Напоминание

"Индивидуальный подход в формировании коллектива подростков в учреждении закрытого типа."


Автор: Катаева Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа
Населённый пункт: г.Куртамыш, Курганской области
Наименование материала: статья
Тема: "Индивидуальный подход в формировании коллектива подростков в учреждении закрытого типа."
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Индивидуальный подход в формировании коллектива подростков в

учреждении закрытого типа.

Проблема формирования гуманных доброжелательных отношений среди

подростков, поступающих по приговору суда в учреждения закрытого типа,

стояла перед педагогами всегда. Важность этой задачи очевидна, поскольку

подростки попадающие сюда, как, правило, имеют нарушение в поведении и

отсутствии чувства коллективизма, успешно заменяющие его на стадное чувство

(все пошли и я пошёл).

Человек в обществе немыслим без коллектива. Чтобы подросток сумел найти

свое место в будущей жизни, он должен овладеть всей богатейшей практикой

коллективистских отношений: уметь согласовывать свои желания и интересы с

желаниями и интересами коллектива; научиться радоваться общим радостям,

печалиться общими печалями, соотносить свою деятельность с общими целями.

И подросток готов к этому. Ведь одна из его основных особенностей

неудержимая тяга к общению, к коллективу, к совместной деятельности с

товарищами.

Это стремление подростка к общению важно направлять в нужное русло, и роль

направляющего должен обязательно принять на себя взрослый. Коллективизм -

качество, присущее подростку, и важно создавать условия для того, чтобы оно

проявилось, чтобы именно оно стало ведущим в формировании личности

подростка, мотивировало поступки, действия, все его отношения с людьми. Ведь

коллективиста делает общение, и не только общение в большом коллективе

классном или школьном, но и в семье, и в дружбе с товарищами.

Для этого, совместно с психологом мы используем несколько методик, которые

позволяют выявить такие особенности поведения. Очень важную роль мы

отводим наблюдению за поведением подростка, используем методику

социометрии. Эмоциональное и практически – действенное отношения

выявляются в этих методиках в неразрывном единстве, что особенно ценно для

диагностики межличностных отношений. Вместе с тем педагогическая

диагностика помогает выявить определенные тенденции в развитии отношений

подростка к сверстникам и к самому себе.

Особое внимание привлекают случаи игнорирования сверстников, страх перед

ними, враждебное отношение к ним. Использование применяемых нами

методик для диагностики способствует своевременному выявлению этих

тенденций, а также подростков, представляющих своеобразную «группу риска»

в развитии проблемных форм межличностных отношений.

Все методики используются в комплексе (не менее 3 – 4 методик, так как ни

одна методика в отдельности не может дать достаточно полной и надежной

информации. Необходимое условие проведения всех диагностических процедур

– это доверительное и доброжелательное отношение между подростком и

взрослым. Без такого доверия нельзя рассчитывать на получение достоверных

данных.

Диагностическое обследование проводится в естественной и привычной для

подростка форме беседы: подросток ни в коем случае не должен чувствовать,

что его изучают или обследуют.

В практике своей работы мы используем разные формы и приёмы, например

«Беседа о подруге».Отвечая на вопрос взрослого о других сверстниках,

подросток открывает особенности своего восприятия других и отношения к

ним. В ходе беседы взрослый спрашивает о том, с кем из окружающих

подростков он дружит, а с кем нет. Затем просит охарактеризовать каждого из

названных подростков: «Что ты можешь о нем рассказать? Какой он? » При

анализе выделяем два типа отзыва – высказывания.

1 тип – высказывания о друге: добрый он или злой, красивый или нет, смелый

или трусливый и т. п., а также указания на его конкретные способности и

действия (хорошо поет, громко кричит, красиво танцует) .

2 тип – высказывания об отношениях друга к себе: «Он мне помогает (не

помогает, обижает, защищает, дружит со мной» и т. п.)

При обработке результатов подсчитываем процентное соотношение

высказываний 1 и 2 типов. Если в описании подростка преобладают

высказывания 2 типа, в которых доминирует местоимение «я» («меня», «мною»,

можно говорить, что подростка воспринимает не сверстника как такового, а его

отношение к нему. Это свидетельствует о восприятии другого как носителя

определенного оценочного отношения к себе, то есть через призму собственных

качеств и характеристик.

Преобладание высказываний 1 типа свидетельствует о внимании к сверстнику, о

восприятии другого как самоценной, независимой личности. Следует

подчеркнуть, что способность видеть и воспринимать другого человека, а не

себя в нем (которая определяется в этой методике), является, пожалуй, самым

важным аспектом нормального развития межличностных отношений.

Итак, мы выявили подростков, с которыми необходимо проводить

индивидуальную работу, и эта работа проводится в неразрывной связи с

педагогом – психологом.

При проведении индивидуальной работы мы учитываем определенные условия:

работа по своей форме и содержанию должна быть интересной, а по времени

проведения – недлительной, чтобы данная работа удовлетворяла личные

потребности, желания и интересы подростка.

Главная цель воспитания гуманности и доброжелательности заключается в

формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей

и партнеров. Чувство общности и способность увидеть другого являются тем

фундаментом, на котором строится нравственное, толерантное отношение к

людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание

содействие.

Исходя из этих положений мы разработали и используем в практике систему

индивидуальных коррекционных игр и упражнений для подростков.. Программа

включает 7 этапов:

I этап – «общение без слов»: игры с использованием мимики, выражения глаз,

лица и т. д.

II этап – «внимание друг к другу». Его цель – формирование способностей

видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему. Используем

игры «Разговор сквозь стекло», «Общий круг».

III этап – «согласованность движений»: игры «Лепим скульптуру», «Составь

фигуры» и другие, где дети учатся согласовывать свои движения с движениями

сверстников при выполнении каких – либо заданий.

IV этап – «общие переживания»: игры, направленные на переживание общих

эмоциональных состояний – как положительных, так и отрицательных. Эти

упражнения (например, игра «Злой дракон») объединяют детей, порождают

чувство близости, общности, желание поддержать друг друга.

V этап – «взаимопомощь в игре»: игры, требующие проявлений сопереживания,

взаимопомощи, дающие подросткам возможность помочь и поддержать

сверстников (например, игра «Живые куклы») .

VI этап – «Добрые слова и пожелания». Задача данного этапа – научить

подростка видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства

других. Делая сверстнику комплименты, высказывая ему свои пожелания,

подростки не только доставляют товарищу удовольствие, но и радуются вместе

с ним («Добрые волшебники», «Конкурс хвастунов») .

VII этап – заключительный, на котором проводим игры – занятия,

предполагающие различные формы просоциального поведения. Подростки

должны делится со сверстником, помогать ему в процессе совместной

деятельности («Мастер и подмастерье», «Закончи рисунок» и т. д.) .

Как было сказано выше, процесс формирования нравственных чувств

индивидуален, и естественно, данная система предусматривает индивидуальный

подход к воспитанникам – это и индивидуальные беседы воспитателя с

подростками на этические темы, и чтение, рассказывание подросткам этических

ситуаций, и другие приемы работы, которые подбираются индивидуально в

зависимости от уровня сформированности нравственных качеств.

В работе мы учитываем и то, что каждая подростковая деятельность отличается

специфическими особенностями, которые создают возможность для наиболее

успешной реализации той или иной задачи. Например, в игре – это

формирование положительных взаимоотношений, нравственных чувств; В труде

– воспитание трудолюбия, уважение к людям труда, организованности,

ответственности, чувства долга; на занятиях и во время бесед – формирование

представлений о явлениях общественной жизни, патриотических чувствах.

Перечисленные формы работы способствуют индивидуальному развитию

нравственных чувств у детей, они применяются с целью повышения уровня

нравственных представлений и суждений, обогащают и направляют поведение

подростка, его поступки, отношение ко взрослым и детям.

Катаева С.В.



В раздел образования