Напоминание

"АКТИВИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПРИ ЧТЕНИИ НОТ С ЛИСТА"


Автор: Шабунина Галина Михайловна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств № 47 им. М.Ф. Мацулевич", г. Новокузнецк.
Населённый пункт: Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "АКТИВИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПРИ ЧТЕНИИ НОТ С ЛИСТА"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Шабунина Г.М., преподаватель высшей квалификационной категории

МБУ ДО «Детская школа искусств № 47 им. М.Ф. Мацулевич», г.

Новокузнецк, Кемеровская область.

«АКТИВИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПРИ

ЧТЕНИИ НОТ С ЛИСТА»

Введение

«Учить чтению нотного текста –

значит - прежде всего, всесторонне

развить ученика как музыканта»

М.Е. Фейгин.

Развитие навыка чтения с листа имеет важное значение в

формировании не только профессионального музыканта, но, что не менее

важно, грамотного музыканта-любителя, способного активно участвовать в

самостоятельном музицировании. Развитие навыка чтения с листа является

очень

важным

этапом

в

расширении

музыкального

кругозора,

развитию

мышления и

общих

музыкальных

способностей

учащегося

и

широкого

ознакомления с музыкальной литературой.

Актуальность данной темы я вижу в необходимости обучения

детей не только грамотному прочтению нотного текста с листа, но и умению

творчески проявить себя, создать что-то новое, приобрести собственный

опыт

и

воплотить

его

в

собственной

практике.

Считаю,

что

именно

творческие упражнения помогают учащимся овладевать голосом, развивать

внутренний

слух,

наделяют

их

музыкальное

мышление

более

глубоким

образно-эмоциональным содержанием.

Цель:

Развитие

и

активизация

мышления,

слуха

и

музыкальных

способностей ученика при чтении нот с листа.

Задачи:

1.

Обучить учащихся принципам работы при чтении нот с листа,

развивая творческую активность.

2.

Воспитать

самостоятельность

в

применении

полученных

навыков при чтении с листа.

3.

Развивать

общую

музыкальность

и

творческое

отношения

к

музыке;

Прежде,

чем

приступить

к

собственно

изложению

доклада,

нужно

определить, что представляет собой чтение с листа?

Чтение

с

листа

-

это

умение

мысленно

представить

звучание

записанной музыки и грамотно ее воспроизвести. Для себя я считаю это

одной из главных форм работы. При чтении с листа в коре головного мозга

происходит сложный процесс: «вижу – понимаю – мысленно представляю –

пою», т. е. идёт мыслительный процесс. Вообще чтение – это источник

мышления

и

умственного

развития. Оно

предусматривает

развитие

у

учащихся прежде всего всех музыкальных способностей.

Музыкальные способности

Как

было

установлено

Б.М.

Тепловым,

«музыкальность

это

способность

чувствовать

эмоциональную

выразительность

звукового

движения:

способность

произвольно

оперировать

музыкально-слуховыми

представлением; способность чувствовать эмоциональную выразительность

музыкального ритма и точно воспроизводить его» [12]. Поэтому обучение

навыкам

чтения

с

листа

предусматривает

работу

над

развитием

всех

компонентов

музыкальности:

музыкального

слуха

(мелодического,

гармонического,

полифонического),

чувства

ритма,

музыкальной

памяти,

воображения, эмоциональной отзывчивости на музыку.

Некоторые приемы развития творческих навыков при чтении с

листа

На мой взгляд, развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио

будет более результативным, если наряду с традиционными методами в

педагогике

сольфеджио

будут

использоваться творческие формы работы.

Это существенно повысит интерес учащихся к дисциплине сольфеджио и

будет

способствовать

эффективному

развитию

музыкального

слуха. По

словам

В.Середы

-

«наиболее

активной,

содержательной

формой

практического

освоения

закономерностей

музыкальной

организации

является

система

творческих

заданий»

[11]

на

уроках

сольфеджио,

и

обобщение

и

развитие

имеющегося

опыта

являются

перспективными

направлениями методики сольфеджио.

Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио желательно

начинать

с

первого

года

обучения

учащихся,

тогда

к

старшим

классам

накопиться нужная база умений и навыков, необходимых для собственной

реализации.

Именно творческие

приемы

развития

слуха

особенно

эффективны

в

младших

классах. Но это отдельная тема для доклада. В

данной

работе

мне

хочется

заострить

внимание

на

некоторых

приемах

творческих заданий, применяемых в моей практике в разделе чтение с листа

с учащимися старших классов.

Стимулируя творческую фантазию учащихся, предлагаю им на уроке

следующие формы работы:

-

сочинение мелодии на заданный ритм и затем пропеть их с названием

нот, не записывая;

-

досочинение мелодии на заданный ритм;

-

сочинение мелодии на заданный лад, ритм, размер. В это задание

соответственно включается изучаемый материал (интервалы - начать

или

закончить

мелодию

определенного

интервала;

виды

минора;

различные ритмические группы и т.д.);

-

сочинение второго голоса к диктанту или к песням и двухголосное

исполнение.

Предварительным

этапом

работы

к

этому

заданию

является пение двухголосных песен, канонов;

-

сочинение ритмического аккомпанемента к диктанту или мелодии из

учебника;

-

подбор сопровождения к песням;

-

сочинение ритмического аккомпанемента к диктанту или мелодии из

учебника;

-

импровизация на стихотворный текст.

-

импровизация подголосков. Форма работы «Учимся петь и слушать

подголоски». Показ на примере русской народной песни «Со вьюном я

хожу»

Методика

работы

следующая:

определяем

название

пьесы.

Определяем

тональность,

размер,

направление

движения

мелодии,

интервалы.

Определяем

фразировку,

повторы,

ритмические

особенности и т.д. (Приложение №1);

-

импровизация 2–го голоса к вокализам и песням на нейтральный слог;

-

импровизация

несколькими

учениками

одновременно

под

аккомпанемент педагога. Показ на примере вокализа Дж. Конконе:

определяем тональность, размер, штрихи, динамику, случайные знаки,

интервалы, фактуру, выявляем главную мелодию и сопровождение.

Анализируем

гармоническое

сопровождение,

аккорды,

наличие

модуляций, фактуру (Приложение №4);

-

импровизация

под

собственный

аккомпанемент

по

заданным

гармоническим условиям и др. (Приложение №3);

-

пение по нотам и подбор аккомпанемента по буквенным обозначениям.

Показ

на

примере

песни

М.

Фрадкина

«Вот

и

стали

мы

на

год

взрослей».

О п р е д е л я е м

а в т о р а

и

н а з в а н и е

п ь е с ы .

Определяем тональность, размер, штрихи, динамику, случайные знаки,

направление

мелодии,

выявляем

главную

мелодию

и

аккордовое

сопровождение, выбираем фактуру. (Приложение №5).

Для

развития

творческих

способностей

очень

важна

дружеская,

оживленная обстановка на уроке. Педагог является активным участником

игр,

поощряя

инициативу

детей

и

деликатно

организуя

совместный

творческий процесс. Как подсказывает опыт, одним из самых эффективных

способов введения ребенка в мир музыкального творчества – участие в

коллективном музизицировании.

Творческие задания могут быть как классными, так и домашними, с

условием

обязательной

проверки

или

обсуждения

работ

всем

классом.

Лучшие

работы

можно

использовать

в

качестве

материала

для

записи

диктанта, пения с листа, транспонирования и т.д.

Предварительный анализ

Непременным

условием

успешного

чтения

нот

с

листа

является

умение

исполнителя

вдумчиво

и

аналитически

разобрать

музыкальное

произведение.

Анализ должен быть простым, общим: тональность, размер,

темп.

Обязательно

структура

мелодии

-

членение

на

фразы,

наличие

повторности, варьирование. В отдельных случаях - секвенции, ходов по

з ву ка м

а к ко р д о в . Определение

различных

средств

музыкальной

выразительности во всех исполняемых произведениях. Фрагментарный или

целостный

анализ

музыкальной

формы,

жанра,

стилистиче ских

особенностей композиторского почерка в произведениях, исполняемых на

уроках по специальности.

Разнообразие форм работы при чтении с листа

Очень важно использовать как можно больше разных форм чтения с

листа. Формы эти весьма разнообразны:

-

пение одного голоса при одновременной игре за фортепиано второго

голоса;

-

чтение с листа под аккомпанемент педагога. Показ на примере песни

И. Дунаевского «Дальняя сторожка». Определяем автора и название

пьесы.

Определяем тональность, размер, случайные знаки, фактуру, выявляем

главную

мелодию

и

аккордовое

сопровождение.

Определяем

тональный план и наличие модуляций.

Главный принцип работы над

фактурой – это её расчленение.

(Приложение №7);

-

пение

с

тактированием

под

импровизируемый

преподавателем

гармонический аккомпанемент;

-

пение песен и романсов русских и зарубежных композиторов; русских

народных песен под аккомпанемент педагога или самих учащихся.

Показ на примере мелодии Дж. Паизиелло: определяем автора и

название пьесы.

Определяем тональность, размер, штрихи, динамику,

случайные знаки, интервалы, фактуру, выявляем главную мелодию и

сопровождение. Анализируем гармоническое сопровождение, аккорды,

наличие модуляций, фактуру (Приложение №6);

-

пение двухголосия - трехголосия группами: один из учащихся поет с

листа один голос, остальные – другие учащиеся. Показ на примере

польской народной песни. Определяем тональность, размер, штрихи,

динамику,

случайные

знаки,

аккорды,

из

которых

складывается

мелодия и т.д. (Приложение №2);

-

чтение

с

листа

с

динамическими

оттенками,

причем

учащиеся

самостоятельно

выбирают

темп

и

динамику

с

обязательным

кульминационным развитием и др.

Заключение.

В

чтении

с

листа,

полученные

знания,

умения,

навыки

сливаются

воедино, подчиняются одной цели. При этом выявляются разные свойства

музыкального

слуха.

Степень

владения

навыками,

полученными

при

комплексном походе на уроках сольфеджио, специальности, музыкальной

литературы

определяют

в

конечном

итоге

уровень

развития

музыканта,

готовности его к самостоятельной работе. Ежедневные занятия по чтению с

листа содействуют всестороннему развитию учащегося, способствуют его

ориентации в музыкальном произведении. Таким образом, чтение с листа

следует рассматривать как более широкое явление в процессе музыкального

образования:

такая

самостоятельная

работа

расширяет

музыкальный

кругозор

исполнителя,

обогащает

его

репертуар,

знакомит

с

шедеврами

музыкального искусства.

Значение творческих навыков и творческой инициативы в процессе

обучения

неоспоримо. Известный

психолог

Б.М.

Теплов

отмечал:

«…

включение

детей

в

творческую

деятельность

очень

полезно

для

художественного

развития,

вполне

естественно

для

ребенка

и

вполне

отвечает его потребностям и возможностям» [12].

Применение на уроках

сольфеджио

творческих

форм

работы,

направленных

на

развитие

музыкально-творческого воображения учащихся, способствует созданию на

занятиях атмосферы увлеченности и активно развивает мышление детей, их

музыкальные

способности

в

целом,

а

также

способствует

более

эмоциональному и вместе с тем осмысленному отношению обучающихся к

музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого из

них, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой

для

успешного

его

освоения,

помогает

в

самостоятельной

музыкальной

деятельности учащихся.

Список использованной литературы

1.

Вахромеев

"Вопросы

методики

преподавания

сольфеджио

в

ДМШ" Москва 1978, изд. "Музыка"

2.

Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1986год

3.

Ежова Е., «Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на

уроках сольфеджио». – М., 2007

4.

Картавцева

М.

Развитие

творческих

навыков

на

уроках

сольфеджио. – М.: Музыка, 1978г.

5.

Калугина М. Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на

уроках сольфеджио. – М., 1989.

6.

Котляревская-Крафт М. Сольфеджио первый класс.- М., 1996

7.

Котляревская-Крафт М. Сольфеджио второй класс.- М., 1996

8.

Котляревская-Крафт М. Сольфеджио третий класс.- Н., 1996

9.

Котляревская-Крафт М. Сольфеджио четвертый класс.- Н., 2005

10.

Котляревская-Крафт М. Сольфеджио пятый класс.- Н., 1993

11.

Русяева

И.,

"Одноголосные

примеры

для

чтения

с

листа

на

уроках сольфеджио" Москва 1989, изд. "Музыка"

12.

Середа

В.,

"Музыкальная

грамота.

Сольфеджио. Учебное

пособие

для

6

классов

музыкальных

школ.

Теоретические

сведения,

практические, аналитические и творческие задания" Москва 2003-2004, изд.

"Классика-XXI"

13.

Теплов

Б.М.,

«Психология

музыкальных

способностей».

–М.:

1993

14.

Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте.

– М., 1974.

15.

Фридкин Г. «Чтение с листа на уроках сольфеджио». – М., 2003.

16.

Шатковский

Г.

Развитие

музыкального

слуха

и

навыков

творческого музицирования. Методическая разработка для преподавателей

ДМШ и ДШИ - М., 1996 г.

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5

Приложение №6

Приложение №7



В раздел образования