Напоминание

"Особенности общения детей младшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками"


Автор: Серебренникова Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 45 "Добрая фея"
Населённый пункт: город Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности общения детей младшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности общения детей младшего дошкольного возраста с

взрослыми и сверстниками

Дошкольное

детство

— особенный

и

важный

период

жизни ребенка.

Границы

условий

жизни

в

это

время

становятся

шире:

рамки

семьи

раздвигаются

до пределов

улицы, города. Маленький ребенок открывает для

себя мир человеческих взаимоотношений, разных видов деятельности.

Происходит

активное

стремление

ребенка

к

самостоятельности.

Из

предоставленного

противоречия возникает

ролевая игра. В самостоятельной

деятельности происходит имитация жизни взрослых.

К концу дошкольного возраста заканчивается процесс фонематического

развития. Происходит развитие звуковой стороны речи. Младшие дошкольники

начинают понимать собственное

произношение.

Ребенок перестает узнавать

неверно произнесенные слова, он и слышит, и произносит их уже верно.

Очень быстро расширяется словарный состав речи. В общении ребенка с

ровесниками

развивается

диалогическая речь,

которая

включает

в

себя

указания, оценку, взаимодействие игровых действий и многое другое. Ребенок

способен использовать все формы устной речи, которые характерны взрослым.

У него возникают развернутые сообщения – повествование, монологи.

В речи детей появляются новые речевые формы, переход к развернутым

высказываниям обусловлены новыми задачами общения. Полноценное общение

с

другими

детьми

достигается именно

в

э т о

в р е м я ,

о н о делается

принципиальным фактором развития речи.

Ребенком усваиваются грамматические формы языка, и увеличивается

функциональный

словарь,

а

это

дает

возможность

в

конце

дошкольного

возраста перейти к контекстной речи. Ребенок может рассказать

рассказ или

сказку, которую прочитали, описать

картину, ясно для окружающих передать

личные впечатления об увиденном.

В

дошкольном

возрасте

восприятие утрачивает

свой

первоначальный

эмоциональный

характер:

перцептивные

и

эмоциональные

процессы

изменяются.

Восприятие

осмысленное,

целенаправленное,

анализирующие.

В

нем

различаются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск.

Дошкольное детство — возраст, самый подходящий для развития памяти.

В этом возрасте память приобретает главенствующую функцию среди других

познавательных действий.

Развитие

воображение получает

в

играх,

где

символические смены

действий

совершаются довольно нередко

и

при

помощи разных средств и

методик.

В

первой

половине

дошкольного

детства

у

малыша преобладает

репродуктивное

воображение, механически

в о с с о з д а ю щ е е обретенные

воспоминания

в облике образов. Это воспоминания, обретенные ребенком в

итоге конкретного восприятия реальности, прослушивания рассказов, сказок,

просмотра кинофильмов.

Направления деятельности, где имеет место быть творческое воображение

детей, становятся сюжетные ролевые игры.

Дошкольный

возраст

является

периодом начального

фактического

формирования

личности.

В

это

время происходит

формирование

основных

личных устройств

и

образований,

которые

определяют будущее личностное

развитие.

Развитие

личности

детей

в

дошкольном

возрасте

проистекает

на базе

прямого

подражания

окружающим

людям,

в индивидуальности взрослым и

ровесникам.

Сопровождается

подражание

закреплением

наблюдаемых

форм

поведения сначала в облике внешних подражательных реакций, а позже в форме

демонстрируемых свойств личности.

Нравственной этической селективностью подражание в предоставленном

возрасте

не

способно

обладать, благодаря чему дети

с

легкостью способны

преодолевать как положительные, так и негативные эталоны поведения.

В младшем дошкольном детстве происходит развитие характера ребенка.

Характер создается

под действием

наблюдаемого

детьми соответствующего

поведения взрослых.

Формируются

такие принципиальные

собственные

индивидуальности, как, самостоятельность, воля, предприимчивость.

Складывается

само сознание.

Мы

можем

отметить

ряд

форм

самосознания: сознание

собственных

переживаний,

самооценка,

половая

идентификация, понимание себя во времени и так далее.

Собственно

самооценка появляется

в о второй

половине

дошкольного

периода на базе начальной истинно эмоциональной самооценки («я хороший»)

и

оценки постороннего

поведения. Сначала

ребенок приобретает

умение

понимать

действия

других

детей,

а позже

— собственные

действия,

нравственные свойства и умения.

Дошкольное

детство

это

время познания

мира

человеческих

взаимоотношений.

Ребенок

имитирует

их

в

сюжетно-ролевой игре, которая

становится для него ведущей деятельностью. Когда ребенок играет, он учится

общаться с ровесниками.

Идет

процесс

развития

личности.

Возникают

эмоциональные

предвосхищения

последствий собственного

п о в е д е н и я , самомнения,

осложнение и понимание переживаний, которые обогащены новыми эмоциями

и мотивами эмоциональной сферы – это малый перечень особенностей, которые

характерны для личностного развития дошкольника.

Общение

значимый

элемент

социализации

человека,

метод

его

существования,

удовлетворения

и

регулирования главных

потребностей,

основной канал взаимодействия людей.

В будничной жизни человек обучается общению с детства и овладевает

разными его видами в зависимости от окружающей его среды, от людей, с

которыми взаимодействует. Это происходит интуитивно, через житейский опыт.

Для людей важны межличностные отношения. Общение характерно всем

высшим

живым созданиям.

Однако только на уровне человека оно получает

абсолютные формы.

2

«В

общении

есть

содержание, цель

и

средства.

Содержание

характеризуется

информацией,

которая

передаваемой

от одного

живого

существа

к иному.

Содержание

общения

это

сведения

о

внутреннем

мотивационном или чувственном состоянии личности. Важно еще то, что люди

испытают

различные

эмоциональные впечатления

и желают

и х проверить.

Основным

источником

данных

переживаний

являются

ситуации

межличностного общения».

Цель общения – это то, вследствие чего у человека возникает этот вид

деятельности. У животных и человека цели самые разные: цель общения у

животных может быть побуждение другого животного к любым действиям или

же

о п а с е н и е

том ,

ч то необходимо

н е делать

никаких

действий

(предупреждение об угрозе, это одно из значимых действий).

Информация

может передаться

при

помощи

прямых физических

контактов,

также

информацию

можно

передавать

и

воспринимать

на

расстоянии, через

органы

чувств

(надзор

со

стороны 1-го

человека

за

движениями иного человека и восприятие сигналов, какие производит один из

общающихся). Человек способен использовать данные ему от природы методы

передачи информации и может изобретать и усовершенствовать другие.

Если

у

человека отнять

возможность

удовлетворения

потребность

общения, то в его психике способны проявиться определенные отличия:

- слабое формирование речи;

- неимение подходящих коммуникативных навыков и умений;

- медленное развитие интеллекта;

- слабое развитие эмоций.

Слабое развитие

р еч и

в критериях

недостатка

общения

с

людьми

вызывается

тем,

что

источник

речевого развития

человека

это

люди,

с

которыми он общается. С раннего детства ребенок осваивает речь через прямое

подражание взрослым людям, с которыми он ежедневно общается. С 3-х лет

речевое формирование ребенка идет под действием других людей, с кем он

вступает в общение.

Общение

– обмен сведениями при помощи языка или жестов, а также

других

методик

контакта.

Общение

является

коммуникационным

взаимодействием

людей

или

социальных

групп.

В

общении участники

коммуникации обмениваются разной информацией.

И з

в с е х методик

общения

детям

дошкольного

возраста

доступны

невербальные

средства

общения

и

диалогическая речь.

Поскольку

невербальные средства общения усваиваются ребенком еще с младенчества и

эффективно им употребляются в период развития и формирования речи, данные

методы не нуждаются в формировании. Рассмотрим подробнее диалогическую

речь.

В группах дошкольников можно наблюдать деятельность детей по виду

«рядом,

но

не вместе».

Так

формируется

стадия

предсотрудничества

с

ровесниками через процесс предметных отобразительных действий (каждый

«управляет» своей

машинкой,

«укачивает свою

куколку»).

Постепенно

3

появляется единое действие между детьми, но поначалу оно представляет собой

механическое слияние, но пока взаимодействие имеет малое представление.

П о зже единое

действие приобретает

составляющие

сотрудничества,

которые возникают в установлении эмоциональных, избирательных контактов с

ровесниками, в союзе детей на базе общего игрового интереса. Большая роль в

верной организации общения принадлежит взрослому.

У ребенка возникает субъективное отношение к сверстнику как партнеру

общей

деятельности,

в

отсутствии

которого

«играться

неинтересно».

Интенсивно

развертывается понимание

ребенком

себя

как

субъекта

общей

деятельности, в индивидуальности в сюжетно-ролевых играх. В играх ребенок

начинает ориентироваться не только на содержание, но и на ровесника, сферу

его интересов, степень возможностей и умений. Дети стремятся

к налаживанию

сотрудничества для достижения общего итога. Формируются первые игровые

действия,

но они имеют, в большинстве случаев, неуравновешенный характер.

Образуют

дошкольники

диады,

реже

триады,

по

половому

составу

преобладают «чистые» микрообъединения у младших дошкольников.

Основное

требование,

которое

предъявляется

сверстнику

перед

принятием

его

в

общую игру,

считается

владение

игровыми

операциями.

Отношение

к

ровеснику

определяется быстрее эмоционально –

поделился

игрушкой – хороший.

Источник оценочных суждений, а в итоге и оценочных отношений – это

взрослый

человек. К взрослому дети обращаются с целью уточнения правил

взаимодействия.

К

5

годам

отношения

между

детьми становятся

более

устойчивыми. Заметнее выступают некоторые симпатии и антипатии.

Главная форма общения в начале дошкольного возраста – эмоциональная

практическая. Основные воспитатели для общения друг с другом возникают в

процессе игры,

занятий, выполнения

бытовых обязанностей.

Ребята желают

привлечь

к

себе

интерес, получить

оценку

себя.

Видна

избирательность

общения.

Дошкольная речь – самая простая, естественная форма общения начинает

развиваться

у ребенка с проявлением первых слов и к 7 годам обязана быть

фактически

сформирована.

Кроме того,

развитие

р е ч е в о й деятельности

утопично без освоения языка и средств невербальной коммуникации.

Следует

отметить,

что проблема роста

речевой деятельности остается

одной из существенных проблем потому, что речь возникает и развивается в

процессе общения.

Таким

образом, возможно, заключить,

что, чтобы формировать у детей

диалогическую речь,

необходимо

усиливать

речевую деятельность

детей

и

улучшать коммуникативные умения.

Коммуникативные возможности – это индивидуальные психологические

особенности личности, которые обеспечивают эффективность ее общения и

сопоставимость с другими людьми. В данном случае, возможно,

назвать такие

особенности личности, как:

А. «Я хочу!» - является желание взаимодействовать с окружающими;

4

Б. «Я умею!»- навыки осуществления

общение;

В. «Я знаю!» - знание норм и правил, нужных для общения.

На ребенка воздействует общение со взрослыми, как дома – с родными

людьми,

так

и

в

детском

саду

с воспитателями.

Однако

в человеческом

обществе

общение

является, не

считая

этого принципиальным

фактором

перевоплощения ребенка в реального представителя человеческого рода. Такой

смысл

общения

для

человека

важен

потому,

что

виды

психической

и

практической деятельности развиваются у детей после рождения, формируются

в

т еч е н и е

ж и з н и

в

о б щ е н и и

с о взрослыми

людьми.

Развиваются

коммуникативные умения у детей дошкольного возраста, умение воспринимать

свое эмоциональное настроение и узнавать ощущения окружающих людей.

Со стороны взрослых должны предприниматься следующие действия:

Учить детей справляться застенчивостью, умение раскрепощаться.

Совершенствовать жесты, мимику, пантомимику;

Вникать

в личные

ощущения,

впечатления,

узнавать

разные

чувственные

состояния других людей;

Формировать умения общей деятельности с ровесниками и взрослыми;

Объединить стремления

воспитателей

и

родителей

для

формирования

коммуникативной компетенции детей.

Для того чтобы достигнуть позитивных итогов применяют:

Словесные методы и приемы;

Наглядные методы и приемы;

Игровые методы и приемы.

Практические методы и приемы.

Говоря о здоровье, мы обязаны учитывать здоровье не лишь физическое

состояние, но и эмоциональное состояние детей.

Практика доказывает, что занятия в форме игры, возможно, использовать

как средство

формирования возможностей

общения, так как именно

в игре,

возможно, посодействовать ребенку, определить контакт с окружающим миром,

а также с ровесниками и взрослыми.

При

составлении

занятий

нужно пытаться

включать

игры

н а

формирование эмоциональной отзывчивости детей. К примеру, игра «Давайте

говорить друг другу комплименты» развивает чувственные впечатления ребенка,

возникает потребность в общении. В ситуации общения, на базе ярчайших

эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в

общей работе, возникают новые отношения к окружающему его миру.

Для

налаживания

диалогического

общения используются

настольно-

печатные,

дидактические игры,

такие

как

лото,

домино, игры с правилами.

Играя парами, дети взаимодействуют друг с другом, соблюдают правила игры,

вежливо обращаются друг к другу, осознано защищают свою точку зрения.

Применяя игру

«Вежливые

слова», дети

закрепляют критерии

культурного

этикета.

Н а занятиях

психогимнастики дети

обучаются

выражать

эмоции,

преодолевают препятствие

в

общении.

Через формирование эмоциональной

5

с ф е р ы дети

лучше

понимают

себя

и других,

и м е ю т способности

для

самовыражения.

Особенный смысл

в

психогимнастике

придается

общению

детей

с

ровесниками,

ч т о чрезвычайно

принципиально

д л я нормального

эмоционального здоровья и развития ребенка. Так, к примеру, любимые игры

детей «Разведчики», «Хвост дракона», «Нитка и иголка» развивают интерес,

наблюдательность, снижают эмоциональное напряжение.

Подвижные игры, которые основаны на функциональных двигательных

действиях

детей,

способствуют

н е лишь

физическому воспитанию.

В

них

происходит

игровое

перевоплощение

в

животных,

подражание

трудовой

деятельности людей. Подвижным играм посвящаются особенные занятия - они

проводятся на занятиях по физическому воспитанию, на прогулках, в свободное

время.

Так

же

следует

отметить,

что принципиальным

средством

развития

умений общей деятельности является сюжетно-ролевая игра. Дети выдумывают

сюжеты, обыгрывают их. Очень значительна роль взрослого в игре, который

задает наводящие вопросы, способствует детям осуществить содержание.

Общение

является

важным

условием

человеческого

существования.

Общение – есть форма существования ее индивидуального психологического

бытия. Общение развивает и психологические свойства. Общаясь люди, решают

ряд задач, которые сложно решить одному человеку.

Родившись,

ребенок

уже

вступает

в

процесс

общения

с

взрослыми

людьми. В процессе общения ребенком усваивается все то, что свойственно

человеку. Общение является важным условием человеческого существования.

Общения – это форма индивидуального психологического существования.

Можно повысить уровень коммуникативной компетентности у младших

дошкольников посредством игровых занятий в группе.

6



В раздел образования