Напоминание

"Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в процессе игры"


Автор: Гарифулина Зульфия Рашидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №153"
Населённый пункт: Советского раййона г.Казани
Наименование материала: статья
Тема: "Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в процессе игры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в процессе игры»

Детство – каждодневное открытие мира,

и поэтому надо сделать так, чтобы оно

стало, прежде всего, познанием человека

и Отечества, их красоты и величия.

В. А. Сухомлинский

В последнее время большое внимание уделяется социальному развитию ребенка. Основная задача

общества – показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку понять свое место в этом

мире, как его члена, участника событий, преобразователя. Для развития и социализации ребенка

большое значение имеют представления о разнообразных предметах.

Начинать знакомить ребенка с предметами и явлениями окружающей действительности следует в

естественной для него обстановке. Прежде всего, ребенка следует познакомить со всеми предметами

обихода и их назначением. При этом ребенка следует активно привлекать к взаимодействию со

взрослым, объясняя характер и цель каждого совместного действия.

Для этетического восприятия природы важным остается воспитание у детей бережного,

заботливого отношения и любви к природе. Ознакомление детей с природой осуществляется как на

занятиях, так и в повседневной жизни – в уголке природы и на участке. Занятия по ознакомлению с

природой проводятся еженедельно. Для обогащения восприятия используется труд, наблюдения, в

уголке природы с тем, чтобы накопить конкретные представления об окружающей природе, углубить

знания, полученные на занятиях.

Главной

задачей

при

подготовке

детей

к

обучению

в

школе

является

формирование

у

него

обобщённых представлений о взаимосвязях между предметами и явлениями окружающего мира,

развитие словесно-логического мышления.

В детском саду ознакомление с окружающим – это, по сути, самостоятельный предмет обучения. В

группе,

мной

создан

определенный

эмоциональный

настрой

для

восприятия

окружающей

действительности. Детям необходимо называть и объяснять назначение предметов, к которым он

проявляет

наибольший

интерес.

Для

мальчиков,

например,

машины.

Объяснять,

какие

бывают

машины: грузовые – возят груз, легковые, автобусы, троллейбусы – возят людей, пожарные – тушат

пожар и т.п. Для усвоения обобщенных понятий необходимо обыгрывать ту или иную ситуацию,

которая привлекла внимание детей на прогулке, для закрепления пассивного и активного словаря.

Представления ребенка об окружающем мире должны формироваться, прежде всего, на основе

ярких чувственных впечатлений. Они закрепляются путем систематической работы с картинками,

при обучении рисованию, раскрашиванию. Так же, в работе, необходимо наблюдать за поведением

животных, птиц, явлениями природы в разное время года, направляя внимание детей,

выделяя

существенные признаки каждого сезонного периода.

Вся работа по ознакомлению детей с окружающим миром проводится поэтапно по определенным

темам.

Например: 1. Моя семья

2. Предметы обихода и их назначение. Развиваются у детей представления о предметах

обихода и их назначении, где формируются начальные обобщения понятия: игрушки, посуда, одежда,

продукты, транспорт и т.д.

3. Знакомство со свойствами предметов. Цвет – учить подбирать к образцу предметы и

картинки такого же цвета, вначале без него, потом с названием. Формирую умение выбирать предмет

по названию цвета, называть основные цвета – красный, синий, белый, черный и т.д., группировать

предметы по цвету: покажи все красное, положи в синюю коробочку все синее и т.п.

4. Форма и величина предметов: закреплять знания детей находить по образцу предметы

одинаковые по форме фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, овал, и др., подбирать геометрические

фигуры одинаковые с образцом по форме и величине. Формировать умение находить геометрические

фигуры

по

их

названию,

сопоставлять

предметы

с

геометрическими

фигурами,

группировать

предметы по форме.

5. Животные (домашние животные – собака, кошка, корова, коза, лошадь). Знакомить с

общими и отличительными свойствами домашних животных, общими и конкретными сведениями о

каждом из животных. Домашние животные и их детеныши.

6. Животные (дикие). Знакомить с общими представлениями: хищные и нехищные, с

общими сведениями.

7. Сравнение животных по групповой принадлежности: домашние – дикие (волк-собака,

лошадь – олень и т.д.).

8. Птицы (домашние и дикие, перелетные и неперелетные)

9. Насекомые. Знакомить с пользой или вредом для людей и растений.

10. Рыбы. (названия, общие преставления).

11. Времена года, их отличительные признаки

12. Месяцы и дни недели.

13. Растения (цветы, деревья, кустарники).

14. Времена года и их отличительные признаки.

15. Люди и их профессии

На основании этих и других знаний об окружающей действительности у детей развивается умение

обобщать

и

дифференцировать

предметы

по

существенным

признакам.

Например,

выделять

лишнюю картинку в сериях: чашка, ложка, тарелка, мишка; лошадь, корова собака, волк; в серии слов

(слова читаются ребенку), например: январь, март, май, осень и т.п.

Богатство и широта представлений ребенка о явлениях природы и общественной жизни, о мире

вещей, созданных руками человека, во многом определяют умственное (как и нравственное) развитие

детей. Из своих представлений об окружающем ребенок черпает сведения, полезные для игр и

занятий, эти представления накладывают отпечаток на его отношение со сверстниками и взрослыми.

Чем правильнее и ярче будут впечатления детей, чем больше они будут знать, тем интереснее и

содержательнее будет их жизнь.



В раздел образования