Напоминание

"Буква Цц. Звук [ц]"


Автор: Черемшанова Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Лицея №73 "Лицей информационных систем и технологий"
Населённый пункт: города Пензы, Пензенской области
Наименование материала: Технологическая карта урока литературного чтения(обучение грамоте)
Тема: "Буква Цц. Звук [ц]"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока литературного чтения "Буква Цц. Звук [ц]"

УМК системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Учебный предмет

Литературное чтение (обучение грамоте)

Класс

1

Тип урока

Урок открытия нового знания

Тема урока

Буква Цц. Звук [ц].

Цели урока:

Предметные:

-познакомить со звуком [ц];

-познакомить с буквой Цц;

-создать условия для развития произвольного внимания, памяти, речи, творческих способностей детей;

-создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность

своей речи.

Метапредметные:

- формирование УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных).

Основные термины,

понятия

Звуковая схема-модель слова, слово, ударение, слог, звук, согласный звук, гласный звук, буква, звуко-буквенный

анализ слова.

Планируемый результат

Предметные умения:

-умение давать развёрнутый ответ;

-способность выполнять логические операции;

-умение обосновывать свои суждения;

-умение черпать из учебника информацию, находить новые сведения,

пользоваться ими, сравнивать сделанные выводы с информацией в

учебнике, строить необходимые рассуждения;

-умение находить ответы на поставленные вопросы;

-умение выразительно читать.

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из

личностных ценностей).

Регулятивные УУД:

- формулировать учебные задачи;

- работать по предложенному плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей

деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы

знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Книгопечатная продукция:

учебник «Букварь» 1класс 2часть (авт. Репкин);

тетрадь по чтению.

Технические средства обучения:

компьютер,

интерактивная доска.

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения: универсальные

учебные действия (УУД) предметные

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационны

й момент.

УУД: способствовать мобилизации

учащихся на учебную деятельность

Приветствуют учителя. Дежурные проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация

прежних знаний.

УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний

(определять границы знания/незнания)

(П);

-находить ответы на вопросы, используя

свой жизненный опыт(П);

-слушать и понимать речь других(К);

-уметь с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли(К);

-владеть диалогической формой речи в

соответствии с грамматическими и

синтаксическими нормами родного

языка(К);

-уметь составлять звуковую схему-

модель слова(П);

-уметь читать звуковые схемы-

модели(П).

Ребята, посмотрите на доску. Что вы

видите?

Кто изображен на первой картинке?

Произнесите это слово, выделяя

ударный слог.

Что изображено на 2-ой картинке?

Произнесите это слово еще раз.

А на 3-ей картинке, что изображено?

Произнесите слово "шишки".

Внимательно посмотрите на схемы-

модели и совместите их с нужными

изображениями.

Докажи, что ты правильно совместил

картинку со схемой.

Все ли согласны? Покажите значками.

Звуковые схемы-модели слов и

картинки.

Белка.

Печка.

Шишки.

У доски ребята соединяют нужную

картинку с правильной звуковой

схемой-моделью слова.

Произносит слово звуками.

Дети показывают значками "+" и "--"

согласие или не согласие с

Молодцы!

одноклассником. Высказывают свое

мнение.

3.Постановка

познавательной

задачи урока.

УУД:

- работать по предложенному плану,

инструкции(Р);

- проводить анализ учебного

материала(П);

- слушать и понимать речь других(К);

-умение определять слоги, их

количество(П);

-умение отличать согл. звуки от гл.(П);

-умение обозначать звуки знаками(П).

А сейчас, что вы видите на картинке?

Кто на ней изображен?

Ребята, произнесите слово "цапля".

Сколько звуков в слове "цапля".

Сколько гласных звуков? Какие?

Сколько слогов? Как вы определили

их количество ? Докажи.

Какой слог ударный? Докажи.

Цапля.

Хором произносят слово.

5 звуков.

2-а гласных звука.

2-а слога, так как в слове 2-а гласных

звука. Произносят слово по слогам:

цап-ля.

Первый слог ударный. Произносят с

ударением: цАп-ля.

Откройте тетради по чтению.

Запишите число: 26 февраля. Теперь

мы должны с вами составить звуковую

схему-модель слова "цапля".

Произнесите первый звук.

Ребята, а мы знакомились с этим

звуком на уроках? Поставим "?" в

схеме-модели.

Произнесите 2-ой звук. Какой это

звук? Как мы его обозначим в схеме?

Произнесите 3-ий звук.

Охарактеризуйте этот звук.

Произнесите 4-ый звук.

Охарактеризуйте этот звук.

И произнесите последний звук в слове

"цапля".

Охарактеризуйте звук[а].

У нас получилась звуковая схема-

модель:

Посмотрите внимательно, чего не

хватает? Кто догадался, что мы

сегодня будем изучать на уроке?

Совершенно верно. Сегодня мы

Произносят все вместе звук[ц].

Нет, еще не знакомились.

Звук[а]. Это гласный звук, ударный.

Обозначаем кружочком.

Произносят звук [п].

Согл., глухой, тв.

Произносят звук [л

,

].

Согл., звонкий, мягкий.

Произносят звук[а].

Гласный, безударный.

Учащиеся записали ее в тетрадь.

Нет первого звука. Будем изучать

звук[ц].

познакомимся со звуком [ц].

4. Открытие

нового знания.

УУД:

-умение давать развёрнутый ответ(Пр);

-умение обосновывать свои

суждения(Пр);

- работать по предложенному плану,

инструкции(Р);

- слушать и понимать речь других(К);

- уметь с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли(К);

- высказывать свое предположение на

основе учебного материала(Р);

- проводить анализ учебного

Попробуйте охарактеризовать звук[ц]

в слове"цапля. Сначала произнесите

его. Что получилось?

Давайте допишем нашу с вами схему-

модель.

Придумайте слова, где есть [ц].

Охарактеризуйте его.

Придумайте слова, где [ц]-мягкий.

Получается?

К какому выводу мы пришли?

А сейчас подберите слова, в которых

[ц]-звонкий.

Звук [ц] в слове "цапля" согл.,

твердый и глухой.

Записывают под "?"

Придумывают слова с [ц].

Нет, не получается.

Звук[ц] всегда твёрдый!

Таких слов нет.

материала(П);

Что же мы можем сказать о звуке [ц]?

К какому же мы выводу пришли?

Да, действительно, это особенный

звук.

[ц]- всегда твердый и глухой.

Вернемся к нашей схеме-модели

слова. Что мы должны сделать?

Верно. Какой буквой мы обозначим

первый звук? Мы изучали эту букву на

уроках? Кто догадался с какой буквой

мы сегодня познакомимся?

Найдите букву Цц на наборном

полотне. На что она похожа?

[ц]-глухой!

[ц]-всегда глухой и твердый.

Мы должны записать звуки буквами.

С буквой Цц.

Физкультминутка.

5. Применение

нового знания на

практике.

УУД:

- работать по предложенному плану,

инструкции(Р);

- слушать и понимать речь других(К).

УУД:

Предметные:

-умение давать развёрнутый ответ;

-способность выполнять логические

операции:

-умение обосновывать свои суждения;

-умение черпать из учебника

информацию, находить новые сведения,

пользоваться ими, сравнивать сделанные

выводы с информацией в учебнике,

строить необходимые рассуждения;

-умение объяснять значение слов.

Сейчас я предлагаю вам поработать в

группах. Подумайте и составьте

модель буквы Цц, какие звуки она

обозначает.

Запишите свой результат на планшете.

Приглашаю к доске по представителю

от каждой группы. Покажите свой

результат.

Молодцы! Все справились, у всех

получились правильные модели.

Запишите их в тетрадь.

Откройте букварь на странице 42. Вы

видите слова в столбиках. Читаем

первый столбик, выделяя ударный

слог, называя гласные буквы, кол-во

слогов.

1-ый столбик: улица, цокот, отец,

царапина.

Все ли слова вам знакомы? Что такое

"цокот"? Кто может объяснить?

Цокот-это отрывистые звуки,

издаваемые при ударе копыт

животных при ходьбе, беге по чему-

либо твердому, издаваемые звуки.

Дети делятся на группы и выполняют

задание.

Каждый представитель от группы

рассказывает что у них получилось.

Остальные учащиеся оценивают их

работу, высказывают свое мнение.

Записывают модели в тетрадь.

Читают по одному слову.

Пытаются объяснить значение слова

"цокот".

Прочитайте слова из второго

столбика.

Все ли слова вам известны?

Точно также прочитаем третий

столбик: царство, храбрец, мудрец,

гонец.

Значение всех ли слов вы знаете?

Какие слова вызвали затруднения? Кто

может объяснить значение слова

мудрец? храбрец? гонец?

Гонец-тот, кто послан куда-либо со

срочным известием, поручением.

А сейчас поиграем в игру. Я буду

называть слова, если услышите [ц]-

хлопните, если нет-ничего не делайте.

Читаю: царь, песок, тигр, циркуль,

цирк, тетрадь, колокольчик, нарцисс,

геркулес, птенец, молодец, акробат,

жук, чудовище, цапля, граница.

Молодцы!

Читают по одному слову: овца,

цветы, кольцо, красавица.

Да, все понятны.

Объясняют значение слов.

6. Рефлексия

УУД:

-оценивать усваиваемое содержание

учебного материала (исходя из

личностных ценностей)(Л);

-осуществлять самоконтроль(Р);

-совместно с учителем и

Что нового вы узнали на уроке? С

каким звуком познакомились? Что в

нем особенного? Какой буквой он

обозначается на письме? А сейчас

возьмите карандашики и оцените

свою работу на уроке, свое

настроение.

Отвечают на поставленные вопросы.

Оценивают свою работу на уроке.

одноклассниками давать оценку своей

деятельности на уроке(Р);

- уметь определять уровень усвоения

учебного материала(П);

- уметь с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли(К).



В раздел образования