Автор: Шабунина Галина Михайловна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств № 47 им. М.Ф. Мацулевич", г. Новокузнецк.
Населённый пункт: Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "АКТИВИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПРИ ЧТЕНИИ НОТ С ЛИСТА"
Раздел: дополнительное образование
Шабунина Г.М., преподаватель высшей квалификационной категории
МБУ ДО «Детская школа искусств № 47 им. М.Ф. Мацулевич», г.
Новокузнецк, Кемеровская область.
«АКТИВИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПРИ
ЧТЕНИИ НОТ С ЛИСТА»
Введение
«Учить чтению нотного текста –
значит - прежде всего, всесторонне
развить ученика как музыканта»
М.Е. Фейгин.
Развитие навыка чтения с листа имеет важное значение в
формировании не только профессионального музыканта, но, что не менее
важно, грамотного музыканта-любителя, способного активно участвовать в
самостоятельном музицировании. Развитие навыка чтения с листа является
очень
важным
этапом
в
расширении
музыкального
кругозора,
развитию
мышления и
общих
музыкальных
способностей
учащегося
и
широкого
ознакомления с музыкальной литературой.
Актуальность данной темы я вижу в необходимости обучения
детей не только грамотному прочтению нотного текста с листа, но и умению
творчески проявить себя, создать что-то новое, приобрести собственный
опыт
и
воплотить
его
в
собственной
практике.
Считаю,
что
именно
творческие упражнения помогают учащимся овладевать голосом, развивать
внутренний
слух,
наделяют
их
музыкальное
мышление
более
глубоким
образно-эмоциональным содержанием.
Цель:
Развитие
и
активизация
мышления,
слуха
и
музыкальных
способностей ученика при чтении нот с листа.
Задачи:
1.
Обучить учащихся принципам работы при чтении нот с листа,
развивая творческую активность.
2.
Воспитать
самостоятельность
в
применении
полученных
навыков при чтении с листа.
3.
Развивать
общую
музыкальность
и
творческое
отношения
к
музыке;
Прежде,
чем
приступить
к
собственно
изложению
доклада,
нужно
определить, что представляет собой чтение с листа?
Чтение
с
листа
-
это
умение
мысленно
представить
звучание
записанной музыки и грамотно ее воспроизвести. Для себя я считаю это
одной из главных форм работы. При чтении с листа в коре головного мозга
происходит сложный процесс: «вижу – понимаю – мысленно представляю –
пою», т. е. идёт мыслительный процесс. Вообще чтение – это источник
мышления
и
умственного
развития. Оно
предусматривает
развитие
у
учащихся прежде всего всех музыкальных способностей.
Музыкальные способности
Как
было
установлено
Б.М.
Тепловым,
«музыкальность
–
это
способность
чувствовать
эмоциональную
выразительность
звукового
движения:
способность
произвольно
оперировать
музыкально-слуховыми
представлением; способность чувствовать эмоциональную выразительность
музыкального ритма и точно воспроизводить его» [12]. Поэтому обучение
навыкам
чтения
с
листа
предусматривает
работу
над
развитием
всех
компонентов
музыкальности:
музыкального
слуха
(мелодического,
гармонического,
полифонического),
чувства
ритма,
музыкальной
памяти,
воображения, эмоциональной отзывчивости на музыку.
Некоторые приемы развития творческих навыков при чтении с
листа
На мой взгляд, развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио
будет более результативным, если наряду с традиционными методами в
педагогике
сольфеджио
будут
использоваться творческие формы работы.
Это существенно повысит интерес учащихся к дисциплине сольфеджио и
будет
способствовать
эффективному
развитию
музыкального
слуха. По
словам
В.Середы
-
«наиболее
активной,
содержательной
формой
практического
освоения
закономерностей
музыкальной
организации
является
система
творческих
заданий»
[11]
на
уроках
сольфеджио,
и
обобщение
и
развитие
имеющегося
опыта
являются
перспективными
направлениями методики сольфеджио.
Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио желательно
начинать
с
первого
года
обучения
учащихся,
тогда
к
старшим
классам
накопиться нужная база умений и навыков, необходимых для собственной
реализации.
Именно творческие
приемы
развития
слуха
особенно
эффективны
в
младших
классах. Но это отдельная тема для доклада. В
данной
работе
мне
хочется
заострить
внимание
на
некоторых
приемах
творческих заданий, применяемых в моей практике в разделе чтение с листа
с учащимися старших классов.
Стимулируя творческую фантазию учащихся, предлагаю им на уроке
следующие формы работы:
-
сочинение мелодии на заданный ритм и затем пропеть их с названием
нот, не записывая;
-
досочинение мелодии на заданный ритм;
-
сочинение мелодии на заданный лад, ритм, размер. В это задание
соответственно включается изучаемый материал (интервалы - начать
или
закончить
мелодию
определенного
интервала;
виды
минора;
различные ритмические группы и т.д.);
-
сочинение второго голоса к диктанту или к песням и двухголосное
исполнение.
Предварительным
этапом
работы
к
этому
заданию
является пение двухголосных песен, канонов;
-
сочинение ритмического аккомпанемента к диктанту или мелодии из
учебника;
-
подбор сопровождения к песням;
-
сочинение ритмического аккомпанемента к диктанту или мелодии из
учебника;
-
импровизация на стихотворный текст.
-
импровизация подголосков. Форма работы «Учимся петь и слушать
подголоски». Показ на примере русской народной песни «Со вьюном я
хожу»
Методика
работы
следующая:
определяем
название
пьесы.
Определяем
тональность,
размер,
направление
движения
мелодии,
интервалы.
Определяем
фразировку,
повторы,
ритмические
особенности и т.д. (Приложение №1);
-
импровизация 2–го голоса к вокализам и песням на нейтральный слог;
-
импровизация
несколькими
учениками
одновременно
под
аккомпанемент педагога. Показ на примере вокализа Дж. Конконе:
определяем тональность, размер, штрихи, динамику, случайные знаки,
интервалы, фактуру, выявляем главную мелодию и сопровождение.
Анализируем
гармоническое
сопровождение,
аккорды,
наличие
модуляций, фактуру (Приложение №4);
-
импровизация
под
собственный
аккомпанемент
по
заданным
гармоническим условиям и др. (Приложение №3);
-
пение по нотам и подбор аккомпанемента по буквенным обозначениям.
Показ
на
примере
песни
М.
Фрадкина
«Вот
и
стали
мы
на
год
взрослей».
О п р е д е л я е м
а в т о р а
и
н а з в а н и е
п ь е с ы .
Определяем тональность, размер, штрихи, динамику, случайные знаки,
направление
мелодии,
выявляем
главную
мелодию
и
аккордовое
сопровождение, выбираем фактуру. (Приложение №5).
Для
развития
творческих
способностей
очень
важна
дружеская,
оживленная обстановка на уроке. Педагог является активным участником
игр,
поощряя
инициативу
детей
и
деликатно
организуя
совместный
творческий процесс. Как подсказывает опыт, одним из самых эффективных
способов введения ребенка в мир музыкального творчества – участие в
коллективном музизицировании.
Творческие задания могут быть как классными, так и домашними, с
условием
обязательной
проверки
или
обсуждения
работ
всем
классом.
Лучшие
работы
можно
использовать
в
качестве
материала
для
записи
диктанта, пения с листа, транспонирования и т.д.
Предварительный анализ
Непременным
условием
успешного
чтения
нот
с
листа
является
умение
исполнителя
вдумчиво
и
аналитически
разобрать
музыкальное
произведение.
Анализ должен быть простым, общим: тональность, размер,
темп.
Обязательно
структура
мелодии
-
членение
на
фразы,
наличие
повторности, варьирование. В отдельных случаях - секвенции, ходов по
з ву ка м
а к ко р д о в . Определение
различных
средств
музыкальной
выразительности во всех исполняемых произведениях. Фрагментарный или
целостный
анализ
музыкальной
формы,
жанра,
стилистиче ских
особенностей композиторского почерка в произведениях, исполняемых на
уроках по специальности.
Разнообразие форм работы при чтении с листа
Очень важно использовать как можно больше разных форм чтения с
листа. Формы эти весьма разнообразны:
-
пение одного голоса при одновременной игре за фортепиано второго
голоса;
-
чтение с листа под аккомпанемент педагога. Показ на примере песни
И. Дунаевского «Дальняя сторожка». Определяем автора и название
пьесы.
Определяем тональность, размер, случайные знаки, фактуру, выявляем
главную
мелодию
и
аккордовое
сопровождение.
Определяем
тональный план и наличие модуляций.
Главный принцип работы над
фактурой – это её расчленение.
(Приложение №7);
-
пение
с
тактированием
под
импровизируемый
преподавателем
гармонический аккомпанемент;
-
пение песен и романсов русских и зарубежных композиторов; русских
народных песен под аккомпанемент педагога или самих учащихся.
Показ на примере мелодии Дж. Паизиелло: определяем автора и
название пьесы.
Определяем тональность, размер, штрихи, динамику,
случайные знаки, интервалы, фактуру, выявляем главную мелодию и
сопровождение. Анализируем гармоническое сопровождение, аккорды,
наличие модуляций, фактуру (Приложение №6);
-
пение двухголосия - трехголосия группами: один из учащихся поет с
листа один голос, остальные – другие учащиеся. Показ на примере
польской народной песни. Определяем тональность, размер, штрихи,
динамику,
случайные
знаки,
аккорды,
из
которых
складывается
мелодия и т.д. (Приложение №2);
-
чтение
с
листа
с
динамическими
оттенками,
причем
учащиеся
самостоятельно
выбирают
темп
и
динамику
с
обязательным
кульминационным развитием и др.
Заключение.
В
чтении
с
листа,
полученные
знания,
умения,
навыки
сливаются
воедино, подчиняются одной цели. При этом выявляются разные свойства
музыкального
слуха.
Степень
владения
навыками,
полученными
при
комплексном походе на уроках сольфеджио, специальности, музыкальной
литературы
определяют
в
конечном
итоге
уровень
развития
музыканта,
готовности его к самостоятельной работе. Ежедневные занятия по чтению с
листа содействуют всестороннему развитию учащегося, способствуют его
ориентации в музыкальном произведении. Таким образом, чтение с листа
следует рассматривать как более широкое явление в процессе музыкального
образования:
такая
самостоятельная
работа
расширяет
музыкальный
кругозор
исполнителя,
обогащает
его
репертуар,
знакомит
с
шедеврами
музыкального искусства.
Значение творческих навыков и творческой инициативы в процессе
обучения
неоспоримо. Известный
психолог
Б.М.
Теплов
отмечал:
«…
включение
детей
в
творческую
деятельность
очень
полезно
для
художественного
развития,
вполне
естественно
для
ребенка
и
вполне
отвечает его потребностям и возможностям» [12].
Применение на уроках
сольфеджио
творческих
форм
работы,
направленных
на
развитие
музыкально-творческого воображения учащихся, способствует созданию на
занятиях атмосферы увлеченности и активно развивает мышление детей, их
музыкальные
способности
в
целом,
а
также
способствует
более
эмоциональному и вместе с тем осмысленному отношению обучающихся к
музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого из
них, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой
для
успешного
его
освоения,
помогает
в
самостоятельной
музыкальной
деятельности учащихся.
Список использованной литературы
1.
Вахромеев
"Вопросы
методики
преподавания
сольфеджио
в
ДМШ" Москва 1978, изд. "Музыка"
2.
Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1986год
3.
Ежова Е., «Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на
уроках сольфеджио». – М., 2007
4.
Картавцева
М.
Развитие
творческих
навыков
на
уроках
сольфеджио. – М.: Музыка, 1978г.
5.
Калугина М. Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на
уроках сольфеджио. – М., 1989.
6.
Котляревская-Крафт М. Сольфеджио первый класс.- М., 1996
7.
Котляревская-Крафт М. Сольфеджио второй класс.- М., 1996
8.
Котляревская-Крафт М. Сольфеджио третий класс.- Н., 1996
9.
Котляревская-Крафт М. Сольфеджио четвертый класс.- Н., 2005
10.
Котляревская-Крафт М. Сольфеджио пятый класс.- Н., 1993
11.
Русяева
И.,
"Одноголосные
примеры
для
чтения
с
листа
на
уроках сольфеджио" Москва 1989, изд. "Музыка"
12.
Середа
В.,
"Музыкальная
грамота.
Сольфеджио. Учебное
пособие
для
6
классов
музыкальных
школ.
Теоретические
сведения,
практические, аналитические и творческие задания" Москва 2003-2004, изд.
"Классика-XXI"
13.
Теплов
Б.М.,
«Психология
музыкальных
способностей».
–М.:
1993
14.
Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте.
– М., 1974.
15.
Фридкин Г. «Чтение с листа на уроках сольфеджио». – М., 2003.
16.
Шатковский
Г.
Развитие
музыкального
слуха
и
навыков
творческого музицирования. Методическая разработка для преподавателей
ДМШ и ДШИ - М., 1996 г.
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6
Приложение №7