Автор: Ли Елена Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1534
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в области "Познание" ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)" в подготовительной к школе группе
Тема: Помощники Незнайки
Раздел: дошкольное образование
План-конспект
непосредственно-образовательной деятельности в области
«Познание»
ФЭМП (формирование элементарных математических
представлений)»
в подготовительной к школе группе
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
города Москвы Школа № 1534
дошкольное отделение 3
на тему «Помощники Незнайки»
Разработала: воспитатель первой
квалификационной категории
Ли Елена Павловна
Москва 2017г.
Тема занятия: «Помощники Незнайки»
Тип занятия: Интеллектуально-развивающее. Закрепление пройденного
материала.
Форма занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Возраст обучающихся: 6-7 лет.
Продолжительность занятия: 35 минут.
Цель занятия: Систематизировать и закрепить математические
представления детей подготовительной к школе группе.
Задачи:
Обучающие
Закрепить умение выкладывать числовой ряд.
Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10.
Закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 20.
Закрепить умение отгадывать математические загадки, записывать при
помощи карточек с числами и знаков решение и ответ загадок.
Продолжать формировать понятие – «условие задачи», «вопрос», «решение»,
«ответ».
Закрепить представление о геометрических фигурах, навык группировки
фигур по определенным признакам.
Закрепить знание знаков «>», «<» и «=», умение читать записи.
Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве и на листе
бумаги в клетку.
Развивающие
Развивать логическое мышление, умственные операции анализа и
обобщения.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,
умению аргументировать свои высказывания, активизировать словарь детей.
Воспитательные
Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость, умение
понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно или в парах.
Воспитывать интерес к математическим занятиям, взаимопомощь, навыки
самооценки.
Здоровье сберегающие
Учить детей следить за своей осанкой.
Продолжать развивать координацию движения.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: магнитная доска, кукла Незнайка, плакат
«Геометрические фигуры», конверт с письмом, конверты с заданиями,
карточки с числами и знаками, посылка, «волшебная коробка».
Раздаточный материал: на каждого ребёнка лист бумаги в клетку, простые
карандаши, карточки с числами от 1 до 10, белый лист бумаги, цветные
карандаши, геометрические фигуры.
Предварительная работа: Занятия по ФЭМП, изготовление атрибутов,
пособий для дидактических игр, дидактические игры с математическим
содержанием, разучивание динамических пауз: пальчиковая гимнастика,
физкультминутки.
Методы и приемы работы с детьми:
Игровой. Наглядный. Словесный.
Практический.
Структура занятия:
1.
Вводная часть (2 минуты)
2.
Основная часть (28 минут)
3.
Заключительная часть (5 минут)
Ход занятия.
1.
Вводная часть.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга,
улыбнемся друг другу! Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то
увидела на столе вот этот необычный конверт, там оказалось письмо от
одного сказочного героя. Попробуйте узнать кто это?
В городке цветочном этом
целый год сияет лето.
И народ весёлый тут --
коротышками зовут.
Среди них Пилюлькин есть,
Лютик -- всех не перечесть.
Самый главный, угадай-ка.
Ну конечно же (Незнайка!)
Воспитатель: Молодцы! Это письмо от Незнайки. В нём говорится о том, что
в Сказочном городе произошло несчастье. Злой волшебник заколдовал его,
теперь там не светит солнышко и на улице всё время темно. Маленькие
жители в отчаянии, злые чары могут снять только дети, умеющие хорошо
считать, решать задачи, готовые прийти на помощь.
2.Основная часть.
В конверте 7 заданий
Воспитатель: Ребята, вы согласны помочь жителям этого города? Тогда
давайте выполним первое задание.
Воспитатель: Первое задание в конверте под № 1.
Ребята, задание называется «
Повторенье – мать ученья». Нам с вами
нужно ответить на несколько простых вопросов, это не должно быть сложно,
потому что мы всё это проходили с вами на наших занятиях.
Вопросы:
1. Назови времена год. Сейчас какое время года?
2. Из чего состоит год?
3. Сколько месяцев в году?
4. Назови месяцы года.
5. Сосчитай количественным счетом до 20 – (один, два, три…)
6. Сосчитай порядковым счетом до 10 (первый, второй, третий…)
7. Сосчитай обратным счетом от 10 до 1.
8. Назови «четные» числа до 10
9. Назови «нечетные» числа до 10
10. Назови дни недели.
11. Назови число, следующее за числом 3.
12. Назови соседей числа 8.
13. Какое число находится между числами 8 и 10.
14. Назови, какое число больше 3, но меньше 5.
15. После, какого числа идёт число 6.
16. Назови число, предшествующее числу 4.
17. Назови число, последующее числу 7.
18. Посчитай от 3 до 9, от 4 до 8,
19. Посчитай от 10 до 5, от 7 до 3
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо ответили на вопросы. А нас уже ждёт
следующий конверт с заданием.
2 задание: «Сравни числа» (работа у доски).
Воспитатель: Ребята Незнайка спрашивает, какие знаки сравнения чисел вы
знаете?
Дети: Больше, меньше, равно.
В следующем задании нам надо правильно сравнить числа.
4 и 9 10 и 8 7 и 12
6 и 6 16 и 8 14 и 9
3 и 7 15 и 3 6 и 12
Воспитатель: Молодцы ребята, и с этим заданием справились!
Воспитатель: Давайте посмотрим, что же в конверте под №3.
3 задание «Найди лишнее слово».
Воспитатель: Я называю слова, а вы называйте которое из них лишнее и
почему.
1. Понедельник, вторник, среда, пятница, утро.
2. Март, апрель, среда, май, июнь.
3. Лето, осень, зима, воскресенье.
4. Утро, вечер, ночь, день, месяц.
(Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы ребята, вы преодолели ещё одно препятствие. А
теперь немного отдохнем, чтобы так же правильно решать другие задания.
Встаньте возле стульчиков.
Физкультминутка «Дни недели»:
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал, (изображаем рисование)
В среду долго умывался, (умываемся)
А в четверг в футбол играл, (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал, (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал. (дети садятся, руки под щеку — засыпают)
Воспитатель: Давайте посмотрим, что же в конверте №4.
4 задание: «Волшебная коробка».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что нам Незнайка прислал. Посылку. Ой,
какая необычная посылка, что же на ней написано? «Волшебная коробка»,
интересно, что же в ней. Ребята, в коробке логические задачи. Давайте,
решим эти задачи. Будьте все внимательны!
Задачи
:
1. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у
бабушки внуков? (одна внучка)
2. На яблоне висели 5 яблок и 3 груши. Сколько всего плодов висело на
яблоне? (Висело 5 яблок)
3. Два мальчика играли в шашки 3 часа. Сколько времени играл каждый?
(3 часа)
4. Росли две вербы, на каждой вербе – по две ветки. На каждой ветке 2
груши. Сколько всего груш? (Ни одной)
5. Летела стая уток. Охотник выстрелил и убил одну утку. Сколько уток
осталось? (Нисколько, остальные птицы улетели)
6. У стула 4 ножки. Сколько ножек у 2-х стульев? (8)
7. У 7 братьев по 1 сестре. Сколько всего детей? (8)
8. Сколько рогов у 3-х коров? (6)
9. Сколько концов у одной палки? (2)
10. Сколько орехов лежит в пустом стакане? (0 - стакан то пустой)
(Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Все вы хорошо решали логические задачи. А теперь
я хочу, чтобы вы решили простые задачи. А кто мне скажет, из каких частей
состоит задача? Для этого соберем пирамидку:
Что такое условие? (Условие, это то, что уже известно)
Что такое вопрос задачи? (Вопрос, это то, что нам неизвестно, и то, что
нужно найти)
Что такое решение задачи? (Решение, это то, что можно сложить,
объединить, прибавить)
Что такое ответ задачи? (Ответ задачи, это то, что получилось, и известно
нам)
(Ответы детей).
Воспитатель: Хорошо! Закройте глаза.
Воспитатель меняет составляющие части пирамидки местами
Воспитатель: Посмотрите, красивая получилась пирамидка?
Дети: Нет, так неправильно.
Воспитатель: Так и в задаче. Решение не может быть перед условием, а
вопрос после ответа. Соберите пирамидку правильно, и давайте решим
задачу.
Воспитатель: Послушайте задачу: “На столе лежало 3 огурца и 2 помидора.
Сколько всего овощей лежало на столе?”.
Какие овощи лежали на столе?
Сколько их?
(Ответы детей).
Вызвать одного ребенка к доске.
Воспитатель: Нарисуй столько зеленых овалов, сколько было огурцов.
Воспитатель: Нарисуй столько красных кругов, сколько было помидоров.
Воспитатель: Как называется эта часть задачи?
Дети: Условие, это то, что нам уже известно.
Воспитатель: “Сколько всего овощей?”
Дети: Это вопрос задачи, это то, что нам неизвестно, то, что нужно найти.
Воспитатель: Какое решение задачи? Что нужно сделать, чтобы узнать,
сколько всего овощей?
Дети: Нужно сложить, объединить, прибавить: 3 + 2 = 5
Воспитатель: Теперь можно ответить на вопрос задачи? Давайте проговорим
ответ задачи полным предложением.
Дети: Всего 5 овощей.
Воспитатель: Теперь вам нужно самостоятельно придумать свою задачу,
чтобы вопрос звучал так: “Сколько всего?”
(Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Справились с задачей.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что же в конверте под № 5.
5задание «Нарисуй фигуру»:
Воспитатель: Прежде чем приступить к заданию, давайте вспомним, какие
фигуры мы знаем (работа с плакатом «Геометрические фигуры»). А теперь
приступим к заданию. Перед вами чистый лист, мы с вами знаем
геометрические фигуры, возьмите цветные карандаши и приготовьтесь
выполнить следующие задания.
(Проговорить с детьми, где левая рука, а где правая, верхний угол, нижний
угол)
1. В правом верхнем углу нарисуйте красный треугольник.
2. В левом нижнем углу нарисуйте синий квадрат.
3. В левом верхнем углу зелёный круг.
4. В правом нижнем углу жёлтый прямоугольник.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Вы всё ближе и ближе к победе над злым волшебником!
Приступаем к следующему заданию.
6 задание «Засели домики числами».
Воспитатель: Перед вами листочек с домиками. Надо их заселить жильцами
– числами.
Воспитатель:
Молодцы ребята! Как
вы хорошо справляетесь с заданиями.
Вы все устали, я предлагаю вам немного отдохнуть и сделать пальчиковую
гимнастику:
Пальчиковая гимнастика:
На моей руке пять пальцев,
Пять «хватальцев», пять «держальцев»,
Чтоб хватать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить,
Их не трудно сосчитать!
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Воспитатель: Ну что отдохнули ребята?
7 задание «Нарисуй фигуру».
Воспитатель: Давайте не будем терять время. Возьмите листочек в клеточку,
поставьте карандаш на красную точку.
Начинаем:
1 клетка вправо 1 клетка –вверх, 2 клетки – вправо 1
клетка – вниз, 1 клетка- вправо 1 клетка – вниз, 1 клетка- вправо 1
клетка- вверх, 1 клетка вправо 1 клетка –вверх, 2 клетки – вправо 1
клетка – вниз, 1 клетка- вправо 3 клетки – вниз, 1 клетка- влево 1
клетка – вниз, 1 клетка – влево 1 клетка – вниз, 1 клетка – влево 1
клетка – вниз, 1 клетка – влево 1 клетка – вниз, 1 клетка – влево 1
клетка – вверх, 1 клетка – влево 1 клетка – вверх, 1 клетка – влево 1
клетка – вверх, 1 клетка – влево 1 клетка – вверх, 1 клетка - влево 3
клетки вверх.
Воспитатель: Что у вас получилось?
Дети: Сердечко.
3.Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята вот мы и победили злого волшебника. Ведь Любовь и
Добро всегда побеждают Зло. Вы молодцы, правильно справились со всеми
заданиями, помогли Незнайке и маленьким жителям Сказочного города. Я
очень рада, что вы у меня такие умные и способные дети, готовые в любую
минуту прийти на помощь.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с какими препятствиями мы сегодня
сталкивались? Какие задания выполняли? Какие из заданий вам показались
наиболее сложными? Вам понравилось занятие?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам передать эти сердечки Незнайке и
маленьким жителям из Солнечного города.
(Младший воспитатель приносит посылку от почтальона).
Воспитатель: Ребята, нам прислали посылку, и письмо к ней.
«Дети, спасибо большое за вашу помощь в нашем спасении! Без вас мы
бы погибли. Вы очень хорошо справлялись с заданиями и победили злого
волшебника. Теперь в нашем Сказочном городе снова светит солнышко, и
цветут цветы. В благодарность, я вместе с другими жителями Солнечного
города дарю вам эти маленькие подарки. С любовью, ваш Незнайка».
(Детям раздаются киндер-сюрпризы).
Список литературы:
1. Кангина Н.Н. Математика в детском саду. — Ярославль: Академия
развития, 2011г.
2. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство»/под ред. Т. И.
Бабаевой / «Детство-Пресс», 2005г.
3. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития
дошкольников. М: Академия, 2000г.
4. Нищева Н.В. Картотека физкультминуток и пальчиковых игр.