Напоминание

"Воспитание ребенка в семье"


Автор: Олимпиева Алла Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУСОН РО "СРЦ сл. Большая Мартыновка"
Населённый пункт: Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание ребенка в семье"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение

социального обслуживания населения Ростовской области

социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

сл. Большая Мартыновка»

«Воспитание ребенка в семье»

(Статья для родителей)

Воспитатель:

Олимпиева А.М.

Воспитание ребенка в семье

Как воспитать послушного, вежливого и доброго ребёнка.

Только повторяя свои требования терпеливо, спокойно, но твердо и помогая

ребенку выполнять ваши распоряжения, вы добьетесь от него согласия. Если

вы десять раз угрожающим тоном скажете ему: «Убери комнату», он или не

сделает этого вообще, или сделает плохо. (Жюльен Коан-Солаль).

Семья является источником передачи ребенку социально-исторического

опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений

между людьми.

Семья была, есть и будет важнейшей формой воспитания, социализации

ребенка, включения его в общественную жизнь.

Родительские

удачи

и

находки,

уникальный

родительский

талант

неповторимы и во многом связаны с учетом индивидуальности ребенка. Что

подходит для одного ребенка – не подходит для другого.

Все

родители

хотят,

чтобы

их

ребенок

был

послушным,

вежливым,

внимательным и честным. Чтобы он убирал свою комнату, был организованным

и самостоятельным. Как же всего этого добиться?

Контролируйте процесс воспитания

Показывайте свою любовь

Очень важным фактором для развития ребенка является родительская любовь

и забота. Для того чтобы в будущем он стал ответственным и самодостаточным

человеком,

уже

сейчас

он

должен

ощущать,

что

нужен,

что

его

любят

и

принимают таким, какой он есть.

Родители,

выражая

свою

любовь

к

детям

лаской

и

добрыми

словами,

помогают

им

расти

психически

и

эмоционально

здоровыми

людьми.

Прочитайте ребенку на ночь сказку, спойте ему колыбельную, просто посидите

с ним рядом. Поощряйте ребенка, поддерживайте его, ведь все, что он делает,

превращается в жизненный опыт и будет с ним всю его жизнь.

Запреты тоже нужны

Иногда родители воспитывают своих детей, все им разрешая или, наоборот,

запрещая практически все. В обоих случаях родители совершают большую

ошибку,

ведь

для

психики

ребенка

вредны

любые

крайности:

излишняя

строгость или наоборот попустительство.

Вы должны четко определить для себя, что можно делать ребенку, что можно

ему давать, в каких ситуациях покупать что-то ребенку и что нужно запрещать.

Нельзя, например, поощрять дурное поведение ребенка, он не должен быть

командиром

в

вашей

семье.

Лучше

дать

почувствовать

ребенку

границы

допустимого

поведения,

чем

потом

исправлять

допущенные

ошибки

и

«переламывать» ребенка. А это будет гораздо труднее и болезненнее и для него,

и для вас, ведь ребенок не захочет расставаться со своей властью над вами.

Запреты должны существовать в любом возрасте, ребенок должен привыкать

к тому, что можно делать, а что нет. Конечно, запреты должны быть разумными.

Например, двухлетние дети все хватают и тянут в рот. Разумнее будет просто

убрать подальше все предметы, которые нельзя брать, а не делать ребенку

замечания каждый раз, когда он потянется за этой вещью. Бывает, что дети как

будто зацикливаются на чем-то одном и начинают на этом настаивать: просить,

клянчить или рыдать. В ход идут все доступные для него способы. В этот

момент нужно набраться терпения и знать, что сейчас идет ваша проверка.

Дети рано начинают проверять взрослых на «прочность» и продолжают это

делать в дошкольном и школьном возрасте. Важно в этот период запастись

выдержкой и стоять на своих требованиях к ребенку. Ребенок обязательно будет

добиться своего, иногда дети проявляют особенную настойчивость. Но если вы

уже сказали ребенку «нет», то продолжайте настаивать на своем, если даже вы

подумали и пришли к выводу, что в принципе, почему бы и не сделать так, как

он просит.

Очень

важно

в

эти

моменты

помнить:

отношение

к

ребенку

должно

оставаться добрым и доверительным! Иногда это бывает очень трудно сделать,

но именно так строится правильное воспитание. Проявляя к ребенку терпение и

понимание, вы учите его правильному поведению в конфликтных ситуациях.

Правила поведения

В каждой семье есть свои правила поведения, у одних они жесткие, у других

слишком мягкие. Когда существуют правила, тогда сразу становится понятно,

что можно, а что нельзя. Главное для родителей — понимать, какие правила они

устанавливают и для чего.

Нравственное воспитание

Вы, наверное, помните стихотворение Владимира Маяковского «Что такое

хорошо».

В

нем

на

конкретных

примерах

рассказывается,

когда

ребенок

поступает хорошо, а когда плохо.

Детей нужно учить понимать что плохо, а что хорошо. На родителях лежит

обязанность вложить эти понятия в детей, научить ребенка ощущать границы

между

добром

и

злом.

Родители

также

должны

осуществлять

контроль

и

проверять, какие нравственные ценности усваивает ребенок из книг, фильмов,

компьютерных игр. Старайтесь избегать любых форм насилия на экране и в

детских играх.

Нельзя учить ребенка отстаивать свои права с помощью кулаков. Пропадает

понятие

уважения

к

другим

людям

и

появляется

понятие

сила

власть.

Ребенку становится не важно, что при этом чувствуют другие дети. Это плохо, в

первую очередь, для самого ребенка, ведь такие дети могут остаться одни.

Родители детей, которые пострадали от грубости драчуна, стараются, чтобы их

ребенок не играл с таким «плохим» ребенком.

Учите

ребенка

договариваться

с

другими

детьми.

Конечно,

в

идеальном

обществе насилие должно быть сведено к минимуму. Увы, наш мир не идеален,

а дети (как отмечают воспитатели и учителя) с каждым годом становятся все

агрессивнее, и источник этой агрессии кроется в семье.

Должен

ли

ребенок

уметь

давать

сдачи? На

этот

вопрос

вам

дадут

множество разных ответов, наверное, их будет столько же, сколько и родителей.

Что значит «давать сдачи»? Если ребенок ходит в детский сад, обязательно

возникает ситуация, при которой один ребенок может стукнуть, поцарапать,

укусить, ущипнуть, толкнуть другого. Как правило, в группе хотя бы один такой

драчун,

но

есть.

На

площадке,

где

вы

гуляете

с

ребенком,

тоже

могут

вспыхивать конфликты между детьми. Как правило, агрессия исходит от детей,

которые не умеют договариваться, причин этому может быть много: проблемы в

семье, маленький запас слов, неумение общаться со сверстниками и т. д. В

любом случае, если вы замечаете агрессивное поведение своего ребенка по

отношению к другим, этот сигнал не должен ускользнуть от вашего внимания,

потому что это говорит о скрытых проблемах вашего ребенка.

Что делать, если ребенка постоянно обижают?

В 6-7 лет, конечно, нужно учить ребенка постоять за себя, защищать себя. В

этом возрасте ребенок начинает понимать, что не со всеми детьми можно

договориться по-хорошему. Но мы сейчас говорим о детях помладше — 2-5 лет.

В этом возрасте можно обходиться без драк, нужно объяснять ребенку, как

нужно разговаривать и договариваться. Научите ребенка спрашивать, можно ли

взять чужую вещь. И не огорчаться, если ее не хотят давать. Учите ребенка

понимать не только свои собственные желания, но и желания других людей.

Может,

стоит предложить

свою

игрушку

взамен

чужой

и

конфликт

не

возникнет.

Если ситуация выходит за рамки вашего контроля, попробуйте твердо, но

спокойно

сказать

драчуну,

что

«мы

здесь

не

деремся,

а

разговариваем

и

договариваемся».

Некоторые родители спокойно реагируют на то, что их ребенок дерется, но

зато

яростно

защищают

его,

если

тот

получает

в

ответ.

Нельзя

поощрять

агрессивное поведение своего ребенка по отношению к другим детям. Если ваш

малыш дерется, уведите его на время с площадки, пусть поймет, что одному

скучно и неинтересно.

Как объяснить ребенку, что он должен быть послушным

Спросите ребенка, считает ли он себя умнее, чем кто- то, например, Света,

которая младше его на год? Ребенок ответит: «Да! Конечно, я умнее!» Тогда

спросите его: «А почему?». И вы получите ответ: «Я больше умею, я старше».

Тогда задайте ему еще один вопрос: «Я старше тебя, я умнее?» Думаю, ответ

будет положительный. Согласившись с вами, он начинает осознавать, почему он

должен вас слушать.

Рекомендации родителям по воспитанию ребенка

Основной психологический закон правильного воспитания ребенка – это

признание его самостоятельности и независимости с самого рождения.

В обязанности родителей входят:

Создание оптимальных условий для роста и развития ребенка

Удовлетворение его естественных потребностей

Обеспечение безопасности ребенка

Воспитание ребенка

Ребенок

ждет

от

родителей

нежности,

ласки,

любви,

тепла,

поддержки,

понимания, доброты, заботы, похвалы, улыбки, а не внушения спасительных

правил,

назойливой

передачи

опыта,

постоянного

контроля,

диктата,

управления,

отвержения,

о суждения,

наказания,

п одчерк и ван и я

несамостоятельности ребенка, принятия за него решений.

Климат в семье – индикатор того, как живется ребенку, что он чувствует,

находясь рядом с вами.

При воспитании ребенка придерживайтесь определенных принципов:

Не ждите, что ребенок будет таким, как вы хотите. Помогите ему стать

самим собой

Не вымещайте на ребенке свои обиды

Не относитесь к его проблемам свысока

Не унижайте его никогда

Умейте любить не только своего, но и чужого ребенка

Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, слабым

Обращаясь к ребенку, радуйтесь, потому что это праздник, который пока с

вами

Каждодневно ваш ребенок должен видеть и постигать азбуку доброты в

семье и ближайшем окружении: взаимопомощь друг другу, доброе, заботливое

отношение.

Читайте

ребенку

художественную

литературу

и

сказки

в

целях

воспитания добрых чувств; после чтения беседуйте с ним о прочитанном;

поставьте ребенка в активную жизненную позицию

Современная педагогическая наука располагает многочисленными данными,

свидетельствующими о том, что именно семейное воспитание дает ребенку

всю гамму чувств и представлений об окружающем мире.

Из всего многообразия окружающей жизни, которая так или иначе влияет

на малыша, особое значение для него имеет «ближний круг общения», куда

входят родители и другие близкие люди, удовлетворяющие потребность быть

защищенным, любимым, эмоциональным. Образ этих людей запечатлевается в

сознании ребенка иногда на всю жизнь.

Окружите своего ребенка любовью и лаской, пусть он почувствует, что он

любимый и желанный в семье. Это сделает его более чувствительным к

вашим воспитательным воздействиям

Помните:

Семья - первый и наиболее значимый воспитательный институт в

жизни ребенка.



В раздел образования