Автор: Пинчук Екатерина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1534
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект по развитию речи в старшей группе
Тема: Беседа о птицах
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное образовательное учреждение города
Москвы гимназия № 1534 ДО-3
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:
«Беседа о птицах»
Подготовила воспитатель:
Пинчук Екатерина Андреевна
Москва 2017г.
Тема занятия: беседа о птицах.
1. Цель занятия:
Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида,
жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлениям их к среде.
2. Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания детей о зимующих и кочующих
птицах – воробье, вороне, синице, снегире.
2. Обогащать словарный запас глаголами, развивать связную речь детей:
учить
детей
связным
высказываниям
типа
рассуждение,
составлять
небольшой описательный рассказ о птицах, давать полные ответы на вопросы
и задавать вопросы.
3. Активизировать внимание и память детей, развивать логическое внимание:
учить
сравнивать,
анализировать,
устанавливать
простейшие
причинно-
следственные связи, делать обобщения.
4. Формировать у детей бережное и заботливое отношение к птицам.
5. Звуковая культура речи: активизировать звук «ч».
3. Тип занятия: закрепления ранее приобретенных знаний.
4. Форма занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная.
5. Продолжительность: 25 мин.
6. Участники: дети старшей группы.
7. Возраст обучающихся: 5-6 лет.
8 . Оборудование и материалы:
мольберт, нарисованная живая картина с
изображением дерева и кормушки, изображения птиц – воробья, синицы,
вороны,
снегиря,
кормушка,
посылка,
письмо,
корм
для
птиц,
загадки
о
птицах.
9. Предварительная подготовка:
1. На прогулке: провести серию наблюдений за: воробьем, вороной, синицей,
снегирем.
Провести
наблюдение
за
повадками,
уточнить
особенности
их
жизни в зимний период времени.
2
2. Прочитать стихотворение А.Яшина «Покормите птиц зимой»:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
А остались зимовать
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
Заодно с людьми.
Приучите птиц зимой
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
10. Методы и приемы работы с детьми: Словесные (загадки и стихи о
птицах); наглядные
(картина
с
изображением
дерева
и
кормушки,
изображения
птиц),
игровые
(сюрпризные
момент
–
п и с ь м о ;
физкультминутка «Как под елкою зеленой»).
11. Структура занятия:
Основная часть (мотивационно-ориентировочный этап)
Рассматривание
картинок
с
птицами,
создание
интереса
к
занятию,
сюрпризный момент (письмо, посылка, физкультминутка «Как под елкою
зеленой». 16 мин.
Окончание занятия (рефлексивно-оценочный этап)
Переключение детей на другой вид деятельности. 9 минут
12. Ход занятия:
1. Организационный момент:
3
Соберу детей вокруг себя, обращу внимание детей на их внешний вид,
предложу пройти к стульчикам. Дети сидят вокруг воспитателя. Раздается
стук в дверь.
-
Кто
же
к
нам
стучится?
Ребята,
посмотрите,
нам
прислали
посылку,
интересно, от кого она, и, что в ней находится.
Прочитаю
письмо,
находящееся
в
посылке
детям.
(Пишет
белка,
что
высылает
птицам
корм
из
своих
запасов).
Вместе
с
детьми
рассмотрю
содержание посылки – гроздь рябины, семена березы. Клена. Липы, а также
хлебные крошки, семечки подсолнуха.
- Ребята, давайте вспомним, кто к нам прилетал зимой к птичьей кормушке?
Выставляется живая картинка. Обратить внимание детей на картину. Для кого
предназначена кормушка?
Послушайте загадку и попробуйте ее отгадать:
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикает: «Чик – чирик!»
-
Правильно,
это
воробей.
(Прикреплю
плоскостное
изображение
на
картину). Давайте, посмотрим на него. Посмотрите, какой красивый! Едва
пригреет солнышко, воробьи оживляются, собираются в шумные стайки,
рассаживаются на ветках кустарников и задорно чирикают: «Чик – чирик –
чирик
–
чик
–
чик!».
Ребята,
давайте
повторим,
как
чирикают
воробьи.
Молодцы! Внимательно посмотрите на воробья. Какой он? (Внешний вид,
особенности строения частей тела). Как он передвигается. Чем питается
воробей?
Где
проводит
зиму?
(это
–
зимующая
птица).
Вслушайтесь
в
название воробей. Как вы думаете, почему его так называют?
-Угадайте, какая же следующая будет птица:
Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная,
Звонко тенькает: «Тень, тень!
Как хорош весенний день!»
-
Правильно,
синица.
В
ясный
полдень,
кажется,
что
где-то
тихонько
позвякивают хрустальные колокольчики. Это звенят синицы. Они взлетают на
верхушки
кустов
и
беззаботно
щебечут:
«Синь-синь-синь!».
Обратите
внимание на оперение птиц. Какое оно? Где самые красивые перышки у
синички?
Как
поет
синичка?
Давайте
повторим.
Где
зимуют
синицы?
Послушайте стихотворение Т.А. Шарагиной о синице:
Все тропинки занесло,
Снег блестит, искрится,
Клювиком в мое стекло
Стукнула синица.
4
За окном повешу ей
Я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей
Бедной птахе стало.
- Чем же еще, ребята, любят питаться, лакомиться синицы? (любят не соленое
сало).
- Послушайте еще одну загадку об очень красивой птичке:
Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо? – На березе
Яблоки поспели.
Грудка ярче, чем заря,
У кого?
- Правильно,
у снегиря. С наступлением первых морозов и снега к нам
прилетают снегири. В названии этой птицы как будто спрятался снежок –
снегирь. Весну, лето и осень они проводят в густых дремучих северных
лесах.
Когда
наступает
снежная
зима,
снегири
прилетают
ближе
к
человеческому жилью. Как выглядит снегирь? (Какого цвета грудка, какой
клюв?). Как снегири прилетают в наши края? Чем питаются снегири?
- Послушайте последнюю загадку:
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее … (ворона).
- Правильно ребята, это ворона (прикреплю плоскостное изображение на
картину). Помните, как выглядит ворона? Какие звуки произносит ворона?
Правильно: «Кар-кар-кар!». Но вороны умеют не только громко каркать. Они
умеют
подражать,
например,
собачьему
лаю,
смеху
человека,
некоторые
отдельные слова. Чем питается ворона? Где селятся вороны? Почему? Где
зимуют вороны?
Физкультурная минутка: «Как под елкою зеленой»
Как под елкою зеленой (дети двигаются по группе, изображая ворон)
Громко каркают вороны
Кар-кар-кар (громко каркают).
Целый день они кричали
Спать ребятам не давали.
Только к ночи замолчали.
Кар-кар-кар (вороны садятся на веточках и тихо каркают).
-
Ребята,
теперь,
когда
вы
мне
так
много
рассказали
о
птицах,
давайте
вспомним, какие птицы зимуют в наших краях? Какие птицы прилетают к
нам с севера?
- Угадайте, какая птица произносит такие звуки, не называя птицу, вы будете
ее описывать (внешний вид. Повадки, что она любит, где живет в разное
время года). (Кар-кар!, чик-чирик!, рюм-рюм-рюм!, синь-синь-синь!).
5
- Сейчас мы будем учиться составлять рассказ о птицах. Я буду начинать, а
вы будете продолжать мой рассказ.
Закончите
предложение:
Ворона
большая,
а
синица…У
синицы
хвост
короткий, а у вороны… У вороны клюв длинный, а у снегиря… Воробей
маленький, а ворона… у снегиря грудка красная, а у синицы…
Подводим итог:
Молодцы,
ребята!
Давайте,
теперь
попробуем
разобраться,
кому,
что
полагается из птиц в нашей посылке. В посылке, ребята, так же находится
кормушка.
Как
вы
думаете
зачем?
Нужно
ли
кормить
птичек
зимой?
(вспомнить стихотворение А.Яшиной «Покормите птиц зимой»). Чем мы
можем
помочь
птичкам?
Как
помочь?
Сегодня
на
прогулке,
мы
с
вами
повесим кормушку для птиц.
13. Литература.
1. Илларионова Ю. Учите детей огладывать загадки. М.: Просвещение, 1985
2.Нищева
Н.В.
Картотека
физкультминуток
и
пальчиковых
игр.
Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
3
4. Шорыгина Т. Птицы. Какие они? Издательство «Гном-пресс», 2011.
. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Составители
Н. Елкина, Т.Тарабарина. Ярославль: Академия развития, 1997.
6