Автор: Болотина Галина Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Климовского филиала ГБПОУ "БАТ им.Героя России А.С. Зайцева"
Населённый пункт: Брянская область
Наименование материала: обществознание
Тема: Механизм государства
Раздел: среднее профессиональное
Тема: Механизм государства
Цели:
Образовательная – изучение механизма государства и соотношение понятий
«механизм государства» и «государственный аппарат».
Воспитательная – привитие уважения к идеям демократии, государственной
власти.
Развивающая – продолжение развития сравнивать функции государственных
органов, их компетенции, навыков работы с учебным текстом, таблицами,
источниками.
Задачи:
Уметь классифицировать органы государства.
Уметь определять функции государства на различных исторических этапах
Российского государства.
Знать функции государства и их реализацию в социальной политике.
Тип урока- проблемно –диалогический урок с использованием технологии
«кейс – метод»
Оборудование: Конституция РФ, А.И.Кравченко «Обществознание 11кл.» ,
исторический блиц –турнир, таблицы «Государство – механизм властного
управления обществом», «Структура Российского Федерального
государства», кейс №1 «Понятие механизма государства и его структура»,
кейс№2 «Внешние функции государства», кейс№3 », «Внутренние функции
государства» презентация к уроку,тест «Гражданское общество и
государство»
Термины: механизм государства, орган государства, классификация органов
государства: избираемые и назначаемые, центральные и местные, органы
общей компетенции и органы специальной компетенции, постоянные и
вре6менные, единоличные и коллегиальные правотворческие,
правоисполнительные, правоохранительные, законодательные,
исполнительные, судебные.
IОрганизация начала урока
1.Приветствие
-Все ли присутствуют? Посмотрите еще раз все ли готово к уроку?
Вы разделились на группы и у каждой группы имеются Конституция РФ
– основной закон нашей страны, учебное пособие, кейс с заданием ,
таблицами, дополнительной информацией, тест, конверты с заданиями для
блиц –турнира, презентация к уроку.
Я, надеюсь, у всех хорошее настроение, мы готовы активно, плодотворно
поработать.
Пожелаем себе удачи!
2.Создание проблемной ситуации (слайд №1-эпиграф)
Эпиграф к нашему уроку будет и проблемным заданием.
Французский философ 18 века Жан –Жак Руссо говорил: « Лишь
сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам».
-Так, какое же государство может назвать себя сильным?
У вас будет возможность обдумать и вынести свое решение, свое видение
этой проблемы.
IIПодготовка к основному этапу
1.Мы продолжаем работать над разделом «Политика». На предыдущем
уроке говорили о государстве и политической системе общества, подробно
разбирали основные и дополнительные признаки государства. Эти знания
понадобятся нам сегодня, т.к. теперь нам предстоит узнать о той реальной
организованной силе, с помощью которой государство и существует.
2. Фронтальный опрос
-Дайте определение понятию «государство»
-Назовите признаки государства.
-Что такое суверенитет государства?
3.Обобщение по слайду №»2 «Признаки государства»
-Все ли признаки государства были перечислены?
В таблице указаны лишь основные внутренние и внешние функции, а
ведь этот список может быть и дополнен. Попробуйте привести примеры и
других функций государства.
(внутренние-информационная, бюджетная, предотвращение различных
катастроф, учет и регистрация населения, валютно–финансовое
регулирование, судопроизводство, сбор налогов идр.)
Внешние –дипломатическая, внешнеэкономическая, миротворческая и т д.)
IIIЭтап усвоения новых знаний
1.Сообщение темы, цели урока.
Ни одно государство не может существовать, если в нем не отлажена
система управления всеми структурами государства. Итак, тема урока
«Механизм государства» (слайд №3 тема урока).
Нам предстоит узнать, что такое механизм государства, орган государства,
узнаем о функциях государства. Ну а подведет итог нашему уроку
исторический блиц –турнир, где вы должны будете определить какие
функции государства проявляются в известных исторических событиях. И
подискусируем по проблемному вопросу.
2.Вступительная беседа ( слайд №4 «структура Российского Федерального
государства»)
Государство можно рассматривать в широком и узком смысле.
В широком смысле – это население, которое живет на определенной
территории независимо от других государств, имеющее публичную власть,
осуществляемую государственными органами.
В узком смысле –это государственные органы и государственные
учреждения.
Механизм(аппарат) государства – система государственных органов,
соподчиненно связанных, осуществляющих государственную власть,
решающих задачи и реализующих функции государства.
Государственный аппарат состоит из государственных органов и
государственных учреждений, предприятий и других организаций. Органы
государства делятся на органы общей компетенции, которые руководят в
целом всей жизнедеятельностью населения, и органы специальной
компетенции, например.министерства. Кроме того, есть деление на органы
выборные и назначаемые, а также на органы законодательной,
исполнительной и судебной власти. Согласованное функционирование трех
ветвей власти обеспечивает глава государства.
В дальнейшей самостоятельной работе над кейсами вы более детально
изучите этот материал и подготовите устную презентацию.
3.Инструктаж по выполнению задания.
Каждой группе в течение 10мин. предстоит изучить соответствующие теме
урока статьи Конституции РФ, материалы кейса, статью из учебника и на
основании всего изученного подготовить устную презентацию.
(слайд№ 5- темы для презентаций групп)
1 группа работает по теме: «Механизм государства». При подготовке своей
презентации обратите внимание на понятия «механизм государства», «орган
государства». Сравните эти понятия, внимательно познакомьтесь с
классификацией органов государства.
2группа работает по теме: «Внутренние функции государства».это одно из
основных направлений деятельности государства. с помощью внутренних
функций государство управляет жизнью общества, осуществляет свою
внутреннюю политику. Изучите внутренние функции государства, дайте
каждой из них характеристику.
3группа работает по теме: «Внешние функции государства». Ни одно
государство не может существовать изолированно. На протяжении всей
истории существования государств они в той или иной мере
взаимодействовали между собой. Вам необходимо дать классификацию
внешних функций государства.
Вы работаете в группах. Групповая работа или работа в команде вам
хорошо знакома. Возьмитесь за руки! Вы –команда, вы –единомышленники,
а значит вы справитесь с любыми заданиями, вам все по плечу. У Булата
Шавловича Окуджавы-ветерана Великой Отечественной войны, поэта, барда
и просто мудрого человека, есть замечательная песня с такими словами:
«Возьмитесь за руки , друзья,
Чтоб не пропасть поодиночке».
В дружбе, единстве, сплоченности и наша сила, и сила нашего государства.
Не так ли?
(представление командиров групп)
Напомню вам последовательность работы над кейсом:
-записать тему, над которой предстоит работать команде;
-познакомиться с вопросами и заданиями кейса;
-по каждому вопросу кратко выскажите мнение;
-подготовьте презентацию по своему вопросу
-итог –аргументированный доклад.
4Заслушивание презентаций групп.
Обобщение:
-Функции государства –это многогранное понятие, складывающееся из
различных аспектов государственной деятельности. Деление функций
государства на внутренние и внешние условно, т.к. многие направления его
деятельности затрагивают и внешнюю и внутреннюю политику. Например,
государство влияет на развитие экономики внутри страны и осуществляет
экономическое взаимодействие с другими государствами.
IV Этап закрепления новых знаний
1.Работа над проблемным заданием.
-Вернемся к нашему эпиграфу –проблемному заданию.
-В каких случаях мы можем сказать, что государство является сильным?
-И каким образом сильное государство обеспечивает свободу своим
гражданам?
(каждая группа поочередно высказывает свое мнение)
Обобщение: сильное государство –суверенное государство. В таком
государстве успешно работают все функции государства. Особенно следует
выделить социальную функцию, когда государство создает условия
обеспечивающих достойную жизнь гражданам страны и свободное развитие
человека. А в таком государстве человек свободен, т.к. он защищен
государством, он может спокойно жить, растить детей, не беспокоиться за
свою старость.
2.Блиц –турнир.
Перед вами 10 конвертов с заданиями связанными с историей нашей
страны. Вы должны определить, какие функции государства проявляются в
данных событиях. Поочередно, представитель каждой группы берет конверт
с заданием, вслух зачитывают, затем в течение 1мин. группа должна
определить о какой функции государства говорится. А если группа дает
неверный ответ, то отвечает другая группа. В конце блиц –турнира
определим группу –победительницу.
3. Работа над тестом «гражданское общество и государство» в течение3мин.
с последующей самопроверкой и самооценкой.
VIПодведение итога урока.
1.Спикеры групп оценивают результативность работы своей группы.
2.Оценка работ групп в течение всего урока преподавателем.
VII Информация о домашнем задании
1Написать эссе, взяв за основу эпиграф урока.
2.на выбор: устно выполнить задания 1-3 стр.35
Устную презентацию по заданию №7 стр.35.