Автор: Баринова Эльвира Ядкаровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2026/ УК № 5
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: доклад на тему: "Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре"
Тема: "Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре"
Раздел: дошкольное образование
Доклад: Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной
культуре
Автор: музыкальный руководитель ГБОУ Школа № 2026/УК № 5 Баринова Э.Я.
Содержание
Введение
1. Значение классической музыки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
2. Формы организации работы по ознакомлению детей с классическими музыкальными
произведениями
3. Создание условий для ознакомления с классической музыкой в ДОУ. Требования к
репертуару
Заключение
Введение
Известно, что дошкольное детство — период, на протяжении которого ведущую роль в
психическом развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка — искусство
эмоциональное по самому своему содержанию. Взаимосвязь и взаимозависимость
прогрессивных изменений личности и музыкально-эмоционального развития, роль
музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана
исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики
музыкального воспитания (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В.
Запорожец, Л.П. Печко, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов). Взгляды учёных сходятся в том, что
развитие эмоциональной отзывчивости на музыку должно осуществляться на основе
активизации эмоциональной сферы детей с ранних лет жизни. Исследования Т.С.
Бабаджан, В.М. Бехтерева, А.В. Запорожца, Р.В. Оганджанян, В.А. Разумного, Б.М.
Теплова и др. показали, что наиболее важным в развитии эмоциональной отзывчивости
является период раннего и младшего дошкольного возраста, отличающийся высокой
эмоциональностью детей, потребностью в ярких впечатлениях.
Музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и
обогащения эмоционального опыта. В музыке кристаллизуется богатство интонаций,
выражающих разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Музыка
наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в
общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и
творческой инициативе. Активность эмоциональной сферы личности дошкольника
является условием его успешного музыкально — творческого развития. Именно
эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои музыкальные
способности, становится средством эмоционального общения, важным условием развития
эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников. Феномен музыкального
искусства заключается не только в способности обогащать эмоциональные переживания
человека, но и в возможности вызывать эмоциональные реакции и оценки, отношения,
лежащие в основе интересов, потребностей, предпочтений личности. Современные
взгляды на процесс формирования детской личности характеризуются опорой не только на
приобретение новых знаний и умений, но и на выработку определенных ценностных
ориентации человека, составляющих базис личностной культуры. Если передача знаний
требует главным образом обращения к интеллекту личности, то выработка ценностных
ориентации связана, прежде всего, с воздействием на эмоции и чувства человека, которые,
в свою очередь, способствуют превращению ценностных установок в его убеждения
Видный отечественный ученый, психолог Г.С. Тарасов отмечает, что высокое искусство, в
частности, музыкальная классика, являясь самым желанным руководителем психического
развития детей, выполняет «множество жизненно важных задач… и призвана решать…
самую главную — воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной
культуре человечества, воспитать жизненную позицию ребят в мире музыки.… В
эмоциональной атмосфере увлеченности формируются взгляды, позиции детей,
складываются общественные связи»
1. Значение классической музыки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста.
Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями
дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным
познанием» (Б.М. Теплов): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что
происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши
эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из
самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка.
Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она
играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его психических
функций, а также поведения в целом.
Однако наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума.
Современную рок - музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами
массовой информации (хотим мы этого или нет), слышат и наши дети.
Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить от
такой музыки детей, дать им возможность узнать и полюбить другую – настоящую –
музыку. Уже в раннем и дошкольном детстве необходимо формировать музыкальный вкус,
подлинные эстетические ценности. Основы музыкальной культуры дошкольника
закладываются прежде всего на музыкальных занятиях в детском саду. Именно здесь он
может приобщиться к искусству, от которого, по словам Гете, «расходятся пути по всем
направлениям».
Годы жизни, когда ребенок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его
музыкальном и эстетическом развитии.
К числу основных задач, которые стоят перед музыкальным руководителем, можно
отнести формирование у детей музыкальности, то есть системы музыкальных
способностей, создание условий для широкой ориентировки в музыке, прежде всего
классической, и для накопления запаса высокохудожественных музыкальных впечатлений.
Необходимым условием работы с детьми является тесное сотрудничество с родителями,
которых мы знакомим, советуем – какую музыку слушать дома. Если родители
предпочитают слушать эстрадную музыку, то им предлагаются замечательные
классические произведения в эстрадной обработке: «Полет шмеля» Н.Римского-
Корсакова, «Танец маленьких лебедей» П.И.Чайковского, «Космическая рапсодия»
Берлиоза и другие.
На музыкальных занятиях дети слушают разную музыку: и веселую, озорную, и грустную,
печальную. Дети сопереживают своим музыкальным персонажам. Например, дети
старшей группы, прослушав грустную музыку, решили, что такая музыка нужна людям:
она заставляет задуматься, вспомнить о тех, кому плохо. А разве может вызвать такие
чувства и переживания тяжелая рок-музыка, которая тревожит и ранит нежную маленькую
душу. Или, когда дети импровизируют под «Вальс цветов» Д. Шостаковича, исполняя
«Танец цветов», или под музыку «Клоуны» Д. Кабалевского, изображая веселых и
смешных клоунов.
А что может исполнить ребенок под тяжелые ритмы рок- музыки?
Детство является периодом, наиболее благоприятным для становления музыкальности и
музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо. Трудно не
согласиться со словами В. Астафьева: «Детство и юность всякого человека – это
слышимый лишь ему одному камертон, по которому он потом всю жизнь настраивает
свою душу».
В музыке и музыкальной деятельности чувства и эмоции составляют главное содержание.
Музыка — искусство «интонируемого смысла» (Б. Асафьев), что и определяет богатство
смыслового содержания музыкальных произведений. Благодаря музыке в ребенке
пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире,
но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, развивает не только их
художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, природе, ко всему
окружающему. Это помогает формированию полноценной личности человека, способного
чувствовать и сострадать.
Поэтому приоритетным направлением в музыкальном развитии современных
дошкольников является обогащение духовного мира через высокохудожественные
образцы музыкального искусства. Знакомство с ними вносит черты целостности и
гармонии в мироощущение и характер детей, определяет нормы поведения и
взаимоотношений. Так складывается основополагающий принцип — принцип
художественности. Как он реализуется? Известно, что жизнь музыкального произведения
можно представить как триаду: композитор — исполнитель — слушатель.
Исполнитель, т. е. музыкант-педагог, занимает в этом процессе ведущее место. От его
вкуса, выразительного исполнения зависит художественность вкуса и предпочтений
маленького слушателя. Поэтому важно развить у дошкольников потребность в постоянном
общении с настоящей музыкой — народной, классической, современной.
Помня о том, что музыкальная деятельность весьма значима для дошкольника, необходимо
организовать ее так, чтобы она вызывала положительное эмоциональное отношение к ней.
Процесс приобщения к музыке и музыкальной деятельности должен быть основан на
хорошем знании ребенка: его интересов и предпочтений, музыкального опыта,
эмоционального состояния, возрастных психофизиологических особенностей.
Чтобы приобщение ребенка к музыке состоялось, взрослым (педагогам и родителям)
необходимо знать:
— что такое музыкальность и как она проявляется в дошкольном детстве;
— как сформировать слушательские способности;
— как воспитать у детей любовь к музыкальной исполнительской деятельности:
— как развить музыкально-творческие способности.
Музыкальность — сложное структурное образование, включающее два ведущих
компонента: эмоциональный и слуховой. Эмоциональный компонент формируется от
эмоционального отклика на звучание музыки у трех-четырехлетних детей до
направленного интереса к музыке и музыкальной деятельности у семилетних детей.
Интерес проявляется в эстетических оценках и суждениях, возрастающей познавательной
и слушательской активности, глубине эмоциональных переживаний.
Слуховой компонент для удобства обозначим как три ведущие музыкальные способности:
мелодический слух, чувство ритма и ладовое чувство. Мелодический слух проявляется в
относительно точном запоминании попевок, мелодий, отдельных выразительных
интонаций. Ладовое чувство характеризуется умением настроиться по вступлению,
отдельному звуку, чувствовать начало и окончание музыкальных фраз. Чувство ритма
проявляется в точных координированных действиях (хлопки в ладоши, движения под
музыку), в реакциях на смену частей музыки (медленная — быстрая, танец — марш).
Развитию основных музыкальных способностей во многом способствует накопление
музыкально-сенсорного опыта детей, т. е. способностей различать звуки по высоте,
длительности, динамике и тембру.
Ведущим видом деятельности детей является слушание-восприятие музыкальных
произведений. Восприятие музыки направлено на освоение слухового опыта. У детей
необходимо развивать способность переживать музыкальное содержание как
специфическую выразительную речь. Для этого следует частично отказаться от словесно-
описательной интерпретации музыкального произведения. Слово должно быть лишь
ориентиром для развития творческого воображения ребенка. А само музыкальное
восприятие следует развивать на интонационной основе. Такая модель восприятия
опирается на природу собственно музыки, на ее специфику и на интонационно-слуховой
опыт детей. Ребенок должен осознать, что музыка выражает и изображает; понять, что она
имеет свой особенный язык, различается по жанрам и способам исполнения. Эстетическое
сознание детей формируется в соответствующих возрастных границах: чувства и эмоции,
потребности и интересы, оценочные отношения.
Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что полноценное музыкальное
развитие ребенка осуществляется только в процессе разнообразной исполнительской
музыкальной деятельности — в пении, музыкально-ритмической деятельности, игре на
инструментах.
Сформировать интерес детей к исполнительской деятельности и способствовать
осознанному и эмоционально-выразительному исполнению возможно только через саму
музыку — народную и композиторскую. Известные педагоги-музыканты Н. А. Ветлугина,
Д. Б. Кабалевский, Н. А. Метлов выделили следующие ведущие принципы подбора
музыкальных произведений для детей:
— художественность;
— доступность;
— воспитательная направленность.
Именно такие критерии наиболее полно определяют пути формирования музыкального
исполнительства дошкольников.
Музыкальный репертуар и его художественная ценность имеют первостепенное значение
в музыкальном развитии детей. Разучивание и исполнение народных песен, танцев, игр в
детском саду и в семье дает возможность приобщить детей к традициям и истории народа,
познакомить с подлинно художественными образцами — народными потешками,
попевками, колыбельными, закличками, скороговорками. А игровая форма большинства
фольклорных произведений делает возможным их широкое использование в танцевально-
игровой деятельности и в игре на детских музыкальных инструментах.
Ознакомление детей с музыкой отечественных и зарубежных композиторов-классиков —
М. Глинки, П. Чайковского, А. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, И. Баха, В. Моцарта,
А. Вивальди, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига и многих других позволяет постепенно
приобщать их к основам мировой и общенациональной музыкальной культуры, что,
несомненно, способствует формированию гармонической личности, способной не только
любить и понимать искусство, но и чутко и бережно относиться ко всему окружающему, к
миру природы, к миру человеческих взаимоотношений.
Обязательной составляющей музыкального репертуара для дошкольников являются
произведения современных композиторов-классиков — Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Г.
Свиридова, А. Лядова, С. Майкапара, Д. Кабалевского и других известных детских
композиторов — М. Красева, В. Витлина, Ю. Слонова, Т. Попатенко и др. Интонационно-
образный строй современной музыки позволяет расширить музыкальные впечатления
детей, способствует развитию интереса к современной музыке, воспитывает
художественный вкус.
Чувства, воплощенные в музыке, «опосредованы художественным идеалом, системой
ценностных представлений, связаны не со случайным, а с устойчивым общественно
значимым, социально-историческим содержанием» (В. Медушевский). Переживания
эстетического характера обогащают опыт ребенка, в том числе способность эмоционально
реагировать на происходящее вокруг него. Это значит, что он не останется безразличным к
чувствам других людей, научится понимать их, проявлять сострадание, жалость,
сочувствие и т. д. Только так маленький ребенок может усвоить закономерности
музыкального искусства, почувствовать связь музыки с действительностью, воспринять
многообразие форм проявления и бытования музыкальной культуры.
Большинство задач, связанных с музыкальным развитием ребенка, ложится на плечи
музыкального руководителя и воспитателя детского сада. Музыкальный руководитель
является основным связующим звеном между музыкальным искусством и ребенком. В
связи с этим он должен обладать целым рядом качеств, необходимых в его
профессиональной деятельности.
В первую очередь это связано с выразительным исполнением музыкальных произведений.
Чтобы дети почувствовали образный характер музыкальных сочинений, исполнение
музыки должно быть ярким и выразительным. А это требует от специалиста-музыканта
высокого уровня владения техническими и исполнительскими навыками. Педагогу-
музыканту необходимо владеть своим голосом: вокальными и хоровыми умениями и
навыками, уметь показать приемы работы над звукообразованием, дикцией, дыханием,
следить за стройностью пения. Важное место в работе музыкального руководителя
принадлежит умению пластично двигаться, давая детям образец выразительного движения
в играх, танцах.
Педагог-музыкант — носитель художественной культуры, которая должна проявляться в
развитом музыкальном вкусе, широте эстетических интересов, культуре речи.
Определенными знаниями и умениями, связанными с музыкальным развитием детей,
должен обладать и воспитатель дошкольного учреждения, принимающий
непосредственное участие в этом процессе, организуя и планируя эту работу совместно с
музыкальным руководителем, поэтому на нем также лежит большая ответственность.
Современные психолого-педагогические исследования убедительно показали, что только
благодаря соприкосновению с подлинным искусством становится возможным воспитать у
ребенка любовь к музыке, умение воспринимать ее, развить способность чувствовать и
понимать ее содержание, развить фантазию и воображение. Решение этой задачи
открывает большие возможности как для музыкального руководителя, так и для всего
педагогического коллектива дошкольного учреждения.
Основной упор сделан не столько на формировании у детей определенных музыкально-
исполнительских навыков, сколько на развитии личности ребенка, обогащении его
духовного мира.
Большое значение уделяется развитию музыкальных и творческих способностей,
эмоциональной отзывчивости детей в целом.
Реализация данного подхода требует поддержки со стороны родителей. Наш опыт
убеждает в том, что благодаря эмоционально-личностному общению педагогов
дошкольного образовательного учреждения и родителей становится возможным не только
понимание, но и большая помощь родителей в решении стоящих задач. Они в первую
очередь заинтересованы в качественном и гармоничном воспитании детей, основанном не
на муштре, а на четкой и научной организации целостной системы музыкального развития
детей. Поэтому тот огромный опыт, который накоплен дошкольным образованием в
области музыкального воспитания, в известной мере должен быть освоен родителями.
Наблюдения показали, что тесное взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с
родителями, основанное на использовании опыта данного учреждения (различных
материалов, книг, видео- и аудиозаписей) и личного участия, позволило значительно шире
и интереснее осуществлять работу по музыкальному воспитанию детей. Считается, что
результативность этой работы будет обеспечиваться обязательным взаимодействием
педагогов образовательного учреждения и родителей.
Отсюда вытекают следующие, что программа будет построена по возрастному принципу и
включает возрастные характеристики и задачи музыкального развития детей от 1 года до 7
лет в семье и в дошкольном образовательном учреждении.
Общие задачи условно могут быть сгруппированы следующим образом:
1. Задачи нравственно-эстетического развития детей средствами музыкального искусства
(накопление музыкального опыта и обогащение музыкальных впечатлений, овладение
знаниями и представлениями о музыке как искусстве и средстве отображения явлений и
предметов окружающего мира).
2. Задачи, направленные на развитие у детей музыкальных способностей (воспитание
эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие звуковысотных и музыкально-слуховых
представлений, чувства ритма).
3. Задачи, связанные с формированием различных видов музыкальной деятельности, а
также с усвоением определенных способов действий, необходимых для успешного
развития каждого из видов музыкальной деятельности.
4. Задачи социально-личностного развития, связанные с развитием интереса к музыке,
развитием музыкальных предпочтений, музыкального мышления, самореализацией в
музыкально-творческой деятельности, развитием положительных личностных
взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в процессе этой деятельности.
Эти задачи конкретизируются и постепенно усложняются в соответствии с возрастными
особенностями и возможностями музыкального развития детей.
2. Формы организации работы по ознакомлению детей с классическими музыкальными
произведениями
Прежде всего педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает
внимание к ним. Постепенно он формирует способность эстетического восприятия.
Рассматривая картинки или скульптуру, дети интересуются, что изображено, узнают
знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая
эстетическое восприятие у детей, следует направлять их внимание не только на
содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения,
которые делают образ выразительным.
Через произведения искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни: они
получают представления о прекрасном, гармоничном, целесообразном, выразительном, т.
е. учатся эстетически осваивать жизнь. Эстетические оценки включают обычно и
нравственные суждения — что хорошо и что плохо.
Со старшими детьми проводятся экскурсии в музеи или на выставки для просмотра
заранее отобранного материала, доступного для детского восприятия как по объему, так и
по содержанию.
Поощряется самостоятельное рассматривание детьми произведений искусства в детском
саду и вне его. Воспитатель внимательно выслушивает рассказы детей о виденном.
Прежде чем приступить к разучиванию произведения руководитель проводит беседу о его
содержании и характере, сообщает краткие сведения о композиторе и авторе
литературного текста.
Формы ознакомления различны. Лучше его организовать прослушиванием (аудиозапись и
д.р.) в исполнение высококвалифицированного хорового коллектива. Если нет
возможности прослушать запись, то хормейстер сам должен воспроизвести это
произведение: сыграть или напеть основные мелодии под аккомпанемент. Это поможет
хористам освоению музыкальной фактуры и возможности вслушиваться в гармоническое
окружение мелодии. Это способствует музыкальному развитию детей, и вносит в процесс
активность и сознательность.
Наблюдения говорят о том, что дети с удовольствием слушают старинную музыку И.С.
Баха, А. Вивальди, прекрасные произведения композиторов венской классической школы
– И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, музыку крупнейших представителей романтизма
— Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена и т.д.
Развивая музыкальное восприятие, формируя эталоны красоты важно слушать с детьми
произведения русских композиторов-классиков 19 века – М.И. Глинки, П.И. Чайковского,
М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, крупнейших композиторов 20 столетия –
С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского, Г.В. Свиридова
и других.
Бытует мнение, что классическая музыка сложна для восприятия детьми и, организуя
музыкальное воспитание дошкольников, проще ориентироваться на народную музыку. Это
мнение не оправдано. Действительно, народная музыка является прекрасным материалом
для формирования эстетических вкусов детей, но мы значительно обедняем музыкальное
развитие ребенка, если с ранних лет не знакомим его с музыкальной классикой.
Огромное значение музыкальном фольклору придавал основоположник русской
классической музыки М.И. Глинка, который подчеркивал, что “Музыку создает народ, а
мы, композиторы, только ее аранжируем”[2]. В основе глинкинского симфонического
шедевра “Камаринской” лежат две мелодии русских народных песен. Великий русский
композитор П.И. Чайковский в своем творчестве неоднократно обращался к народным
мелодиям. В его “Детском альбоме” использованы мелодии русских народных песен, а в
финале “Четвертой симфонии” П.И. Чайковского мы слышим мелодию народной песни
“Во поле береза стояла”. Выдающийся русский композитор Н.А. Римский-Корсаков в
своих операх тоже неоднократно использовал народный фольклор. В теме “Белочки” из
оперы “Сказка о царе Салтане” звучит мелодия русской народной песни “Во саду ли, в
огороде”. Близки народному фольклору и многие мелодии из оперы-сказки Н.А. Римского-
Корсакова “Снегурочка”. Примеры использования народного фольклора русскими
композиторами-классиками можно было бы продолжить.
Доступность музыкального репертуара.
Важным критерием доступности являются знакомые детям музыкальные жанры. При
осмыслении жанровых особенностей музыки следует опираться на “три кита” – песню,
танец и марш, используя концепцию музыкального воспитания детей Д.Б. Кабалевского.
Эти жанры дошкольники определяют без особого труда. Давая детям примеры различных
музыкальных жанров, педагог должен стремиться, чтобы они не только почувствовали их
характер, но и осознали особенности каждого жанра.
Особенно близки и доступны для восприятия дошкольниками песни. Развитию
восприятия музыки способствует не только слушание песен, но и их исполнение. В пении
ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. В пении совершенствуются
восприятие, память, мышление, воображение, приобретаются знания и развиваются
способности. “Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе
которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, — отмечала
Н.А. Ветлугина[3], — обогащаются переживания ребенка; активно формируются
музыкально-сенсорные способности и особенно музыкально-слуховые представления
звуковысотных отношений”. В пении развиваются эстетические и нравственные
представления, развиваются умственные способности. Пение как один из важных видов
детского исполнительства имеет особенности, ограничивающие привлечение для этой
цели репертуара. Песни должны удовлетворять следующим требованиям доступности:
иметь небольшой диапазон мелодии, удобный для исполнения ее детьми, несложный
ритм, понятный и несложный для произношения текст. Ранее уже отмечались высокие
художественные достоинства популярных детских песен, написанных известными
композиторами. Органическому сочетанию художественности и доступности песенного
репертуара отвечает фольклор – народные песни и попевки, многие из которых
отличаются художественной привлекательностью и яркой мелодикой. Использование
классической вокальной литературы для занятий с детьми затруднено, поскольку для
маленьких исполнителей композиторами-классиками написано не так уж много песен.
Эту нехватку репертуара можно компенсировать использованием двух других жанров,
легко доступных дошкольникам – танцевальной и маршевой музыки. Эти жанры можно
использовать для слушания детьми, постоянно связывая их с движениями. Идея
использования движений для возможности развития музыкального восприятия и чувства
ритма была выдвинута и подтверждена на практике швейцарским композитором и
педагогом Э. Жак-Далькрозом. Чтобы выразительно передать музыкальный образ в танце,
игре, пантомиме, дети должны усвоить музыкально-ритмические навыки и танцевальные
движения.
Необходимо вновь подчеркнуть, что давая детям примеры маршевой музыки, педагоги
должны стремиться, чтобы они не только почувствовали характер, но и осознали
особенности каждого из маршей. Например, предлагая для слушания “Турецкий марш” из
увертюры “Афинские развалины” Л. Бетховена, “Военный марш” Ф. Шуберта,
“Солдатский марш” Р. Шумана, “Марш” из оперы “Аида” Дж. Верди, “Марш Черномора”
из оперы “Руслан и Людмила” М.И. Глинки, “Марш” из балета “Щелкунчик” П.И.
Чайковского, “Марш” из оперы “Любовь к трем апельсинам” С. Прокофьева важно, чтобы
дети поняли, что все перечисленные марши отличаются по своему настроению и связаны с
разными жанрами музыкального искусства (увертюра, опера, балет и т.д.), но все они в
одинаковой степени передают четкую ритмическую пульсацию и размеренное движение
шага.
Жанровые особенности произведений с легкостью воспринимаются детьми в активной
музыкальной деятельности. Предлагая маршевую музыку дошкольникам для углубления
ее восприятия необходимо связать музыку с движением. Дошкольники должны уметь
шагать под музыку марша, вслушиваясь в рисунок мелодии, ритма и передавая характер
марша. На занятиях в детском саду ритм марша можно показать также хлопками рук или
притопами.
Рассмотрим следующий критерий доступности музыки для восприятия детьми, который
основывается на использовании программно-изобразительных образов, близких детям
(образы природы, сказочные персонажи, образы животных и птиц и т.д.). Программно-
изобразительная музыка “рисует” конкретные образы, которые особенно близко связаны с
реальной жизнью окружающей детей. В связи с этим такой вид музыки очень
привлекателен для детей и доступен для восприятия. Детям понятна музыка,
воплощающая образы природы. Само название пьес раскрывает их содержание. Слушая
такую музыку дети прекрасно чувствуют, что хотел выразить в ней композитор, рисуют в
своем воображении картины природы (концертный цикл А. Вивальди “Времена года”,
“Утро” из сюиты “Пер Гюнт” Э. Грига, “Подснежник” (апрель), “Белые ночи” (май),
“Баркарола” (июнь), “Осенняя песня” (октябрь) из фортепианного цикла П.И. Чайковского
“Времена года”, “Океан – море синее” вступление к опере “Садко” Н.А. Римского-
Корсакова и т.д.
Прекрасно воспринимаются детьми музыкальные произведения, рисующие сказочных
персонажей (“В пещере горного короля” и “Шествие гномов” из сюиты “Пер Гюнт” Э.
Грига, музыкальные характеристики белочки, тридцати трех богатырей и царевны Лебедь
из оперы “Сказка о царе Салтане” Н.А. Римского-Корсакова, “Гном” и “Избушка на курьих
ножках” (“Баба Яга”) из цикла “Картинки с выставки” М. Мусоргского, “Кикимора” А.
Лядова и т.д.).
Дети легко воспринимают музыку, рисующую образы животных и птиц (пьесы из цикла
“Карнавал животных” К. Сен-Санса, “Песня и пляска птиц” из оперы “Снегурочка” и
“Полет шмеля” из оперы “Сказка о царе Салтане”, “Песня жаворонка” (март) из
фортепианного цикла П.И. Чайковского “Времена года” и т.д.).
Однако надо иметь в виду, что доля изобразительной музыки в музыкальном репертуаре
невелика, поэтому детей не следует ориентировать на то, чтобы они при восприятии
музыки постоянно искали опору в предметных образах. Нужно чтобы дети слушали
непрограммную музыку, учились раскрывать ее выразительные возможности, различали
эмоции и настроения, выраженные в произведении. При этом очень важен эмоциональный
опыт детей – способность сопереживать чувствам, которые выражены в произведении.
Уже с раннего возраста детям доступна для восприятия музыка, выражающая настроение,
например, веселое (“Веселый крестьянин” Р. Шумана, Полька” М.И. Глинки), грустное
(“Первая утрата” Р. Шумана, “Жалоба” А. Гречанинова), торжественное (“Свадебный
марш” Ф. Мендельсона, “Патриотическая песня” М.И. Глинки, “Песня о Родине” И.
Дунаевского).
Доступность музыкального репертуара непосредственно связана с возрастными
особенностями детей и объемом их слухового внимания. В младшем дошкольном возрасте
(от 3-х до 5-ти лет, группа “Почемучки”) объем слухового внимания невелик и дети еще не
готовы для восприятия продолжительных по звучанию музыкальных произведений,
поэтому для этого возраста следует выбирать музыкальный репертуар с
продолжительностью звучания до 2-х минут.
Совместная работа и взаимопомощь музыкального руководителя и воспитателя приводит к
желаемым результатам в решении задач общего музыкального воспитания дошкольников.
Основываясь на исследованиях ученых (Н.А. Ветлугиной, А.Д. Войновой, И.В. Груздовой,
И.Л. Дзержинской, А.В. Кенеман, А.И. Катинене, Л.Н. Комиссаровой, Н.А. Метлова, О.П.
Радыновой, Б.М. Теплова, Н.А. Чичериной, В.Н. Шацкой, СТ. Щацкого и др.) можно
утверждать, что воспитание дошкольника посредством музыки имеет крайне важное
значение для его общего развития. «Не лучше ли начать с того, чтобы разбудить и
укрепить потребность в искусстве… Искусство, как таковое, может чувствоваться
детьми… оно им близко и необходимо...» .
Заключение
Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей.
Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих
в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может
расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание
имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к
культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает
ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства
постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств,
настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.
Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке,
имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-
образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями,
характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.
Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку — одна
из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной
отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение
сочувствовать другому человеку.
Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное
детям исполнительство, основанное на опыте восприятия,— пение, игра на музыкальных
инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на
музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность—умение
представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой
способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление,
запоминание—и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие
ребенка.
Чувство ритма (третья музыкальная способность) формируется прежде всего в
музыкально-ритмических движениях, которые позволяют детям глубже откликнуться на
музыку, смену ее характера, как бы «пропустить ее через себя». Эти занятия требуют
внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что также важно не только
для музыкальной деятельности, но и для общего развития ребенка.
В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и
творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии,
уверенности в себе, в своих силах.
Основными задачами музыкального воспитания являются следующие:
— развить музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого
ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности;
— сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей
духовной культуры.
Их успешное решение зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от
качества используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации
музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми и т. д.