Автор: Беличенко Галина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУСОН РО "СРЦ для несовершеннолетних сл.Большая Мартыновка"
Населённый пункт: Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Мир вокруг нас: реабилитация детей через природу"
Раздел: дополнительное образование
1
«
Мир вокруг нас: Реабилитация детей через природу
»
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема
человечности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий
урон нанесён природе. Мы живём в 21 веке и от нас, зависит, будет ли существовать
гармония в отношениях человека и природы.
Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период
дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека,
формируется его отношение к окружающему миру.
Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста
определяется тем, что ребёнок, прежде всего, устанавливает связи и отношения
между предметами, на основе непосредственных впечатлений.
Однако экологическая культура у ребёнка формируется лишь при благоприятных
социальных условиях в семье. У большинства воспитанников нашего учреждения
таких условий дома нет, но, оказавшись в учреждении, они начинают узнавать в
теории и, получать практический опыт познания окружающего мира, об особенностях
взаимоотношений человека и природы.
Воспитание детей нашего центра – очень кропотливый процесс, требующий от
педагога умение понимать детей, их особенности.
В соответствии с этим в педагогической работе стремлюсь достичь понимания
детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причём, это единство
должно быть не только понятно ребёнком, но и прочувствовано, должно стать
основой гуманного отношения к природе.
Для освоения первоначальных экологических знаний использую в своей
педагогической работе программу: « С природой рядом и навсегда».
Целью программы является: формирование человека нового типа с новым
экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по
отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с
природой.
2
Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем.
Поэтому стремлюсь использовать в работе такие методы и приёмы, которые
способствуют формированию позитивных проявлений детей по отношению к природе.
Индивидуальные проявления детей в практической деятельности - показатель их
воспитанности и экологической культуры. Приобщая дошкольников к духовности, учу
их не только познавать красоту природы, но и изучать исторические корни своего
народа, охранять и защищать свою землю. В этом заключается моя главная задача.
В процессе работы – обращаю внимание детей на то, что жизнь человека на
земле во многом зависит от окружающей среды: чем чище воздух, вода, лес, почва,
тем благороднее это сказывается на здоровье и жизни людей.
Особое внимание уделяется такой форме работы, как занятие комплексного типа, на
котором у детей формируется обобщённое представление о явлениях природы,
понимание взаимосвязей в природе.
Важной формой являются природоохранные акции, в которых дошкольники
принимают посильное участие. Их значение в экологическом воспитании чрезвычайно
велико.
Во время всего реабилитационного периода совершенствуется интеллект детей,
непрерывно расширяется кругозор, развиваются сенсорика и наблюдательность.
Ребята учатся устанавливать связи и зависимости, обнаруживать причины и следствия.
У них развиваются разные формы речи – диалог, описание, объяснение, рассказ. Дети
учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого
организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы и создавать её своими
руками через разные формы деятельности.
При благоприятном развитии нашей совместной работы по экологическому
воспитанию дети становятся более спокойными и уравновешенными в поведении,
внимательнее, бережнее относятся к окружающей флоре и фауне и друг к другу.
Приобщая детей к духовности, мы учим их познавать красоту природы, изучать
исторические корни своего народа, охранять и защищать свою землю.
3