Напоминание

"Взаимодействие семьи и группы.Выступление из опыта работы"


Автор: Чулкова Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/с № 210
Населённый пункт: РБ г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие семьи и группы.Выступление из опыта работы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в

детские годы, что вошло в его разум и сердце из

окружающего мира- от этого в решающей степени зависит,

каким человек станет сегодняшний малыш»

/В.А.Сухомлинский/

Главным в работе любого ДОУ является сохранение и

укрепление физического и психического здоровья

воспитанников, их творчество и интеллектуальное развитие,

обеспечение условий для личностного роста. Успешное

осуществление этой большой и ответственной работы

невозможно в отрыве от семьи, ведь родители- первые и

главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и

на всю жизнь.

ФГОС дошкольного образования предполагает, что « для

успешной реализации Программы должны быть обеспечены

психолого-педагогические условия. И одно из них- поддержка

родителей ( законных представителей) в воспитании детей,

охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей

непосредственно в образовательный процесс».

Семья и детский сад составляют для ребенка в

дошкольный период основную воспитательно-

образовательную микросферу-образовательное

пространство.

У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать

все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными,

жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем

успешно учились в школе и смогли реализоваться, как

личности.

В соответствии с Законом “Об образовании”, где записано,

что родители являются первыми педагогами, они обязаны

заложить основы физического, нравственного и

интеллектуального развития личности ребенка в раннем

возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного

учреждения в работе с семьей.

В основе взаимодействия дошкольного учреждения

и семьи лежит сотрудничество, т. е. совместное определение

целей деятельности, совместное распределение сил,

средств, предмета деятельности во времени в соответствии с

возможностями каждого участника, совместный контроль и

оценка резутьтатов работы, а затем и прогнозирование

новых целей, задач и результатов.

К сожалению, не всем родителям известно, что именно в

дошкольном возрасте происходит усвоение социальных

норм, моральных требований и образцов поведения на

основе подражания. Поэтому родителям необходимо помочь

осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться

и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности,

созданные предками, что именно родители ответственны за

воспитание детей, и что семья для ребенка- это мир, в

котором закладываются основы воспитания, отношение к

людям, к природе.

Существуют различные взгляды родителей на

сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что

воспитывать их детей должен детский сад. Есть категории

родителей, которые пренебрегают советами педагогов.

Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в

том, чтобы ребенок был сыт, одет, а единственное занятие-

просмотр мультфильмов и прогулка.

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки

времени, занятости, недостаточности компетентности в

вопросах дошкольной педагогики и психологии.

Изменившаяся современная семья заставляет искать новые

формы взаимодействия с ней, уйдя при этом от

заорганизованности и скучных шаблонов. Не поощрять

принятие родителями позиции потребителя образовательных

услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и

авторитетным наставником, то есть выполнить свой главный

гражданский долг – воспитать достойного гражданина своей

страны.

Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания

стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании

благоприятных условий для развития каждого ребенка,

повышении степени участия родителей в воспитании своих

детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в

условиях одновременного влияния семьи и дошкольного

учреждения. Диалог между детским садом и семьей

строится, как правило, на основе демонстрации

воспитателем достижений ребенка, его положительных

качеств, способностей и т. д. Педагог в такой позитивной роли

принимается как равноправный партнер в воспитании. Всегда

помним о том, что ребёнок- уникальная личность. Его нельзя

сравнивать с другими детьми.

Конечно не сразу складывались доверительные отношения

с родителями. У некоторых родителей отсутствовала

мотивация для общения, не было желание выносить

семейные проблемы на обсуждение. Вот например: я не

могла наладить контакт с одной родительницей, мне

казалось, что она как-то негативно настроена, все время чем

то недовольна. И ребенок по утрам капризничал. Выждав

момент ,я просто с ней поговорила по «душам». И оказалось,

что ей просто нужно было поговорить о семейных проблемах.

Я стремилась избегать критики, строила и строю общение

на основе диалога, партнерских отношений. Постепенно

родители стали понимать, что наше отношение искреннее и

мы заинтересованы в решение их проблем, и поверив в это,

стали внимательно прислушиваться к советам, более

критично относится к себе и своему ребенку.

Обязательным условием свой работы считаю ежедневное

живое общение, выходить к родителям и утром, и вечером в

хорошем настроение, учтиво поздоровавшись.

Беседа воспитателя с родителями- наиболее доступная

форма установления связи педагога с семьей, его

систематического общения с членами семьи. Беседы с

родителями-получение от них какой-либо информации об

особенностях поведения и развития воспитанников вне стен

дошкольного учреждения, и достижение единой точки зрения

по тем вопросам, по которым был обмен мнениями, оказание

родителям своевременной помощи. Я стараюсь начать

разговор о ребенке всегда с хорошего, выслушиваю мнение

родителей и уже потом могу высказать о том, что смущает

сегодня в его характере и поведении в корректной и

спокойной форме, а иногда рассказав забавную историю про

ребенка.

Содержание работы с родителями реализую через

разнообразные формы, как традиционные, так и

нетрадиционные. Главное – донести до родителей знания.

Наиболее эффективными формами сотрудничества с

родителями стали родительские собрания: « Вот и стали мы

на год взрослее», где были раскрыты возрастные

особенности детей, познакомились родители с новым

режимом и программой развития.

Одной из форм взаимодействия с родителями является

организация конкурсов : «Осень -чудная пора» которая была

организованна внутри группы. Благодаря этому конкурсу у

многих родителей открылся талант к творчеству. И когда был

проведен конкурс «Зимушка-зима» наши родители получили

первые места. Совместная подготовка сблизила меня и

родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера

доброжелательности стала характерной и для других общих

дел в группе Так постепенно мы приучаем наших родителей к

совместному творчеству с детьми. А это значит, что во время

таких конкурсов семья сплачивается и проводит время с

пользой и общением.

Важным звеном в системе совместной работы детского

сада и семьи является приобщение родителей к организации

праздников и развлечений: «Новый год», « Осень». Родители

лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой,

новой для себя обстановке.

Сближению детей, родителей и воспитателей способствует и

использование такой формы работы как создание «Копилки

добрых дел родителей»- это и участие родителей в

акциях «Чистый участок», «Наша горка», «Сделаем группу

теплее», «Подари книгу», а также помощь родителей в

пополнение развивающей среды группы и т. д.

Наиболее важным в информационно-

просветительской работе с родителями является

оформление наглядных материалов для родителей.

Через « родительские уголки» ведется пропаганда

педагогических знаний, где помещается интересная и

полезная информация, дающая возможность понять, чем

занимается ребенок в детском саду. В этом году я

попробывала заинтересовать родителей внегласными

соревнованиями между собой. Я вывесила в «родительский

уголок» таблицу с фамилиями родителей и с месяцами. И

отмечала красным прямоугольником, у кого сколько в каждом

месяце, а у кого ни одного. И вы знаете подействовало!!!

Так же хочется сказать, что не менее важна такая форма

работы с родителями-консультации. Они помогают, с одной

стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там,

где она больше всего нужна, с другой- побуждают родителей

серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты

характера, задумываться над тем, какими путями их лучше

воспитывать.

Таким образом, использование разнообразных форм работы

с семьями воспитанников нашей группы дало

положительные результаты: изменился

характер взаимодействия педагогов с родителями, многие

из них стали активными участниками всех дел детского сада и

незаменимыми помощниками воспитателей. Всей

своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что

их вовлечение в педагогическую деятельность,

заинтересованное участие в образовательном процессе

важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что

это необходимо для развития их собственного ребенка.



В раздел образования