детского сада есть метеорологическая площадка. Цель —
учить детей определять погоду, составлять прогноз, использовать для этого
специальные приборы: термометр и флюгер.
Дети уже научились определять направление и силу ветра по флюгеру. На
площадке
установлены
два
термометра.
Один
расположен
под
навесом,
защищенный от солнечных лучей, второй на другом столбике без навеса. Таким
образом,
дети
определяют
температуру
воздуха
на
солнце
и в
тени.
На
метеорологической
площадке
есть
два
дождемера,
которые
служат
для
измерения количества осадков. Один прибор висит на открытом месте, а другой
под берёзой. Дождемер сделан из большой пластиковой бутылки, разрезанной
пополам. Верхняя часть перевёрнута горлышком вниз и вставлена в нижнюю
часть бутылки. На её стенке нанесены цветные деления, для старших детей —
с цифрами, для малышей — в идее полосок разного цвета. Дети определяют,
сколько осадков выпало за интересующий их период.
Выше всех установлен флюгер — для определения силы и направления
ветра. Дети узнают, откуда дует ветер. Определить силы ветра помогают также
ленточки из разных тканей: шёлк, ситец, драп, бязь. Если ветер раскачивает
только шёлковую ленточку, значит, он легкий. Если от его порывов качается
даже драповая ленточка, значит, на улице сильный ветер. Воздушные змеи
и другие летающие игрушки — показывающие, есть ли ветер.
Своеобразный гигрометр, то есть прибор для определения влажности
воздуха,
сделан
из
шишек
хвойных
пород.
В сухую
погоду
чешуи
шишек
открыты, во влажную закрываются, так как водяные пары плотно закрывают
чешуйки. Таким образом, растение сохраняет свои семена, защищая их от
намокания.
И заодно
предсказывает
погоду.
Шишки
позволяют
достаточно
точно
предсказать,
сырой
или
сухой
будет
погода
в ближайшее
время.
Предсказывать погоду помогают нам и растения-барометры:
1. Одуванчик,
мать-и-мачеха,
календула
перед
непогодой
закрывают
цветки.
2.
Ночная
фиалка
перед
дождем
издает
сильный
запах.
Оформлять
солнечные часы помогали дети.
А так же мы используем сделанные своими руками:
Солнечные
часы —
это
круг
с цифрами
(«циферблатом»),
посередине
которого находится стержень. Тень от последнего, перемещаясь в течение дня
вслед
за
движением
Солнца
по
небу,
показывает
солнечное
время.
Круг
солнечных
часов
разделен
на
секторы,
в которых
с помощью
пластиковых
бутылок разного цвета выложены названия частей суток. Для удобства детей на
метеорологической площадке находиться стол и лавочки. В теплое время года
на
этой
площадке
и в
лаборатории
дети
проводят
разные
опыты,
делают
зарисовки в альбомах.
«Живые» часы» Как известно, многие растения засыпают и просыпаются
в строго определенное время суток. Именно из таких растений (одуванчиков,
мать-и-мачехи,
ноготков,
портулака)
и сооружаются
«живые»
часы.
Цветы
показывают зависимость от того, в какое время открываются или закрываются
их лепестки. Мы с детьми наблюдали и сделали выводы, что у нас ноготки
раскрываются в 9 утра, мать-и-мачеха в 9.30. Вечером закрываются: мать-и-
мачеха — на 17 часов, а календула — 17.30.
У нас в группе есть лаборатория «Почемучка», где дети занимаются
поисково-исследовательской деятельностью. В тазиках находится материал для
исследований: песок, глина, природные и искусственные камни разной формы
и величины, шишки разных растений, вода. Весь материал находится в доступе
для проведения опытов. Рядом располагается стол, на котором размещается
оборудование
(лупы,
совочки,
стаканчики
одноразовые,
ситечки
разных
размеров и т. д.)
С целью воспитания заботливого отношения к птицам. На территории
детского
сада
есть
«Птичья
столовая».
Каждый
год
в нашем
детском
саду
проводится
акция
«Покормите
птиц
зимой».
Нами
оборудована
птичья
столовая.
Родители
делают
кормушки,
скворечники
и вместе
с детьми
их
вешают. Мы уже с лета начинаем вместе с родителями собирать семена арбуза,
яблок,
винограда,
ягоды
калины,
рябины
другие.
Зимой
дети
кормят
ими
зимующих
птиц.
Таким
образом,
дети
имеют
возможность
наблюдать
за
прилетающими птицами и заботиться о них.
Много возможностей для раскрытия экологических связей на занятиях
«Птицы зимой». Например, узнав о жизни снегирей, дети обратят внимание на
то, что эти птицы прилетают к нам из более холодных мест. Там зима наступила
раньше и большая часть корма уже съедена.
За жизнью птиц дети наблюдают, начиная с младшего возраста. Зимой
подкармливают
их
на
участке,
устраивая
птичьи
столовые.
Старшие
дошкольники
делают
сами
кормушки
из
молочных
пакетов.
Весной
дети
и взрослые развешивают на деревьях скворечники. «мини-водоём»
занимает
немного места, но радует всех. Воду пьют все на свете. Без нее не могут жить
ни
звери,
ни
люди,
ни
растения,
ни
птицы.
На
наш
мини-водоём
часто
прилетают
птицы.
Они
пьют
воду
в жаркий
день
и плещутся
в нем.
Чаще
прилетают голуби и воробьи. Здесь можно постоять тихо и понаблюдать за
ними. Птицы заботятся о своих перьях: чистят, моют.
Цветник — украшение на территории детского сада. В нем высажены
растения, цветущие до поздней осени. В цветнике используются декоративные
возможности однолетних растений. Их компонуют по окраске, высоте, сортам,
составляя
на
цветнике
композиции.
На
нашем
цветнике —
разнообразные
петунии:
розово-красные,
пурпурные,
сине-фиолетовые,
желтые.
Соцветия
эффектные
воронковидные
или
махровые.
Декоративные
синие
лобелии
со
свисающими
побегами,
усыпанные
мелкими
цветками,
цветут
до
поздней
осени.
Ослепительные
бархатцы
по-прежнему
продолжают
оставаться
в цветниках основным источником желтого, оранжевого и коричневого цветов.
Все
цветы
отличаются
обильным
и длительным
цветением,
повышенной
устойчивостью
к неблагоприятным
условиям
произрастания
и сохраняют
длительное время свежесть и яркость окраски. Дети с большим удовольствием
помогают ухаживать за цветами. Педагоги создали много разных клумб, на
которых
высадили
девять
видов
однолетних
и шесть
видов
многолетних
растений. Их дополняют клумбы на своих участках.
Наши клмyбы дeлают теppиторию ДОУ привлекaтeльной, напоминающей
зону
отдыха.
Цветники
являются
источником
не
только
эстетических
переживаний
для
детей,
но
также
содержат
в себе
познавательный
аспект.
Максимально используя теppиторию дeтского сада, мы рeшили, рационально
распределить
различные
виды
цветочных
композиций.
С этой
целью
нарисовали план-схему своего участка, где продумали место, форму клумбы,
а также
и цветочные
насаждения.
На
территории
детского
сада
посадили
растения — барометры (ноготки, лен посевной, клевер луговой, мать-и-мачеху
и т. д).
На
Экологической
тропинке
дети
узнают
много
нового
о животном
и растительном мире, о явлениях и изменениях в природе, учатся наблюдать
и экспериментировать. На огороде выращивают урожай капусты, картофеля,
свеклы и т. д. Соприкасаясь с живой природой, дети стали добрее, отзывчивее,
научились бережному отношению к окружающему. Красота не может оставить
равнодушными и родителей. Они стали нашими союзниками и помощниками.
Созданная развивающая среда позволила решить художественно-эстетические
и оздоровительные задачи, способствовала проявлению и развитию творческих
способностей детей. И главный результат — это блеск и интерес в глазах наших
воспитанников, а в сердце — тепло и доброта.
Я считаю, что экологическая тропа помогает в воспитании у детей
осознанного отношения к родной природе, так как дети принимают действенное
участие в создании и сохранении природных богатств. Большое внимание
уделяю проблeме охраны окружающей среды. Показываю и объясняю, как
ухудшение экологических условий сказывается на жизни человека и живой
природы, учим уважительному отношению к окружающему миру. Родители не
отказывают в посильной помощи, интересуются проводимой нами работой.
Экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей.
Совместно с родителями проводятся акции «Посади дерево!», «Сохраним
природу чистой», «Ёлочка зелёная иголочка», «Покормите птиц зимой»,
«Берегите воду». Эти мероприятия давно стали ежегодными и являются доброй
традицией нашего детского сада.
Забота о здоровье – oдна из самых важных задач каждого человека.
Здорoвье среди всех блaг на Зeмле – самый цeнный дaр, котoрый невозможно
ничем заменить.
Литератyра:
1.М.А.Рунова,
А.В.Бутилова.
Ознакомление
с
природой
через
движение:
Интегрированные занятия. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез,2006.
2.
Мартыненко
Е.
В.,
Бойцова
Я.
В.
Здоровьесбережение
детей
дошкольного
возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 186–
190.
3. М.С.Копысова., Л.В.Моисеева. Экологическое развитие ребенка в ДОУ средствами
психологического тренинга: Методические рекомендации \ Урал.гос. пед. Университет. –
Екатеринбург, 2004
4. Т. Гризик. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». –
2004.
5. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного
воспитания \ Автор-сост. С.Н.Николаева. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998
6. Рыжова Н. А. Создание условий для экологического воспитания в детском саду //
Проблемы
и перспективы
экологического
воспитания
в дошкольных
учреждениях
и начальной школе: Материалы всероссийской конференции. — М.: ВООП, 1999.— С. 34–39.
3
7. Рыжова Н. А. Экологическая тропа // Дошкольное воспитание. — 2000.—№ 4.— С.
25–36. Тезисы докладов на научно-методических конференциях, совещания.