Автор: Белоусова Вера Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Карагайлинский детский сад
Населённый пункт: Карагайла
Наименование материала: статья
Тема: "Дидактическая игра как средство формирования творческой активности детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Игра как средство формирования творческой
активности детей дошкольного возраста
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста –игра, в процессе которой развиваются
духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение,
дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный
дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре ребенок развивается как
личность, у него формируются те стороны психики от которых впоследствии будут зависеть
успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Игра играет большую роль в развитии индивидуальности ребенка, его нравственных качеств,
побуждает к творческой активности.
Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего – то нового.
Поэтому основной показатель творчества – это новизна его результата, которая носит
объективный характер, поскольку создается то, что раньше не существовало. Дети уже в
дошкольном возрасте создают интересные, порой оригинальные рисунки, поделки, конструкции.
Новизна- это первая важная особенность детского творчества.
Развитие творческости, креативности рассматриваются исследователями как основное
направление развития личности.
Исследователи подчеркивают возможность педагогического руководства игровой деятельностью в
целях развития творчества ребенка это Р.И. Жуковская, Е.В. Зворыгина,Д.В. менджерицкая,
И.Я.Михайленко и другие.
Сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей,
личностных качеств.
Актуальность данной темы заключается в том что, игра является одним из наиболее важных
компонентов в воспитании детей и развитии их творчества. Так как в играх ребенок развивает свои
умственные способности и физические. Именно в игре дети сталкиваются с современной
техникой, становятся более целеустремленными, веселыми и сообразительными. В игре
вырабатывается трудолюбие, смекалка, наблюдательность и настойчивость в достижении своей
цели. В играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и в связи с этим
взрослые получают полную возможность воздействовать на ребенка. Дидактическая игра – это
вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принцепов игрового,
активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой
деятельности и системы оценивая, один из методов активного обучения. Характерные
особенности дилакт0438еских игр заключается в том что, они создаются взрослыми с целью
обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми.
Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя
решает дидактическую задач . Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов ,
а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом
дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий .Все
остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение. Содержанием
дидактических игр является окружающая действительность( природа, люди их взаимоотношения ,
быт труд, события жизни).Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они
определяют, что должен делать каждый ребенок, указывают путь к достижению цели .С помощью
дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам,
так и по их назначению, решать задачи, у них воспитывается сосредоточенность, внимание,
память, сообразительность, настойчивость, развиваются познавательные способности, умение
сдерживаться и управлять своим поведением.
В возрасте от трех до семи лет игра детей развивается как разнообразная, активная, творческая
деятельность, в которой осваиваются впечатления жизни и формируются все стороны личности
ребенка. Некоторые психологи считают, что игры нельзя считать творческой деятельностью, так
как в них не создается ничего нового. С одной стороны это справедливо, Если подходить к детской
игре с теми же мерками Что и к деятельности взрослого человека, термин »творчество»
неуместен .Но он оправдан, если подойти к решению вопроса с точки зрения развития ребенка.
Л.С. Выгодский подметил появление у детей дошкольного возраста замысла, что означает переход
к творческой деятельности .В раннем детстве ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника
уже развивается способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это
проявляется во всех видах деятельности, и прежде всего в игре.
Дидактическая игра является одним из наиболее эффективных средств развития творческой
активности, так как дошкольник играет в воображаемых ситуациях, работа с образами,
пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует мышление и воображение, которые
играют большую роль в развитии творческого потенциала личности, творческих способностей
дошкольников.
Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что дидактическая игра является эффективным
средством развития творческой активности дошкольника, так как она формирует устойчивый
интерес к занятиям и способствует освоению социальных ролей.