Напоминание

Особенности оказания логопедической помощи детям в детском доме


Автор: Павинская Светлана Викторовна
Должность: студент магистратуры, направление подготовки 44.04.03 специальное (дефектологическое) образование
Учебное заведение: Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Населённый пункт: г. Белгород, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности оказания логопедической помощи детям в детском доме
Раздел: высшее образование





Назад




1

Особенности оказания логопедической помощи детям в

детском доме.

Павинская Светлана Викторовна, магистрант Белгородского

государственного национального исследовательского университета

Аннотация: В статье рассматриваются пути повышения качества

логопедической работы в детском доме.

Ключевые слова: качество, образовательный процесс, детский дом,

помощь.

Специфика

работы

учителя

логопеда

в

детском

доме

несколько

отличается

от

работы

данного

специалиста

в

других

образовательных

организациях. Логопед, работающий в детском доме, сталкивается с детьми с

различными вариантами дизонтогенеза. Расстройства речи возникают у таких

детей

вследствие

плохой

наследственности,

отягощенной

различными

негативными факторами в перинатальном периоде (алкоголизм, никотиновая

и наркологическая зависимость, наличие инфекций у матери, обострение

хронических

заболеваний

во

время

беременности

и

т.

п.).

Часто

у

воспитанников

детского

дома

встречается

врожденная

психическая

и

неврологическая

патология.

Их

матери,

как

правило,

не

обращаются

в

женскую консультацию или встают на учет на поздних сроках беременности;

пытаются прервать беременность или продолжают вести асоциальный образ

жизни.

Такие

неблагоприятные

факторы

не

могут

не

сказаться

на

темпах

нервно-психического,

довербального

и

речевого

развития

ребенка.

Сразу

после рождения дети находятся в условиях материнской депривации (отказ

матери от ребенка в родильном доме, пребывание до 3 лет в доме ребенка при

исправительной колонии, воспитание в социально-неблагополучной семье).

Ранняя материнская депривация, в свою очередь,

н ад

2

влечет за

ко н с

у

л

ь

т

а

ц и ю

собой социальную и

эф ф е

к

т

и вн о г

о

эмоциональную депривацию,

с

и лах

что значительно

п о

усугубляет ситуацию.

В

у ч ет

связи с воздействием

д еп р и вац и ю

комплекса неблагоприятных

Д ети

факторов у детей,

О с

о бен н о сти

оказавшихся в детском

сп е

ц и али с

т

а

доме, наблюдаются

с

п е

ц и али ста

различные отклонения в

труд н о с

т

и

психомоторном развитии:

зад а

ч

снижение двигательной

п о вы ш е

н и я

активности, невыразительность

р еш ен и я

жестов, мимики,

В аж н о

позы, двигательная

р азр а

б отке

неловкость, нарушение

ком м у н и к

а

ц и и

координации движений.

п р и

Большие трудности у

отн о ш ен и я

воспитанников вызывают

п р ер в

а

т

ь

пробы на

р а

с

с

м атр и ваю т

с

я

удержание позы,

с

о ц и а

л

ь

н у ю

как в артикуляционной,

н есколько

так и в мелкой

п р еб ы в

а

ю т

моторике.

Часто

р а

б оты

встречается ослабление

д у х

о вн о го

мышечного тонуса

Л о г

о п ед и ч еская

рук, вялость

н евр о

л

о г

и ч еская

3

движений. Нередки

Р асстр о й с

т

в

а

случаи мышечной

зави си м о с

т

ь

гипертонии. Дети

Б ольш и е

пребывают в состоянии

т

а

к

непрерывного движения,

О бу ч ен и е

не могут

р

у ках

сосредоточиться на

о р ган и зуется

задании, поручении.

р а

ц и о н альн о г

о

Во время

в

о з

р асту

общения дети

с

в

я

з

а

н н ы х

перебирают в руках

ж и з

н и

предметы, части

ф о н ети к

о

одежды. Для

зн ач е

н и е

детей, проживающих в

р азви т

и и

детском доме,

С о зд ан и е

характерны «тупиковые движения» (сосание

п о

л

о вы х

пальцев, раскачивание

о с

н о вн ы х

тела), которые

ч асы

обостряются при

г

о с

у

д а

р ствен н о го

необходимости концентрации

у сло ви я

внимания, а также

и ли

при волнении.

и н ф екц и й

Логопед помимо

м а

г

и стр ан т

решения задач,

Э м п ати я

связанных с развитием

п альц е

в

лексико-грамматического строя,

п о в

ы ш ен и я

фонетико-фонематической системы,

стар ш и е

связной речи,

себе

должен научить

д в

и г

а

т

е

л

ь

н о г

о

детей слушать и

ф и зи ч е

с

к

о го

4

слышать сверстников и

это й

взрослых, заложить

зд о р о в

о го

основы коммуникации,

у су губляет

так как

сказаться

ребенок лишен

с

и лах

возможности общаться с

н ай т

и

родителями и с их

вещ е

й

помощью «познавать» мир,

п р о блем ы

учиться устанавливать

р ац и о н альн о го

различные связи .

о б р а

з

а

Поэтому при

з

д о р о в

о г

о

разработке повышения

зави си м о сть

качества логопедической

м о

т

и вац и й

помощи необходимо

у н и в

е

р си тета

опираться на

К лю ч е

в

ы е

следующие уровни:

1.

слу ч а

и

Уровень здоровья,

д е

п р и вац и я

физического и психического

В аж н о

развития ребенка,

п од х

о

д

учет индивидуально-типологических

о с

н о вы

особенностей и использование

н авы к

о в

здоровьесберегающих технологий в

м и м и к

и

коррекционно-развивающем процессе

п р о ц е

с

с

е

Здоровьесберегающие образовательные

р азви т

и е

м

технологии - система,

м ен е

д ж м е

н та

создающая максимально

К и о с

е

возможные условия

вслед стви е

для сохранения,

о б р азо вательн о

м

5

укрепления и развития

В ед ь

духовного, эмоционального,

ан ало ги и

интеллектуального, личностного и

в

с

е

х

физического здоровья

п си хо эм о ц и о н альн о й

всех субъектов

д о ш кольн и кам и

образовательного процесса (детей,

арти куляц и о н н о й

педагогов и родителей).

Д и ф ф е

р ен ц и р о ван н о е

Основные составляющие

О сн о в

н ы е

этой системы:

1.

встр еч а

е

т

с

я

Организация рационального

о с

т

а

в

л

я

т

ь

двигательного режима

п альц ев

дошкольников.

2. Организация

м ом е

н том

рационального коррекционно-развивающего

Д и ф ф ер ен ц и р о ван н о е

процесса с учётом

к

о свен н о

возрастных и половых

зави си м о сть

особенностей детей, а

со стоян и и

также в соответствии с

п с

и хо эм о ц и о н а

л

ь

н о й

санитарно-гигиеническими требованиями.

3.

кач ество

Создание благоприятного

о п и р а

т

ь

с

я

психоэмоционального климата в

п р о б

л

е

м ы

образовательном учреждении

з

в

е

н ьев

для комфортного

п о вы ш ен и я

пребывания детей.

4.

ло го п ед

Использование многообразных

п ер и о

д е

программ по

н еблаго п р и ятн ы е

6

формированию мотиваций и

п лохо й

навыков здорового

с

ф е

р о й

образа жизни.

д еп р и в

а

ц и и

По характеру

в

о з

н и каю т

деятельности выделяют

со б

л

ю д а

ю тся

частные (узкоспециализированные) здоровьесберегающие

р о

ж д ен и я

технологии и комплексные (интегрированные).

р азли ч н о го

Важным моментом

д руж е

с

к

и е

для эффективного

ф акто р а

м и

логопедического воздействия в

сло в

а

отношении дошкольников

к

о свен н о

является успешная

отли ч а

е

т

с

я

адаптация детей

х р ан ен и я

при поступлении в

н али ч и е

учреждение. Здесь

д еп р и в

а

ц и я

действует комплексный

н евр о

л

о ги ч еская

подход – педагогам

залож и т

ь

различных звеньев

м о гу т

стоит приложить

п р о ц есса

усилия, направленные

зн а

ч и тельн о

на обеспечение

н а

ц и о н а

л

ь

н о г

о

комфортного адаптационного

к

л

и м ата

периода. Следует

в

о зд ей стви е

не оставлять

п р од о

л

ж аю т

малыша одного в

з

а

б олеван и й

первые часы

о б р а

з

о вательн ы е

пребывания в детском

п ед аго ги ч е

с

к

о й

доме. Важно

д олж ен

выделить ребёнку

ф а

к

т

о р ам и

7

место для

зн а

ч ен и е

хранения дорогих

с

в

о и х

его сердцу

сло ва

вещей. Эмпатия

п ом и м о

должна присутствовать в

о бесп е

ч ен и е

каждом действии

р еб ё

н ка

педагога.

В психолого-педагогической

о с

н о в

ы

коррекции необходим

п р еб ы ван и я

ряд основных

залож и ть

направлений и видов

о казавш и хся

деятельности, в которых

с

л

ы ш ать

прямо или

о б щ аться

косвенно участвует

стр о и тся

логопед:

-эмоциональное развитие

п ед аго г

а

ребенка;

-социальная адаптация

В аж н о

ребенка;

-учебно-познавательная деятельность;

-эстетическое

о слаблен и е

воспитание;

-воспитание игровой

откло н ен и я

деятельности;

-трудовое воспитание;

-экологическое

н а

воспитание;

-психолого-логопедическая коррекция

д о ш к

о

л

ь

н и ка

речевых нарушений и подготовка детей к обучению в школе .

8

Поскольку

основной

перспективной

задачей

педагогического

воздействия в детском доме является социальная адаптация ребенка и его

подготовка к школьному обучению, соответствующим образом организуется

предметная

среда.

Вся

работа

строится

по

аналогии

с

семейным

воспитанием:

между

воспитателями

и

детьми

устанавливаются

доверительные отношения, поддерживаются родственные и дружеские связи

между детьми, старшие дети заботятся о младших, соблюдаются традиции,

проводятся совместные праздники и мероприятия. Обучение осуществляется

в

игровой

форме.

Дифференцированное

психолого-логопедическое

воздействие

соответствует

возрасту

детей

и

особенностей

речевых

нарушений.

На

всех

занятиях

адаптационного

периода

происходит

работа

над

эмоционально-волевой сферой ребёнка. Таким образом, формируется чувство

уверенности

в

себе,

своих

силах

и

возможностях,

что

в

свою

очередь,

закладывает крепкий фундамент для дальней коррекции психоэмоциональной

сферы и успешного развития личности дошкольника .

Огромное значение в успешной реализации педагогической коррекции

и

обучении

отводится

педагогам

различного

звена.

Ведь

именно

от

их

профессионализма,

умения

найти

подход

к

каждому

ребёнку

зависит

качественный уровень образования детей.

Список литературы

1. Киосе

Н.Н.,

Копнов

В.А.

Определение

качества

логопедической

деятельности как базового элемента разработки и внедрения эффективной

системы менеджмента качества образовательного учреждения психолого-

логопедического профиля // Современные проблемы науки и образования.

– 2012. – № 2.

2. Илюк М.А. Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме. -

СПб.,2012.

9



В раздел образования