Автор: Мункоева Татьяна Федоровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 128 Населённый пункт: г. Иркутск Наименование материала: статья Тема: "Волшебный мир театра" Раздел: дошкольное образование
Театр – это волшебный, прекрасный мир. Театр учит ребенка видеть прекрасное, нести в жизнь
добро и красоту.
Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими
художественными впечатлениями дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша,
тем ярче будут творческие проявления в различных видах деятельности, поэтому так важно с
самого раннего детства приобщать ребенка к музыке, живописи, литературе, театру.
Театральная деятельность развивает ребенка целостно: эмоционально и интеллектуально,
духовно и физически. Совершенствует артистические навыки, побуждает их к созданию новых
образов, развивает и воспитывает положительные качества личности, способствует коррекции
негативных проявлений, так же развивает: ощущения, чувства и эмоции, воображение, фантазию,
внимание, память, волю.
Формируются навыки и умения: речевых, коммуникативных, (навыки взаимодействия с другими
людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор) организаторских,
двигательных способностей.
Театр – одна из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни. Театр открывает
перед ребенком возможность активного проявления себя в самых различных видах деятельности
в жизни. Причем роли иногда резко отличаются от нашего характера. К.С.Станиславский писал:
«Все, конечно, знают наше актерское свойство: некрасивый хочет быть на сцене красавцем,
низкий – высоким, неуклюжий – ловким. Актеры часто ищут на сцене того, что им не дано в
жизни». Также и дети. Роль может раскрыть в ребенке то, что в нем скрыто.
Театральная постановка – продукт совместной деятельности , который требует концентрации сил
каждого участника. Каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад,
понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех.
От чего зависит успех использования технологии, конечно же, от увлеченности, искреннего
интереса к данной деятельности, чтобы в процессе творческого взаимодействия с ребенком
педагог осознавал важность процесса воспитания и развития ребенка.
В воспитании и обучении детей я решила уделить особое внимание театрализации сказок. В
сказках персонажи делятся на отрицательных и положительных героев. Сказки служат для детей
первым уроком нравственности и морали. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает
ребенка на оптимистическое восприятие жизни, формирует положительные черты характера и
навыки общественного поведения.
Основной целью является – развитие творческих способностей детей средствами театрального
искусства.
Синтетический характер всех театрализованных представлений может успешно решить многие
воспитательно-образовательные задачи: развить художественный вкус; сформировать
нравственное отношение к окружающему миру и его явлениям; научить детей слушать,
воспринимать, пересказывать, сочинять; овладение средствами образной выразительности и
освоение правильной речи; формировать чувство уверенности в своих силах; сформировать
устойчивый интерес к театральному искусству.
Театр это школа , потому что он рассказывает о мире, о жизни. Одна из важнейших функций театра
– это познавательная функция. Благодаря ей осуществляется передача социального опыта от
одного поколения к другому. Поэтому так важно приобщение к театру юного поколения.
Социальное становление личности ребенка является одной из наиболее важных задач
воспитания. Социализация – это процесс формирования личности будущего члена общества.
Главное, это воспитать свободного, интеллигентного, культурного человека – формирование
гармоничной, творчески активной личности. В этом смысле искусство театра призвано оказать
огромное влияние на образовательный процесс. Выполняет огромную воспитательную роль, и тем
самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного
общества.
Важным является процесс репетиций, творческого переживания и воплощения. Мы должны
стремиться к тому, чтобы театрализованные игры сохраняли непосредственность детской игры,
дети сами придумывали диалоги, действующих лиц, самостоятельно искали выразительные
особенности своего героя, используя мимику, позы, жесты, песенные, танцевальные и игровые
импровизации. Главное – это понимание смысла и атмосферы пьесы.
И, конечно же, развитие речи – важный этап развития детей. У некоторых детей есть проблемы с
техникой речи: торопятся, «глотают» буквы, речь невыразительна и монотонна, а в процессе
подготовки спектаклей легче помочь детям сформировать правильное четкое произношение,
научить точно и выразительно передавать мысли, развивать воображение, умение представить то,
о чем говорится, расширять словарный запас.
Прежде чем приступить к театральной деятельности, я изучила различные методические
рекомендации по организации и проведению театрализованных игр, в том числе во время
обучающих занятиях, развивающих и подвижных играх.
Детей необходимо учить управлять своим эмоциональным состоянием, формировать у них
адекватное поведение. Для этого целесообразно проводить различные театрализованные этюды и
упражнения, подобрала дидактический игры и литературный материал.
Для развития двигательной активности и координирования моторики собраны различные
гимнастические упражнения и подвижные игры, подобраны упражнения для пальчиковой
гимнастики.
Для коррекции речевого развития сделана подборка упражнений на развитие фонематического
слуха, артикуляционные упражнения, пословицы, поговорки, скороговорки, упражнения на
развитие просодической стороны речи, ее интонационной выразительности.
Работа по развитию связной речи и расширению активного словаря основывается на
описательных рассказах, пересказах знакомого текста или какого-либо события.
Для развития творческого воображения используются сказки без начала и конца, этюды с
незавершенным действием. Или сценки с отсутствием действующих лиц. Также для работы над
мимикой используются упражнения с элементами пантомимы.
Очень важно уделить большое внимание созданию условий в группе: место для расположения
самостоятельной художественной деятельности, подобрать игрушки по сюжетам сказок,
музыкальные инструменты, плоскостные, пальчиковые, перчаточные театры, приобрести и
изготовить маски, шапочки, костюмы, атрибуты
Родители не должны находиться в стороне. Ими изготавливаются ширмы, костюмы. Посещают
театры нашего города, совместный просмотр неотъемлемая часть воспитания и приобщения
детей к театральному творчеству.
Знакомить детей с театральной куклой и театрализованными играми начинаем в первой младшей
группе.
Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, которые показывают
воспитатели и старшие дошкольники. Встреча с театральными куклами помогает детям
расслабится, снять напряжение, создает радостную атмосферу. Главный герой для малышей – это
Петрушка добрый и веселый персонаж. Занимаясь с детьми стремимся вызвать у детей
положительные эмоции к театральной деятельности, побуждаем детей общаться с куклой; читать
с Петрушкой сказки, выучить стишки, потешки, не препятствуем стремлению поиграть с
персонажами – игрушками. Побуждать детей отзываться на игры – действия со звуками живой и
неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово. Для
работы театральной деятельности созданы элементы предметно – пространственной среды
«Сказочный домик», «Волшебный лес».