Автор: Калашникова Фаридя Руфаиловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 р.п.Лунино им.Короткова И.И.
Населённый пункт: Лунинского района Пензенской области
Наименование материала: статья
Тема: "Трудные дети или трудные родители?"
Раздел: среднее образование
ТРУДНЫЕ
ДЕТИ
ИЛИ
ТРУДНЫЕ
РОДИТЕЛИ
?
В современном мире проблема трудных детей встает наиболее остро.
С каждым годом возрастает количество преступности и наркомании среди
подростков. Давайте попробуем разобраться, как и почему дети становятся
«трудными» и что во многом в этом виноваты не менее «трудные родители».
Говорят, что яблоко от яблони недалеко падает. Педагогический смысл
этой пословицы, предельно ясен: каковы родители – таковы и дети. Чаще
всего эти слова вспоминают тогда, когда родители своим дурным поведением
способствуют нравственному падению детей.
Но прежде чем упасть, такой «плод просвещения» проходит несколько
стадий своего развития: раннее детство, младшие классы и подростковый
период. Именно в этом возрасте чаще всего начинают отчётливо, как на
негативе, проявляться отклонения в общественной направленности личности,
в её нравственно-волевой сфере. Именно в эти годы особенно видно, что
недодали родители детям в плане воспитания. Не зря с
давних пор люди
подметили, что воспитание добрых нравов необходимо начинать в самом
раннем
возрасте. Не поспоришь с этой народной мудростью: «Воспитывай
дитя, пока лежит поперёк лавки, иначе не успеешь».
Проступки, совершенные подростками, свидетельствуют о том, что
одной
из косвенных или прямых причин этого является бескультурье и
аморальность родителей.
Если попытаться классифицировать семьи трудных подростков с точки
зрения
негативного
влияния
старших
на
личность
и
поведение
несовершеннолетних, то можно выделить несколько групп неблагополучных
семей.
Первая
группа
характеризуется
остроконфликтными
взаимоотношениями
между
всеми
её
членами
и
низкой
активностью
родителей, как в сфере рабочего, так и в сфере свободного времени. Бытовая
распущенность, пьянство, семейные скандалы приводят эти семьи к распаду.
В ходе своей педагогической деятельности, мне пришлось стать свидетелем
такой картины: совершив очередной визит в
семью, одной из трудной
девочки,
где
Ирина
воспитывается
одним
отцом,
увидела
следующее:
заплетающимся языком пьяный отец читал дочери мораль, пересыпая свою
речь
грубыми
пьяными
ругательствами,
он
учил
свою
дочь
правилам
поведения.
Этот инцидент – наглядный пример того преступного отношения к
детям,
когда
слова
родителей
расходятся
с
их
делами.
Диапазон
этого
расхождения в каждой семье различен. Там, где в основе воспитания лежит
не
личный
положительный
пример,
а
лишь
словесные
проповеди,
дети
никогда
не
станут
лучше
своих
родителей,
а
станут
хуже,
потому
что
обстановка, в которой растет, живет и формируется ребенок в наши дни,
существенно
отличается
от
той,
что
была
несколько
десятилетий
назад.
Сегодня
телевидение,
интернет,
нередко
целиком
заменяют
родителей
и
приносят плачевные результаты, которые не всегда удается предусмотреть
или исправить.
Ко второй группе можно отнести семьи, отличающиеся внешней
благопристойностью
внутрисемейных
отношений
и
довольно
высокой
деловой активностью родителей. Однако их повседневная семейная жизнь
бывает неупорядочена из-за служебной
или личной занятости. Исходя из
моего
личного
опыта,
как
классного
руководителя,
таких
семей
предостаточно, где один из родителей вынужден уезжать на заработки далеко
от дома. Дети в подобных семьях нередко испытывают острый дефицит
родительской
любви,
ласки,
внимания.
Особенно
безнадзорными
и
невоспитанными в таких семьях бывают сыновья, так как отцы отдают своей
«другой» жизни немало сил и времени.
Для третьей
группы семей
типична
низкая
общественная
направленность личности супругов при положительных отношениях между
ними. В таких семьях родители, часто ответственно относясь к учёбе своих
детей и их материальному обеспечению, безразличны к остальным сферам их
жизнедеятельности,
что
приводит
к
формированию
эгоизма
у
детей.
В
учебном
коллективе
подростки
из
таких
семей
нередко
испытывают
трудности в общении, отличаются нетерпимостью к учителям, сверстникам.
Они ревностно относятся к успехам своих товарищей, остро реагируют на
изменение сверстников к ним с самим.
Психологи
давно
заметили
,
что
«
трудный
ребенок
» –
не
врожденный
порок
личности
,
а
результат
неправильного
воспитания
.
Иными
словами
,
ответственны
за
это
именно
взрослые
,
своими
непродуманными
действиями
сформировавшие
у
детей
асоциальное
поведение
.
Эти
«трудные дети» недополучали в раннем
детстве главного – искренней любви и внимания взрослых. Даже те из них,
кто родились и росли в благополучных внешне семьях, были хорошо одеты и
сыты, имели дорогие игрушки, испытывая недостаток общения с родителями,
вырастали резкими, импульсивными, грубыми, неуживчивыми, с недоверием
относились
к
окружающим.
В
подростковом
возрасте
именно
дети
этой
«категории» чаще других совершают побеги из дома, вливаются в «плохие
компании», попадают на учет в КДН и ПДН.
Для всех трёх групп трудных семей, характерным является отсутствие
интереса
родителей
к
внутренней
духовной
жизни
детей.
Не
в
этом
ли
заключается
одна
из
важнейших
причин
педагогической
запущенности
трудных подростков?
Духовность и нравственность всегда ценились выше богатства. О
важности духовно - нравственного образования говорили Великие Учителя
человечества всех времён: Сократ, Аль-Фараби, Марк Аврелий, Иммануил
Кант и другие.
В настоящее время наблюдается духовно – нравственный кризис
личности. Ф.И. Тютчев в стихотворении «Наш век» писал: «Не плоть, а дух
растлился в наши дни. И человек отчаянно тоскует».
Значит
ли
это
,
что
наше
общество
больно
“
дефицитом
духа
” ?
Злоба
,
корысть
,
равнодушие
угрожают
“
растлить
”
наши
души
?
Приоритеты современной жизни, а именно обеспечить жизнь
материальными
благами
и
поведение
родителей
в
соответствии
с
ними
порождает проблему трудных детей. Вся трудность подростка состоит в том,
что он так пытается сказать «мне не хватает любви, понимания, живого
общения». Все "трудные родители" сами того не понимая делают из детей
потребителей, таких как они сами. Ведь в постоянной погоне за прибылью
человек
может
забыть
все
духовное
и
превращается
в
банального
потребителя материальных ценностей, и таких же точно культивирует вокруг
себя. Лишь потом в прошествии некоторого времени эти "трудные родители"
не понимают, почему их дети только и делают, что просят и берут, и совсем
не осознают, когда их милые дети успели стать такими, они же давали им
самое лучшее.
Духовно – нравственный кризис, переживаемый нашим обществом,
особенно остро затрагивает молодёжную среду. Именно поэтому вопрос о
духовном здоровье молодых людей ставится сегодня во главу угла.
Без
решения
этого
вопроса
невозможно
совершенствование
образования,
прогресс
науки,
развитие
культуры.
Воспитание
нравственности
должно
стать столь же важной задачей, как передача знаний.
Духовно – нравственное воспитание – это вопрос не одного дня, а
ежедневная работа, направленная на воспитание толерантности, любви к
своей семье, родному городу, краю.
Итак
,
« т р у д н ы е »
д е т и
–
к т о
о н и ?
Для участкового
полиции
это
хулиган, нарушающий
общественный
порядок, для учителя - это неформальный лидер, который сам нормально не
живет и не дает нормально жить всему классу. А для родителя?
А для родителей мне бы очень хотелось донести, чтобы все поняли мысль,
которую я старалась внушить, которой хотела поделиться,— мысль о том, что
нам надо воспитывать наших детей, все время думая о том, как ранит их
детское сердце наша неосмотрительность в вопросах воспитания, наше не-
умение понять детский мир, наше невнимание к ним. Оно калечит душу
ребят. И об этом надо всегда помнить, когда вы общаетесь со своими детьми.
В заключение своей статьи, исходя из своего педагогического опыта, в
частности из опыта работы с «трудными», асоциальными подростками,
я
абсолютно
убеждена,
что
нет
и
не
может
быть
«трудных»
детей.
Ведь
ребенок, когда он появляется на свет, представляет собой, по моему мнению,
чистый листок бумаги, и от того, что на этом листке будет написано, будет
влиять на всю его дальнейшую жизнь. Вот они - простые истины: что-то мы
вовремя не увидели, не учли, на что-то просто не обратили внимания, и вот
вам - «трудный» подросток. «Трудными» дети не рождаются, «трудными»
дети становятся. Трудных детей не бывает без трудных родителей, и наоборот
— поскольку это две стороны одной и той же медали.
Я абсолютно уверена,
что
может
быть
«трудной»
социально-экономическая
обстановка,
мы,
взрослые, и по большому счету «трудное государство», но никак не дети.