Автор: Дмитриева Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Д/ сад №172
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование экологической культуры дошкольников в условиях введения ФГОС ДО.
Раздел: дошкольное образование
Дмитриева Оксана Владимировна
воспитатель МКДОУ д/с№172
г.Новосибирск
Формирование экологической культуры дошкольников в условиях
введения ФГОС ДО
Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь
и
деятельность
общества
в
целом
и
каждого
отдельного
человека,
в
частности. Они носят глобальный и региональный характер и могут быть
решены только при условии формирования экологического мировоззрения у
всех
людей,
повышения
их
экологической
грамотности
и
культуры,
понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. В
решении
данной
задачи
ведущая
роль
принадлежит
экологическому
воспитанию.
Экологическое
воспитание
дошкольников —
непрерывный
процесс
воспитания
и развития
ребенка,
направленный
на формирование
его
экологиче ской
культуры,
которая
проявляет ся
в эмоционально-
положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном
отношении
к
своему
здоровью
и состоянию
окружающей
среды,
в соблюдении
определенных
моральных
норм,
в системе
ценностных
ориентаций.
В
период
дошкольного
детства
в
процессе
целенаправленного
педагогического
взаимодействия
у
детей
дошкольного
возраста
можно
сформировать основы экологической культуры, правильного и осознанного
отношения
к
явлениям,
объектам
живой
и
неживой
природы.
Широкие
возможности
для
этого
представляются
через
экспериментальную
деятельность.
Ознакомление
дошкольников
с
окружающим
миром
природы
рассматривается
в
рамках
образовательной
области
«Познавательное
развитие» и предусматривает решение таких задач как:
—
формирование
первичных
представлений
о
живой
и
неживой
природе;
— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного,
заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Это - формирование у детей элементарных представлений о растениях,
их взаимосвязях и взаимодействиях с окружающим миром, с ЧЕЛОВЕКОМ.
Первоцветы, растения, которые лечат, цветы- часы, растения- барометры.
Формирование
практических
умений
в
выращивании
рассады
растений,
умения
ухаживать
и
желания
наблюдать
за
жизнью
растений,
выделять
характерные
особенности
их
внешнего
вида,
питания,
приспособления,
поддерживая инициативу и самостоятельность детей. Воспитание бережного
отношения
к
природе,
сопереживания
к
окружающему
миру,
создание
условий для принятия детьми решений, выражения детьми чувств и мыслей,
а также для позитивных, положительных отношений между детьми.
Самое
главное
–
в
процессе
экологического
образования
у
детей
развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность,
творческая
активность,
т.
е. личностные
качества
ребенка,
которые
представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми
по
экологическому
образованию
считаются
такие
формы,
в
которых
дошкольники
получают
возможность непосредственного
контакта
с
природой. В этом случае у детей формируются не только экологические
знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности.
К таким формам взаимодействия можно отнести: наблюдения в природе,
экспериментирование,
экологические
беседы,
уроки
доброты,
целевые
прогулки,
викторины,
экологические
прогулки,
экологические
конкурсы,
решение экологических ситуативных задач, трудовой десант, труд в природе,
зелёный патруль.
Для осуществления этих форм, прежде всего, в группах необходимо
создать условия для получения экологических знаний и последующего их
применения.
Должен
быть
оборудован
экологический
центр,
где
будут
представлены детская и энциклопедическая литература природоведческого и
экологического
содержания,
пособия
для
экспериментирования,
дневники
наблюдений, календари природы и другие материалы
На территории дошкольного учреждения желательно создать опытный
участок, метеостанцию, «экологическую тропу», чтобы воспитанники могли
проводить
опытно-исследовательскую
деятельность,
наблюдать
за
ростом
различных растений и кустарников, организовывать наблюдения за погодой,
делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе.
Различные
экологические акции
и
проекты помогут
сформировать
экологическую
культуру
дошкольников.
Планируемые
результаты:
вовлечение
родителей
в
образовательный,
воспитательный
и
трудовой
процессы. Расширение кругозора (сформированное представление о разных
овощах,
условиях
выращивания,
сбора
урожая,
употребления).
Формирование
положительной
направленности
отношения
к
природе,
исследовательской и трудовой деятельности. Ощущения удовлетворённости
от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей.
Особенно
важно
в
ходе
коллективной
деятельности
участие
воспитанников учатся продуктивно взаимодействовать, слушать друг друга и
в социально приемлемой форме выражать своё отношение к происходящему.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и
всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно
использоваться
для
его
приобщения
к
природе,
к
богатствам
духовной
культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с
безграничным
богатством
явлений,
с
неисчерпаемой
красотой.
Здесь,
в
природе, вечный источник детского разума».