Напоминание

Формирование экологической культуры дошкольников в условиях введения ФГОС ДО.


Автор: Дмитриева Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Д/ сад №172
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование экологической культуры дошкольников в условиях введения ФГОС ДО.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дмитриева Оксана Владимировна

воспитатель МКДОУ д/с№172

г.Новосибирск

Формирование экологической культуры дошкольников в условиях

введения ФГОС ДО

Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь

и

деятельность

общества

в

целом

и

каждого

отдельного

человека,

в

частности. Они носят глобальный и региональный характер и могут быть

решены только при условии формирования экологического мировоззрения у

всех

людей,

повышения

их

экологической

грамотности

и

культуры,

понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. В

решении

данной

задачи

ведущая

роль

принадлежит

экологическому

воспитанию.

Экологическое

воспитание

дошкольников —

непрерывный

процесс

воспитания

и развития

ребенка,

направленный

на формирование

его

экологиче ской

культуры,

которая

проявляет ся

в эмоционально-

положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном

отношении

к

своему

здоровью

и состоянию

окружающей

среды,

в соблюдении

определенных

моральных

норм,

в системе

ценностных

ориентаций.

В

период

дошкольного

детства

в

процессе

целенаправленного

педагогического

взаимодействия

у

детей

дошкольного

возраста

можно

сформировать основы экологической культуры, правильного и осознанного

отношения

к

явлениям,

объектам

живой

и

неживой

природы.

Широкие

возможности

для

этого

представляются

через

экспериментальную

деятельность.

Ознакомление

дошкольников

с

окружающим

миром

природы

рассматривается

в

рамках

образовательной

области

«Познавательное

развитие» и предусматривает решение таких задач как:

формирование

первичных

представлений

о

живой

и

неживой

природе;

— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного,

заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Это - формирование у детей элементарных представлений о растениях,

их взаимосвязях и взаимодействиях с окружающим миром, с ЧЕЛОВЕКОМ.

Первоцветы, растения, которые лечат, цветы- часы, растения- барометры.

Формирование

практических

умений

в

выращивании

рассады

растений,

умения

ухаживать

и

желания

наблюдать

за

жизнью

растений,

выделять

характерные

особенности

их

внешнего

вида,

питания,

приспособления,

поддерживая инициативу и самостоятельность детей. Воспитание бережного

отношения

к

природе,

сопереживания

к

окружающему

миру,

создание

условий для принятия детьми решений, выражения детьми чувств и мыслей,

а также для позитивных, положительных отношений между детьми.

Самое

главное

в

процессе

экологического

образования

у

детей

развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность,

творческая

активность,

т.

е. личностные

качества

ребенка,

которые

представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми

по

экологическому

образованию

считаются

такие

формы,

в

которых

дошкольники

получают

возможность непосредственного

контакта

с

природой. В этом случае у детей формируются не только экологические

знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности.

К таким формам взаимодействия можно отнести: наблюдения в природе,

экспериментирование,

экологические

беседы,

уроки

доброты,

целевые

прогулки,

викторины,

экологические

прогулки,

экологические

конкурсы,

решение экологических ситуативных задач, трудовой десант, труд в природе,

зелёный патруль.

Для осуществления этих форм, прежде всего, в группах необходимо

создать условия для получения экологических знаний и последующего их

применения.

Должен

быть

оборудован

экологический

центр,

где

будут

представлены детская и энциклопедическая литература природоведческого и

экологического

содержания,

пособия

для

экспериментирования,

дневники

наблюдений, календари природы и другие материалы

На территории дошкольного учреждения желательно создать опытный

участок, метеостанцию, «экологическую тропу», чтобы воспитанники могли

проводить

опытно-исследовательскую

деятельность,

наблюдать

за

ростом

различных растений и кустарников, организовывать наблюдения за погодой,

делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе.

Различные

экологические акции

и

проекты помогут

сформировать

экологическую

культуру

дошкольников.

Планируемые

результаты:

вовлечение

родителей

в

образовательный,

воспитательный

и

трудовой

процессы. Расширение кругозора (сформированное представление о разных

овощах,

условиях

выращивания,

сбора

урожая,

употребления).

Формирование

положительной

направленности

отношения

к

природе,

исследовательской и трудовой деятельности. Ощущения удовлетворённости

от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей.

Особенно

важно

в

ходе

коллективной

деятельности

участие

воспитанников учатся продуктивно взаимодействовать, слушать друг друга и

в социально приемлемой форме выражать своё отношение к происходящему.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и

всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно

использоваться

для

его

приобщения

к

природе,

к

богатствам

духовной

культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с

безграничным

богатством

явлений,

с

неисчерпаемой

красотой.

Здесь,

в

природе, вечный источник детского разума».



В раздел образования