Напоминание

Логопедическая работа с безречевыми детьми с нарушением интеллекта


Автор: Шестакова Ольга Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ"С(К)ОШ № 60 г. Челябинск"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Логопедическая работа с безречевыми детьми с нарушением интеллекта
Раздел: среднее образование





Назад




Логопедическая работа с безречевыми детьми с

нарушением интеллекта

В настоящее время специалисты, которые работают с детьми

с

нарушением интеллекта всё чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т.е. с

детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное нарушение

речи, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними.

Тот уровень речи, который есть у этих детей – вокализация,

звукоподражания,

эмоциональные

восклицания,

даже

отдельные

нечётко

произносимые

обиходные

слова,-

не

может

служить

для

полноценного

общения.

У многих логопедов встаёт вопрос такого характера: с чего же начать

работу по формированию речи, если с большим трудом удаётся организовать

деятельность такого ребёнка?

В начале рекомендуется понаблюдать за ребёнком в игровой и бытовой

деятельности.

Далее

следует

выявить

степень

владения

практическими

навыками: самообслуживание, бытовые действия, предметно – практические

действия.

Очень значимо для безречевого ребёнка с нарушением интеллекта

развитие личностных качеств - доброты, терпения, внимания, усидчивости,

умения выполнять требования взрослых.

Логопедическая работа с безречевыми детьми с нарушением интеллекта

строится с учётом дидактических принципов данных общей педагогики,

дефектологии и логопедии:

- комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и

неречевых нарушений, в работе принимают участие не только логопед, но и

врач, психолог, родители.

- максимальной опоры на различные анализаторы, так как формирование

высших психических функций представляет сложный процесс организации

функциональных систем: зрительной, кинестетической, двигательной;

- опоры на сохранные звенья нарушенной функции, поскольку опора на

непострадавшие звенья деятельности осуществляется на новых

компенсаторных началах;

- поэтапного формирования умственных действий, при котором работа

над каждым типом задания проводится в определённой последовательности;

- учёта зоны ближайшего (по Л. С. Выготскому), при котором выполнения

задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;

-

усложнение

материала,

с

постепенным

включением

трудностей

в

логопедическую работу;

-

онтогенетический,

учитывается

последовательность

формирования

коммуникативной деятельности.

Исходя из принципов экспериментального обучения, необходимо подобрать и

систематизировать языковой, речевой, игрвой и дидактический материалы.

Логопедическая работа в безречевыми детьми с нарушением интеллекта

включает в себя несколько этапов.

1

этап

логопедической

работы

с

безречевыми

детьми

с

нарушением

интеллекта (подготовительный).

Основные направления работы на подготовительном этапе:

- установление зрительного и эмоционального контактов;

- настрой ребёнка на эмоциональное сопереживание;

- повышение уровня общей активности ребёнка;

- организация произвольного внимания;

- развитие способности к концентрации, распределению и переключению

внимания.

Пример заданий, используемых на подготовительном этапе.

Задание на зрительное внимание.

Цели:

- учить фиксировать взгляд на предмете

• Задания на зрительное внимание.

Цель:

— учить фиксировать взгляд на предмете;

Логопед побуждает ребёнка найти игрушку в пространстве комнаты (на

диване, стуле, полке) и проследить взглядом за её перемещение, активизируя

внимание с помощью стихотворных текстов.

Логопед побуждает дошкольника найти игрушку в про-

Задания на активизацию ощущений.

Ц е л ь : развивать

ощущения

ребенка

с

использованием

различных

поверхностей при помощи лёгких массажных движений.

Перед ребёнком на столе устанавливается тарелочка с тёплой водой, рядом с

ней кладётся вата и жёсткая щётка. Логопед действует рукой ребёнка, хлопая

поочерёдно

по

воде,

вате,

жёсткой

щётке,

сопровождая

действия

эмоциональными восклицаниями (Ух! Ах! Ай! Ой). Если ребёнок участвует

в игре с удовольствием, можно побуждать его к самостоятельной действиям.

Построение хода занятий должно отвечать следующим требованиям:

- создание коммуникативных ситуаций;

- осуществление смен различных видов деятельности;

- постепенное усложнение форм работы.

На подготовительном этапе логопед должен опираться на различные пути и

условия, помогающие ребёнку овладеть навыками общения.

2 этап этап логопедической работы с безречевыми детьми с нарушением

интеллекта (начальный).

На

начальном

этапе

решаются

задачи

выработки

языковых

навыков

необходимых для формирования коммуникативной деятельности. В работе с

детьми с интеллектуальной недостаточностью важны развитие наглядного

мышления, ознакомление с предметами окружающей действительности.

Основные направления логопедической работы на начальном этапе:

- развитие слухового восприятия;

- способности к использованию невербальных компонентов коммуникации;

-зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной

моторики.

Примеры заданий, используемых на начальном этапе.

Задания на развитие слухового восприятия

Цель: формировать основы тонких звуковых дифференцировок

Занятие:

Перед ребёнком на столе расположены в ряд музыкальные инструменты –

барабан, колокольчик и «звуковая» коробочка с наполнителем из монет.

Ребёнка знакомят с их звучанием. Затем, демонстрируя звучание барабана за

ширмой, ребёнку предлагается выбрать из предметов, находящихся перед

ним, именно барабан и постучать по нему.

Задания

на

развитие

зрительно-моторной

координации,

мелкой

моторики рук и артикуляционной моторики.

Цель: Развивать моторику рук с использованием «пальчикового бассейна»

«Пальчиковый бассейн» представляет собой большую прямоугольную

коробку с низкими бортами, в которой слоем в 6-8 см насыпаны горох и

фасоль. Логопед, читая стихотворный текст, побуждает ребёнка к

одновременному выполнению движений в «бассейне» (предварительно

продемонстрировав их ребёнку).

Мама и дочка стирали платочки

Вот так, вот так!

Мама и дочка полоскали платочки

Вот так, вот так!

Ребёнок совершает движения раскрытой ладонью по дну бассейна вперёд-

назад, пальцы растопырены. Делает движения кистью в направлении слев

направо.

Начальный этап характеризуется словесной эмоциональной организацией.

На данном этапе происходит фиксация внимания на основные признаки

объекта. Включаются в общение сенсорно-перцептивные действия и

невербальные компоненты коммуникации. Стимулируется эмоционально-

волевая сфера, которая способствует формированию предпосылок общения.

3

этап

логопедической

работы

с

безречевыми

детьми

с

нарушением

интеллекта (тренировочный).

Тренировочный этап решает задачи совершенствование умений,

полученных на начальном этапе. В ходе занятий речь и общение у детей

безречевых с нарушением интеллекта формируется спонтанно. На этом этапе

логопедом используются приёмы, обеспечивающие возможность передачи

детям в доступной форме систематизированных знаний на более сложном

языковом материале.

Основным направление тренировочного этапа является работа по

формированию синтактической структуры предложения:

- моделирование двухсловных предложений;

- обогащение просодических характеристик речи.

Примерные заданий используемых на тренировочном этапе.

Связка ситуаций с глаголом «дать».

Цель: научить формировать предложения в процессе моделирования

ситуации общения.

Занятие 1

Логопед, показывает ребёнка игрушечную мышку, рассказывает

стихотворение, сопровождая текст движениями руки: «Мышка, мышка, дай

горошку! Вылей воду на дорожку!» -интонационно выделяя слово «дай» и

побуждая ребёнка совершать аналогичное действие рукой. Затем логопед

снова произносит текст, а ребёнок уже самостоятельно говорит слово «дай» и

производит действие рукой.

Занятие 2

Перед ребёнком на столе лежат фрукты – яблоко, банан, апельсин. Логопед

уточняет знание обобщающего слова «фрукты» и предлагает ребёнку

попросить любой фрукт, используя в речи слово «дай» + указательный жест

руки.

За связкой ситуаций с глаголом «дать» в занятия вводится комплекс ситуаций

с глаголами или звукоподражательными словами их заменяющими: спать-

«бай», упасть – «ах», «бух»; прыгать – «оп»; есть – «ам-ам» и т.д. При

расположении

материала

в

подобной

последовательностив

силу

вступает

критерий коммуникативной обеспеченности речевого акта – если в обучение

введены речевые ситуации с тем или иным глаголом, новые речевые ситуации

уже

будут

автоматизацией,

что

и

будет

являться

усвоением

речевого

материала.

Предлагаемая система занятий для безречевых детей с нарушение

интеллекта рассматривается как один из возможных путей формирования

общения и речи у безречевых детей с нарушение интеллекта.

Наиболее существенный момент при формировании общения и речи у

детей с нарушением интеллекта – совмещение развивающего и эмоционально

положительного отношения ребёнка к логопедическим занятиям. Только при

доброжелательном

отношении

Логопеда

к

ребёнку

и

доверие

ребёнка

к

данному специалисту даёт платформу для результатов данных занятий.

Нельзя приступать к работе по формированию речи без предварительной

работы

по

эмоциональной

активизации,

повышающей

его

психический

тонус. Организованное поэтапное активное обучение общению с развитием

структуры

психологических

механизмов

положительно

влияет

на

формирование общения и речи у безречевых детей с нарушением интеллекта.



В раздел образования