Напоминание

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАССАХ"


Автор: Татарников Геннадий Александрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №55"г.Иркутска
Населённый пункт: г.Иркутск Иркутской обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАССАХ"
Раздел: полное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ В

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАССАХ

Учитель физической культуры

Татарников Геннадий Александрович

Г.Иркутск

2018

Содержание:

1.Формирование здоровья учащихся с использованием здоровьесберегающих технологий

2.Критерии здоровьесбережения на уроках

3.Методы здоровьесберегающих технологий

4.Виды здоровьесберегающих технологий

5.Рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий

6.Предложения по организации психолого-педагогического сопровождения в ОУ

1.Формирование здоровья учащихся с использованием здоровьесберегающих технологий

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке

она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную

тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников

ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее

значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды,

совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом

определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система

образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его

бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие,

формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

Современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в

педагогическом процессе и в повседневной жизни

Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса

преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия,

ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Под здоровьесберегающими технологиями - будем понимать систему мер по охране и укреплению

здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни

ребенка, воздействие на здоровье.

Описанием таких технологий занимаются многие исследователи, ученые.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те

психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у

учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению,

формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик

обучения и воспитания);

рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,

индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов

психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных

проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно

сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим

образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается

задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

Понятие "здоровьесберегающие образовательные технологии" (ЗОТ) появилось в педагогическом

лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог

санитарно-гигиенических мероприятий. Это свидетельствуют об искаженном понимании термина

"здоровьесберегающие образовательные технологии", примитивных представлениях о содержании

работы, которую должна проводить школа для осуществления своей важнейшей задачи - сохранения и

укрепления здоровья учащихся.

Здоровьесбережение не может по определению выступать в качестве основной и единственной цели

образовательного процесса, а только - в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением

главной цели.

Понятие "здоровьесберегающая" относится к качественной характеристике любой образовательной

технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения

здоровья учащихся.

Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время

учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.

Цель - здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить школьнику возможность

сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и

навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного

процесса:

-организация рационального учебного процесса в соответствии с САНиП;

-рациональная организация двигательной активности учащихся;

Принципы здоровьесбережения:

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал

Н. К. Смирнов

«Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть

обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на

каждом уроке.

Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем

учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала

выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

Активность — активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.

Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность

за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно

невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут

помочь здоровьесберегающие технологии.

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном

процессе, можно разделить на три основные группы:

технологии, обеспечивающие

гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

технологии оптимальной организации

учебного процесса и физической активности школьников;

разнообразные психолого-педагогические

технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

2.Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической

рациональности урока

Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и

доски, монотонные неприятные звуковые

раздражители

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение,

слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение

примеров,рассматривание, списывание и др.

Средняя продолжительность и частота

чередования видов деятельности

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный,

самостоятельная работа, аудиовизуальный,

практическая работа.

Чередование видов преподавания

Наличие и место методов, способствующих

активизации мыслительной деятельности

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор

способа действия, свобода творчества).

Активные методы (ученик в роли: учителя,

исследователя, деловая игра, дискуссия).

Методы, направленные на самопознание и развитие

(интеллекта, эмоций, общения, самооценки,

взаимооценки).

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для

дискуссии, беседы, обсуждения.

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов

деятельности требует смены позы.

Наличие, место, содержание и

продолжительность на уроке моментов

оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная

гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных

точек.

Наличие мотивации деятельности учащихся на

уроке

Внешняя мотивация: оценка. Похвала, поддержка,

познавательный момент.

Стимуляция внутренней мотивации: стремление

больше узнать, радость от активности, интерес к

изучаемому материалу.

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке:

-учитель-ученик(комфорт-

напряжение,сотрудничество-авторитарность. Учет

возрастных особенностей);

-ученик-ученик(сотрудничество-

соперничество,дружелюбие-враждебность,активность-

пассивность, заинтересованность-безразличие).

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная

картинка, поговорка. Афоризм, музыкальная

минутка. четверостишие

Момент наступления утомления и снижения

учебной активности

Определяется в ходе наблюдения: момент наступления

и снижение учебной активности (пассивные

отвлечения)

3.Методы здоровьесберегающих технологий

Дыхательная гимнастика

В различных формах

оздоровительной работы на

уроках

Обеспечить проветривание помещения,

педагогу дать рекомендации об обязательной

гигиене носа

Динамические паузы

На уроках и во внеклассной

работе

В форме физкультминуток, переключающих

ребёнка на разные виды деятельности,

снимающие напряжение и усталость

Релаксация

В зависимости от состояния

детей и целей, педагог сам

определяет интенсивность

технологии. Для всех

возрастных групп, во время

уроков и

внеклассных занятий.

Можно использовать спокойную классическую

музыку(Чайковский, Рахманинов,Вивальди),

звуки природы

Самомассаж

В зависимости от

поставленной педагогом

целей, в

различных формах

оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребёнку серьёзность

процедуры и под руководством педагога

провести оздоровительный сеанс

Пальчиковая гимнастика

На уроках и внеурочной

работе

Рекомендуется всем детям, особенно с ДЦП и

речевыми проблемами. Проводится в любой

удобный отрезок времени (на любом этапе

урока).

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 минут в

любое свободное время.

В зависимости от

интенсивности

зритетельной нагрузки

Рекомендуется использовать наглядный

материал, показ упражнений педагогом

Игротерапия

В свободное время от

занятий, во время уроков.

Время строго не

фиксируется, в зависимости

от поставленных задач

Игра может быть организована незаметно для

ребёнка на любом этапе урока, посредством

включения детей в игровую деятельность

Сказкотерапия

Начиная с 1 класса 2-4

занятия в месяц (урок,

просмотр и чтение сказки,

поход в театр и т.д)

Занятия используют для психолого-

терапевтической и развивающей работы,

создание положительного эмоционального

настроя.

Фонетическая ритмика

На уроках чтения и

русского языка 5-10 минут

Рекомендованы в классах для детей с

задержкой в развитии, с проблемами слуха и

речи, для коррекции речевых нарушений.

4.Виды здоровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающие

технологии

Здоровьеразвивающие

технологии

Здоровьесозидающие технологии

-соблюдение

температурного режима

- создание условий для

психологического комфорта

- соблюдение правил по

технике безопасности для

учащихся.

-развитие двигательных

навыков

-формирование навыков

правильной осанки

-развитие пространственной

ориентации

-обеспечение эмоциональной

комфортности

-формирование навыков

партнёрства и сотрудничества

-развитие внимания

-формирование творческих

способностей.

-формирование знаний о здоровом образе

жизни -обеспечение личностного

комфорта

-использование разнообразных видов

деятельности

-соблюдение гигиенических требований.

5. Рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий

В своей работе широко использую здоровьесберегающие технологии для развития мыслительной

деятельности учащихся, инициативы, фантазии, творчества, и прежде всего для сохранения и

укрепления здоровья учащихся, так как обучаю детей с ОДН (VIII вид), с лёгкой умственной

отсталостью. Благодаря здоровьесберегающим технологиям возможен результативный процесс обучения.

На уроках и во внеклассной работе обучаю детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ),

используя профилактические методики - оздоровительную, пальчиковую и дыхательную гимнастики.

Для профилактики простудных заболеваний – самомассаж, обучение правилам гигиены (мытьё рук,

использование носового платка при чихании, кашле…). Также наряду со здоровьесберегающими

технологиями использую в учебном процессе технологии:

Личностно-ориентированного обучения

Индивидуализация обучения и дифференциация

заданий

Коррекционно-развивающего обучения:

-объяснительно-иллюстративная

-игровая

-обогащение воображения учащихся, связь с

жизненным и чувственным опытом. Активизация

словаря и развитие речи. Формирование личности

-развитие личности, творческих способностей,

сохранение психического и физического здоровья

детей

Инновационные :

-мультимедийные презентации

-Арттерапия: музыкотерапия, сказкотерапия

-индивидуализация учебного процесса.

-коррекция психоэмоциональных нарушений и

отклонений в личностном развитии

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в

школу. Только при правильной организации учебной деятельности ( строгое соблюдение режима

школьных занятий, построение урока с учётом работоспособности детей, использование средств

наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный

настрой) возможно решение одной из главных задач здоровьесберегающей технологии обучения -

сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащихся, формирование у них

необходимых знаний, умений, навыков, которые дают возможность научить использовать полученные

знания в повседневной жизни.

Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики.

Весь процесс обучения выстраивается через совместную деятельность учитель-воспитатель-логопед, что

влияет в первую очередь на успешность развития ребёнка. Общая дидактическая структура урока имеет

три компонента: актуализация прежних знаний . формирование новых знаний, формирование умений.

Основные этапы урока:

1)

Постановка цели урока.

2)

Проверка домашнего задания

3)

Повторение пройденного

4)

Физкультминутка

5)

Объяснение нового материала

6)

Закрепление изученного

7)

Физкультминутка

8)

Обобщение и систематизация новых знаний

9)

Контроль знаний и умений учащихся

10)

Формирование нового домашнего задания

На уроке дети должны не перегружаться, так как быстро устают, перестают воспринимать учебный

материал, поэтому и задачи, и содержание урока, и его структура,методы обучения - всё должно быть

направлено на то, чтобы учащиеся испытали удовлетворение в процессе учебной работы на уроке.

Методы здоровьесберегающих технологий:

Рассказ, беседа, дискуссия, наглядность, практический метод, работа с книгой, демонстрация,

иллюстрация, упражнения, познавательная игра, обучающий контроль, игровой метод, мультимедийные

презентации, воспитательные, просветительные и образовательные программы.

Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может

обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий

обучения.

Практический материал:

Общеразвивающие упражнения

(Физкультминутки)

-Только в лес мы все зашли,

Появились комары.

Руки вверх - хлопок над головой,

Руки вниз - хлопок другой.

-дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладём

И вразвалочку идём.

- Снова дальше мы идём,

Перед нами водоём.

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее:

Раз-два, раз-два

Позади уже вода.

-Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берём

И назад в гнездо кладём.

-Впереди из-за куста

смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим.

На носочках постоим.

-Зайчик быстро скачет в поле.

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке, непоседы-ребятишки.

(Пальчиковая гимнастика)

(Гимнастика для губ и языка)

«Хоботок - улыбка»: губы вытягивают хоботком, как у слона. То улыбаются, как лягушка.

«Лопатка-иголочка»: язык то широкий, то длинный и узкий.

«Качели»: кончик языка поднят за верхние зубы, то опущен за нижние,рот широко открыт.

«Часики»: кончик языка, как маятник часов, движется от правого уголка губ к левому и назад с разной

скоростью.

«Маляр»: красим небо кончиком языка, водим языком только по передней части нёба

«Паровозик»: называем гласные звуки а, о, у, ы, и, э.

6.Предложения по организации психолого-педагогического сопровождения в ОУ

Обучая детей VIII вида с ОДН (лёгкая умственная отсталость) любой учитель сталкивается с

трудностями в усвоении детьми учебной программы. Учащиеся в результате своего умственного и

физического развития не могут усваивать учебный материал в полном объёме. Поэтому очень важно

оказывать нашим детям помощь в решении основных задач развития, обучения и социализации. Когда

возникают трудности в учёбе, нарушается и эмоционально-волевая сфера ребёнка, могут возникнуть

проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Поэтому необходимо не только психолого-

педагогическая поддержка для каждого учащегося (разработка индивидуального

образовательного маршрута), но и совместная корректировка уже разработанных и апробированных

образовательных программ, с помощью логической цепочки психолого-педагогического сопровождения:

психолог-родители-учитель-логопед-воспитатель. Ежемесячное подведение итогов о проделанной работе,

и как следствие обсуждение на родительском собрании класса успешных результатов совместной

деятельности. Ведь основной целью психолого-педагогического сопровождения ребёнка в ОУ, является

ощущение им собственных возможностей и сил нормального развития в обществе. Преодолевая

трудности в учёбе наши дети будут легче решать свои проблемы в общении и взаимоотношении со

сверстниками, ощущая свой успех ученики легче и быстрее адаптируются и социализируются

непосредственно в классе, затем в школе и обществе. Это тот самый шанс, который в конечном итоге

приводит ребёнка, а затем уже и взрослого человека к полной адаптации и социализации в обществе.

План реализации совместной деятельности (психолог-учитель-логопед-воспитатель)

-диагностика индивидуальных особенностей развития детей совместно с психологом

-разработка индивидуального образовательного и воспитательного маршрута

(психолог-учитель-логопед-воспитатель)

-корректировка образовательных программ совместно с психологом и логопедом

-предупреждение изоляции детей с ОДН совместно с воспитателем (посещение театров, музеев…)

-переходить от теории к практике (занятия с детьми психолога в классе в присутствии учителя)

-развитие психологической компетентности педагогов и родителей (присутствие психолога на

родительских собраниях непосредственно в классе с лекциями или занятиями)

-мониторинг развития и успеха совместной деятельности в решении поставленных



В раздел образования