Напоминание

"Cистема работы при подготовке к ЕГЭ по литературе"


Автор: Милютина Татьяна Павловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КОГОГУ ОШ с УИОП
Населённый пункт: пгт Афанасьево Кировская область
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Cистема работы при подготовке к ЕГЭ по литературе"
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов

пгт Афанасьево Кировской области

КОНКУРС ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК

«МОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ»

номинация «ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ»

Система подготовки учащихся к

ЕГЭ

по русскому языку

(Из опыта работы учителя русского языка и литературы высшей

квалификационной категории Милютиной Татьяны Павловны.)

Работу выполнила – Милютина

Татьяна Павловна

учитель русского языка и

литературы.

Афанасьево, 2016

Система подготовки учащихся к ЕГЭ

по русскому языку

(Из опыта работы учителя русского языка и литературы высшей

квалификационной категории Милютиной Татьяны Павловны.)

МБОУ СОШ с УИОП пгт Афанасьево Кировской области.

С

2000-2001учебного

года

введена

новая

форма

обязательной

аттестации

по

русскому языку – ЕГЭ.

Идея единого государственного экзамена возникла в условиях разнообразия средств

и методов обучения в школе, использования вариативных учебных планов, программ,

учебников и учебных пособий.

В

образовании

появилась

настоятельная

необходимость

повышения

качества

знаний,

обеспечения

единого

содержания

обучения

всех

выпускников,

повышения

объективности и стандартизации выпускных и вступительных экзаменов.

Есть

разнообразные

формы

контроля:

диктант,

изложение,

сочинение,

анализ

текста. Преимущества тестов, используемых в контрольных измерительных материалах

единого государственного экзамена

по русскому языку,

перед всеми возможными

формами

контроля

заключается,

по

мнению

федеральной

предметной

комиссии,

в

следующем:

а) все экзаменуемые находятся в равных условиях – это позволяет объективно оценить

достижения в усвоении знаний;

б) сведена к минимуму субъективность при оценке задания;

в) результаты подаются в статистической обработке;

г) экономится время на проверку;

Результаты носят объективный характер.

Все

задания

ЕГЭ

соотнесены

с

содержанием

образовательного

стандарта

по

предмету.

Проверяется

уровень

сформированности

языковой,

лингвистической,

коммуникативной компетенции.

Опыт проведения ЕГЭ по русскому языку доказывает, что тестирование позволяет

проверить все виды компетенций.

Таким

образом,

необходима

система

подготовки

к

данному

виду

итоговой

аттестации, так как известно, что поступление ни на одну из специальностей вуза или

колледжа не обходится без сдачи экзамена по русскому языку.

Прошло

11

лет

сдачи

ЕГЭ

в

Афанасьевском

районе,

появились

определённые

результаты,

разработано

много

методических

рекомендаций,

пожеланий.

ЕГЭ

уже

не

является чем-то неизведанным и пугающим. Можно говорить об определённых успехах,

достижениях и вместе с тем недостатках работы в процессе преподавания русского языка,

а, значит и перспективах и разработке новых приёмов и методов.

Имея опыт подготовки выпускников к сдаче итоговой аттестации по русскому

языку в форме единого государственного экзамена, могу сказать, что данная тема на

сегодняшний день является одной из самых актуальных в преподавании в школе.

Главная задача учителя – учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели

самостоятельно добывать знания, поэтому моя позиция – учитель-помощник, учитель-

партнёр. Думаю, что этим определяется выбор стратегии и тактики учителя, подходы к

организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.

Единый государственный экзамен стал частью профессиональной жизни учителя

русского языка. С помощью ЕГЭ выпускники могут оценить собственные возможности и

выбрать дальнейший жизненный путь.

Один

из

существенных

моментов

успеха

ЕГЭ

качественное

преподавание

в

течение всех лет обучения в школе, а также серьёзная подготовка к сдаче экзамена.

Отсюда и актуальность подготовки учащихся к экзамену, ведь на ЕГЭ по русскому языку

даже отличники выполняют правильно в среднем 80%. заданий.

Можно смело сказать, что ежегодно во время сдачи единого государственного

экзамена по русскому языку у выпускников наблюдаются одни и те же проблемы.

Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, на мой взгляд, заключается

в том, что мы делаем упор на изучение правил орфографии и пунктуации. Упускаем же

другие аспекты русского языка и изучение системы языка в целом.

К сожалению, уровень общей грамотности с каждым годом падает весьма ощутимо.

С какими же трудностями сталкиваются учащиеся при выполнении заданий ЕГЭ по

русскому языку?

1.

Орфоэпические нормы русского языка;

2.

Лексические нормы;

3.

Синтаксические нормы;

4.

Стилистические нормы;

5.

Морфология

(местоимения

и

их

разряды,

наречия,

частицы,

производные

предлоги);

6.

Типы сложных предложений;

7.

Средства языковой выразительности.

8.

Задание №25 формата ЕГЭ

- композиционное оформление сочинения;

- логическое оформление сочинения (в том числе абзацные деления)

- теория аргументации

Существуют и другие проблемы, которые влияют на качество выполнения заданий:

а) отсутствие навыков тестирования (пробный ЕГЭ проблему не решает);

б) ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям ЕГЭ;

в) технические ошибки при заполнении бланков ЕГЭ;

г) неправильное распределение времени на выполнение заданий (на сочинение

обычно остается недостаточно времени)

Каждый

учитель

русского

языка

на

сегодняшний

день

имеет

свою

методику,

которая

позволяет

справиться

с

заданиями

на

экзамене.

Хочется

поделиться

своими

наработками по этой теме.

Для себя я определила ряд моментов, которые помогают

учащимся справиться с заданиями на экзамене.

1.

Момент первый, который касается самого учителя. Нельзя добиться успеха, если

плохо представлять

cтруктуру экзамена, особенности заданий, трудность заданий и т.д.

приходится

прорешать

не

один

десяток

тестовых

вариантов,

чтобы

по-настоящему

разобраться во всех нюансах предлагаемых заданий. Например, видеть задания- ловушки,

которые есть

во всех КИМах. Это вопросы по темам, которые в учебниках только

упоминаются и подробно не изучаются на уроках русского языка. То же относится

к

заданию №25. Имея опыт решения заданий ЕГЭ и написания сочинения, мы можем быть

по-настоящему

полезными

своим

ученикам,

разъясняя,

приводя

десятки

примеров.

Поэтому

необходимо

нам

постоянно

учиться:

проходить

курсовую

подготовку,

где

квалифицированные

специалисты

проводят

полезные

практикумы,

рассказывают

о

предстоящих испытаниях, перенимать опыт других учителей, изучать образовательные

стандарты, знать, что такое кодификатор, спецификатор и т.д.

2.

Момент

второй.

Подготовка

к

экзаменам

является

актуальным

и

достаточно

непростым

вопросом

для

многих

учащихся.

Сильное

волнение,

различного

рода

переживания, а иногда даже стресс наблюдается у людей в этот ответственный период

жизни. Ведь от успешной сдачи ЕГЭ во многом зависит поступление в ВУЗ, а хорошее

высшее образование, как известно, - это путёвка в жизнь.

Курс русского языка считается пройденным в 9 классе. Но в 10-11 классах встаёт

проблема повторения правил русского языка, так как впереди ЕГЭ. При

довольно

небольшом количестве уроков русского языка в неделю повторение их на практике бывает

очень сложным, так как просто не хватает времени: ведь ещё необходимо обратить

внимание на культуру речи, стилистику и другие элементы языка.

Подготовка к экзаменам, по моему мнению, должна начинаться с 5 класса, когда

учащиеся

на

уроках

русского

языка

знакомятся

с

первыми

орфограммами

и

пунктограммами, работают над развитием своей речи, культурой общения. С 5-го класса

ученики

ведут

тетрадь

(справочник-словарь),

куда

записывают

не

просто

правила,

а

систематизируют полученные знания в таблицы, разрабатывают алгоритм рассуждения по

ним. Для эффективного усвоения и контроля знаний, умений и навыков я включаю в

учебный процесс тестовые формы контроля с 5-го класса, помогая учащимся овладеть

техникой работы с тестами, постепенно готовя их к формату ЕГЭ.

Но

всё-таки

целенаправленно

учащиеся

начинают

готовиться

к

единому

государственному экзамену

только в 10-11 классах. На первых уроках русского языка

знакомлю учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и заданиями, бланками и

КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки. Сразу показываю

справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной

подготовке к ЕГЭ, показываю CD-диски и рекомендую школьникам, какими Интернет-

ресурсами можно воспользоваться.

Когда начинаю работу в 10 классе, сразу на первой неделе сентября провожу

диагностический

тест

за

курс

5-9

классов,

который

позволяет

выявить

проблемы

в

разделах орфографии, пунктуации, теории языка. Диагностическая работа проводится для

самих детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях, чтобы пришли к выводу о

необходимости серьёзной подготовки к ЕГЭ не только на уроках, но и в самостоятельной

домашней работе. Диагностика нужна и для учителя, так как после анализа работы я

выявляю группу учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки. Это в свою

очередь помогает мне не только грамотно спланировать уроки, но и дополнительные

задания. Главная моя задача - научить сдавать тест. Но я не впадаю в крайности и не трачу

время

на

решение

всевозможных

вариантов

ЕГЭ,

ведь

такого

рода

работа

может

превратиться в игру «Крестики-нолики» - угадано или нет. Как это можно сделать? Я

использую

при

подготовке

к

ЕГЭ

простую

методику,

в

основе

которой

алгоритмы

рассуждения. Здесь можно выделить несколько этапов.

Первый

этап.

Вспоминаем

теорию.

Теоретический

материал

по

основным

и

наиболее сложным разделам представляется в обобщённом компактном виде в схемах и

таблицах, которые разрабатываются совместно с учениками. Подобная систематизация

материала способствует максимальной наглядности, обобщению знаний и интеграции

изученного не только по отдельно взятой теме, но и по всему курсу русского языка.

Кроме

этого,

таблицы

развивают

аналитические

способности

учащихся

и

активизируют их зрительную память. Материал представляется не только в компактном,

но и в расширенном и углублённом виде.

Теория-

это

фундамент.

Вспоминаем,

восстанавливаем,

систематизируем

необходимые

теоретические

знания

с

помощью

лекции,

презентаций.

Считаю,

что

целесообразно ученикам самим находить и повторять материал по определённой теме или

блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция учителя.

Поэтому при повторении той или иной темы я предлагаю сведения, где можно найти

нужный материал (в каком учебнике, за какой класс, какой параграф, где можно почитать

дополнительную информацию по предложенной теме).

Второй

этап.

Создаём

алгоритм

решения

заданий

1-24.

Выстраиваем

последовательность действий при выборе ответа. Здесь важно, чтобы ученик при решении

любого задания учился анализировать, рассуждать, применять не только правило, но и

логику.

Нужно

выявлять

закономерности,

и

тогда

будет

не

совсем

сложно

найти

правильный ответ.

Третий этап. Слушаем друг друга. Здесь мы выполняем задания по алгоритму

вместе, слушаем друг друга. Необходимо включить учащихся в процесс анализа оценки

собственной деятельности на каждом этапе урока. Для этого разрабатываются критерии

оценки познавательной деятельности

её результатов. Задача заключается в том, чтобы

научить школьников самостоятельно объективно оценивать свою работу.

Четвёртый этап. Решаем самостоятельно. Для тренировки берём типовые тестовые

задания. Тесты к заданиям № 1,2 позволяют детально проработать каждую тему. Не надо

ждать быстрого успеха. Каждое задание надо делать примерно 30-40 раз, только тогда

появится уверенность и чёткость. Желательно все свои рассуждения записывать или

проговаривать вслух!

Критерий готовности: если можешь не только выбрать правильный ответ, но и

объяснить, почему все другие неправильные, можно переходить к следующему заданию.

Каждый тематический блок завершается проверочной работой (№1-3;7,8-11 и т.д.).

Работы

анализирую

после

каждого

тестирования,

составляю

индивидуальный

лист

ошибок.

Уроки в 10-11 классах должны носить обобщающий характер. Практически всегда

использую разминки на повторение. Такой вид работы помогает при повторении всех

разделов русского языка. Ежеурочная разминка состоит, например, из следующих этапов:

работа

над

произношением

и

лексическим

значением

слов;

задания

по

фонетике

и

словообразованию, орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический

разборы предложений; работы по исправлению грамматических ошибок.

Таким образом, разнообразные практические задания в ходе разминки

обеспечивают надёжность сохранения в рабочем состоянии знаний и умений по

русскому языку.

3.

Момент третий. Приведу памятку для учеников, которую они должны соблюдать во

время выполнения тестов. Эти советы я нашла в Интернете, они привлекли моё

внимание, и я начала применять их в своей практике. (Приложение 1)

4.

Момент четвёртый. Учись писать сочинение-рассуждение. Самая сложная часть

ЕГЭ по русскому языку, по отзывам учеников, - это задание 25. Здесь ребятам

предлагается создать новый оригинальный текст на основе прочитанного ими в

ходе экзамена фрагмента статьи или эпизода публицистики в ходе экзамена. Но всё

же написать сочинение небольшого объёма (всего 150 слов) на предложенный текст

гораздо легче, чем написать традиционное сочинение объёмом в 4 листа.

Опыт работы показывает, что многие выпускники не умеют анализировать текст, не

видят проблему. Самая же распространённая ошибка – уход от собственной мысли

во время ёё доказательства. Как же это избежать? Все учителя русского языка

проводят

занятия,

посвящённые

комплексному

анализу

текста.

Уже

младших

школьников можно научить отвечать на вопрос: «О чём этот текст?» так решится

задача

определения

темы

текста.

Ведь

осмысление

любого

предложенного

материала на экзамене начинается именно с этого.

В ходе подготовки к ЕГЭ на уроках русского языка уже в средних классах

можно давать задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения по

определённой модели, например, такой текст:

1.Автор рассказывает о том, что….

2.По его мнению….

3.Онако я думаю по-другому, потому что… или я согласен с автором, потому что

….

4.Итак…..

Важный этап работы над сочинением – это выявление проблемы. Проблем

может быть несколько, тогда нужно выявить главную, и этому тоже надо учить в

процессе комплексного анализа текста. Обнаружение проблемы может проходить в

несколько этапов:

а) пересказ текста:

б) выделение микротем по абзацам;

в) поиск ключевых слов;

г) формирование и запись мыслей, содержащихся в каждом абзаце, выявление

главной из них;

д) формирование проблемы-вопроса, который автор ставит перед читателем.

Определённые

трудности

вызывает

составление

комментария

к

тексту.

Приучаю учеников видеть разницу между комментарием и простым пересказом,

который в сочинении недопустим. Необходимо, говорю я ученикам, анализируемое

«пропустить через себя», кратко изложить суть наиболее важных моментов текста.

Предлагаю запомнить слова-подсказки:

«В начале текста….»

«Затем….»

«В заключение….»

Необходимо вникнуть в факты, а они сами подскажут, на что обратить

внимание, и вызовут определённый эмоциональный настрой. Предупреждаю о том,

что нельзя цитировать большой фрагмент исходного текста.

Также на основе этой работы формируется позиция автора: что думает автор

по

поводу

прокомментированного.

Следует

объяснить

ребятам,

что

авторская

позиция основывается на понятиях «да» или «нет». Нравится ли ему картина

действительности,

которую

он

отобразил?

Что

автор

думает

о

поднятой

им

проблеме? Тут уместны оценочные слова: хорошо-плохо, недопустимо-желательно,

нельзя-необходимо.

Следующий этап работы над сочинением – это формулировка своего мнения

и его аргументация, которая состоит по традиции критериев проверки ЕГЭ из двух

доказательств.

Нужно

научить

ребят

формировать

тезис-мысль,

которая

требует

доказательства,

от

которого,

в

свою

очередь,

можно

и

нужно

задать

вопрос:

почему? Учащимся важно научиться контролировать себя, после аргументации

можно посоветовать задать вопрос:»Какая мысль мною доказана?» ответом на него

должен послужить их же тезис, приведённый выше. Такая самопроверка позволит

избежать логических ошибок.

Важная композиционная часть сочинения – это завершение или вывод. Здесь

можно

вернуться

к

вступлению,

подумать,

интересна

ли

тема,

актуальна

ли

проблема, поднимаемая автором.

В старших классах (9-11 класс) можно предложить учащимся использовать

план работы над 25 заданием.

1.

Внимательно, вдумчиво прочитать текст, обратить внимание на имя и

фамилию автора. Обозначить тему (о чём текст?) Первое предложение

сочинения должно быть самостоятельным, связанным с основной темой

текста. Нужно учесть, что нельзя начинать сочинение словами: «Этот

текст…».

Хорошо

начать

с

риторического

восклицания.

В

первом

предложении уже должна «звучать» проблема.

Вступление

можно

построить

по-разному:

в

виде

назывных

предложений («Родной язык»), в виде вопросительный предложений

(«Для чего необходимо знать язык?»), в виде небольшой цитаты из

исходного текста («Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан

великому

народу…»

-

так

сердечно

выразил

И.С.Тургенев

своё

отношение к русскому языку и русскому народу.)

2.

Обозначить проблему или проблемы (их может быть несколько) данного

текста, дать комментарии (пояснения) к этой проблеме. Ученики чётко

должны знать определение проблемы.

Проблема – вопрос, поднимаемый автором, или главная мысль, высказываемая автором.

3.

Обозначить

авторскую

позицию

(отношение

автора

к

поднимаемой

проблеме)

4.

Выразить своё отношение к авторской проблеме. Привести не менее 2-х

аргументов,

подтверждающих

вашу

позицию.

Проверить

вопросом:

«Какую мысль я доказываю?»

5.

Выразить своё отношение к данному тексту, поднимаемой проблеме.

Отметить

важность

вопроса,

своевременность,

эмоциональность,

богатство языка, средств выразительности.

Как показывает опыт, ребята, использующие такой план при подготовке к ЕГЭ, легко

запоминают его, привыкают к логике сочинения. Верное абзацное членение не вызывает у

них затруднения. Приносит свои плоды и использование различных клише во время

подготовки к экзамену.

Выпускники,

имеющие

в

своем

арсенале

готовые

фразы,

большее

внимание

уделяют сути вопроса. С одной стороны, использование клише придаёт языку сочинения

некоторую шаблонность, с другой стороны, снимает напряжение во время экзамена, что

позволяет добиться лучших результатов.

Таким образом, постоянная и разнообразная работа по подготовке к выпускному

экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический

дискомфорт во время итогового контроля знаний.

Приложение 1

Памятка для выпускника

Сосредоточься!

После

выполнения

предварительной

части

тестирования

(заполнения бланков), когда ты прояснил (а) все непонятные для тебя моменты, постарайся

сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст

заданий и часы, указывающие время выполнения теста.

Торопись неспеша! Жёсткие рамки времени не должны влиять на качество твоих

ответов. Перед тем как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты

правильно понял (а), что от тебя требуется.

Следи за временем! На ЕГЭ следи за тем, чтобы из отведённых часов на задания «

1-24 было потрачено не более 90-100 минут, тогда останется достаточно времени на

написание сочинения ( сначала на черновике) и на его проверку.

Начни с лёгкого, с первых заданий. Начни отвечать на те вопросы, в знании

которых

ты

не

сомневаешься,

не

останавливаясь

на

тех,

которые

вызывают

долгие

раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнёт работать. Ты как бы освободишься от

нервозности, и вся твоя энергия потом будет напрвлена на более трудные вопросы.

Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни:

в тексте всегда найдутся такие задания, с которыми ты обязательно справишься. Просто

глупо

недобрать

баллов

только

потому,

что

ты

не

дошёл(а)

до

«своих»

заданий,

а

«засиделся» на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься

понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном

воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых лёгких вопросах.

Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь всё,

что было в предыдущем. Как правило, задания в текстах не связаны друг с другом,

поэтому знания, которые ты применил (а) в одном (уже, допустим, решённом тобой), как

правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое

задание. Этот совет даёт тебе и другой бесценный психологический эффект – забудь о

неудаче в прошлом задании (если тебе всё же не удалось выполнить). Думай только о том,

что каждое новое задание – это шанс получить баллы!

Исключай!

Многие

задания

можно

быстрее

решить,

если

не

искать

сразу

правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые совсем не подходят.

Метод исключения позволяет в итоге остановить внимание на одном-двух вариантах.

Запланируй два круга! Рассчитай время тка, чтобы за 2/3 всего отведённого

времени «пройтись по всем лёгким заданиям»

(1 круг). Тогда ты успеешь набрать

максимум баллов на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными,

которые тебе вначале пришлось пропустить. (2 круг)

Проверь!

Оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы

успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Угадывай!

Если

ты

не

уверен

(а)

в

выборе

ответа,

но

интуитивно

можешь

предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай

такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не

всегда реально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень

трудности,

и

количество

выполненных

тобой

заданий

вполне

может

оказаться

достаточным для хорошей оценки.



В раздел образования