Напоминание

Конспект занятия по развитию речи "Хлеб всему голова"


Автор: Коваливнич Наташа Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №44 д/с "Сибирячок"
Населённый пункт: город Суругт
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия по развитию речи "Хлеб всему голова"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной

области «Развитие речи» в группе младшего дошкольного возраста

Тема: Хлеб - всему голова.

Цель: дать представление о посуде — название и назначение посуды, ее классификацию

(кухонная, столовая и чайная).

Интеграция образовательных областей. «Познание», «Социализация».

Задачи:

Образовательная.

Познакомить детей с особенностями выращивания хлеба, с профессиями хлеборобов, их

трудом.

Развивающие:

Расширить знания у детей о значении хлеба, как полезного необходимого продукта для

жизни человека.

Развивать познавательный интерес, внимание, память, связную речь.

Воспитательные:

Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу

.

Предварительная

работа:

чтение

сказки

К.И.

Чуковского

«Федорино

горе»,

рассматривание картинок с изображением кухонной, столовой и чайной посуды.

Материалы к НОД: Атрибуты для кукольного театра, семена пшеницы, ржи, колоски

пшеницы, ржи, мука пшеничная, ржаная, кофемолка, серия сюжетных картинок с

изображением сельскохозяйственной техники, хлебобулочных изделий, соленое тесто,

доски, стеки, салфетки.

Ход НОД

1. Водная часть

Воспитатель:

Ребята, вы любите сказки? А хотите попасть в сказку? Сегодня мы отправимся в сказку

«Колосок». Усаживайтесь поудобнее и слушайте!

Кукольный театр. Сказка «Колосок».

Воспитатель:

Жили-были два мышонка, да петушок Голосистое Горлышко.

(Появляются петушок и два мышонка.)

Петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил.

Петушок:

- Ку – ка – ре – ку!

Воспитатель:

А потом принимался за работу.

(Петушок подметает двор.)

Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись.

(Мышата пляшут под музыку.)

Мышата:

Пи – пи – пи!

Воспитатель:

Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

Петушок:

Кукареку! Мышата, бежите сюда, посмотрите, что я нашел!

Мышата:

А что это?

Петушок:

Это пшеничный колосок!

(Петушок показывает пшеничный колосок)

Воспитатель:

Дети, посмотрите, какой колосок!

(петушок и мышата уходят)

А где же вырос колосок? Кто его посадил? Вы хотите узнать?

(Показывает ведерко, в котором пшеница.)

Отгадайте, что у меня в ведерке?

В землю тёплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нём таких, как я,

Будет целая семья.

(семя)

(Раздаёт детям семена пшеницы)

Посмотрите, какие маленькие зёрнышки! А что из них может получиться? (вырастит

колосок, мука, хлеб, батон)

Воспитатель: Вы все правильно отвечаете. Но давайте проследим путь зернышка и

вместе с ним отправимся в путешествие.

Куда вначале попадет зернышко? ( зернышко попадет в землю)

Ребята, но ведь земля твердая, сухая. Что же делать?

(Сначала землю надо подготовить – вспахать.)

А чем землю пашут? (Землю пашут трактором с плугом.)

(показываю)

Воспитатель:

Дети, посмотрите, как трактор пашет землю.

Хотите превратиться в трактора. (Да)

Что будем сейчас делать (землю пахать, в землю зёрнышки бросать).

Тогда поехали.

Физминутка «Трактора».

Тара – тара – тара - ра.

Из колхозного двора

Выезжают трактора.

Будем землю пахать,

Будем хлеб засевать,

(Дети «едут» по группе)

Сею – вею – посеваю,

В землю зёрнышки бросаю.

(Дети «разбрасывают» пшеницу слева направо)

Воспитатель:

Вот мы и посадили семена. Теперь надо немножко подождать, когда они взойдут.

Что нужно чтобы зернышки взошли? (нужно, чтобы солнышко светило).

Воспитатель:

Давайте солнышко позовём.

(дети делают хоровод и читают закличку)

Солнышко – вёдрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей!

Солнышко ясное нарядись.

Солнышко красное

Покажись!

Вот и солнышко выглянуло. Какое солнышко? Опишите (круглое, ласковое, желтое,

теплое).

А что еще нужно чтобы зернышки взошли? (нужно позвать дождик)

(дети бегают по залу)

Дождик, дождик, поливай

Будет хлеба каравай,

Будут бублики и сушки,

Будут вкусные ватрушки.

А вот и дождик пошел.

Прячьтесь под зонтики (дети садятся, сложив руки над головой домиком)

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только деток не мочи!

Лучше в поле поспеши.

Вставайте дети, вот и кончился дождик.

(Психогимнастика «Зёрнышки»)

Воспитатель:

А теперь представьте, что вы не дети, а зёрнышки (дети сворачиваются клубочком).

Солнышко пригрело, дождик полил, и на поле появились первые всходы (сжатые ладони

тянутся вверх). И вот уже листочки потянулись к солнцу (ладони раскрыты, запястья

сомкнуты). Вырос высокий колосок (дети встали, потянулись).

(Дети подходят к экрану)

Поднимается росток,

Скоро будет колосок.

И вот взошла пшеница! Но вместе с пшеницей взошли и сорняки.

Что делать? (надо позвать самолеты)

Ребенок-самолет:

Чтоб вредители не съели

На полях весь урожай,

Я их сверху посыпаю,

Порошком уничтожаю!

Воспитатель:

Дети, посмотрите на экран.

На помощь приходят самолеты, они разбрасывают над посевами особую химическую

жидкость – она уничтожает сорняки.

Игра «Самолётики».

(Воспитатель раздает детям самолетики.

Дети – «самолётики» опыляют поля.)

Молодцы присаживайтесь на свои места.

(дети садятся на стульчики)

И вот пшеница созрела. Стали колоски высокими и золотыми!

Многие художники изображали поле с колосками в своих рисунках.

Давайте посмотрим на картину Ивана Ивановича Шишкина «Рожь».

Что вы видите? (колоски).

Какие они? (тяжелые, золотые, колышет ветер).

Воспитатель:

Ребята, надо же нам пшеницу убирать. Кого позовем?

Дети:

Комбайн.

Ребенок – комбайн:

Для уборки урожая

На поля я выезжаю.

И за несколько машин

Я работаю один.

Воспитатель:

Ребята, а что комбайн делает? (срезает колоски)

Он срезает колоски мотовилом (показать указкой).

Вот мы и убрали колоски.

А что же дальше было? Давайте посмотрим!

Кукольный театр. Сказка «Колосок».

Петушок:

- Круть, Верть, что же мы будем делать с колоском?

Мышата:

-Нужно его обмолотить.

Петушок:

- А кто будет молотить?

Мышата:

- Только не я!

- Только не я!

Петушок:

- Ладно, я обмолочу.

Воспитатель:

И принялся петушок за работу. А мышата стали играть в лапту.

(Петушок клювом выбивает зёрнышки.)

Петушок:

- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!

(петушок показывает мешочек)

Воспитатель:

Вот молодец петушок, сколько у него зерна в мешке.

А у нас, петушок, зернышки достает комбайн.

Комбайн – очень умная машина, он срезает пшеницу, обмолачивает её. Что комбайн потом

делает? (высыпает зерно в машину).

Воспитатель:

Много пшеницы насыпалось в машину, и петушок много зерна намолотил! Давайте

посмотрим, что же дальше было с зёрнышками!

Кукольный театр. Сказка «Колосок».

Воспитатель:

Петушок позвал мышат. Прибежали мышата и запищали в один голос:

Мышата:

- Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!

Петушок:

- А кто понесёт?

Мышата:

- Только не я!

- Только не я!

Петушок:

- Ладно, я снесу зерно на мельницу.

Воспитатель:

Взвалил петушок себе на плечи мешок и пошёл на мельницу. А мышата тем временем

затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.

(петушок и мышата уходят)

Воспитатель:

Куда понёс Петушок зернышки? (Петушок понёс зерно на мельницу.)

Давайте, посмотрим какая мельница, какие у неё большие крылья.

А что, вы ещё знаете о мельнице?

Ребёнок:

Едет хлеб на мельницу,

Мельницу – чудесницу.

Здесь пышней, чем облака,

Получается мука.

А вы хотите сами отвезти зерно на мельницу? (Да)

Выходите. Сейчас мы посмотрим чья команда быстрее справиться .

Игра «Отвезём зерно на мельницу».

( Дети делятся на две команды, на машинах возят мешочки с зерном на «мельницу».)

Воспитатель:

Ребята, а что делают на мельнице? (здесь из зерна делают муку).

Воспитатель:

А хотите посмотреть, как из зерна получается мука?

(Получение муки при помощи кофемолки.)

Возьму чудо-меленку,

Положу туда зернышки.

Мели, мели, меленка,

Мели, мели, зернышки.

Покручу, поверчу,

Покручу, поверчу,

Да муку получу.

Ребята, посмотрите, у нас получилась мука (высыпаю в баночку муку из кофемолки)

Когда мы её немножко очистим она будет вот такая (показываю в баночке белую муку)

Скажите, какая мука? (белая, легкая, пушистая, мягкая, сыпучая, невкусная и т. д.)

Посмотрите, вот это белая мука – она из пшеницы, а это темная, она из ржи. А, что же

дальше делают с мукой? Давайте, посмотрим.

Кукольный театр. Сказка «Колосок».

Воспитатель:

Вернулся петушок с мельницы, принёс муку, опять зовёт мышат:

Петушок:

- Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принёс.

Мышата:

- Ай, да петушок! Ай, да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.

Петушок:

- Кто будет тесто месить?

Мышата:

- Только не я!

- Только не я!-

Петушок:

- Видно, мне придётся.

(петушок и мышата уходит)

Воспитатель:

А где у нас пекут хлеб? (на большом заводе).

Посмотрите, какой вкусный хлеб получается!

А что ещё пекут из муки? (Из муки пекут хлеб, бублики, печенье, торты, пряники,….)

Воспитатель:

А, что же наши мышата?

Кукольный театр. Сказка «Колосок».

Воспитатель:

Замесил петушок тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в

неё пирог. Испекся пирог, петушок его вынул. Посмотрите, какой пирог испёк Петушок!

А мышата тут как тут. И звать их не пришлось.

Мышата:

- Ох, и проголодался я!

- Ох, и есть хочется!

Петушок:

- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок?

Мышата:

- Ты нашёл!

Петушок:

- А кто колосок обмолотил?

Мышата:

- Ты обмолотил!

Петушок:

- А кто зерно на мельницу носил?

Мышата:

- Тоже ты.

Петушок:

- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?

Мышата:

- Всё ты. Всё ты.

Петушок:

- А вы что делали?

Воспитатель:

Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а

петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.

(петушок и мышата уходят)

Дети, а почему Петушок не пригласил за стол мышат? (Мышата были ленивые, петушку

не помогали.)

Воспитатель:

Вот видите, ребята, какой долгий путь прошло зёрнышко от колоска до каравая, как

много труда надо приложить, чтобы хлеб был на столе. Поэтому вы должны бережно

относиться к хлебу. Расскажите, как нужно относиться к хлебу (не крошить его за столом,

не разбрасывать хлеб, не играть хлебом)

Дети, какие пословицы о хлебе вы знаете?

«Будет хлеб – будет и обед!».

«Хочешь, есть калачи - не сиди на печи».

«Кто пахать лениться, у того хлеб не родиться».

А теперь давайте о хлебе расскажем стихи.

Важней, чем хлеб, продукта нет:

На завтрак, ужин и обед.

Его к столу нам подают.

Хлеб в магазине продают.

Там на прилавках хлеб любой:

Пшеничный хлеб и хлеб ржаной,

Батон, душистый каравай –

Всё, что угодно, выбирай!

Воспитатель:

Ребята, а вы хотите поработать кондитерами? Мы пекли с вами прянички, а сегодня будем

их украшать.

(Дети с помощью формочек сделали печенье из теста. Тесто готовят из равных частей

муки и соли, замешивая водой. Высушенные хлебные изделия разукрашивают акварелью,

используются в игре).



В раздел образования