Напоминание

"Развиваем речевое дыхание - для чего и как?"


Автор: Трушникова Юлия Алексеевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МАУ ДО "ЦДОД "Радуга"
Населённый пункт: Г. Пермь
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Развиваем речевое дыхание - для чего и как?"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Консультация для родителей

«Развиваем речевое дыхание –

для чего и как?»

Трушникова Юлия Алексеевна

педагог-организатор

МАУ ДО «ЦДОД «Радуга»

Появляясь на свет, первое, что делает человек – начинает дышать.

Человек дышит всю жизнь. Каждый день, каждую минуту. Недели и

месяцы человек может обходиться без пищи, несколько дней не пить воду,

но без дыхания жизнь прекращается через несколько минут.

Так что же такое – дыхание?

Дыхание - это процесс поступления воздуха в легкие и его выход из

легких. Основная функция дыхания – это обеспечение газообмена в

организме человека.

Вдох и выдох мы осуществляем при помощи носа, они короткие и

равные по времени. После выдоха следует небольшая пауза.

Когда человек начинает проговаривать фразу, его тип дыхания

меняется – появляется речевое дыхание. Оно отличается коротким

вдохом и длительным выдохом. В этом случае пауза возникает после

вдоха.

Почему же нам так важно научиться правильному речевому дыханию?

Дети, имеющие нарушения функций речевого дыхания, как правило,

говорят тихо, им сложно произнести длинную фразу, ребёнок вынужден

добирать воздух. В некоторых случаях для договаривания фразы дети

перенапрягают диафрагму и мышцы живота (чтобы сжать легкие). На это

тратится много сил, вследствие чего ребенок быстро утомляется, а

повествовательное высказывание приобретает вопросительную

интонацию.

Укороченный выдох не дает ребенку возможности договорить фразу в

нормальном темпе, ребенок старается говорить быстро, без логических

пауз. Поэтому речь невнятная, нечеткая, ребенок недоговаривает

окончания слов, пропускает слоги. Это ведет к нарушениям

грамматического строя речи (нарушается согласование слов), слоговой

структуры слова (пропускают слоги в словах).

Как же помочь ребенку научиться правильному речевому дыханию?

Начинается работа с того, что нужно

научить ребенка вдыхать носом, а выдыхать

ртом. Носовое дыхание позволяет защитить

горло и легкие от холодного воздуха и пыли,

хорошо их вентилирует, улучшается работа

кровеносных сосудов головного мозга.

Причем, порой, родители даже не замечают,

как развивают речевое дыхание в повседневной жизни.

«Подуй на ложку с горячей кашей»

«Как хорошо пахнут цветы в

букете!»

Далее следует научить ребенка делать более длительный выдох. И

здесь снова на помощь нам приходят простые бытовые предметы. Сдуть

пушинки с одуванчика или надувать мыльные пузыри, дуть в различные

свистульки и дудочки – что может быть веселее!? А, между тем, все эти

занятия учат ребенка делать длительный и направленный выдох через рот.

Следующий этап – к длительному выдоху подключаем голос. Покажи,

как звенит комарик (з-з-з) или жужжит большая пчела (ж-ж-ж). В

игрушечной кроватке заплакал малыш (а-а-а). А теперь мы полетим на

самолете (л-л-л). А сейчас едет машина и сигналит (би-и-и, би-и-и), или

паровоз подает сигнал (ту-у-у, ту-у-у).

Выполняя эти упражнения, необходимо следить, чтобы ребенок

проговаривал все звуки на одном выдохе, не набирая дополнительно

воздух.

Затем начинаем произносить короткие фразы (лучше стихи),

побуждая ребенка не торопиться проговорить фразу, а медленнее

выдыхать. При этом следим за тем, чтобы каждая строка стихотворения

проговаривалась на одном выдохе.

Отлично развивает речевое дыхание пение. В этом случае ребенку

приходится набирать чуть больше воздуха и медленнее его выдыхать.

Когда же выполнять все эти упражнения?

В любое свободное время – по дороге в детский сад или домой, в

машине или за столом, остужая горячую кашу.

Есть несколько важных условий для правильного выполнения

упражнений:

- игры не должны превышать 2-5 минут (в зависимости от возраста),

- ребенок не должен поднимать плечи при вдохе;

- ребенок не должен надувать щеки.

- важно следить за самочувствием ребенка (не кружится ли голова)



В раздел образования