Автор: Гарифулина Зульфия Рашидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №153"
Населённый пункт: Советского раййона г.Казани
Наименование материала: статья
Тема: "Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в процессе игры"
Раздел: дошкольное образование
«Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в процессе игры»
Детство – каждодневное открытие мира,
и поэтому надо сделать так, чтобы оно
стало, прежде всего, познанием человека
и Отечества, их красоты и величия.
В. А. Сухомлинский
В последнее время большое внимание уделяется социальному развитию ребенка. Основная задача
общества – показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку понять свое место в этом
мире, как его члена, участника событий, преобразователя. Для развития и социализации ребенка
большое значение имеют представления о разнообразных предметах.
Начинать знакомить ребенка с предметами и явлениями окружающей действительности следует в
естественной для него обстановке. Прежде всего, ребенка следует познакомить со всеми предметами
обихода и их назначением. При этом ребенка следует активно привлекать к взаимодействию со
взрослым, объясняя характер и цель каждого совместного действия.
Для этетического восприятия природы важным остается воспитание у детей бережного,
заботливого отношения и любви к природе. Ознакомление детей с природой осуществляется как на
занятиях, так и в повседневной жизни – в уголке природы и на участке. Занятия по ознакомлению с
природой проводятся еженедельно. Для обогащения восприятия используется труд, наблюдения, в
уголке природы с тем, чтобы накопить конкретные представления об окружающей природе, углубить
знания, полученные на занятиях.
Главной
задачей
при
подготовке
детей
к
обучению
в
школе
является
формирование
у
него
обобщённых представлений о взаимосвязях между предметами и явлениями окружающего мира,
развитие словесно-логического мышления.
В детском саду ознакомление с окружающим – это, по сути, самостоятельный предмет обучения. В
группе,
мной
создан
определенный
эмоциональный
настрой
для
восприятия
окружающей
действительности. Детям необходимо называть и объяснять назначение предметов, к которым он
проявляет
наибольший
интерес.
Для
мальчиков,
например,
машины.
Объяснять,
какие
бывают
машины: грузовые – возят груз, легковые, автобусы, троллейбусы – возят людей, пожарные – тушат
пожар и т.п. Для усвоения обобщенных понятий необходимо обыгрывать ту или иную ситуацию,
которая привлекла внимание детей на прогулке, для закрепления пассивного и активного словаря.
Представления ребенка об окружающем мире должны формироваться, прежде всего, на основе
ярких чувственных впечатлений. Они закрепляются путем систематической работы с картинками,
при обучении рисованию, раскрашиванию. Так же, в работе, необходимо наблюдать за поведением
животных, птиц, явлениями природы в разное время года, направляя внимание детей,
выделяя
существенные признаки каждого сезонного периода.
Вся работа по ознакомлению детей с окружающим миром проводится поэтапно по определенным
темам.
Например: 1. Моя семья
2. Предметы обихода и их назначение. Развиваются у детей представления о предметах
обихода и их назначении, где формируются начальные обобщения понятия: игрушки, посуда, одежда,
продукты, транспорт и т.д.
3. Знакомство со свойствами предметов. Цвет – учить подбирать к образцу предметы и
картинки такого же цвета, вначале без него, потом с названием. Формирую умение выбирать предмет
по названию цвета, называть основные цвета – красный, синий, белый, черный и т.д., группировать
предметы по цвету: покажи все красное, положи в синюю коробочку все синее и т.п.
4. Форма и величина предметов: закреплять знания детей находить по образцу предметы
одинаковые по форме фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, овал, и др., подбирать геометрические
фигуры одинаковые с образцом по форме и величине. Формировать умение находить геометрические
фигуры
по
их
названию,
сопоставлять
предметы
с
геометрическими
фигурами,
группировать
предметы по форме.
5. Животные (домашние животные – собака, кошка, корова, коза, лошадь). Знакомить с
общими и отличительными свойствами домашних животных, общими и конкретными сведениями о
каждом из животных. Домашние животные и их детеныши.
6. Животные (дикие). Знакомить с общими представлениями: хищные и нехищные, с
общими сведениями.
7. Сравнение животных по групповой принадлежности: домашние – дикие (волк-собака,
лошадь – олень и т.д.).
8. Птицы (домашние и дикие, перелетные и неперелетные)
9. Насекомые. Знакомить с пользой или вредом для людей и растений.
10. Рыбы. (названия, общие преставления).
11. Времена года, их отличительные признаки
12. Месяцы и дни недели.
13. Растения (цветы, деревья, кустарники).
14. Времена года и их отличительные признаки.
15. Люди и их профессии
На основании этих и других знаний об окружающей действительности у детей развивается умение
обобщать
и
дифференцировать
предметы
по
существенным
признакам.
Например,
выделять
лишнюю картинку в сериях: чашка, ложка, тарелка, мишка; лошадь, корова собака, волк; в серии слов
(слова читаются ребенку), например: январь, март, май, осень и т.п.
Богатство и широта представлений ребенка о явлениях природы и общественной жизни, о мире
вещей, созданных руками человека, во многом определяют умственное (как и нравственное) развитие
детей. Из своих представлений об окружающем ребенок черпает сведения, полезные для игр и
занятий, эти представления накладывают отпечаток на его отношение со сверстниками и взрослыми.
Чем правильнее и ярче будут впечатления детей, чем больше они будут знать, тем интереснее и
содержательнее будет их жизнь.