Автор: Власенко Татьяна Александровна Должность: учитель математики Учебное заведение: ГКОУ РО "Каменская специальная школа-интернат" Населённый пункт: г. Каменск-Шахтинский, Ростовской области Наименование материала: конспект Тема: Решение систем неравенств Раздел: среднее образование
Цель: - обучающие: ввести понятие система неравенств с одной переменной,
(слайд 2)
с алгоритмом, рассмотреть системы с разными вариантами ответов.
-развивающие:
развитие
мыслительных
операций
посредством
наблюдений,
сравнений, сопоставлений, обобщений, развитие зрительной памяти, потребности к
самообразованию.
- воспитательные: воспитание познавательной активности, культуры общения.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Оборудование: 1. доска, мел;
2. раздаточные таблицы,
3. карточка с заданием;
4. ноутбук, презентация.
Ход урока.
I Организационный момент.
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.
II Подготовка и мотивация.
Сегодня на уроке мы начнем решение систем уравнений. На прошлом уроках вы
научились решать неравенства с одной переменной, а сегодня вы узнаете, как решать
системы неравенств, алгоритм решения и научитесь применять его на практике. А для
этого я предлагаю вам быть внимательными и активными.
III Фонетическая зарядка .
Дежурные звуки на уроке «С-Ш».
Давайте повторим математические термины.
- неравенство
- числовая ось
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
IV Проверка домашнего задания по карточке.
Карточка. (один ученик у доски)
Решить неравенство и изобразить множество его решений на числовой оси.
а) 3x ≤ 15; б) 2x-16<0.
V Повторение материала.
Ребята, давайте вспомним!
1. Что является решением неравенства с одной переменной? (то значение неизвестного,
при котором это неравенство обращается в верное числовое неравенство)
(слайд 3)
2. Является ли решением неравенства 2х – 4 > 1
значения: 0, 4?
(слайд 4)
3. Что значит, решить неравенство? (это значит найти все его решения или установить,
что их нет)
(слайд 5)
4.
Назовите решение, которое удовлетворяет одновременно двум неравенствам:
(слайд 6)
х > 6
х < 8
Ответ: х = 7.
-1-
Проверим задания выполненные на доске учеником.
VI Объяснение материала.
Итак, главное задача урока. Нужно научиться решать системы неравенств.
- Что значит система? (это совместное решение двух неравенств)
Рассмотрим алгоритм:
1.Найти множество решений каждого неравенства.
2. Изобразить полученные множества решений неравенств на одной числовой оси.
3. Записать в ответ числовой промежуток, являющийся пересечением решений.
Давайте решим систему неравенств, используя неравенства, которые решил ученик:
1)
2 х
−
16
<
0,
3 x
≤
15 .
¿
{
¿ ¿ ¿
¿
(слайд 7)
Решим I неравенство:
2х-16< 0
2х<16
x<8
Решим II неравенство:
3х≤15
x≤5
Теперь изобразим на числовой оси множества решений первого и второго неравенств
системы.
5 8 х
Ответ: х≤5.
2)
2 х
+
6
≥
0,
−
9 х
+
18
≥
0 .
¿
{
¿ ¿ ¿
¿
Решим I неравенство:
2х +6 ≥ 0
2х≥ - 6
x≥ -3
Решим II неравенство:
-9х + 18 ≥ 0
-9x ≥ -18
х ≤ 2
Теперь изобразим на числовой оси множества решений первого и второго неравенств
системы.
-3 2 х
Ответ: -3 ≤ х ≤ 2.
-2-
VII Физкультурная минутка.
Все ребята дружно встали (выпрямиться)
И на месте зашагали (ходьба на месте)
На носочках потянулись (руки вверх)
А теперь назад прогнулись (прогнуться назад)
Как пружинки вы присели (присесть)
И тихонько рядом мы за парты сел (выпрямиться и сесть).
VIII Закрепление материала.
1. Решим № 133(1) стр. 39 (один ученик у доски)
(слайд 8)
1
)
3 х
−
18
>
0,
4 x
>
12.
¿
{
¿ ¿ ¿
¿
Решим I неравенство:
3х - 18 > 0
3x > 18
х > 6
Решим II неравенство:
4х > 12
x > 3
Теперь изобразим на числовой оси множества решений первого и второго неравенств
системы.
3 6 х
Ответ: х>6.
2. Решим № 134(1) (один ученик у доски)
1)
3
−
2 х
≥
0,
4 x
+
8
<
0 .
¿
{
¿ ¿ ¿
¿
Решим I неравенство:
3 – 2x ≥ 0
-2x ≥ -3
х ≤ 1,5
Решим II неравенство:
4x + 8 < 0
4х < -8
x < -2
Теперь изобразим на числовой оси множества решений первого и второго неравенств
системы.
-2 1,5 х
Ответ: х< -2.
3. Решить № 135(3) самостоятельно. (один ученик у доски, другие решают на местах)
-3-
3)
6
−
2 х
>
0,
3 x
+
6
>
0 .
¿
{
¿ ¿ ¿
¿
Решим I неравенство:
6 – 2x > 0
-2x > -6
х < 3
Решим II неравенство:
3x + 6 > 0
3х > -6
x > -2
Теперь изобразим на числовой оси множества решений первого и второго неравенств
системы.
-2 3 х
Ответ: -2<х<3.
IX Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
( научились решать системы неравенств с одним неизвестным).
- Оцените свою работу.
( Я думаю, что я работал хорошо ( плохо, очень хорошо ))
Д/з § 9, выучить алгоритм решения неравенств;
(слайд 9)
решить № 133 (2), № 134 (2), стр. 39
-4-