Автор: Катаева Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа
Населённый пункт: г.Куртамыш, Курганской области
Наименование материала: статья
Тема: "Индивидуальный подход в формировании коллектива подростков в учреждении закрытого типа."
Раздел: среднее профессиональное
Индивидуальный подход в формировании коллектива подростков в
учреждении закрытого типа.
Проблема формирования гуманных доброжелательных отношений среди
подростков, поступающих по приговору суда в учреждения закрытого типа,
стояла перед педагогами всегда. Важность этой задачи очевидна, поскольку
подростки попадающие сюда, как, правило, имеют нарушение в поведении и
отсутствии чувства коллективизма, успешно заменяющие его на стадное чувство
(все пошли и я пошёл).
Человек в обществе немыслим без коллектива. Чтобы подросток сумел найти
свое место в будущей жизни, он должен овладеть всей богатейшей практикой
коллективистских отношений: уметь согласовывать свои желания и интересы с
желаниями и интересами коллектива; научиться радоваться общим радостям,
печалиться общими печалями, соотносить свою деятельность с общими целями.
И подросток готов к этому. Ведь одна из его основных особенностей
неудержимая тяга к общению, к коллективу, к совместной деятельности с
товарищами.
Это стремление подростка к общению важно направлять в нужное русло, и роль
направляющего должен обязательно принять на себя взрослый. Коллективизм -
качество, присущее подростку, и важно создавать условия для того, чтобы оно
проявилось, чтобы именно оно стало ведущим в формировании личности
подростка, мотивировало поступки, действия, все его отношения с людьми. Ведь
коллективиста делает общение, и не только общение в большом коллективе
классном или школьном, но и в семье, и в дружбе с товарищами.
Для этого, совместно с психологом мы используем несколько методик, которые
позволяют выявить такие особенности поведения. Очень важную роль мы
отводим наблюдению за поведением подростка, используем методику
социометрии. Эмоциональное и практически – действенное отношения
выявляются в этих методиках в неразрывном единстве, что особенно ценно для
диагностики межличностных отношений. Вместе с тем педагогическая
диагностика помогает выявить определенные тенденции в развитии отношений
подростка к сверстникам и к самому себе.
Особое внимание привлекают случаи игнорирования сверстников, страх перед
ними, враждебное отношение к ним. Использование применяемых нами
методик для диагностики способствует своевременному выявлению этих
тенденций, а также подростков, представляющих своеобразную «группу риска»
в развитии проблемных форм межличностных отношений.
Все методики используются в комплексе (не менее 3 – 4 методик, так как ни
одна методика в отдельности не может дать достаточно полной и надежной
информации. Необходимое условие проведения всех диагностических процедур
– это доверительное и доброжелательное отношение между подростком и
взрослым. Без такого доверия нельзя рассчитывать на получение достоверных
данных.
Диагностическое обследование проводится в естественной и привычной для
подростка форме беседы: подросток ни в коем случае не должен чувствовать,
что его изучают или обследуют.
В практике своей работы мы используем разные формы и приёмы, например
«Беседа о подруге».Отвечая на вопрос взрослого о других сверстниках,
подросток открывает особенности своего восприятия других и отношения к
ним. В ходе беседы взрослый спрашивает о том, с кем из окружающих
подростков он дружит, а с кем нет. Затем просит охарактеризовать каждого из
названных подростков: «Что ты можешь о нем рассказать? Какой он? » При
анализе выделяем два типа отзыва – высказывания.
1 тип – высказывания о друге: добрый он или злой, красивый или нет, смелый
или трусливый и т. п., а также указания на его конкретные способности и
действия (хорошо поет, громко кричит, красиво танцует) .
2 тип – высказывания об отношениях друга к себе: «Он мне помогает (не
помогает, обижает, защищает, дружит со мной» и т. п.)
При обработке результатов подсчитываем процентное соотношение
высказываний 1 и 2 типов. Если в описании подростка преобладают
высказывания 2 типа, в которых доминирует местоимение «я» («меня», «мною»,
можно говорить, что подростка воспринимает не сверстника как такового, а его
отношение к нему. Это свидетельствует о восприятии другого как носителя
определенного оценочного отношения к себе, то есть через призму собственных
качеств и характеристик.
Преобладание высказываний 1 типа свидетельствует о внимании к сверстнику, о
восприятии другого как самоценной, независимой личности. Следует
подчеркнуть, что способность видеть и воспринимать другого человека, а не
себя в нем (которая определяется в этой методике), является, пожалуй, самым
важным аспектом нормального развития межличностных отношений.
Итак, мы выявили подростков, с которыми необходимо проводить
индивидуальную работу, и эта работа проводится в неразрывной связи с
педагогом – психологом.
При проведении индивидуальной работы мы учитываем определенные условия:
работа по своей форме и содержанию должна быть интересной, а по времени
проведения – недлительной, чтобы данная работа удовлетворяла личные
потребности, желания и интересы подростка.
Главная цель воспитания гуманности и доброжелательности заключается в
формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей
и партнеров. Чувство общности и способность увидеть другого являются тем
фундаментом, на котором строится нравственное, толерантное отношение к
людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание
содействие.
Исходя из этих положений мы разработали и используем в практике систему
индивидуальных коррекционных игр и упражнений для подростков.. Программа
включает 7 этапов:
I этап – «общение без слов»: игры с использованием мимики, выражения глаз,
лица и т. д.
II этап – «внимание друг к другу». Его цель – формирование способностей
видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему. Используем
игры «Разговор сквозь стекло», «Общий круг».
III этап – «согласованность движений»: игры «Лепим скульптуру», «Составь
фигуры» и другие, где дети учатся согласовывать свои движения с движениями
сверстников при выполнении каких – либо заданий.
IV этап – «общие переживания»: игры, направленные на переживание общих
эмоциональных состояний – как положительных, так и отрицательных. Эти
упражнения (например, игра «Злой дракон») объединяют детей, порождают
чувство близости, общности, желание поддержать друг друга.
V этап – «взаимопомощь в игре»: игры, требующие проявлений сопереживания,
взаимопомощи, дающие подросткам возможность помочь и поддержать
сверстников (например, игра «Живые куклы») .
VI этап – «Добрые слова и пожелания». Задача данного этапа – научить
подростка видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства
других. Делая сверстнику комплименты, высказывая ему свои пожелания,
подростки не только доставляют товарищу удовольствие, но и радуются вместе
с ним («Добрые волшебники», «Конкурс хвастунов») .
VII этап – заключительный, на котором проводим игры – занятия,
предполагающие различные формы просоциального поведения. Подростки
должны делится со сверстником, помогать ему в процессе совместной
деятельности («Мастер и подмастерье», «Закончи рисунок» и т. д.) .
Как было сказано выше, процесс формирования нравственных чувств
индивидуален, и естественно, данная система предусматривает индивидуальный
подход к воспитанникам – это и индивидуальные беседы воспитателя с
подростками на этические темы, и чтение, рассказывание подросткам этических
ситуаций, и другие приемы работы, которые подбираются индивидуально в
зависимости от уровня сформированности нравственных качеств.
В работе мы учитываем и то, что каждая подростковая деятельность отличается
специфическими особенностями, которые создают возможность для наиболее
успешной реализации той или иной задачи. Например, в игре – это
формирование положительных взаимоотношений, нравственных чувств; В труде
– воспитание трудолюбия, уважение к людям труда, организованности,
ответственности, чувства долга; на занятиях и во время бесед – формирование
представлений о явлениях общественной жизни, патриотических чувствах.
Перечисленные формы работы способствуют индивидуальному развитию
нравственных чувств у детей, они применяются с целью повышения уровня
нравственных представлений и суждений, обогащают и направляют поведение
подростка, его поступки, отношение ко взрослым и детям.
Катаева С.В.