Автор: Тюркина Любовь Андреевна
Должность: музыкальный руководитель 1 кв. категории
Учебное заведение: МКДОУ Кутужековский д/с "Василек"
Населённый пункт: с. Кутужеково, Минусинского района, Красноярского края
Наименование материала: открытое занятие
Тема: Открытое музыкальное занятие в разновозрастной группе для родителей
Раздел: дошкольное образование
Открытое музыкальное занятие в разновозрастной группе для родителей
Невозможно
надеяться
на
повышение
уровня
музыкального
просвещения родителей одним средством устной пропаганды, не отдавая
должного прямому обучению родителей. Увиденное во время дней открытых
дверей музыкальное занятие в детском саду, дает толчок для вдумчивого
отношения к музыкальному миру ребенка. Появление у родителей желания
разобраться, чем живет, чем занят ребенок, можно считать убедительным
доказательством эффективности проведенной работы.
На примере разновозрастной группы детского сада проведем анализ
проведения открытого музыкального занятия. Основной критерий анализа –
цель, которая ставится музыкальным руководителем, так как в зависимости
от
конкретного
назначения
того
или
иного
мероприятия,
как
известно,
изменяется
и
его
содержание,
а
это
влечет
за
собой
и
подбор
соответствующего материала.
Одна из целей, с успехом достигнутая посредством открытых дверей, –
знакомство
родителей
с
деятельностью
детей
на
музыкальных
занятиях,
требованиями к ним. До поступления малыша в детский сад многие родители
имеют
поверхностное
представление
о
том,
как
проходят
музыкальные
занятия, что они дают и что может получить ребенок для своего духовного
развития. Как правило, родители с удовольствием принимают приглашение
посетить детский сад.
Характерно, что первое посещение родителей в день открытых дверей
иногда дает два противоположных эффекта: одних успокаивает настолько,
что в дальнейшем снимает тревогу за своего малыша («Там так интересно,
там мой малыш так раскрывается!»). У других, напротив, пробуждает тревогу
(«Я
и
не
думала,
что
с
малышом
столько
проблем).
Можно
ли
удовлетвориться тем, что родители ушли успокоенные? Да, можно, если у
них
возникло
желание
еще
побывать
на
занятии,
узнать
еще
что-то,
разобраться, посоветоваться. Словом, если они осознали, что музыкальное
занятие – дело серьезное и ответственное. В этом смысле можно радоваться
1
тому, что мамы и папы задумались. День открытых дверей представляет для
этого
наилучшие
возможности
благодаря
особой
наглядности
своего
материала:
ребенок
наблюдается
в
обычной
для
него
обстановке,
его
действия и поведение на музыкальном занятии воспринимаются в контексте
реальных взаимоотношений с окружающими. Сравнение своего ребенка со
сверстниками выявляет в нем что-то ранее незамеченное или оттеняет черты,
казавшиеся само собой разумеющимися.
Нужно ли сообщать детям о приходе родителей на занятие? Безусловно,
нужно. Только делать это надо без напряжения, сдержано. «Мамы хотят
знать, что вы делаете на музыкальных занятиях, в какие игры играете, какие
песенки поете». Нельзя допускать накала страстей, говоря, что-то подобного:
«Будьте внимательны на занятии. Постарайтесь показать себя». Это приводит,
как правило, к отрицательному результату, создавая атмосферу повышенной
нервозности
и
тревожности.
Особенно
она
сказывается
на
новичках,
на
робких
и
нерешительных
детях.
Присутствие
родителей
является
для
дошкольника
большим
эмоциональным
фактором.
Присутствие
близкого
человека
вызывает
у
ребенка
целую
гамму
переживаний:
стремление
проявить себя, заслужить одобрение, желание приласкаться, понимая, что
этого нельзя позволить во время занятия. (Хотя малыши, не умея владеть
собой, бросаются к родным, цепляются за руку). Неудача или оплошность на
глазах
мамы
или
папы
огорчает
сильнее,
чем
в
присутствии
чужого,
нейтрального
лица.
Ребенок
чувствует
ожидания
близких
ему
людей,
которым очень хочется увидеть его достижения на фоне других детей.
Способность
детей
разделять
тревоги
и
радости
музыкального
руководителя на занятии зависит от степени, установившейся между ними
эмоциональной близости. Зачастую она настоль высока, что подгруппа, как
локатор, безошибочно улавливает тончайшие оттенки отношения и чутко
реагирует на них. В этой ситуации от педагога требуется особое умение
регулировать
свои
эмоции,
чтобы
детям
не
передалась
его
внутренняя
напряженность. Все вышесказанное говорит о недопустимости прибегать к
2
предупреждению детей быть «послушными, старательными», так как вместо
того, чтобы мобилизовать, это может действовать на них деструктивно.
В
детских
садах
принято
приглашать
родителей
на
занятия.
Действительно, это удобно и одной и другой стороне. Ожидания гостей
заставляет педагога тщательно продумать все моменты занятия, чтобы не
оказаться перед какой – нибудь неожиданностью. К большому сожалению,
нередко на этом почти заканчивается вся подготовка. Собравшиеся посидят
положенное время, зададут пару вопросов, а то и вовсе промолчат и уходят.
Педагогический
персонал
даже
не
может
судить
об
эффективности
проведенной работы.
При
целенаправленной
организации
занятие
будет
прекрасным
средством
взаимодействия
педагога
и
родителей.
Характер
подготовки
родителей к просмотру занятия определяется конкретными целями, которые
ставит перед собой музыкальный руководитель. Рассмотреть за внешними
проявлениями
ребенка
те
или
иные
психические
особенности,
черты
личности не так просто, тем более несведущему в педагогике человеку.
Программа
наблюдения,
предварительное
описание
возможных
форм
поведения, характер действия при выполнении задания поможет родителям
более правильно понять увиденное на открытом занятии.
Подготовка к открытому музыкальному
занятию для родителей в
разновозрастной
группе
должна
включить
тщательное
обдумывание
сведений,
сообщаемых
присутствующим.
Глубокое
обдумывание
и
обсуждение в педколлективе того, что будет представлено для просмотра на
занятии – обязательное условие подготовительного этапа.
Объяснения родителям даются в начале (вступительная беседа) и в
конце, как заключение.
Они должны быть изложены последовательно и в
доступной для данной категории родителей форме.
Наиболее рациональна такая структура вступительной беседы: вначале
сформулировать воспитательные цели, затем сделать акцент на поставленной
3
задаче
перед
детьми,
и
посредством
каких
действий
они
должны
ее
выполнить.
Чтобы не отвлекать детей и не нарушать деловую обстановку, никакие
комментарии во время занятия не должны иметь места.
Ответив
на
все
вопросы
собравшихся
родителей,
музыкальный
руководитель
может
предложить
отдельным
родителям
дополнительную
консультацию, чтобы узнать, как помочь ребенку лучше усвоить материал.
Можно вручить карточки (заранее приготовленные) с перечислением нужных
игр,
мелодий
и
упражнений,
рекомендовать
прочитать
статьи
из
педагогической литературы.
В заключении требуется оценить результаты занятия с точки зрения их
соответствия
поставленным
целям.
В
зависимости
от
состава
родителей
дается краткая или более детальная характеристика деятельности детей и
анализ достигнутых ими успехов. В качестве последних могут выступать и
конкретный
продукт
детской
деятельности
(например,
умение
составить
рассказ на заданную тему, выразительно исполнить в танце - импровизации
знакомые
движения,
придумать
свои;
самостоятельно
выбрать
способы
действий в виде жеста, мимики в передаче игрового образа; умение отражать
в
рисовании,
аппликации
впечатления
от
эмоционального
содержания
музыки,
слова).
При
этом
не
допустимы
отрицательные
оценки.
Анализ
должен касаться особенностей деятельности и причин успеха или неуспеха.
Примерная схема анализа:
- внимательно слушает педагога или отвлекается;
- выполняет задание старательно или нет;
- проявляет раздражение, нервничает.
Как оценивает результат своей деятельности:
- удовлетворен,
-смущается за свои ошибки;
- проявляет равнодушие.
4
Совокупность
указанных
показателей,
зафиксированных
на
музыкальном
занятии,
позволяет
судить
о
характере
активности
ребенка,
степени
ее
целенаправленности, об отношении к требованиям педагога.
Наиболее трудоемкое дело из всех форм детской деятельности – это
комплексное занятие. Насколько оно трудоемкое, настолько увлекательное
как
для
детей,
так
и
для
педагога.
Смысл
такого
занятия
в
том,
что
определенная
тема
раскрывается
через
различные
виды
детской
деятельности:
музыкальной,
изобразительной,
художественно-речевой,
театрализованной. На занятиях дети поют, танцуют, слушают музыку, играют
на музыкальных инструментах, читают стихи, инсценируют сказку.
Бесспорно, проведение комплексных занятий требует серьезной подготовки
всего
педагогического
коллектива.
Только
в
этом
случае
–
в
атмосфере
всеобщего
внимания,
заинтересованности,
профессионализма
взрослых
–
ребенок эмоционально воспринимает мир и искусство.
На
такие
открытые
занятия
родители
приходят
с
большим
удовольствием,
так
как
сочетание
несколько
видов
деятельности
дает
возможность
родителям
увидеть
весь
творческий
потенциал
ребенка
наиболее ярко. На комплексных занятиях с наибольшей выразительностью
проявляются отношения детей друг к другу, особенно в разновозрастной
группе, где неодинаковые практические умения. Родители на примере других
детей видят, чего еще не достиг их сын или дочь, или убеждаются в каких-то
его способностях, о которых они и не подозревали.
Однако ситуации сравнения своего ребенка со сверстниками далеко не
безобидны и порой оставляют неприятный осадок. Ведь для родителей свое
дитя всегда хорошее уже хотя бы потому, что родное, любимое, даже если
временами бывает непослушным, недобрым, неумелым. Видеть его в чем-то
хуже других досадно и неприятно.
Следует ли сделать вывод, что на открытое занятие можно приглашать
только родителей, дети которых достигли хороших результатов? Если стать на
этот путь, то именно те, кто мало озабочен воспитанием, будут лишены
5
одного из действенных средств педагогической учебы. Значит надо искать
приемлемые
формы,
соблюдать
дифференциальный
подход
к
взрослому
человеку,
учитывать
его
реакцию.
Последний
состоит
в
том,
чтобы
не
включать
в
состав
собравшихся
тех
взрослых,
которые
будучи
раздражительными,
несдержанными,
могут
неадекватно
отреагировать
и
спровоцировать конфликт. Такие люди нуждаются в особо дипломатическом
обращении, и с ними беседа ведется отдельно.
Помимо такого деликатного подхода, возникают также требования к
отбору ситуаций для наблюдения. Их содержанием должны быть такие виды
детской
деятельности,
успешность
которых
определяется
тем,
как
дети
овладели теми или иными умениями, знаниями.
Цель показа – довести до сознания родителей, что занятия с ребенком
(будь
то
музыкальное
занятие,
физические
упражнения,
изобразительное
творчество
и
др.)
помогут
ему
достичь
лучших
результатов.
Если
же
объектом
наблюдения
выступают
достижения
детей
показательного
характера, а не учебный для родителей, то и требования к нему иные (тогда
его следует отнести к разряду развлечений, досуга).
Следует
учитывать
и
то,
что
любое
открытое
занятие
требует
от
педагога большой осторожности и не могут проходить без комментариев
взрослого, умело расставляющего акценты. Какие именно?
Для тех, кто достиг успеха, важна поддержка их стараний. Например, в
такой форме: «Ты постарался, и получилось очень хорошо». Это не только
вдохновляет ребенка, но и создает у него ощущение собственной власти над
своими
достижениями.
Проигравшим
тоже
нужно
найти
добрые
слова,
подбадривающие. Для них крайне важна оптимистическая оценка: «Сегодня
у тебя получилось лучше, чем в прошлый раз, а в следующий будет еще
лучше». Чтобы не ронять авторитет неудачника в глазах группы, можно
поощрить его в присутствии детей: «Дети, помните, как трудно было Олегу в
прошлый раз…. А сегодня он показал себя молодцом, похлопаем ему».
6
Достаточно присмотреться, как быстро снижается состязательный азарт
и еще недавнее соперничество возвращается к доброжелательному общению.
Подводя
итог
сказанному,
хочется
подчеркнуть,
что
в
открытых
занятиях заложены нераскрытые резервы педагогического просвещения и их
необходимо использовать.
МКДОУ Кутужековский детский сад
Минусинского района Красноярского края
Музыкальный руководитель: Тюркина Любовь Андреевна
7