Напоминание

"Технология развития критического мышления".


Автор: Сотникова Людмила Федоровна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: Город Ноябрьск ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Технология развития критического мышления".
Раздел: полное образование





Назад




Технология формирования критического мышления

является результатом реализации международного

образовательного проекта «Чтение и письмо для

развития критического мышления» ( авторы Дж.

Л.Стилл, К.С. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер),

Критическое мышление представляет собой такой тип

мышления, который помогает человеку находить собственные

приоритеты в личной, профессиональной и общественной жизни,

а также соотносить их с актуальными нормами.

Критическое мышление предполагает принятие индивидуальной

ответственности за сделанный выбор.

Критическое мышление – это сложный процесс, позволяющий

развивать культуру «диалога» в совместной деятельности.

Критическое мышление повышает уровень культуры

индивидуальной работы с информацией, формирует умение

анализировать и делать самостоятельные выводы,

прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них.

Критическое мышление – это активный и интерактивный процесс

познания.

Цель технологии - научить такой работе с

текстом, в процессе которой информация,

имеющаяся в тексте, понималась, осмыслялась,

сопрягалась с собственным опытом - и, в конце

концов, на ее основе формировалось бы

собственное аналитическое суждение.

Основные положения технологии предполагают

следующие задачи обучения школьников:

научить учиться и мыслить критически;

научить умению работать с текстом – научным,

художественным, а также создавать

собственные творческие письменные работы;

при встрече с новой информацией уметь

рассматривать ее вдумчиво и критически;

представлять новые идеи с различных точек

зрения, делая выводы относительно точности

и ценности данной информации.

Большинство приемов, представленных в

технологии, существовали разрозненно в

рамках

традиционной

отечественной

м е т о д и к и

(

м а р к и р о в к а

т е к с т а ,

систематизация

материала,

работа

в

г р у п п а х

и

д р . ) .

О б ъ е д и н е н и е

и

структурирование

таких

приемов

для

формирования

критического

мышления,

как это представлено в технологии ЧПКМ,

дает,

безусловно,

высокие

результаты

в

процессе обучения.

В технологическом аспекте основу

составляет модель из трех стадий:

вызов – актуализация знаний учащихся

перед изучением новой темы, которая

призвана заинтересовать (показать

предметную и жизненную важность

изучаемой темы для ребенка);

осмысление – поиск информации для

решения поставленной задачи на стадии

вызова;

рефлексия – размышление о том, что

школьники узнали в процессе поиска

изучения нового материала.

На этапе вызова из памяти учеников

«вызываются»,

актуализируются

имеющиеся знания и представления

об изучаемом. Поскольку при этом

сочетаются

индивидуальная

и

групповая

формы

работы,

роль

у ч е н и ко в

в

о б р а зо в а т е л ь н о м

п р о ц е с с е

а к т и в и з и р у е т с я ,

формируется

личный

и нт ерес,

определяются

цели рассмотрения

той

или

иной

темы,

создаются

условия

для

совершенствования

навыков общения.

На стадии осмысления учащийся вступает

в контакт с новой информацией. Происходит

ее

систематизация.

Ученик

получает

возможность

задуматься

о

пр и р од е

изучаемого объекта, учится формулировать

вопросы

по

мере

соотнесения

старой

и

н о в о й

и н ф о р м а ц и и .

П р о и с х о д и т

формирование собственной позиции. Очень

важно, что уже на этом этапе с помощью

ряда приемов учитель

помогает ученикам

самостоятельно

отслеживать

процесс

понимания материала.

Этап

размышления

(рефлексии)

характеризуется

тем,

что

учащиеся

закрепляют

новые

знания

и

активно

перестраивают

собственные

первичные

представления с тем, чтобы включить в

них

новые

понятия.

Таким

образом,

происходит «присвоение» нового знания и

ф о р м и р о в а н и е

н а

е г о

о с н о в е

собственного

а р г у м е н т и р о в а н н о го

представления

об

изучаемом.

Анализ

собственных

мыслительных

операций

составляет сердцевину данного этапа.

ИНСЕРТ -

звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе обозначает:

интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления ( авторы – Воган и Эстес,

1986г; модификация Мередит и Стил, 1997г). Прием осуществляется в несколько этапов.

I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем

информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные

абзацы и предложения.

Знакомство с текстом может осуществляться «на слух». Подробнее смотри описание

приема «Продвинутая лекция».

III этап:

Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в

соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

V

+

-

?

IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с

большим количеством фактов и сведений

Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания

понимания материала.

Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

Примечание: предложенные значки могут быть изменены по усмотрению учителя. Например,

вместо «+» можно использовать «!». Главное – четкие критерии.

Прием «Корзина» или «Мозговая атака»:на стадии «вызова» при работе с

фактологическим материалом.

Позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой

теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно

будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной

проблеме.

2. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по

той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность

1-2 минуты).

3. Обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с

другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не

более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например,

ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по

поводу чего возникли разногласия.

4. Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,

при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в

«корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину

идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия,

имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в

сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть

связаны в логические цепи.

Кластер – это графическая организация материала,

показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово

кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление

кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу

какой-либо темы.

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него

рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово

с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и

далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной

деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного

материала.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся

изучили.

Кластер может быть использован также для организации

индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

Прием «Написание синквейна»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение,

состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна

требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный

материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо

поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным

правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и

есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих

тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,

относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение,

состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик

высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое

выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с

темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую

интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности,

эмоциональной.

Знакомство с синквейном проводится по

следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания

синквейна.

2. В качестве примера приводятся

несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид

работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по

желанию учеников.

.

Чтение с остановками и Вопросы Блума

Чтение с остановками и Вопросы Блума – условное название

методического приема организации чтения текста с использованием

разных типов вопросов.

Подготовительная работа:

Учитель выбирает текст для чтения

Критерии отбора:

Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории

( в противном случае теряется смысл и методика приема);

Динамичный, событийный сюжет;

Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.

Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается,

где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка»,

«вторая остановка» и т.д.

Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту,

направленные на развитие у учащихся различных мыслительных

навыков.

Учитель дает инструкции и организовывает процесс чтения с

остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с

текстом.

(Описанная стратегия может использоваться не только при

самостоятельном чтении текста учащимися, но и при восприятии

текста «на слух».)

типы вопросов:

«перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и

определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями,

ценностями);

память ( формальный уровень) – узнавание и вызов полученной

информации;

оценка – субъективно-личностный взгляд на полученную

информацию с последующим формированием суждений и мнений;

синтез – логическое обобщение полученной информации, целостное

восприятие причинно- следственных связей;

анализ – фрагментарное рассмотрение явления, выделение

«частного» в контексте «общего»;

применение – использование информации как средства для решения

проблем в сюжетном контексте или же вне его.

Примечание: чтение с остановками целесообразно использовать на стадии

осмысления, дополняя эту методику другими приемами технологии на стадии вызова

и рефлексии.

Эссе

Эссе – это жанр критики и публицистики ( от франц.”Essai”, англ. “essai” или ”assay”

– опыт, очерк, от латинского “exagium” – взвешивание), свободная трактовка какой-

либо литературной, философской, эстетической, моральной или социальной

проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному

рассмотрению вопроса.

Целесообразно использовать обычно на стадии рефлексии. Различают 5-

минутные эссе, 10-минутные эссе .

10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста

учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе

( по методике свободного письма). Для этого учитель просит в течение 10 минут

писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не

останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно

письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше.

Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный

этап работы более солидного сочинения.

5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце

занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для

учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно

предложить два пункта:

написать, что они узнали по новой теме;

задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Ключевые термины

Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.

Вариант «а»: парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой

атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут

фигурировать в последующем тексте.

Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально

составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные

ключевые термины.

При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют

«свою» версию и версию «оригинального текста».

Описанное задание обычно используется на стадии «вызова», однако на

стадии «рефлексии» целесообразно вернуться к ключевым терминам и

обсудит обнаруженные совпадения и выявленные разногласия.

Использование данной формы развивает воображение, фантазию,

способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала.

Предметная сфера не ограничена.

Перепутанные логические цепочки

Вариант «а»:

Модификация приема «Ключевые термины»

дополнительным моментом является расположение на доске ключевых

слов в «специально» перепутанной логической последовательности. После

знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается

восстановить нарушенную последовательность.

Вариант «б»:

На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста

( как правило, историко-хронологического или естественнонаучного).

Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной

последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный

порядок хронологической или причинно-следственной цепи.

После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому

решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом

и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует

развитию внимания и логического мышления. Более применима при

изучении информативно-содержательных текстов.

Таблица «З-Х-У»

(Знаю – Хочу знать – Узнал)

Один из способов графической организации и логико-

смыслового структурирования материала. Форма удобна, так

как предусматривает комплексный подход к содержанию

темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно

или в группе заполняют первый и второй столбики таблицы

«Знаю», «Хочу знать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе

обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу

«Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление граф.

Дополнительно можно предложить детям еще две графы –

«источники информации» , «что осталось не раскрыто».

«Взаимоопрос»

Один из способов работы в парах.

Используется на стадии «осмысления».

Технология применения: Два ученика

читают текст, останавливаясь после

каждого абзаца, и задают друг другу

вопросы разного уровня по содержанию

прочитанного. Данная форма

способствует развитию

коммуникативных навыков.



В раздел образования