Автор: Татарников Геннадий Александрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №55"г.Иркутска
Населённый пункт: г.Иркутск Иркутской обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАССАХ"
Раздел: полное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАССАХ
Учитель физической культуры
Татарников Геннадий Александрович
Г.Иркутск
2018
Содержание:
1.Формирование здоровья учащихся с использованием здоровьесберегающих технологий
2.Критерии здоровьесбережения на уроках
3.Методы здоровьесберегающих технологий
4.Виды здоровьесберегающих технологий
5.Рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий
6.Предложения по организации психолого-педагогического сопровождения в ОУ
1.Формирование здоровья учащихся с использованием здоровьесберегающих технологий
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке
она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную
тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников
ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее
значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды,
совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом
определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система
образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его
бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие,
формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.
Современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в
педагогическом процессе и в повседневной жизни
Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса
преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия,
ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Под здоровьесберегающими технологиями - будем понимать систему мер по охране и укреплению
здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни
ребенка, воздействие на здоровье.
Описанием таких технологий занимаются многие исследователи, ученые.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те
психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у
учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению,
формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик
обучения и воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,
индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов
психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных
проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно
сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим
образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается
задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.
Понятие "здоровьесберегающие образовательные технологии" (ЗОТ) появилось в педагогическом
лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог
санитарно-гигиенических мероприятий. Это свидетельствуют об искаженном понимании термина
"здоровьесберегающие образовательные технологии", примитивных представлениях о содержании
работы, которую должна проводить школа для осуществления своей важнейшей задачи - сохранения и
укрепления здоровья учащихся.
Здоровьесбережение не может по определению выступать в качестве основной и единственной цели
образовательного процесса, а только - в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением
главной цели.
Понятие "здоровьесберегающая" относится к качественной характеристике любой образовательной
технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения
здоровья учащихся.
Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время
учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.
Цель - здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить школьнику возможность
сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и
навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного
процесса:
-организация рационального учебного процесса в соответствии с САНиП;
-рациональная организация двигательной активности учащихся;
Принципы здоровьесбережения:
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал
Н. К. Смирнов
«Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть
обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на
каждом уроке.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем
учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала
выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
Активность — активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.
Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность
за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно
невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут
помочь здоровьесберегающие технологии.
Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном
процессе, можно разделить на три основные группы:
технологии, обеспечивающие
гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
технологии оптимальной организации
учебного процесса и физической активности школьников;
разнообразные психолого-педагогические
технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
2.Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической
рациональности урока
Критерии здоровьесбережения
Характеристика
Обстановка и гигиенические условия в классе
Температура и свежесть воздуха, освещение класса и
доски, монотонные неприятные звуковые
раздражители
Количество видов учебной деятельности
Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение,
слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение
примеров,рассматривание, списывание и др.
Средняя продолжительность и частота
чередования видов деятельности
Количество видов преподавания
Виды преподавания: словесный, наглядный,
самостоятельная работа, аудиовизуальный,
практическая работа.
Чередование видов преподавания
Наличие и место методов, способствующих
активизации мыслительной деятельности
Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор
способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя,
исследователя, деловая игра, дискуссия).
Методы, направленные на самопознание и развитие
(интеллекта, эмоций, общения, самооценки,
взаимооценки).
Место и длительность применения ТСО
Умение учителя использовать ТСО как средство для
дискуссии, беседы, обсуждения.
Поза учащегося, чередование позы
Правильная посадка ученика, смена видов
деятельности требует смены позы.
Наличие, место, содержание и
продолжительность на уроке моментов
оздоровления
Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная
гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных
точек.
Наличие мотивации деятельности учащихся на
уроке
Внешняя мотивация: оценка. Похвала, поддержка,
познавательный момент.
Стимуляция внутренней мотивации: стремление
больше узнать, радость от активности, интерес к
изучаемому материалу.
Психологический климат на уроке
Взаимоотношения на уроке:
-учитель-ученик(комфорт-
напряжение,сотрудничество-авторитарность. Учет
возрастных особенностей);
-ученик-ученик(сотрудничество-
соперничество,дружелюбие-враждебность,активность-
пассивность, заинтересованность-безразличие).
Эмоциональные разрядки на уроке
Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная
картинка, поговорка. Афоризм, музыкальная
минутка. четверостишие
Момент наступления утомления и снижения
учебной активности
Определяется в ходе наблюдения: момент наступления
и снижение учебной активности (пассивные
отвлечения)
3.Методы здоровьесберегающих технологий
Дыхательная гимнастика
В различных формах
оздоровительной работы на
уроках
Обеспечить проветривание помещения,
педагогу дать рекомендации об обязательной
гигиене носа
Динамические паузы
На уроках и во внеклассной
работе
В форме физкультминуток, переключающих
ребёнка на разные виды деятельности,
снимающие напряжение и усталость
Релаксация
В зависимости от состояния
детей и целей, педагог сам
определяет интенсивность
технологии. Для всех
возрастных групп, во время
уроков и
внеклассных занятий.
Можно использовать спокойную классическую
музыку(Чайковский, Рахманинов,Вивальди),
звуки природы
Самомассаж
В зависимости от
поставленной педагогом
целей, в
различных формах
оздоровительной работы
Необходимо объяснить ребёнку серьёзность
процедуры и под руководством педагога
провести оздоровительный сеанс
Пальчиковая гимнастика
На уроках и внеурочной
работе
Рекомендуется всем детям, особенно с ДЦП и
речевыми проблемами. Проводится в любой
удобный отрезок времени (на любом этапе
урока).
Гимнастика для глаз
Ежедневно по 3-5 минут в
любое свободное время.
В зависимости от
интенсивности
зритетельной нагрузки
Рекомендуется использовать наглядный
материал, показ упражнений педагогом
Игротерапия
В свободное время от
занятий, во время уроков.
Время строго не
фиксируется, в зависимости
от поставленных задач
Игра может быть организована незаметно для
ребёнка на любом этапе урока, посредством
включения детей в игровую деятельность
Сказкотерапия
Начиная с 1 класса 2-4
занятия в месяц (урок,
просмотр и чтение сказки,
поход в театр и т.д)
Занятия используют для психолого-
терапевтической и развивающей работы,
создание положительного эмоционального
настроя.
Фонетическая ритмика
На уроках чтения и
русского языка 5-10 минут
Рекомендованы в классах для детей с
задержкой в развитии, с проблемами слуха и
речи, для коррекции речевых нарушений.
4.Виды здоровьесберегающих технологий
Здоровьесберегающие
технологии
Здоровьеразвивающие
технологии
Здоровьесозидающие технологии
-соблюдение
температурного режима
- создание условий для
психологического комфорта
- соблюдение правил по
технике безопасности для
учащихся.
-развитие двигательных
навыков
-формирование навыков
правильной осанки
-развитие пространственной
ориентации
-обеспечение эмоциональной
комфортности
-формирование навыков
партнёрства и сотрудничества
-развитие внимания
-формирование творческих
способностей.
-формирование знаний о здоровом образе
жизни -обеспечение личностного
комфорта
-использование разнообразных видов
деятельности
-соблюдение гигиенических требований.
5. Рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий
В своей работе широко использую здоровьесберегающие технологии для развития мыслительной
деятельности учащихся, инициативы, фантазии, творчества, и прежде всего для сохранения и
укрепления здоровья учащихся, так как обучаю детей с ОДН (VIII вид), с лёгкой умственной
отсталостью. Благодаря здоровьесберегающим технологиям возможен результативный процесс обучения.
На уроках и во внеклассной работе обучаю детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ),
используя профилактические методики - оздоровительную, пальчиковую и дыхательную гимнастики.
Для профилактики простудных заболеваний – самомассаж, обучение правилам гигиены (мытьё рук,
использование носового платка при чихании, кашле…). Также наряду со здоровьесберегающими
технологиями использую в учебном процессе технологии:
Личностно-ориентированного обучения
Индивидуализация обучения и дифференциация
заданий
Коррекционно-развивающего обучения:
-объяснительно-иллюстративная
-игровая
-обогащение воображения учащихся, связь с
жизненным и чувственным опытом. Активизация
словаря и развитие речи. Формирование личности
-развитие личности, творческих способностей,
сохранение психического и физического здоровья
детей
Инновационные :
-мультимедийные презентации
-Арттерапия: музыкотерапия, сказкотерапия
-индивидуализация учебного процесса.
-коррекция психоэмоциональных нарушений и
отклонений в личностном развитии
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в
школу. Только при правильной организации учебной деятельности ( строгое соблюдение режима
школьных занятий, построение урока с учётом работоспособности детей, использование средств
наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный
настрой) возможно решение одной из главных задач здоровьесберегающей технологии обучения -
сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащихся, формирование у них
необходимых знаний, умений, навыков, которые дают возможность научить использовать полученные
знания в повседневной жизни.
Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики.
Весь процесс обучения выстраивается через совместную деятельность учитель-воспитатель-логопед, что
влияет в первую очередь на успешность развития ребёнка. Общая дидактическая структура урока имеет
три компонента: актуализация прежних знаний . формирование новых знаний, формирование умений.
Основные этапы урока:
1)
Постановка цели урока.
2)
Проверка домашнего задания
3)
Повторение пройденного
4)
Физкультминутка
5)
Объяснение нового материала
6)
Закрепление изученного
7)
Физкультминутка
8)
Обобщение и систематизация новых знаний
9)
Контроль знаний и умений учащихся
10)
Формирование нового домашнего задания
На уроке дети должны не перегружаться, так как быстро устают, перестают воспринимать учебный
материал, поэтому и задачи, и содержание урока, и его структура,методы обучения - всё должно быть
направлено на то, чтобы учащиеся испытали удовлетворение в процессе учебной работы на уроке.
Методы здоровьесберегающих технологий:
Рассказ, беседа, дискуссия, наглядность, практический метод, работа с книгой, демонстрация,
иллюстрация, упражнения, познавательная игра, обучающий контроль, игровой метод, мультимедийные
презентации, воспитательные, просветительные и образовательные программы.
Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может
обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий
обучения.
Практический материал:
Общеразвивающие упражнения
(Физкультминутки)
-Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх - хлопок над головой,
Руки вниз - хлопок другой.
-дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладём
И вразвалочку идём.
- Снова дальше мы идём,
Перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее:
Раз-два, раз-два
Позади уже вода.
-Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём
И назад в гнездо кладём.
-Впереди из-за куста
смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим.
На носочках постоим.
-Зайчик быстро скачет в поле.
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке, непоседы-ребятишки.
(Пальчиковая гимнастика)
(Гимнастика для губ и языка)
«Хоботок - улыбка»: губы вытягивают хоботком, как у слона. То улыбаются, как лягушка.
«Лопатка-иголочка»: язык то широкий, то длинный и узкий.
«Качели»: кончик языка поднят за верхние зубы, то опущен за нижние,рот широко открыт.
«Часики»: кончик языка, как маятник часов, движется от правого уголка губ к левому и назад с разной
скоростью.
«Маляр»: красим небо кончиком языка, водим языком только по передней части нёба
«Паровозик»: называем гласные звуки а, о, у, ы, и, э.
6.Предложения по организации психолого-педагогического сопровождения в ОУ
Обучая детей VIII вида с ОДН (лёгкая умственная отсталость) любой учитель сталкивается с
трудностями в усвоении детьми учебной программы. Учащиеся в результате своего умственного и
физического развития не могут усваивать учебный материал в полном объёме. Поэтому очень важно
оказывать нашим детям помощь в решении основных задач развития, обучения и социализации. Когда
возникают трудности в учёбе, нарушается и эмоционально-волевая сфера ребёнка, могут возникнуть
проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Поэтому необходимо не только психолого-
педагогическая поддержка для каждого учащегося (разработка индивидуального
образовательного маршрута), но и совместная корректировка уже разработанных и апробированных
образовательных программ, с помощью логической цепочки психолого-педагогического сопровождения:
психолог-родители-учитель-логопед-воспитатель. Ежемесячное подведение итогов о проделанной работе,
и как следствие обсуждение на родительском собрании класса успешных результатов совместной
деятельности. Ведь основной целью психолого-педагогического сопровождения ребёнка в ОУ, является
ощущение им собственных возможностей и сил нормального развития в обществе. Преодолевая
трудности в учёбе наши дети будут легче решать свои проблемы в общении и взаимоотношении со
сверстниками, ощущая свой успех ученики легче и быстрее адаптируются и социализируются
непосредственно в классе, затем в школе и обществе. Это тот самый шанс, который в конечном итоге
приводит ребёнка, а затем уже и взрослого человека к полной адаптации и социализации в обществе.
План реализации совместной деятельности (психолог-учитель-логопед-воспитатель)
-диагностика индивидуальных особенностей развития детей совместно с психологом
-разработка индивидуального образовательного и воспитательного маршрута
(психолог-учитель-логопед-воспитатель)
-корректировка образовательных программ совместно с психологом и логопедом
-предупреждение изоляции детей с ОДН совместно с воспитателем (посещение театров, музеев…)
-переходить от теории к практике (занятия с детьми психолога в классе в присутствии учителя)
-развитие психологической компетентности педагогов и родителей (присутствие психолога на
родительских собраниях непосредственно в классе с лекциями или занятиями)
-мониторинг развития и успеха совместной деятельности в решении поставленных