Автор: Гайсина Сулпан Ишбулдовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с "Ладушки"
Населённый пункт: город Баймак
Наименование материала: статья
Тема: Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей
Раздел: дошкольное образование
С.И. Гайсина,
Воспитатель МАДОУ д/с «Ладушки»
г. Баймак.
Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук
детей
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
(В.А. Сухомлинский)
Уровень развития познавательной сферы ребенка находится в прямой
зависимости от степени сформированности развития мелкой моторики и
общей
умелости
руки.
Мелкая
моторика
–
это
один
из
важнейших
показателей физического и нервно-психического развития дошкольника.
Тонкие
движения
руки
способствуют
развитию
внимания,
мышления,
памяти, зрительного и слухового восприятия. Владея рукой, ребенок в
процессе
своего
развития
становится
более
самостоятельным,
автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению
его инициативности в разных видах детской деятельности.
Данные
положения
подтверждают
актуальность
проблемы
развития
мелкой моторики рук у детей с помощью различных средств. Одним из
таких средств являются пальчиковые игры.
По определению Е. Борисовой, пальчиковые игры - это инсценировка
каких-либо
рифмованных
историй,
сказок
при
помощи
пальцев.
Они
отображают
реальность
окружающего
мира
–
предметы,
животных,
людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети
повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым
вырабатывая
ловкость,
умение
управлять
своими
движениями,
концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Существует
несколько
видов
пальчиковых
игр:
пальчиковые
игры
с
предметами,
активные
игры
со
стихотворным
сопровождением,
игры
манипуляции, пальчиковые кинезиологические игры, пальчиковые игры с
элементами
самомассажа,
пальчиковые
игры
с
музыкальным
сопровождением.
Все
эти
игры
должны
быть
эмоционально
приятны
ребенку, неутомительны и динамичны.
Еще издавна, пальчиковые игры были распространены в самых разных
странах
мира.
В
Китае
пользуются
популярностью
упражнения
с
каменными
и
металлическими
шариками.
В
Японии
активно
используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. На
сегодняшний день специалисты возрождают старые игры и придумывают
новые.
Известный
педагог Ж-Ж. Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль
или о воспитании» так писал о потребностях маленького ребенка: «… он
хочет все потрогать, все взять в руки. Не мешайте ему, это для него
совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод,
твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах
окружающих
его
вещей
ребенок
узнает,
сравнивая
то,
что
видит,
с
ощущениями, которые получает от своих рук». Эти выводы не случайны.
На
сегодняшний
день
появляется
много
методических
пособий
по
развитию
мелкой
моторику
рук,
например,
книга
И.Е.
Светловой
«Развиваем
мелкую
моторику
и
координацию
движений
рук.
Формирование
и
развитие
двигательных
и
психических
механизмов,
влияющих на общее интеллектуальное развитие ребенка» показано, как
можно занять ребенка интересным и полезным делом, развивая при этом
его познавательные способности.
Предлагаемые
автором
книге
игры
способствуют
развитию
мелкой
моторики
и
координации
движений
рук,
стимулируют
зрительное
и
слуховое восприятие, внимание, память, речь и словарный запас. Она
настаивает
на
необходимости
развития
механизмов,
без
которых
невозможно
овладение
письмом,
на
создании
условий
накопления
ребенком
практического
двигательного
опыта,
на
развитии
навыков
ручной умелости. И. Е. Светлова пишет: «Родители и педагоги, которые
уделяют
должное
внимание
упражнениям,
играм
на
развитие
мелкой
моторики,
решают
сразу
две
задачи:
во-первых,
косвенным
образом
влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к
овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих
проблем школьного обучения».
Таким образом, пальчиковые игры развивают мелкую моторику, которая
не
только
благотворно
влияет
на
развитие
речи,
но
она
также
подготавливает руку ребенка к письму и рисованию. Игры пальчиками
развивают
мозг
дошкольника,
стимулируют
развитие
речи,
фантазию,
творческие способности.
Литература:
1)
Ж.Ж. Руссо Эмиль, или о воспитании / Печатается в переводе Е. Н.
Бируковой по изданию: Руссо Ж.-Ж. Избранные соч. М., 1961. – 216с.
2)
Светлова И. «Развиваем мелкую моторику» ‒ ЭКСМО-Пресс, ‒
2011г., ‒ С. 27-31.
3)
Борисова Е.А. Пальчиковые игры для детей 4-5 лет// Логопед. - №1.
– 2006. стр. 65-74.
4)
Строгонова И.А Дошкольное образование, развитие мелкой
моторики руки ребёнка» // Дошкольное воспитание» - 2014г - №9.
5)
Бадалян Л.О. «Невропатология» - М., 2012. - 339 с.
© Гайсина С.И., 2017