Автор: Шестакова Ольга Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ"С(К)ОШ № 60 г. Челябинск"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Логопедическая работа с безречевыми детьми с нарушением интеллекта
Раздел: среднее образование
Логопедическая работа с безречевыми детьми с
нарушением интеллекта
В настоящее время специалисты, которые работают с детьми
с
нарушением интеллекта всё чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т.е. с
детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное нарушение
речи, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними.
Тот уровень речи, который есть у этих детей – вокализация,
звукоподражания,
эмоциональные
восклицания,
даже
отдельные
нечётко
произносимые
обиходные
слова,-
не
может
служить
для
полноценного
общения.
У многих логопедов встаёт вопрос такого характера: с чего же начать
работу по формированию речи, если с большим трудом удаётся организовать
деятельность такого ребёнка?
В начале рекомендуется понаблюдать за ребёнком в игровой и бытовой
деятельности.
Далее
следует
выявить
степень
владения
практическими
навыками: самообслуживание, бытовые действия, предметно – практические
действия.
Очень значимо для безречевого ребёнка с нарушением интеллекта
развитие личностных качеств - доброты, терпения, внимания, усидчивости,
умения выполнять требования взрослых.
Логопедическая работа с безречевыми детьми с нарушением интеллекта
строится с учётом дидактических принципов данных общей педагогики,
дефектологии и логопедии:
- комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и
неречевых нарушений, в работе принимают участие не только логопед, но и
врач, психолог, родители.
- максимальной опоры на различные анализаторы, так как формирование
высших психических функций представляет сложный процесс организации
функциональных систем: зрительной, кинестетической, двигательной;
- опоры на сохранные звенья нарушенной функции, поскольку опора на
непострадавшие звенья деятельности осуществляется на новых
компенсаторных началах;
- поэтапного формирования умственных действий, при котором работа
над каждым типом задания проводится в определённой последовательности;
- учёта зоны ближайшего (по Л. С. Выготскому), при котором выполнения
задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;
-
усложнение
материала,
с
постепенным
включением
трудностей
в
логопедическую работу;
-
онтогенетический,
учитывается
последовательность
формирования
коммуникативной деятельности.
Исходя из принципов экспериментального обучения, необходимо подобрать и
систематизировать языковой, речевой, игрвой и дидактический материалы.
Логопедическая работа в безречевыми детьми с нарушением интеллекта
включает в себя несколько этапов.
1
этап
логопедической
работы
с
безречевыми
детьми
с
нарушением
интеллекта (подготовительный).
Основные направления работы на подготовительном этапе:
- установление зрительного и эмоционального контактов;
- настрой ребёнка на эмоциональное сопереживание;
- повышение уровня общей активности ребёнка;
- организация произвольного внимания;
- развитие способности к концентрации, распределению и переключению
внимания.
Пример заданий, используемых на подготовительном этапе.
Задание на зрительное внимание.
Цели:
- учить фиксировать взгляд на предмете
• Задания на зрительное внимание.
Цель:
— учить фиксировать взгляд на предмете;
Логопед побуждает ребёнка найти игрушку в пространстве комнаты (на
диване, стуле, полке) и проследить взглядом за её перемещение, активизируя
внимание с помощью стихотворных текстов.
Логопед побуждает дошкольника найти игрушку в про-
Задания на активизацию ощущений.
Ц е л ь : развивать
ощущения
ребенка
с
использованием
различных
поверхностей при помощи лёгких массажных движений.
Перед ребёнком на столе устанавливается тарелочка с тёплой водой, рядом с
ней кладётся вата и жёсткая щётка. Логопед действует рукой ребёнка, хлопая
поочерёдно
по
воде,
вате,
жёсткой
щётке,
сопровождая
действия
эмоциональными восклицаниями (Ух! Ах! Ай! Ой). Если ребёнок участвует
в игре с удовольствием, можно побуждать его к самостоятельной действиям.
Построение хода занятий должно отвечать следующим требованиям:
- создание коммуникативных ситуаций;
- осуществление смен различных видов деятельности;
- постепенное усложнение форм работы.
На подготовительном этапе логопед должен опираться на различные пути и
условия, помогающие ребёнку овладеть навыками общения.
2 этап этап логопедической работы с безречевыми детьми с нарушением
интеллекта (начальный).
На
начальном
этапе
решаются
задачи
выработки
языковых
навыков
необходимых для формирования коммуникативной деятельности. В работе с
детьми с интеллектуальной недостаточностью важны развитие наглядного
мышления, ознакомление с предметами окружающей действительности.
Основные направления логопедической работы на начальном этапе:
- развитие слухового восприятия;
- способности к использованию невербальных компонентов коммуникации;
-зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной
моторики.
Примеры заданий, используемых на начальном этапе.
Задания на развитие слухового восприятия
Цель: формировать основы тонких звуковых дифференцировок
Занятие:
Перед ребёнком на столе расположены в ряд музыкальные инструменты –
барабан, колокольчик и «звуковая» коробочка с наполнителем из монет.
Ребёнка знакомят с их звучанием. Затем, демонстрируя звучание барабана за
ширмой, ребёнку предлагается выбрать из предметов, находящихся перед
ним, именно барабан и постучать по нему.
Задания
на
развитие
зрительно-моторной
координации,
мелкой
моторики рук и артикуляционной моторики.
Цель: Развивать моторику рук с использованием «пальчикового бассейна»
«Пальчиковый бассейн» представляет собой большую прямоугольную
коробку с низкими бортами, в которой слоем в 6-8 см насыпаны горох и
фасоль. Логопед, читая стихотворный текст, побуждает ребёнка к
одновременному выполнению движений в «бассейне» (предварительно
продемонстрировав их ребёнку).
Мама и дочка стирали платочки
Вот так, вот так!
Мама и дочка полоскали платочки
Вот так, вот так!
Ребёнок совершает движения раскрытой ладонью по дну бассейна вперёд-
назад, пальцы растопырены. Делает движения кистью в направлении слев
направо.
Начальный этап характеризуется словесной эмоциональной организацией.
На данном этапе происходит фиксация внимания на основные признаки
объекта. Включаются в общение сенсорно-перцептивные действия и
невербальные компоненты коммуникации. Стимулируется эмоционально-
волевая сфера, которая способствует формированию предпосылок общения.
3
этап
логопедической
работы
с
безречевыми
детьми
с
нарушением
интеллекта (тренировочный).
Тренировочный этап решает задачи совершенствование умений,
полученных на начальном этапе. В ходе занятий речь и общение у детей
безречевых с нарушением интеллекта формируется спонтанно. На этом этапе
логопедом используются приёмы, обеспечивающие возможность передачи
детям в доступной форме систематизированных знаний на более сложном
языковом материале.
Основным направление тренировочного этапа является работа по
формированию синтактической структуры предложения:
- моделирование двухсловных предложений;
- обогащение просодических характеристик речи.
Примерные заданий используемых на тренировочном этапе.
Связка ситуаций с глаголом «дать».
Цель: научить формировать предложения в процессе моделирования
ситуации общения.
Занятие 1
Логопед, показывает ребёнка игрушечную мышку, рассказывает
стихотворение, сопровождая текст движениями руки: «Мышка, мышка, дай
горошку! Вылей воду на дорожку!» -интонационно выделяя слово «дай» и
побуждая ребёнка совершать аналогичное действие рукой. Затем логопед
снова произносит текст, а ребёнок уже самостоятельно говорит слово «дай» и
производит действие рукой.
Занятие 2
Перед ребёнком на столе лежат фрукты – яблоко, банан, апельсин. Логопед
уточняет знание обобщающего слова «фрукты» и предлагает ребёнку
попросить любой фрукт, используя в речи слово «дай» + указательный жест
руки.
За связкой ситуаций с глаголом «дать» в занятия вводится комплекс ситуаций
с глаголами или звукоподражательными словами их заменяющими: спать-
«бай», упасть – «ах», «бух»; прыгать – «оп»; есть – «ам-ам» и т.д. При
расположении
материала
в
подобной
последовательностив
силу
вступает
критерий коммуникативной обеспеченности речевого акта – если в обучение
введены речевые ситуации с тем или иным глаголом, новые речевые ситуации
уже
будут
автоматизацией,
что
и
будет
являться
усвоением
речевого
материала.
Предлагаемая система занятий для безречевых детей с нарушение
интеллекта рассматривается как один из возможных путей формирования
общения и речи у безречевых детей с нарушение интеллекта.
Наиболее существенный момент при формировании общения и речи у
детей с нарушением интеллекта – совмещение развивающего и эмоционально
положительного отношения ребёнка к логопедическим занятиям. Только при
доброжелательном
отношении
Логопеда
к
ребёнку
и
доверие
ребёнка
к
данному специалисту даёт платформу для результатов данных занятий.
Нельзя приступать к работе по формированию речи без предварительной
работы
по
эмоциональной
активизации,
повышающей
его
психический
тонус. Организованное поэтапное активное обучение общению с развитием
структуры
психологических
механизмов
положительно
влияет
на
формирование общения и речи у безречевых детей с нарушением интеллекта.