Автор: Павинская Светлана Викторовна
Должность: студент магистратуры, направление подготовки 44.04.03 специальное (дефектологическое) образование
Учебное заведение: Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Населённый пункт: г. Белгород, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности оказания логопедической помощи детям в детском доме
Раздел: высшее образование
1
Особенности оказания логопедической помощи детям в
детском доме.
Павинская Светлана Викторовна, магистрант Белгородского
государственного национального исследовательского университета
Аннотация: В статье рассматриваются пути повышения качества
логопедической работы в детском доме.
Ключевые слова: качество, образовательный процесс, детский дом,
помощь.
Специфика
работы
учителя
–
логопеда
в
детском
доме
несколько
отличается
от
работы
данного
специалиста
в
других
образовательных
организациях. Логопед, работающий в детском доме, сталкивается с детьми с
различными вариантами дизонтогенеза. Расстройства речи возникают у таких
детей
вследствие
плохой
наследственности,
отягощенной
различными
негативными факторами в перинатальном периоде (алкоголизм, никотиновая
и наркологическая зависимость, наличие инфекций у матери, обострение
хронических
заболеваний
во
время
беременности
и
т.
п.).
Часто
у
воспитанников
детского
дома
встречается
врожденная
психическая
и
неврологическая
патология.
Их
матери,
как
правило,
не
обращаются
в
женскую консультацию или встают на учет на поздних сроках беременности;
пытаются прервать беременность или продолжают вести асоциальный образ
жизни.
Такие
неблагоприятные
факторы
не
могут
не
сказаться
на
темпах
нервно-психического,
довербального
и
речевого
развития
ребенка.
Сразу
после рождения дети находятся в условиях материнской депривации (отказ
матери от ребенка в родильном доме, пребывание до 3 лет в доме ребенка при
исправительной колонии, воспитание в социально-неблагополучной семье).
Ранняя материнская депривация, в свою очередь,
н ад
2
влечет за
ко н с
у
л
ь
т
а
ц и ю
собой социальную и
эф ф е
к
т
и вн о г
о
эмоциональную депривацию,
с
и лах
что значительно
п о
усугубляет ситуацию.
В
у ч ет
связи с воздействием
д еп р и вац и ю
комплекса неблагоприятных
Д ети
факторов у детей,
О с
о бен н о сти
оказавшихся в детском
сп е
ц и али с
т
а
доме, наблюдаются
с
п е
ц и али ста
различные отклонения в
труд н о с
т
и
психомоторном развитии:
зад а
ч
снижение двигательной
п о вы ш е
н и я
активности, невыразительность
р еш ен и я
жестов, мимики,
В аж н о
позы, двигательная
р азр а
б отке
неловкость, нарушение
ком м у н и к
а
ц и и
координации движений.
п р и
Большие трудности у
отн о ш ен и я
воспитанников вызывают
п р ер в
а
т
ь
пробы на
р а
с
с
м атр и ваю т
с
я
удержание позы,
с
о ц и а
л
ь
н у ю
как в артикуляционной,
н есколько
так и в мелкой
п р еб ы в
а
ю т
моторике.
Часто
р а
б оты
встречается ослабление
д у х
о вн о го
мышечного тонуса
Л о г
о п ед и ч еская
рук, вялость
н евр о
л
о г
и ч еская
3
движений. Нередки
Р асстр о й с
т
в
а
случаи мышечной
зави си м о с
т
ь
гипертонии. Дети
Б ольш и е
пребывают в состоянии
т
а
к
непрерывного движения,
О бу ч ен и е
не могут
р
у ках
сосредоточиться на
о р ган и зуется
задании, поручении.
р а
ц и о н альн о г
о
Во время
в
о з
р асту
общения дети
с
в
я
з
а
н н ы х
перебирают в руках
ж и з
н и
предметы, части
ф о н ети к
о
одежды. Для
зн ач е
н и е
детей, проживающих в
р азви т
и и
детском доме,
С о зд ан и е
характерны «тупиковые движения» (сосание
п о
л
о вы х
пальцев, раскачивание
о с
н о вн ы х
тела), которые
ч асы
обостряются при
г
о с
у
д а
р ствен н о го
необходимости концентрации
у сло ви я
внимания, а также
и ли
при волнении.
и н ф екц и й
Логопед помимо
м а
г
и стр ан т
решения задач,
Э м п ати я
связанных с развитием
п альц е
в
лексико-грамматического строя,
п о в
ы ш ен и я
фонетико-фонематической системы,
стар ш и е
связной речи,
себе
должен научить
д в
и г
а
т
е
л
ь
н о г
о
детей слушать и
ф и зи ч е
с
к
о го
4
слышать сверстников и
это й
взрослых, заложить
зд о р о в
о го
основы коммуникации,
у су губляет
так как
сказаться
ребенок лишен
с
и лах
возможности общаться с
н ай т
и
родителями и с их
вещ е
й
помощью «познавать» мир,
п р о блем ы
учиться устанавливать
р ац и о н альн о го
различные связи .
о б р а
з
а
Поэтому при
з
д о р о в
о г
о
разработке повышения
зави си м о сть
качества логопедической
м о
т
и вац и й
помощи необходимо
у н и в
е
р си тета
опираться на
К лю ч е
в
ы е
следующие уровни:
1.
слу ч а
и
Уровень здоровья,
д е
п р и вац и я
физического и психического
В аж н о
развития ребенка,
п од х
о
д
учет индивидуально-типологических
о с
н о вы
особенностей и использование
н авы к
о в
здоровьесберегающих технологий в
м и м и к
и
коррекционно-развивающем процессе
п р о ц е
с
с
е
Здоровьесберегающие образовательные
р азви т
и е
м
технологии - система,
м ен е
д ж м е
н та
создающая максимально
К и о с
е
возможные условия
вслед стви е
для сохранения,
о б р азо вательн о
м
5
укрепления и развития
В ед ь
духовного, эмоционального,
ан ало ги и
интеллектуального, личностного и
в
с
е
х
физического здоровья
п си хо эм о ц и о н альн о й
всех субъектов
д о ш кольн и кам и
образовательного процесса (детей,
арти куляц и о н н о й
педагогов и родителей).
Д и ф ф е
р ен ц и р о ван н о е
Основные составляющие
О сн о в
н ы е
этой системы:
1.
встр еч а
е
т
с
я
Организация рационального
о с
т
а
в
л
я
т
ь
двигательного режима
п альц ев
дошкольников.
2. Организация
м ом е
н том
рационального коррекционно-развивающего
Д и ф ф ер ен ц и р о ван н о е
процесса с учётом
к
о свен н о
возрастных и половых
зави си м о сть
особенностей детей, а
со стоян и и
также в соответствии с
п с
и хо эм о ц и о н а
л
ь
н о й
санитарно-гигиеническими требованиями.
3.
кач ество
Создание благоприятного
о п и р а
т
ь
с
я
психоэмоционального климата в
п р о б
л
е
м ы
образовательном учреждении
з
в
е
н ьев
для комфортного
п о вы ш ен и я
пребывания детей.
4.
ло го п ед
Использование многообразных
п ер и о
д е
программ по
н еблаго п р и ятн ы е
6
формированию мотиваций и
п лохо й
навыков здорового
с
ф е
р о й
образа жизни.
д еп р и в
а
ц и и
По характеру
в
о з
н и каю т
деятельности выделяют
со б
л
ю д а
ю тся
частные (узкоспециализированные) здоровьесберегающие
р о
ж д ен и я
технологии и комплексные (интегрированные).
р азли ч н о го
Важным моментом
д руж е
с
к
и е
для эффективного
ф акто р а
м и
логопедического воздействия в
сло в
а
отношении дошкольников
к
о свен н о
является успешная
отли ч а
е
т
с
я
адаптация детей
х р ан ен и я
при поступлении в
н али ч и е
учреждение. Здесь
д еп р и в
а
ц и я
действует комплексный
н евр о
л
о ги ч еская
подход – педагогам
залож и т
ь
различных звеньев
м о гу т
стоит приложить
п р о ц есса
усилия, направленные
зн а
ч и тельн о
на обеспечение
н а
ц и о н а
л
ь
н о г
о
комфортного адаптационного
к
л
и м ата
периода. Следует
в
о зд ей стви е
не оставлять
п р од о
л
ж аю т
малыша одного в
з
а
б олеван и й
первые часы
о б р а
з
о вательн ы е
пребывания в детском
п ед аго ги ч е
с
к
о й
доме. Важно
д олж ен
выделить ребёнку
ф а
к
т
о р ам и
7
место для
зн а
ч ен и е
хранения дорогих
с
в
о и х
его сердцу
сло ва
вещей. Эмпатия
п ом и м о
должна присутствовать в
о бесп е
ч ен и е
каждом действии
р еб ё
н ка
педагога.
В психолого-педагогической
о с
н о в
ы
коррекции необходим
п р еб ы ван и я
ряд основных
залож и ть
направлений и видов
о казавш и хся
деятельности, в которых
с
л
ы ш ать
прямо или
о б щ аться
косвенно участвует
стр о и тся
логопед:
-эмоциональное развитие
п ед аго г
а
ребенка;
-социальная адаптация
В аж н о
ребенка;
-учебно-познавательная деятельность;
-эстетическое
о слаблен и е
воспитание;
-воспитание игровой
откло н ен и я
деятельности;
-трудовое воспитание;
-экологическое
н а
воспитание;
-психолого-логопедическая коррекция
д о ш к
о
л
ь
н и ка
речевых нарушений и подготовка детей к обучению в школе .
8
Поскольку
основной
перспективной
задачей
педагогического
воздействия в детском доме является социальная адаптация ребенка и его
подготовка к школьному обучению, соответствующим образом организуется
предметная
среда.
Вся
работа
строится
по
аналогии
с
семейным
воспитанием:
между
воспитателями
и
детьми
устанавливаются
доверительные отношения, поддерживаются родственные и дружеские связи
между детьми, старшие дети заботятся о младших, соблюдаются традиции,
проводятся совместные праздники и мероприятия. Обучение осуществляется
в
игровой
форме.
Дифференцированное
психолого-логопедическое
воздействие
соответствует
возрасту
детей
и
особенностей
речевых
нарушений.
На
всех
занятиях
адаптационного
периода
происходит
работа
над
эмоционально-волевой сферой ребёнка. Таким образом, формируется чувство
уверенности
в
себе,
своих
силах
и
возможностях,
что
в
свою
очередь,
закладывает крепкий фундамент для дальней коррекции психоэмоциональной
сферы и успешного развития личности дошкольника .
Огромное значение в успешной реализации педагогической коррекции
и
обучении
отводится
педагогам
различного
звена.
Ведь
именно
от
их
профессионализма,
умения
найти
подход
к
каждому
ребёнку
зависит
качественный уровень образования детей.
Список литературы
1. Киосе
Н.Н.,
Копнов
В.А.
Определение
качества
логопедической
деятельности как базового элемента разработки и внедрения эффективной
системы менеджмента качества образовательного учреждения психолого-
логопедического профиля // Современные проблемы науки и образования.
– 2012. – № 2.
2. Илюк М.А. Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме. -
СПб.,2012.
9