Напоминание

Роль музыки в воспитании нравственной и эстетической культуры детей


Автор: Казаку Валерия Вячеславовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ№6
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль музыки в воспитании нравственной и эстетической культуры детей
Раздел: дополнительное образование





Назад




Роль музыки в воспитании нравственной и эстетической

культуры детей

.

Стихия музыки – могучая стихия,

Она чем непонятней, тем сильней.

Глаза мои, бездонные, сухие,

Слезами наполняются при ней.

Она и не видна, и невесома,

И мы ее в крови своей несем.

Мелодии всемирная истома,

Как соль в воде, растворена во всём….;

Есть в музыке бездумное начало,

Призыв к свободе ото всех оков.

Она не зря лукаво обольщала

Людей на протяжении веков….

Но и сейчас, когда оркестр играет

Свою неимоверную игру,

Как нож с березы, он с людей сдирает

Рассудочности толстую кору.

Е. Винокуров

Актуальность темы. На сегодняшний день современная социокультурная

ситуация

в

России

характеризуется

как

ситуация

глобального

духовно-

нравственного

кризиса.

При

снижении

нравственно-эстетического

уровня

развития

тщетным

становится

воззвание

к

прекрасному,

доброму,

вечному.

Воспитание

духовно-нравственных

ценностей

личности

ребенка

становится

социальной задачей общества.

Надо,

прежде

всего,

определить

сущность

таких

понятий

как,

"нравственная культура", "эстетическая культура", "духовность".

Нравственность

-

нормы,

правила

поведения

человека

в

обществе.

Нравственная культура - особая форма общей культуры; один из основных

способов

регуляции

действий

человека

в

обществе

с

помощью

норм.

Нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и

зла, должного, справедливости и т.п. Милосердие, способность сострадать,

способность любить, наличие чувства стыда, чувства ответственности и других

- это проявление таких нравственных качеств, которые составляют уровень

духовности человека. Высоконравственное поведение ребенка складывается из

множества

множеств

отдельных

маленьких

поступков:

из

слова,

действия,

бездействия, из отношения к действиям и в словах других. Ребенок должен

быть

тверд:

должен

знать,

что

можно,

что

нельзя,

как

нужно

поступить.

Эстетическая культура - это сфера проявления ценностного отношения между

человеком и миром и область художественной деятельности людей. Основной

проблемой философско-эстетического мышления была и остается проблема

прекрасного.

Эстетические переживания, вызванные искусством, чрезвычайно велики.

Еще

античная

эстетика

определила

силу

этого

переживания

как

катарсис,

"очищение через страдание". Катарсис заставляет пережить не только состояние

ужаса,

горя,

скорби,

но

и

просветления,

умиротворения,

испытать

чувство

сострадания и сочувствия, без которых никакая нравственная деятельность не

возможна. Эстетическая культура, искусство проектируют поведение человека,

к

которому

они

обращаются,

его

самостоятельность,

активность.

Без

этих

качеств не возможно восприятие искусства, в частности,музыкального.

Нравственная

и

эстетиче ская

культура

являются

важными

составляющими

духовности

человека.

Не

случайно

об

уровне

духовности

человека

судят

по

состоянию

нравственного

переживания,

проявлению

эстетического

вкуса,

а

также

воспитанию,

ориентированного

на

развитие

культурных ценностей.

Духовность - это проявление высших человеческих чувств, это некое

таинство

и

одновременно

неисчерпаемость

человеческих

мыслей,

чувств

и

устремлений.

Духовность

проявляется

как

процесс

гармонизации

мысли

и

чувства. А там где гармония - там красота, там эстетика.

Среди многочисленных воспитательных средств воздействия на детей

важное место принадлежит музыке. Она пробуждает в человеке представление

о

возвышенном,

величественном,

чистом

и

прекрасном

в

жизни.

Музыка

объединяет

нравственную

и

эстетическую

культуру

на

пути

музыкально-

художественного

развития

ребенка.

Без

музыки

трудно

убедить

человека,

который вступает в мир, в том, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути,

является основой эмоциональной, эстетической, моральной культуры.

Вопросы изучения и формирования нравственных и эстетических качеств

личности ребенка освещаются в работах М. А. Верба, К. В. Гавриловец, И. И.

Казимирской, Б. Т. Лихачева, А. Ж. Овчинниковой, Л. И. Рувинского, И. Ф.

Свадковского, Н. Е. Щурковой и других.

В современных исследованиях раскрывается влияние комплекса искусств

на

формирование

духовной

культуры

личности

(В.

В.

Ванслов,

Д.

Б.

Кабалевский, Б. Т. Лихачев, Б. М. Неменский, на формирование целостной

картины мира и способности целостного восприятия явлений искусства (Л. В.

Горюнова, Н. А. Терентьева, Н. П. Шишлянникова, на развитие творческих

способностей ребенка и формирование личностной эстетической позиции (Г. Н.

Кудина, А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская, на развитие эстетического

сознания и формирования опыта чувств (Т. Н. Иванова, Е. П. Крупник, О. В.

Непершина, В. Г. Ражников, Е. М. Торшилова., на формирование эстетического

вкуса (О. И. Ворожейкина, Б. И. Ивасив).

Воздействие

музыки

на

нравственно-эстетическое

воспитание

ребенка

опирается на достижения теории и практики эстетического воспитания (Ю. Б.

Алиев,

М.

С.

Каган,

Е.

В.

Квятковский,

В.

И.

Лейбсон,

Б.

Т.

Лихачев,

основывается

на

глубоком

переосмыслении

идей

Л.

С.

Выготского,

Д.

С.

Лихачева, В. В. Соловьева, П. А. Флоренского (сохранение культурной среды,

формирование широкого гуманитарного мышления, аксиологическая ценность

искусства, его значимость для человечества и индивидуума).

Таким

образом,

в

науке

имеется

комплекс

исследований,

на

которых

базируется нравственно-эстетическое воспитание средствами музыки.

Музыка

является

одним

из

богатейших

средств

нравственно-

эстетического

воспитания.

Она

обладает

большой

силой

эмоционального

воздействия и поэтому является важным средством формирования идейных

убеждений, нравственных и эстетических идеалов. Вот почему музыкальному

воспитанию детей следует уделять большое внимание.

Музыкальное

искусство

формирует

у

ребенка

потребность

к

творческой

преобразовательной деятельности. Приобщая детей к музыке через различные

виды музыкальной деятельности, необходимо в первую очередь иметь в виду

эмоционально активное восприятие, так как это является основой музыкального

воспитания.

Любая форма общения с музыкой - учит слышать музыку, непрерывно

совершенствуя умение вслушаться и вдуматься в нее.

Одним

словом,

важно

научить

каждого

ребенка

не

только

понимать

музыкальный язык, но и пользоваться им для самовыражения.

Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с

важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у детей

развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Благодаря

музыке

в

ребенке

пробуждается

представление

о

возвышенном,

прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Классическая

музыка помогает детям познать мир, развивает не только их художественный

вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, природе, ко всему

окружающему. Это помогает формированию полноценной личности человека,

способного чувствовать и сострадать. Ребенок будет слушать и смотреть на мир

не

только

ушами

и

глазами,

но

и

сердцем.

Влияние

музыки

на

детей

благотворно, и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для

них.

Список используемой литературы:

1. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., «Просвещение»,1981г.

2.

Концепция

художественного

образования

в

Российской

Федерации//

Искусство в школе.-2002.-№2,3,4

3. Петрушин В.И., Музыкальная психология/ учебное пособие,-М.:изд.центр

«Трикста», 2008г.

4. Подуровский В.М., Психологическая коррекция музыкально-педагогической

деятельности/учебное пособие, М.: издательский центр «Владос», 2001г.

5. Соломоник. Ф. Музыка, самодеятельность, коллектив. М.: Советская Россия.

1983г.



В раздел образования