Напоминание

Формирование УУД на уроках географии


Автор: Селенская Любовь Николаевна
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: Сосновский филиал МАОУ - Лопушская СОШ им. Н.М.Грибачева
Населённый пункт: Брянская обл, Выгоничский р-н, с. Сосновка
Наименование материала: статья
Тема: Формирование УУД на уроках географии
Дата публикации: 11.02.2018
Раздел: среднее образование





Назад




Принцип метапредметности в преподавании географии.

К современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные

с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески

решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и

навыки. Поэтому задача учителя − научить творчески мыслить школьников, то есть

вооружить таким важным умением, как умение учиться. Выдающийся психолог В. В.

Давыдов сказал, что «школа должна в первую очередь учить детей мыслить − причем, всех

детей, без всякого исключения». Учитель сегодня должен стать конструктором новых

педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных

способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Среди существующих методологических подходов в образовании решению этих

задач

отвечает метапредметное

обучение,

которое

обеспечивает

переход

от

существующей

практики

дробления

знаний

на

предметы

к

целостному

образному

восприятию

мира,

к

метадеятельности.

По

словам

А.А.

Кузнецова,

метапредметные

результаты образовательной деятельности − это способы деятельности, применимые как в

рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных

ситуациях,

освоенные

обучающимися

на

базе

одного,

нескольких

или

всех

учебных

предметов.

Прежде всего, необходимо разобраться с понятиями метапредметность, метазнания,

метаспособы, метаумения, метадеятельность, мыследеятельность, определить иерархию

их

отношений.

"Мета"

(«за»,

«через»,

«над»),

всеобщее,

интегрирующее:

метадеятельность,

метапредмет,

метазнание,

метаумение

(метаспособ).

Иногда

это

называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.

Метадеятельность

универсальная

деятельность,

которая

являет ся

"надпредметной". Предметная – это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу,

книги пишу, людей кормлю, здания проектирую). В любой предметной деятельности есть

то, что делает её осознанной и ответственной, то есть:

стратегической

(мотив,

цель,

план,

средства,

организация,

действия,

результат, анализ);

исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов,

вывод);

проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);

сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);

моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных

аналогов – логических конструктов изучаемых систем);

конструирующей

(выстраивание

системы

мыслительных

операций,

выполнение

эскизов,

рисунков,

чертежей,

позволяющих

конкретизировать

и

детализировать проект);

прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта

на основе предвидения).

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека

определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития

личности. Метазнания – знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано;

знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о

возможностях работы с ним. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся

способов

использования

знаний,

и

знания,

касающиеся

свойств

знаний.

Метазнания,

выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития

человека, превращая его из «знающего» в «думающего». Метазнания включают в себя

философию

предмета

и

общую

философию.

Философия

предмета

включает

в

себя

понятие, границы и методологию предмета как части науки.

Философские

проблемы

географии

заключаются

в

рамках

ключевых

аспектов

взаимодействия общества и природы, проблем экологии, строящихся на основе принципов

философии

природы

(натурфилософии),

признающей

целостность

материального

и

духовного мира. К числу общих проблем, относятся также: эволюция Земли и жизни на

ней, пространственное разнообразие природных условий, влияние природы на человека и

общества на природу. Все эти проблемы – предмет, как философии, так и географии.

Проблема сохранения жизни на Земле становится краеугольным камнем формирования

географической культуры.

Метаспособы – методы, с помощью которых человек открывает новые способы

решения

задач,

строит

нестереотипные

планы

и

программы,

позволяющие

отыскать

содержательные способы решения задач.

Метаумения

усвоенные

метаспособы,

общеучебные,

междисциплинарные

(надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся:

теоретическое

мышление:

обобщение,

систематизация,

определение

понятий, классификация, доказательство и т.п.;

навыки

переработки

информации:

анализ,

синтез,

интерпретация,

экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию;

критическое

мышление:

умения

отличать

факты

от

мнений,

определять

соответствие

заявления

фактам,

достоверность

источника,

видеть

двусмысленность

утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.;

творческое мышление: перенос, видение новой функции, видение проблемы

в

стандартной

ситуации,

видение

структуры

объекта,

альтернативное

решение,

комбинирование известных способов деятельности с новыми;

регулятивные

умения:

задавание

вопросов,

формулирование

гипотез,

определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей

деятельности;

качества мышления: гибкость, диалектичность, способность к широкому

переносу и т.п.

На

уроках

географии

достижение

метапредметных

умений

возможно

при

использовании

компетентностного

подхода,

который

основывается

на

следующих

принципах:

1)

Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного

развития.

2)

Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои

образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной

самооценки.

3)

Разнообразные

формы

организации

самостоятельной,

осмысленной

деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за

результат.

4)

Матричная

система

управления,

делегирование

полномочий,

привлечение

родителей, учащихся и людей из внешнего окружения к управлению ОУ и

оценке его деятельности.

Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного

и

познавательного

развития

и

саморазвития

ребенка,

преемственность

всех

ступеней

образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности

ученика независимо от её специально-предметного содержания.

Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия,

способа

действия

и

т.п.)

происходит

в

процессе

решения

практической

или

исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом чем сложнее

ситуацию вы подберёте, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия.

«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те,

которые пришли в голову другим», - говорил Б. Паскаль.

По

мнению

А.А.

Кузнецова,

метапредметные

(компетентностные)

результаты

образовательной

деятельности

способы

деятельности,

применимые

как

в

рамках

образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях,

освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ

формирования

теоретического

мышления

и

универсальных

способов

деятельности

обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка.

В

науке

и

педагогической

практике

всё

больше

сторонников

находит

мыследеятельностная педагогика (Ю.В. Громыко), которая является продолжением теории

развивающего обучения В.В. Давыдова.

Освоение

метаспособов

деятельности

как

процесса

мыследеятельности

и

мыслепознания,

основной

упор

которых

направлен

на

формирование

надпредметных

компетентностей,

происходит

при

использовании

в

учебном

процессе

определенных

технологий обучения:

развивающего обучения;

критического мышления;

ТРИЗ

(теория

решения

изобретательских

задач)

или

АРИЗ

(алгоритм

решения изобретательских задач);

технологический компонент личностно-ориентированного урока;

общеучебные умения и навыки (ремейк-программа Пономаревой).

Принцип

«метапредметности»

состоит

также

в

обучении

школьников

общим

приёмам,

техникам,

схемам,

образцам

мыслительной

работы,

которые

лежат

над

предметами,

поверх

предметов,

но

которые

воспроизводятся

при

работе

с

любым

предметным

материалом

(Ю.

Громыко).

Это

составление

ментальных

карт,

деревьев

понятий,

кластеров,

граф,

схем

«фишбоун»

(технология

«за

и

против»),

различных

графических

моделей

знания,

использование

приёмов

сворачивания

информации

(конспект, таблица, схема) и др.

В

рамках

ФГОС

в

систему

учебных

действий

включены

личностные,

метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним, даны учебные

задачи и ситуации. Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у

учеников будут развиты: владение основными общеучебными умениями информационно-

логического

характера,

умениями

организации

собственной

учебной

деятельности,

основными универсальными умениями информационного характера, информационным

моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром умений

и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для

сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми

навыками

исследовательской

деятельности,

проведения

виртуальных

экспериментов,

способами

и

методами

освоения

новых

инструментальных

средств,

основами

продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Оценка

метапредметных

умений

проводится

в

ходе

различных

процедур:

с

помощью специально сконструированных диагностических задач, нацеленных на оценку

уровня

сформированности

конкретного

вида

универсальных

учебных

действий;

при

анализе

выполнения

проверочных

заданий

по

предмету,

когда

на

основе

характера

ошибок,

допущенных

ребёнком,

можно

сделать

вывод

о

сформированности

метапредметных

умений.

Данные

умения

проявляются

и

в

успешности

выполнения

комплексных заданий на межпредметной основе.

При изучении «Начального курса географии» следует уделить особое внимание

элементарным

знаниям

по

физике,

химии

и

биологии,

чтобы

обе спечить

естественнонаучную основу для более полноценного усвоения школьниками знаний о

природных процессах и основах материального производства.

Так,

например,

при

изучении

темы

"Атмосфера"

очень

тесной

является

связь

программы географии с математикой и физикой. Данная тема включает такие понятия, как

температура, атмосферное давление, влажность, осадки, ветер. С понятиями температуры,

давления учащиеся знакомятся в курсе физики 7 класса, но в начальном курсе географии

эти величины уже рассматриваются. Поэтому целесообразно эти понятия рассмотреть и

учителю

физики

с

детьми

в

качестве

пропедевтики,

показать

опыты,

объяснить

эти

явления, расширить и углубить знания на уроках географии.

В курсе математики вычисляют среднее арифметическое, читают графики. И это

очень кстати для получения среднемесячной, среднегодовой температуры воздуха, а для

вычисления расстояния между двумя точками координатной оси – нахождения амплитуды

температуры воздуха. Ребята учатся отвечать на вопросы, используя графики зависимости

температуры

от

времени

года,

от

высоты

местности.

Определяют

преобладающее

направление ветра по графику розы ветров. Таким образом, учащиеся убеждаются, что,

используя

математические

методы,

которыми

обрабатывают

результаты

наблюдения,

выявляют закономерности, учёные составляют прогнозы. Результатом совместной работы

с учителем математики может являться интегрированный урок, где учащиеся применяют

знания в конкретной ситуации и решают практические задачи. Так, на уроке математики

изучается тема "Масштаб", а более подробно эта тема изучается в курсе географии в теме

"План и карта". Учащиеся с помощью математических умений измеряют расстояния на

карте, переводят численный масштаб в именованный и наоборот. Поэтому возможно

проведение интегрированного урока по математике и географии по теме "Масштаб и его

применение в географии".

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы

по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического

знания:

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

учащихся;

гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности

следовать

этическим

нормам

поведения

в

повседневной

жизни

и

производственной

деятельности;

способности

к

самостоятельному

приобретению

новых

знаний

и

практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

готовности

к

осознанному

выбору

дальнейшей

профессиональной

траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы

деятельности, формируемые, в том числе, и в школьном курсе географии и применяемые

как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи,

выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые

результаты;

умения

вести

самостоятельный

поиск,

анализ,

отбор

информации,

её

преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и

информационных технологий;

организация

своей

жизни

в

соответствии

с

общественно

значимыми

представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях

бытия и культуры, социального взаимодействия;

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и

поступки других людей;

умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением

различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо,

заявление и т. п.;

умения

ориентироваться

в

окружающем

мире,

выбирать

целевые

и

смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Как пример можно привести метапредметные результаты изучения географии в

основной

школе,

которые

предложены

методистом

МИОО

А.И.

Крыловым

(см.

презентацию «Метапредметные результаты изучения курса географии»).

Достижение

метапредметных

умений

определяют

сегодня

как

«ключевые

компетентности».

Формирование

компетенций

происходит

средствами

содержания

образования. В итоге у ученика развиваются способности, и появляется возможность

решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых до производственных и

социальных.

Формирование личностных универсальных учебных действий

на уроках географии.

Изменился

мир,

изменилась

географическая

наука,

изменились

и

наши

дети.

Каковы

же задачи,

встающие

перед географическим образованием в новых условиях?

Задачи

школьного

географического

образования:

формирование

личности

гражданина

России как сознательного члена гражданского общества, приверженного его идеалам и

воспитание личности. Критерии, которые должны быть заложены в основу воспитания

личности

Земля,

Отечество,

Семья,

Труд,

Знания,

Культура

и

сам

Человек.

Образовательные стандарты второго поколения направлены на усиление их ориентации,

на результат образования. Знания уже не передаются в готовом виде, а добываются самими

обучающимися

в

процессе

познавательной

деятельности.

Только

поступки

могут

формировать

личностное

отношение,

а

не

слова,

от

действия

к

мысли.

Активно

включиться в деятельность позволяют следующие компетентности:

математическая

компетентность

умение

работать

с

числом,

числовой

информацией – владение математическими умениями;

коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с

целью быть понятым, владение умениями общения;

информационная компетентность – владение информационными технологиями –

умение работать со всеми видами информации;

автономизационная

компетентность

умение

саморазвития

способность

к

самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;

социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми,

близкими, в коллективе, в команде;

продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к

созданию

собственного

продукта,

умение

принимать

решения

и

нести

ответственность за них;

нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по

общечеловеческим нравственным законам.

Универсальные

учебные

действия

(УУД)

это

обобщённые

действия,

открывающие

возможность

широкой

ориентации

учащихся,

как

в

различных

предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание

учащимися

её

целевой

направленности,

ценностно-смысловых

и

операциональных

характеристик. Универсальность УУД в том, что они:

носят надпредметный, метапредметный характер;

обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного

развития и саморазвития личности;

обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

лежат

в

основе

организации

и

регуляции

любой

деятельности

учащегося

независимо от её специально-предметного содержания;

обеспечивают

этапы

усвоения

учебного

содержания

и

формирования

психологических способностей учащегося.

Различают следующие виды универсальных учебных действий:

1)

личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-

эстетического оценивания);

2)

регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка,

прогнозирование);

3)

познавательные (общеучебные, логические, знаково-символические);

4)

коммуникативные.

УУД

позволяют

развивать

психологические

особенности

личности

с

учётом

возрастных особенностей и познавательных сфер.

Личностные

универсальные

учебные

действия

обеспечивают

ценностно-

смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми

этическими

принципами,

знание

моральных

норм

и

умение

выделить

нравственный

аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Личностные действия

позволяют

сделать

учение

осмысленным,

обеспечивают

ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными

целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и

принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных

нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира,

окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Виды действий:

личностное, жизненное самоопределение;

действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью

учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения,

и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен

задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и

уметь находить ответ на него;

действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из

социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный

выбор. Ребёнок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое

плохо». Эмоционально оценивает события.

Личностные учебные действия о

беспечивают ценностно-смысловую ориентацию

учащихся: как понять себя и чувства другого?

Они включают:

знание моральных норм;

умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

умение выделять нравственный аспект поведения.

Осваивая личностные универсальные умения, ребёнок более успешно принимает

нормы

поведения

в

обществе,

учится

правильно

оценивать

себя

и

свои

поступки.

Школьник начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живёт, и, как

следствие, у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении

истории своего государства. Каждый из нас живёт в определенном обществе и умение

сосуществовать в нём с другими людьми — залог полноценной жизни. В этом заключён

нравственный

аспект:

умение

сопереживать,

оказывать

взаимопомощь,

проявлять

отзывчивость

к

своим

близким.

Однако

для

этого

ребёнку

необходимо

научиться

понимать, а что же может чувствовать его одноклассник, друг или родственник в той или

иной ситуации. Он должен уметь разглядеть, что человеку, находящемуся рядом требуется,

например, эмоциональная поддержка, а может быть какая-либо другая помощь.

Также

школьник

учится

сам

противостоять

действиям

и

влияниям,

представляющим

угрозу

его

жизни

и

здоровью.

Для

успешного

существования

в

дальнейшем ученику необходимо уметь разбираться в том, какие на сегодняшний день

профессии наиболее востребованы, и в какой области он лучше выразит свои способности

и будет наиболее нужен для общества.

Для

формирования личностных

универсальных

учебных

действий

на

уроках

предлагаются следующие виды заданий:

участие в проектах;

подведение итогов урока;

творческие задания;

зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

самооценка события, происшествия;

дневники достижений.

Критерии сформированности личностных УУД:

1)

структура ценностного сознания;

2)

уровень развития морального сознания;

3)

присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;

4)

полнота

ориентации

учащихся

на

моральное

содержание

ситуации,

действия,

моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

Итог развития личностных универсальных учебных действий:

В рамках когнитивного компонента у выпускника школы будут сформированы:

• историко-географический образ, включая представление о территории и границах

России,

её

географических

особенностях;

знание

основных

исторических

событий

развития

государственности

и

общества;

знание

истории

и

географии

края,

его

достижений и культурных традиций;

• образ

социально-политического

устройства

представление

о

государственной

организации

России,

знание

государственной

символики

(герб,

флаг,

гимн),

знание

государственных праздников;

• знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина,

ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей,

традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание

конвенционального характера морали;

• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных

отношений

и

взаимодействий,

установление

взаимосвязи

между

общественными

и

политическими событиями;

• экологическое

сознание,

признание

высокой

ценности

жизни

во

всех

её

проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ

здорового

образа

жизни

и

здоровьесберегающих

технологий;

правил

поведения

в

чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение

к

другим

народам

России

и

мира

и

принятие

их,

межэтническая

толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение

к

личности

и

её

достоинству,

доброжелательное

отношение

к

окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья,

своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при

следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• готовность

и

способность

к

участию

в

школьном

самоуправлении

в

пределах

возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных

общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав

и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и

принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и

сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения,

общественно полезной деятельности;

• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических,

политических и экономических условий;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции

познавательного мотива;

• готовность к выбору профильного образования.

Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности

в

реализации

основ

гражданской

идентичности

в

поступках

и

деятельности;

• морального

сознания

на

конвенциональном

уровне,

способности

к

решению

моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их

мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим

требованиям;

• эмпатии

как

осознанного

понимания

и

сопереживания

чувствам

других,

выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий

на уроках географии.

Что

входит

в

понятие

«умение

учиться?»

Для

успешного

существования

в

современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь

ставить

себе

конкретную

цель,

планировать

свою

жизнь,

прогнозировать

возможные

ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но

не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем. Например, сейчас

школьники

озабочены

проблемой

сдачи

ЕГЭ.

Для

этого

их

родители

нанимают

репетиторов, тратят время и средства на подготовку к экзаменам. В тоже время школьник,

обладая умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, смог бы

сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того чтобы это произошло у него должны

быть сформированы регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно

поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти

наиболее простой способ решения задачи и прочее.

Сейчас

любую

нужную

нам

информацию

мы

можем

черпать

из

интернета,

а

зазубривать какие-то сведения необязательно. Главное сегодня – это уметь пользоваться

этими сведениями. Наша жизнь непредсказуема. Возможно, через несколько лет при

поступлении

в

ВУЗ

или

другие

учебные

учреждения

школьнику

потребуются

такие

знания, которые в школе сейчас преподаются в недостаточном объёме. Чтобы ребёнок не

растерялся

в

такой

ситуации,

ему

необходимо

овладеть

УУД

универсальными

учебными действиями. Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его

нормальной адаптации в обществе, а также профессионального роста.

Регулятивные

УУД

обеспечивают

возможность

управления

познавательной

и

учебной

деятельностью

посредством

постановки

целей,

планирования,

контроля,

коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к

самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего

профессионального образования и самосовершенствования.

Регулятивные

универсальные

учебные

действия,

включают

действия,

обеспечивающие организацию учебной деятельности. К регулятивным УУД относятся:

целеполагание;

планирование;

прогнозирование;

контроль;

коррекция;

оценка;

саморегуляция.

1. Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже

известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

2.

Планирование

определение

последовательности

промежуточных

целей

с

учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

3. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его

временных характеристик.

4. Контроль – сличение способа действий и его результата с заданным эталоном с

целью обнаружения отклонений и отличий от эталонного образца.

5.Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ

действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

6.Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё

подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

7. Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию

и преодолению препятствий.

Д л я формирования

регулятивных

универсальных

учебных

действий

на

уроках

возможны следующие виды заданий:

«преднамеренные ошибки»;

поиск информации в предложенных источниках;

взаимоконтроль;

взаимный диктант (метод М.Г. Булановской);

диспут;

заучивание материала в классе;

«ищу ошибки»;

КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Итог развития регулятивных универсальных учебных действий:

Выпускник научится:

целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической

задачи в познавательную;

самостоятельно

анализировать

условия

достижения

цели

на

основе

учёта

выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

планировать пути достижения целей;

устанавливать целевые приоритеты;

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по

способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить

необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его

реализации;

основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

построению жизненных планов во временной перспективе;

при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать

условия и средства их достижения;

выделять

альтернативные

способы

достижения

цели

и

выбирать

наиболее

эффективный способ;

основам

саморегуляции

в

учебной

и

познавательной

деятельности

в

форме

осознанного

управления

своим

поведением

и

деятельностью,

направленной

на

достижение поставленных целей;

осуществлять

познавательную

рефлексию

в

отношении

действий

по

решению

учебных и познавательных задач;

адекватно

оценивать

объективную

трудность

как

меру

фактического

или

предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности

в различных сферах самостоятельной деятельности;

основам саморегуляции эмоциональных состояний;

прилагать

волевые

усилия

и

преодолевать

трудности

и

препятствия

на

пути

достижения целей.

Таким образом, школьников необходимо научить самостоятельно определять цели и

составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи и осуществлять

рефлексию. Цель имеет содержательный и организационный аспекты. Содержательный

аспект определяется предметным материалом, а организационный – по наличию видов и

форм работы. Тема урока обеспечит включение в формулировку содержательного аспекта

цели как результата деятельности, например, «Что я сегодня изучу». Организационно-

деятельностная схема урока обеспечит включение в формулировку цели урока, формы

работы, средства изучения. Например, «Как я буду изучать? При помощи чего?»

Организация обучения выглядит следующим образом:

учитель даёт установку, из каких компонентов должна состоять цель;

озвучивает или предлагает прочитать тему учебного занятия;

демонстрирует план учебного занятия или оргсхему;

даёт задание сформулировать цель в виде связного предложения и записать в

тетрадь;

предлагает вопросы, ответы на которые помогут сформулировать цель.

Важное условие: должна быть обязательная фиксация цели каждым учеником.

Тогда цель будет индивидуальной, и каждый ученик будет нести ответственность за её

реализацию.

В заключении необходимо отметить, что эффективному формированию умений

способствует:

целенаправленная

работа

учителя,

включённость

каждого

учащегося

в

деятельность, регулярность использования приёмов и способов обучения.



В раздел образования