Напоминание

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей


Автор: Гайсина Сулпан Ишбулдовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с "Ладушки"
Населённый пункт: город Баймак
Наименование материала: статья
Тема: Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




С.И. Гайсина,

Воспитатель МАДОУ д/с «Ладушки»

г. Баймак.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук

детей

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

(В.А. Сухомлинский)

Уровень развития познавательной сферы ребенка находится в прямой

зависимости от степени сформированности развития мелкой моторики и

общей

умелости

руки.

Мелкая

моторика

это

один

из

важнейших

показателей физического и нервно-психического развития дошкольника.

Тонкие

движения

руки

способствуют

развитию

внимания,

мышления,

памяти, зрительного и слухового восприятия. Владея рукой, ребенок в

процессе

своего

развития

становится

более

самостоятельным,

автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению

его инициативности в разных видах детской деятельности.

Данные

положения

подтверждают

актуальность

проблемы

развития

мелкой моторики рук у детей с помощью различных средств. Одним из

таких средств являются пальчиковые игры.

По определению Е. Борисовой, пальчиковые игры - это инсценировка

каких-либо

рифмованных

историй,

сказок

при

помощи

пальцев.

Они

отображают

реальность

окружающего

мира

предметы,

животных,

людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети

повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым

вырабатывая

ловкость,

умение

управлять

своими

движениями,

концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Существует

несколько

видов

пальчиковых

игр:

пальчиковые

игры

с

предметами,

активные

игры

со

стихотворным

сопровождением,

игры

манипуляции, пальчиковые кинезиологические игры, пальчиковые игры с

элементами

самомассажа,

пальчиковые

игры

с

музыкальным

сопровождением.

Все

эти

игры

должны

быть

эмоционально

приятны

ребенку, неутомительны и динамичны.

Еще издавна, пальчиковые игры были распространены в самых разных

странах

мира.

В

Китае

пользуются

популярностью

упражнения

с

каменными

и

металлическими

шариками.

В

Японии

активно

используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. На

сегодняшний день специалисты возрождают старые игры и придумывают

новые.

Известный

педагог Ж-Ж. Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль

или о воспитании» так писал о потребностях маленького ребенка: «… он

хочет все потрогать, все взять в руки. Не мешайте ему, это для него

совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод,

твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах

окружающих

его

вещей

ребенок

узнает,

сравнивая

то,

что

видит,

с

ощущениями, которые получает от своих рук». Эти выводы не случайны.

На

сегодняшний

день

появляется

много

методических

пособий

по

развитию

мелкой

моторику

рук,

например,

книга

И.Е.

Светловой

«Развиваем

мелкую

моторику

и

координацию

движений

рук.

Формирование

и

развитие

двигательных

и

психических

механизмов,

влияющих на общее интеллектуальное развитие ребенка» показано, как

можно занять ребенка интересным и полезным делом, развивая при этом

его познавательные способности.

Предлагаемые

автором

книге

игры

способствуют

развитию

мелкой

моторики

и

координации

движений

рук,

стимулируют

зрительное

и

слуховое восприятие, внимание, память, речь и словарный запас. Она

настаивает

на

необходимости

развития

механизмов,

без

которых

невозможно

овладение

письмом,

на

создании

условий

накопления

ребенком

практического

двигательного

опыта,

на

развитии

навыков

ручной умелости. И. Е. Светлова пишет: «Родители и педагоги, которые

уделяют

должное

внимание

упражнениям,

играм

на

развитие

мелкой

моторики,

решают

сразу

две

задачи:

во-первых,

косвенным

образом

влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к

овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих

проблем школьного обучения».

Таким образом, пальчиковые игры развивают мелкую моторику, которая

не

только

благотворно

влияет

на

развитие

речи,

но

она

также

подготавливает руку ребенка к письму и рисованию. Игры пальчиками

развивают

мозг

дошкольника,

стимулируют

развитие

речи,

фантазию,

творческие способности.

Литература:

1)

Ж.Ж. Руссо Эмиль, или о воспитании / Печатается в переводе Е. Н.

Бируковой по изданию: Руссо Ж.-Ж. Избранные соч. М., 1961. – 216с.

2)

Светлова И. «Развиваем мелкую моторику» ‒ ЭКСМО-Пресс, ‒

2011г., ‒ С. 27-31.

3)

Борисова Е.А. Пальчиковые игры для детей 4-5 лет// Логопед. - №1.

– 2006. стр. 65-74.

4)

Строгонова И.А Дошкольное образование, развитие мелкой

моторики руки ребёнка» // Дошкольное воспитание» - 2014г - №9.

5)

Бадалян Л.О. «Невропатология» - М., 2012. - 339 с.

© Гайсина С.И., 2017



В раздел образования