Напоминание

"Художественное кино в Ленинграде во время Великой Отечественной войны."


Автор: Вахрушева Юлия Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ ШИ "ОЛИМПИЙСКИЙ РЕЗЕРВ"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Художественное кино в Ленинграде во время Великой Отечественной войны."
Раздел: полное образование





Назад




Художественное

кино

в

Ленинграде

во

время

Великой

Отечественной

войны.

С

началом

Великой

Отечественной

войны

начался

тяжелейший

период

жизни

ленинградцев,

полный

героизма,

самопожертвования

и

мужества.

В этих условиях необходимо были сосредоточить не только физические, но в

большей мере духовные силы для новых подвигов в бою и труде. Самым

массовым и самым любимым видом искусства было кинематограф.

Уже

во

второй

день

войны

«

в

киностудию

«Ленфильм»

были

п р и гл а ш е н ы

п и с а т е л и ,

с ц е н а р и с т ы .

Р е ш е н о

с о з д а т ь

с е р и ю

короткометражных военных картин. В течение ближайших 10-12 дней на

экраны должно быть выпущено 5-6 короткометражек»

1

. Труд мастеров кино

увенчался успехом

уже в первых числах августа 1941года. ленинградцы

познакомились с первым выпуском «Боевого киносборника».

Первый опыт был удачный, «фильм смотрели с большим интересом »

2

.

Затем с декадными интервалами были выпущены второй и третий «Боевые

киносборники», которые встретили горячий отклик у зрителя, как на фронте,

так и в тылу, «поскольку люди на экране обладали теми же чувствами гнева,

ярости отвращения к гитлеровцам»

3

. Хотя в дальнейшем эту периодичность

сохранить не удалось, киноработники Москвы и Ленинграда до конца 1941г,

работая в прифронтовых условиях, создали семь «Боевых киносборников».

«Последний из них, №12, снимался в Алма-Ате»

4

.

1

Смена. – 1941. – № 146.

2

Правда. – 1941. – №216.

3

Правда. – 1941. – №221.

4

Литература и искусство. –1941. – №56.

В сентябре 1941 года Ленинград в окружении немецких войск и начался

период

блокады.

Несмотря

на

все

тяжести

этого

героического

периода,

кинотеатры продолжали демонстрировать фильмы.

На экраны вышел фильм «Фронтовые подруги». Роль главной героини

исполняла

студентка

Ленинградского

медицинского

института

Леля

Федорина, которая одной из первых записалась в дружину Красного Креста

вместе со своими подругами по комнате в общежитие. Леля играла в фильме

боевую

подругу

«Чижика»,

теперь

решила

стать

по-настоящему

дружинницей. Девушки, под впечатлением от фильма мечтали стать такими

же бесстрашными как главная героиня. Пришли в комитет ВЛКСМ Первого

медицинского института для добровольной записи в санитарный отряд, где

перед ними выступили с призывом на фронт. «Многие из этих девушек

пришли в блузках и шароварах, с сумками дружинниц за поясом. После

собрания

выстроилась

длинная

очередь.

Одна

за

другой

девушки

записывались добровольцем в дружины.

Собрание патриоток записали для

демонстрации на экранах Ленинграда»

1

.

В

тяжелые

дни

блокады,

«когда

в

городе

нахватает

тепла

и

света,

продовольствия и воды на нашем заводе открылся новый клуб. В клубе

можно

посмотреть

кинофильм.

Мы

должны

позаботиться

о

том,

чтобы

молодежь могла хорошо отдохнуть и повеселиться, а потом с новыми силами

прийти в цех»

2

.

В

кинопрокат

выходят

новые

фильмы

«Оборона

Царицына»

по

сценарию

и

постановке

лауреатов

сталинской

премии

Георгия

и

Сергея

Васильевых.

«Зрители

наполняющие

зал

кинотеатра,

разражаются

восторженными аплодисментами ,когда летающий у пулемета Ворошилов

меткими очередями обращает в бегство кичливых кайзеровских вояк. Никого

1

Смена. – 1941. – №147.

2

Смена. – 1942. – №63.

не

оставит

равнодушным

прекрасный

фильм

о

царицынской

обороне»

3

.

На

экран

выходит

еще

один

замечательный

фильм

«Александр

Пархоменко»,

повествующий

о

жизни

и

героической

смерти

начдива.

«Значение замечательного фильма «Александр Пархоменко» - не только в

том,

заражает

волей

к

победе

и

желанием

бороться

против

врагов

с

неутомимостью и самоотверженностью прославленного героя гражданской

войны»

2

.

На экране появляется фильм о советском войне «Парень из нашего

города»

.

«Испытание

за

испытание

посылает

Луонину

(главному

герою)

жизнь. И из каждого испытания Луконин выходит обогащенным боевым и

жизненным опытом, еще более закаленным и бесстрашным»

3

. «Молодой

ленинградец, посмотрев этот фильм, скажет себе: «Я должен быть таким

же!»»

4

.

Преданность

своему

делу

проявили

работники

«Новости

дня».

В

аппаратной

было

холодно.

Это

сказывалось

на

работе

киноаппарата.

Поставить печь нельзя – может воспламениться

лента.

И тогда директор

кинотеатра предложила, установит печь в помещении, находившейся под

аппаратной

5

.

В

январе

1943

блокада

Ленинграда

была

прорвана,

это

событие

создало условия для улучшения работы кинотеатров.

«Ожесточение боев врывается в зрительский зал с первыми кадрами

фильма

«Секретарь

Райкома»

.

Фильм

учит

ненависти

к

врагу,

которая

поднимает на подвиги во имя отчизны и превращает скромных рядовых

тружеников в грозных народных мстителей»

6

.

1

Смена. – 1942. – №46

2

Смена. – 1942. – №98

3

Смена. – 1942. – №151.

4

Смена. – 1942. – №151.

5

Смена. – 1942. – №206.

6

Смена. – 1943. – №3.

Фильм

«Радуга»,

был

поставлен

режиссером

М.

Донским

по

одноименной повести В. Василевской. Повесть

написана на первом этапе

войны, в которой показана жизнь украинского села под властью оккупантов.

Ее

герои

-

люди,

неспособные

к

активной

вооруженной

борьбе,

-

это

женщины,

старики

и

дети.

Они

проявляют

душевную

стойкость,

сплоченность, ненавидят фашистов и ждут красную армию.

Значимым событием в культурной жизни города стал Кинофестиваль

молодежи, организуемый ВЛКСМ в честь 25-летия комсомола. «Молодежи

будут

показаны

кинофильмы:

«Ленин

в

1918г.»,

«Оборона

Царицына»,

«Подруги»,

«Как

закалялась

сталь»,

«Мы

из

Кронштадта»,

«Фронтовые

подруги», «Она защищала родину», «Секретарь Райкома»»

1

.

Начинается

восстанавливаться

студия

«Ленфильм».

В

ближайшее

время из Алма-Аты в Ленинград прибудет эвакуированное туда в начале

войны ценнейшее оборудование. И вступят в строй три основных ателье

2

.

Фильм «Зоя», после просмотра фильма ленинградские рабочие говорят

, что « Каждый из нас должен стремиться к тому, чтобы быть таким как Зоя.

Пример Зои, призывает их еще к большему напряжению сил для помощи

фронту»

3

.

Кинофильм «Нашествие», поставленным в 1944г. по одноименной пьесе Л.

Леонова,

режиссером

А

Ромом,

посвященный

событиям

первого

этапа

войны, вышел на экран в феврале 1945 года, но тем не менее, он ни как не

воспринимался как запоздалый отклик, он не устарел и поныне.

В фильме «Нашествие», как и в пьесе, борьба советских людей против

захватчиков получила на первый взгляд сугубо камерное воплощение. Но в

событиях, происходящих в доме доктора Таланова, нашли свое выражение

1

Смена. – 1943. – №201.

2

Смена. – 1944. – №83.

3

Смена. – 1944. – №200.

самые главные, самые существенные особенности борьбы нашего народа

против фашистских захватчиков. В конфликте между семьей Талановых и

старым

миром

(олицетворенным

в

воскресших

призраках

пошлого

Фаюнине и Кокорышкине и их покровителях), в трагической судьбе Федора

Таланова, ценой своей жизни спасшего от гестапо руководителя партизан

Колесникова, - во всем этом образно и конкретно выразились сплоченность и

патриотизм советского народа. Накануне войны Федор Таланов вернулся из

заключения ожесточившимся человеком. Но и он в годину суровых бедствий,

когда

решается

судьба

Родины,

преодолевает

свой

индивидуализм,

становится борцом.

Фильмы о Великой Отечественной войне - поистине художественная

летопись

героизма

советского

народа.

Это

и

полные

трагизма

события

первых

дней

и

месяцев

жестокой

схватки

с

фашизмом.

Это

и

яркое

отражение

органичности,

величия

того

состояния,

которое

мы

называем

подвигом человеческого духа. Это и пронзительная, правда о человеке на

войне, и образ ребенка того сурового и сложного времени, и самого детства,

опаленного войной, во многих картинах последнего периода.

В художественных кинолентах ответы на вопросы: в чем наша сила,

наша уверенность, наша мощь; что позволило советскому человеку в годы

войны проявить массовый героизм, истинное величие и несгибаемость духа?



В раздел образования