Автор: Чулкова Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/с № 210
Населённый пункт: РБ г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие семьи и группы.Выступление из опыта работы"
Раздел: дошкольное образование
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в
детские годы, что вошло в его разум и сердце из
окружающего мира- от этого в решающей степени зависит,
каким человек станет сегодняшний малыш»
/В.А.Сухомлинский/
Главным в работе любого ДОУ является сохранение и
укрепление физического и психического здоровья
воспитанников, их творчество и интеллектуальное развитие,
обеспечение условий для личностного роста. Успешное
осуществление этой большой и ответственной работы
невозможно в отрыве от семьи, ведь родители- первые и
главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и
на всю жизнь.
ФГОС дошкольного образования предполагает, что « для
успешной реализации Программы должны быть обеспечены
психолого-педагогические условия. И одно из них- поддержка
родителей ( законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей
непосредственно в образовательный процесс».
Семья и детский сад составляют для ребенка в
дошкольный период основную воспитательно-
образовательную микросферу-образовательное
пространство.
У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать
все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными,
жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем
успешно учились в школе и смогли реализоваться, как
личности.
В соответствии с Законом “Об образовании”, где записано,
что родители являются первыми педагогами, они обязаны
заложить основы физического, нравственного и
интеллектуального развития личности ребенка в раннем
возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного
учреждения в работе с семьей.
В основе взаимодействия дошкольного учреждения
и семьи лежит сотрудничество, т. е. совместное определение
целей деятельности, совместное распределение сил,
средств, предмета деятельности во времени в соответствии с
возможностями каждого участника, совместный контроль и
оценка резутьтатов работы, а затем и прогнозирование
новых целей, задач и результатов.
К сожалению, не всем родителям известно, что именно в
дошкольном возрасте происходит усвоение социальных
норм, моральных требований и образцов поведения на
основе подражания. Поэтому родителям необходимо помочь
осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться
и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности,
созданные предками, что именно родители ответственны за
воспитание детей, и что семья для ребенка- это мир, в
котором закладываются основы воспитания, отношение к
людям, к природе.
Существуют различные взгляды родителей на
сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что
воспитывать их детей должен детский сад. Есть категории
родителей, которые пренебрегают советами педагогов.
Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в
том, чтобы ребенок был сыт, одет, а единственное занятие-
просмотр мультфильмов и прогулка.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки
времени, занятости, недостаточности компетентности в
вопросах дошкольной педагогики и психологии.
Изменившаяся современная семья заставляет искать новые
формы взаимодействия с ней, уйдя при этом от
заорганизованности и скучных шаблонов. Не поощрять
принятие родителями позиции потребителя образовательных
услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и
авторитетным наставником, то есть выполнить свой главный
гражданский долг – воспитать достойного гражданина своей
страны.
Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания
стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании
благоприятных условий для развития каждого ребенка,
повышении степени участия родителей в воспитании своих
детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в
условиях одновременного влияния семьи и дошкольного
учреждения. Диалог между детским садом и семьей
строится, как правило, на основе демонстрации
воспитателем достижений ребенка, его положительных
качеств, способностей и т. д. Педагог в такой позитивной роли
принимается как равноправный партнер в воспитании. Всегда
помним о том, что ребёнок- уникальная личность. Его нельзя
сравнивать с другими детьми.
Конечно не сразу складывались доверительные отношения
с родителями. У некоторых родителей отсутствовала
мотивация для общения, не было желание выносить
семейные проблемы на обсуждение. Вот например: я не
могла наладить контакт с одной родительницей, мне
казалось, что она как-то негативно настроена, все время чем
то недовольна. И ребенок по утрам капризничал. Выждав
момент ,я просто с ней поговорила по «душам». И оказалось,
что ей просто нужно было поговорить о семейных проблемах.
Я стремилась избегать критики, строила и строю общение
на основе диалога, партнерских отношений. Постепенно
родители стали понимать, что наше отношение искреннее и
мы заинтересованы в решение их проблем, и поверив в это,
стали внимательно прислушиваться к советам, более
критично относится к себе и своему ребенку.
Обязательным условием свой работы считаю ежедневное
живое общение, выходить к родителям и утром, и вечером в
хорошем настроение, учтиво поздоровавшись.
Беседа воспитателя с родителями- наиболее доступная
форма установления связи педагога с семьей, его
систематического общения с членами семьи. Беседы с
родителями-получение от них какой-либо информации об
особенностях поведения и развития воспитанников вне стен
дошкольного учреждения, и достижение единой точки зрения
по тем вопросам, по которым был обмен мнениями, оказание
родителям своевременной помощи. Я стараюсь начать
разговор о ребенке всегда с хорошего, выслушиваю мнение
родителей и уже потом могу высказать о том, что смущает
сегодня в его характере и поведении в корректной и
спокойной форме, а иногда рассказав забавную историю про
ребенка.
Содержание работы с родителями реализую через
разнообразные формы, как традиционные, так и
нетрадиционные. Главное – донести до родителей знания.
Наиболее эффективными формами сотрудничества с
родителями стали родительские собрания: « Вот и стали мы
на год взрослее», где были раскрыты возрастные
особенности детей, познакомились родители с новым
режимом и программой развития.
Одной из форм взаимодействия с родителями является
организация конкурсов : «Осень -чудная пора» которая была
организованна внутри группы. Благодаря этому конкурсу у
многих родителей открылся талант к творчеству. И когда был
проведен конкурс «Зимушка-зима» наши родители получили
первые места. Совместная подготовка сблизила меня и
родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера
доброжелательности стала характерной и для других общих
дел в группе Так постепенно мы приучаем наших родителей к
совместному творчеству с детьми. А это значит, что во время
таких конкурсов семья сплачивается и проводит время с
пользой и общением.
Важным звеном в системе совместной работы детского
сада и семьи является приобщение родителей к организации
праздников и развлечений: «Новый год», « Осень». Родители
лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой,
новой для себя обстановке.
Сближению детей, родителей и воспитателей способствует и
использование такой формы работы как создание «Копилки
добрых дел родителей»- это и участие родителей в
акциях «Чистый участок», «Наша горка», «Сделаем группу
теплее», «Подари книгу», а также помощь родителей в
пополнение развивающей среды группы и т. д.
Наиболее важным в информационно-
просветительской работе с родителями является
оформление наглядных материалов для родителей.
Через « родительские уголки» ведется пропаганда
педагогических знаний, где помещается интересная и
полезная информация, дающая возможность понять, чем
занимается ребенок в детском саду. В этом году я
попробывала заинтересовать родителей внегласными
соревнованиями между собой. Я вывесила в «родительский
уголок» таблицу с фамилиями родителей и с месяцами. И
отмечала красным прямоугольником, у кого сколько в каждом
месяце, а у кого ни одного. И вы знаете подействовало!!!
Так же хочется сказать, что не менее важна такая форма
работы с родителями-консультации. Они помогают, с одной
стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там,
где она больше всего нужна, с другой- побуждают родителей
серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты
характера, задумываться над тем, какими путями их лучше
воспитывать.
Таким образом, использование разнообразных форм работы
с семьями воспитанников нашей группы дало
положительные результаты: изменился
характер взаимодействия педагогов с родителями, многие
из них стали активными участниками всех дел детского сада и
незаменимыми помощниками воспитателей. Всей
своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что
их вовлечение в педагогическую деятельность,
заинтересованное участие в образовательном процессе
важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что
это необходимо для развития их собственного ребенка.