Напоминание

Механизм государства


Автор: Болотина Галина Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Климовского филиала ГБПОУ "БАТ им.Героя России А.С. Зайцева"
Населённый пункт: Брянская область
Наименование материала: обществознание
Тема: Механизм государства
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема: Механизм государства

Цели:

Образовательная – изучение механизма государства и соотношение понятий

«механизм государства» и «государственный аппарат».

Воспитательная – привитие уважения к идеям демократии, государственной

власти.

Развивающая – продолжение развития сравнивать функции государственных

органов, их компетенции, навыков работы с учебным текстом, таблицами,

источниками.

Задачи:

Уметь классифицировать органы государства.

Уметь определять функции государства на различных исторических этапах

Российского государства.

Знать функции государства и их реализацию в социальной политике.

Тип урока- проблемно –диалогический урок с использованием технологии

«кейс – метод»

Оборудование: Конституция РФ, А.И.Кравченко «Обществознание 11кл.» ,

исторический блиц –турнир, таблицы «Государство – механизм властного

управления обществом», «Структура Российского Федерального

государства», кейс №1 «Понятие механизма государства и его структура»,

кейс№2 «Внешние функции государства», кейс№3 », «Внутренние функции

государства» презентация к уроку,тест «Гражданское общество и

государство»

Термины: механизм государства, орган государства, классификация органов

государства: избираемые и назначаемые, центральные и местные, органы

общей компетенции и органы специальной компетенции, постоянные и

вре6менные, единоличные и коллегиальные правотворческие,

правоисполнительные, правоохранительные, законодательные,

исполнительные, судебные.

IОрганизация начала урока

1.Приветствие

-Все ли присутствуют? Посмотрите еще раз все ли готово к уроку?

Вы разделились на группы и у каждой группы имеются Конституция РФ

– основной закон нашей страны, учебное пособие, кейс с заданием ,

таблицами, дополнительной информацией, тест, конверты с заданиями для

блиц –турнира, презентация к уроку.

Я, надеюсь, у всех хорошее настроение, мы готовы активно, плодотворно

поработать.

Пожелаем себе удачи!

2.Создание проблемной ситуации (слайд №1-эпиграф)

Эпиграф к нашему уроку будет и проблемным заданием.

Французский философ 18 века Жан –Жак Руссо говорил: « Лишь

сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам».

-Так, какое же государство может назвать себя сильным?

У вас будет возможность обдумать и вынести свое решение, свое видение

этой проблемы.

IIПодготовка к основному этапу

1.Мы продолжаем работать над разделом «Политика». На предыдущем

уроке говорили о государстве и политической системе общества, подробно

разбирали основные и дополнительные признаки государства. Эти знания

понадобятся нам сегодня, т.к. теперь нам предстоит узнать о той реальной

организованной силе, с помощью которой государство и существует.

2. Фронтальный опрос

-Дайте определение понятию «государство»

-Назовите признаки государства.

-Что такое суверенитет государства?

3.Обобщение по слайду №»2 «Признаки государства»

-Все ли признаки государства были перечислены?

В таблице указаны лишь основные внутренние и внешние функции, а

ведь этот список может быть и дополнен. Попробуйте привести примеры и

других функций государства.

(внутренние-информационная, бюджетная, предотвращение различных

катастроф, учет и регистрация населения, валютно–финансовое

регулирование, судопроизводство, сбор налогов идр.)

Внешние –дипломатическая, внешнеэкономическая, миротворческая и т д.)

IIIЭтап усвоения новых знаний

1.Сообщение темы, цели урока.

Ни одно государство не может существовать, если в нем не отлажена

система управления всеми структурами государства. Итак, тема урока

«Механизм государства» (слайд №3 тема урока).

Нам предстоит узнать, что такое механизм государства, орган государства,

узнаем о функциях государства. Ну а подведет итог нашему уроку

исторический блиц –турнир, где вы должны будете определить какие

функции государства проявляются в известных исторических событиях. И

подискусируем по проблемному вопросу.

2.Вступительная беседа ( слайд №4 «структура Российского Федерального

государства»)

Государство можно рассматривать в широком и узком смысле.

В широком смысле – это население, которое живет на определенной

территории независимо от других государств, имеющее публичную власть,

осуществляемую государственными органами.

В узком смысле –это государственные органы и государственные

учреждения.

Механизм(аппарат) государства – система государственных органов,

соподчиненно связанных, осуществляющих государственную власть,

решающих задачи и реализующих функции государства.

Государственный аппарат состоит из государственных органов и

государственных учреждений, предприятий и других организаций. Органы

государства делятся на органы общей компетенции, которые руководят в

целом всей жизнедеятельностью населения, и органы специальной

компетенции, например.министерства. Кроме того, есть деление на органы

выборные и назначаемые, а также на органы законодательной,

исполнительной и судебной власти. Согласованное функционирование трех

ветвей власти обеспечивает глава государства.

В дальнейшей самостоятельной работе над кейсами вы более детально

изучите этот материал и подготовите устную презентацию.

3.Инструктаж по выполнению задания.

Каждой группе в течение 10мин. предстоит изучить соответствующие теме

урока статьи Конституции РФ, материалы кейса, статью из учебника и на

основании всего изученного подготовить устную презентацию.

(слайд№ 5- темы для презентаций групп)

1 группа работает по теме: «Механизм государства». При подготовке своей

презентации обратите внимание на понятия «механизм государства», «орган

государства». Сравните эти понятия, внимательно познакомьтесь с

классификацией органов государства.

2группа работает по теме: «Внутренние функции государства».это одно из

основных направлений деятельности государства. с помощью внутренних

функций государство управляет жизнью общества, осуществляет свою

внутреннюю политику. Изучите внутренние функции государства, дайте

каждой из них характеристику.

3группа работает по теме: «Внешние функции государства». Ни одно

государство не может существовать изолированно. На протяжении всей

истории существования государств они в той или иной мере

взаимодействовали между собой. Вам необходимо дать классификацию

внешних функций государства.

Вы работаете в группах. Групповая работа или работа в команде вам

хорошо знакома. Возьмитесь за руки! Вы –команда, вы –единомышленники,

а значит вы справитесь с любыми заданиями, вам все по плечу. У Булата

Шавловича Окуджавы-ветерана Великой Отечественной войны, поэта, барда

и просто мудрого человека, есть замечательная песня с такими словами:

«Возьмитесь за руки , друзья,

Чтоб не пропасть поодиночке».

В дружбе, единстве, сплоченности и наша сила, и сила нашего государства.

Не так ли?

(представление командиров групп)

Напомню вам последовательность работы над кейсом:

-записать тему, над которой предстоит работать команде;

-познакомиться с вопросами и заданиями кейса;

-по каждому вопросу кратко выскажите мнение;

-подготовьте презентацию по своему вопросу

-итог –аргументированный доклад.

4Заслушивание презентаций групп.

Обобщение:

-Функции государства –это многогранное понятие, складывающееся из

различных аспектов государственной деятельности. Деление функций

государства на внутренние и внешние условно, т.к. многие направления его

деятельности затрагивают и внешнюю и внутреннюю политику. Например,

государство влияет на развитие экономики внутри страны и осуществляет

экономическое взаимодействие с другими государствами.

IV Этап закрепления новых знаний

1.Работа над проблемным заданием.

-Вернемся к нашему эпиграфу –проблемному заданию.

-В каких случаях мы можем сказать, что государство является сильным?

-И каким образом сильное государство обеспечивает свободу своим

гражданам?

(каждая группа поочередно высказывает свое мнение)

Обобщение: сильное государство –суверенное государство. В таком

государстве успешно работают все функции государства. Особенно следует

выделить социальную функцию, когда государство создает условия

обеспечивающих достойную жизнь гражданам страны и свободное развитие

человека. А в таком государстве человек свободен, т.к. он защищен

государством, он может спокойно жить, растить детей, не беспокоиться за

свою старость.

2.Блиц –турнир.

Перед вами 10 конвертов с заданиями связанными с историей нашей

страны. Вы должны определить, какие функции государства проявляются в

данных событиях. Поочередно, представитель каждой группы берет конверт

с заданием, вслух зачитывают, затем в течение 1мин. группа должна

определить о какой функции государства говорится. А если группа дает

неверный ответ, то отвечает другая группа. В конце блиц –турнира

определим группу –победительницу.

3. Работа над тестом «гражданское общество и государство» в течение3мин.

с последующей самопроверкой и самооценкой.

VIПодведение итога урока.

1.Спикеры групп оценивают результативность работы своей группы.

2.Оценка работ групп в течение всего урока преподавателем.

VII Информация о домашнем задании

1Написать эссе, взяв за основу эпиграф урока.

2.на выбор: устно выполнить задания 1-3 стр.35

Устную презентацию по заданию №7 стр.35.



В раздел образования