Автор: Осинникова Галина Федоровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СШ №12
Населённый пункт: городской округ - город Камышин
Наименование материала: статья
Тема: "Организация проектного обучения на учебных занятиях технологии как средство социализации и гуманизации образовательного процесса".
Раздел: среднее образование
«Организация проектного обучения на учебных занятиях
технологии как средство социализации и гуманизации
образовательного процесса».
Выполнил:
Осинникова Галина Федоровна,
преподаватель МБОУ СШ №12
городского округа – город Камышин
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….….. 3
Глава 1. СОСТОЯНИЕ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГО -
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…………..……………………6
1.1.
История метода проектов………………………………………….6
1.2.
Проектная деятельность на уроках технологии как способ
развития самостоятельности и творческих способностей
учащихся………………………………………………………….…7
1.3.
Типы творческих проектов
…………………………………..
18
Глава 2. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА
СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ………………………………………………….………….....20
2.1. Социальное проектирование как технология социального
воспитания учащихся……………………………………………………..20
2.2. Анализ педагогического опыта……………………………………. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….. 33
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………36
1
ВВЕДЕНИЕ
"Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади"
Дж. Герберт
Образование является составной частью культуры человека и общества. В
системе
общего
образования
осуществляется
и
технологическая
подготовка
учащихся,
целью
которой
является
формирование
технологической
культуры
и
готовности
к
преобразовательной
деятельности с использованием научных знаний. В осуществлении этой
задачи
особое
место
в
психологии
и
педагогики
отводят
урокам
технологии. Основная особенность, которой, преобладание практической
деятельности, направленная на преобразование предметной реальности.
Трудовая
деятельность
становиться
источником
знаний,
стимулом
познавательных
интересов,
жизненной
потребностью,
что
способствует
формированию
активной
жизненной
позиции,
развитию
логического
мышления,
научному
пониманию
явлений
и
фактов
объективной
реальности.
В последние десятилетия существенно изменились содержание и область
применения понятия «Технология». Они охватывает в настоящее время как
материальный,
духовный,
так
и
социальный
аспект
человеческой
деятельности,
тесно
взаимосвязанные
между
собой.
Технология
определяется как область знаний, методов и средств, используемых для
оптимального
преобразования
и
применения
материи
(материалов),
энергии и информации по плану и в интересах человека, общества, охраны
природы. Технология изучает средства и методы этих преобразований.
Изучение
ее
направлено,
в
конечном
счете,
на
развитие
личности,
ее
преобразующего мышления.
Усвоение
содержания
предмета
«Технология»
должно
позволить
учащимся:
2
-сознательно
и
творче ски
выбирать
оптимальные
с п о с о б ы
преобразовательной деятельности из многих альтернативных подходов с
учетом их последствий для природы, общества и самого человека;
- мыслить системно, комплексно;
-самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении
деятельности;
-непрерывно
овладевать
новыми
знаниями,
применять
их
в
качестве
методов и средств преобразовательной деятельности.
Сегодня во всех сферах общественной жизни и деятельности востребованы
мобильные, инициативные и адаптированные люди, что потребовало, в
свою очередь, пересмотреть взаимоотношение «учитель – ученик».
В
новой
образовательной
парадигме
учащийся
становится
субъектом
познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия.
Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса,
направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных
природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится
активная,
творческая
деятельность
обучающегося,
далекая
от
простой
репродукции.
В Стратегии модернизации образования отмечается, что важными целями
образования стали:
развитие
у
учащихся
самостоятельности
и
способности
к
самоорганизации;
формирование высокого уровня правовой культуры;
развитие
спо собно сти
к
созидательной
д е я т е л ь н о с т и ,
сотрудничеству;
толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог,
искать и находить содержательные компромиссы.
3
Проблемы
индивидуального
подхода
к
учащимся
в
настоящее
время
вызывают живой интерес, поскольку они связаны с повышением качества
обучения,
переориентации
учебного
процесса
на
личность
школьника.
Особенно остро стоит вопрос об учёте индивидуальных различий ребят на
уроках технологии при усвоении ими теоретических сведений, так как оно
протекает в условиях ограниченного времени с ориентацией, как правило,
на возможности среднего ученика. Индивидуального подхода требует и
контроль усвоенных знаний, а также умение применять их при решении
творческих задач и выполнении трудовых заданий.
В
рамках
реализации
таких
видов
деятельности,
как
познавательная,
трудовая, социальное творчество, проблемно – ценностное общение может
широко использоваться проектная деятельность.
Использование
метода
проекта
позволяет
на
деле
реализовать
деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать
знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных
дисциплин на разных этапах обучения.
ГЛАВА 1.СОСТОЯНИЕ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 История метода проектов
Проект (от лат. рrojectus – брошенный вперед, выступающий, выдающийся
вперед)
–
это
уникальная
деятельность,
имеющая
начало
и
конец
во
времени, направленная на достижение заранее определенного результата
(цели), уникального продукта или услуги при заданных ограничениях по
ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню
риска.
Метод творческих проектов это не нечто совершенно новое и неожиданное
в
педагогической
практике. Метод
проектов
возник
еще
в
начале
нынешнего столетия в США Истоки его возникновения связаны с идеями
4
гуманистического
направления
в
философии
и
образовании,
с
разработками американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика
В.Х.
Килпатрика.
Основная
идея,
закладываемая
в
метод
авторами:
обучение
на
активной
основе,
через
целесообразную
деятельность
ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал
обучение
сообразное
личному
интересу
учащегося
в
том
или
ином
предметном знании. «Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их
личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и
должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая
из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой
ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые
еще предстоит приобрести».
«Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с
разработками
американских
педагогов
еще
в
начале
20
века.
Под
руководством
русского
педагога
С.
Т.
Шацкого
в
1905
году
была
организована
небольшая
группа
сотрудников,
пытавшаяся
активно
использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже
при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу.
Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с
тех
пор
до
недавнего
времени
в
России
больше
не
предпринималось
сколько-нибудь
серьезных
попыток
возродить
этот
метод
в
практике».Однако в советское время «в рамках внеурочной общественно
полезной
деятельности
проводились
порой
мероприятия,
по
существу
представляющие собой реализацию проектов»
1.2. Проектная деятельность на уроках технологии как способ
развития самостоятельности и творческих способностей учащихся
5
«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я
научусь...» - эти вечные слова великого Конфуция можно взять в качестве
основного тезиса современного понимания метода проектов.
Проект -
это
совокупность
определенных
действий,
документов,
предварительных
текстов,
замысел
для
создания
реального
объекта,
предмета,
создания
разного
рода
теоретического
продукта.
Это
всегда
творческая деятельность
ПРОЕКТ
В
ОБРАЗОВАНИИ
-
специальным
образом
оформленная
детальная
разработка
определённой
проблемы
(т ех н ол о ги и ),
предусматривающая поиск путей решения возникающих проблем, условий
и способов достижения практического результата.
Е.
С.
Полат
дает
такое
определение
методу
проектов
в
современном
понимании: «…метод»,
предполагающий
«определенную
совокупность
учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную
проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной
п р е з е н т а ц и е й
э т и х
р е з у л ь т а т о в » .
Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда
ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого
метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и
обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для
решения познавательных и практических задач.
Основу метода проектов составляет гуманистический подход к технологии
и
творческая
проектно-технологическая
система
обучения
школьников.
При этом подходе техника создается не для побед, а для разрешения
технологических проблем, улучшающих жизнь человека, обеспечивающих
счастливое
долголетие
ребенка,
сохраняющих
и
умножающих
среду
обитания человека
Цель
данной
технологии -
создать
условия,
при
которых
учащиеся
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных
источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения
6
познавательных
и
практических
задач;
приобретают
коммуникативные
умения,
работая
в
различных
группах;
развивают
исследовательские
умения
(умения
выявления
проблем,
сбора
информации,
наблюдения,
проведения
эксперимента,
анализа,
построения
гипотез,
общения);
развивают системное мышление.
Основой проектной деятельности, прежде всего, является развитие
самостоятельности
учащихся,
гибкая
организации
процесса
обучения.
Учитываются и индивидуальные способности и интересы. При решении
проекта наряду с научной (познавательной) стороной содержания всегда
присутствует
эмоционально
–
ценностная
(личностная),
творческая
сторона. Именно эмоционально – ценностный и творческий компоненты
содержания
определяют,
насколько
значим
для
учащихся
проект
и
насколько самостоятельно он выполнен.
Исходные теоретические позиции технологии проектов
:
1)
в
центре
внимания
–
обучающийся,
содействие
развитию
его
творческих способностей;
2)
образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а
в
логике
деятельности,
имеющий
личностный
смысл
для
обучающегося, что повышает его мотивацию в образовании;
3)
индивидуальный
темп
работы
над
проектом
обеспечивает
выход
каждого обучающегося на свой уровень развития;
4)
комплексный подход в разработке учебных проектов способствует
сбалансированному
развитию
основных
физиологических
и
психических функций обучающегося;
5)
глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет
универсального их использования в разных ситуациях.
Достоинства технологии проектов:
повышение мотивации учащихся в учебе;
7
получение
навыков
самостоятельного
поиска
и
обработки
необходимой информации;
повышение
самооценки
учащихся,
занимающихся
выполнением
проектной работы;
предоставление каждому возможностей самореализации;
развитие творческих способностей;
развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;
воспитание чувства ответственности за проделанную работу.
воспитание чувства самооценки
В
ходе
проектной
деятельности
учащиеся
получают
возможность
развивать универсальные учебные действия:
Поисковые
(умения
самостоятельно
находить
информацию
в
различных источниках, анализировать и передавать её в соответствии
с задачами учебного предмета).
Исследовательские(выдвигать
гипотезы,
устанавливать
причинно-
следственные
связи,
находить
несколько
вариантов
решения
проблемы).
Менеджерские(проектировать
изделие,
планировать
процесс,
анализировать собственную деятельность).
Работать в сотрудничестве(умение оказывать помощь товарищам и
принимать их помощь, следить за ходом совместной работы).
Коммуникативные(умения
вступать
в
диалог,
вести
дискуссию,
задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения).
8
Рефлексивные(умение
оценивать
ход
работы,
оценивать
результат
своей
деятельности
и
деятельности
других,
отвечать
на
вопросы:«Чему
я
научился?»,
«Чему
еще
мне
необходимо
научиться?»)
Презентационные
(выступать
перед
аудиторией,
отвечать
на
вопросы, использовать различные средства наглядности.)
Выполнение
творческого
проекта
—
одна
из
сторон
воспитания.
Оно
нацелено на осознание детьми, подростками, юношеством нравственной
ценности трудового начала в жизни. Материально-ценностное отношение к
труду включает понимание не только общественной, но и личной его
значимости
как
источника
саморазвития
и
условия
самореализации
личности.
При
этом
важным
фактором
становится
сформированная
способность человека испытать радость от процесса и результата труда,
игры интеллектуальных, волевых и физических сил.
Применение
метода
проектов
способствует
возникновению
такого
взаимодействия и отношений школьников между собой, с взрослыми, при
которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности,
не
только
достигаются
запланированные
результаты,
но
и
происходит
развитие
внутреннего
мира
растущего
человека.
Воспитательная
роль
проектирования
зависит
от
отражения
этих
трудовых
отношений
в
духовной жизни учащихся, в преломлении их в мыслях и чувствах, в
широте и глубине волевых усилий личности.
В процессе выполнения проектных заданий учащиеся должны приобрести
различные
умения
(которые
будут,
конечно,
иметь
разные
уровни
успешности
в
зависимости
от
половозрастных
и
индивидуальных
особенностей).
К
ним
относится
осмысленное
исполнение
следующих
умственных и практических действий:
планирования
конечного
результата
и
представления
его
в
вербальной форме, т.е. без ограничения фантазии школьники должны
дать себе и другим развернутый ответ по схеме: «Я хотел бы...»;
9
планирования действий, т.е. определение их последовательности с
ориентировочными
оценками
затрат
времени
на
эт ап ы,
распоряжение бюджетом времени, сил, средств;
выполнения обобщенного алгоритма проектирования;
внесение коррективов в ранее принятые решения;
конструктивного обсуждения результатов и проблем каждого этапа
проектирования,
формулирования
конструктивных
вопросов
и
запросов
о
помощи
(советы,
дополнительная
информация,
оснащение и др.);
выражения
замыслов,
конструктивных
решений
с
помощью
технических рисунков, схем, эскизов, чертежей, макетов;
самостоятельного поиска и нахождения необходимой информации;
составления
схемы
необходимых
расчетов
(конструктивных,
технологических, экономических), представления их в вербальной
форме;
оценивания результата работы по достижению запланированного, по
объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;
оценивания проектов, выполненных другими;
понимания критериев оценивания проектов и их защиты, процедуры
публичной защиты проектов;
конструирования
представлений
о
профессиональной
проектной
деятельности, индивидуальности проектировщика, проявляющейся в
результате, готовом изделии;
расшифровывания
замысла,
идей,
решений
проектировщика
по
«посланию» («знаку», «смыслу»), которым является готовое изделие,
появившиеся на рынке.
Любая
деятельность
состоит
из
следующих
элементов:
потребность
-
мотив - цель - задача - действия - операции.
10
Логика
построения
деятельности
учащихся
при
выполнении
проектов
должна соответствовать общей структуре проектирования.
На этой основе выделили основные этапы проектной деятельности:
организационно-подготовительный
технологический
заключительный
Н а организационно-подготовительном
этапе
перед
школьниками
ставится
проблема - осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности
человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить зачем и
почему им надо выполнить проект, каково его значение в их жизни и жизни
общества,
какова
основная
задача
предстоящей
работы.
Перед
ними
ставится
цель
-
получение
в
итоге
деятельности
полезного
продукта,
который может носить как социальный, так и личностный характер. На
этом этапе учащиеся обобщают изученный материал, тем самым включая
его в общую систему своих знаний и умений.
Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии
изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия как: подбор
инструментов
и
оборудования,
определение
последовательности
технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления
изделия.
Средствами
деятельности
выступают
их
личный
опыт,
опыт
учителей, родителей, а также все рабочие инструменты и приспособления,
которыми
пользуются
учащиеся
при
разработке
проекта.
Результатами
деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений и
готовые графические документы. На протяжении этого этапа школьники
производят самоконтроль и самооценку своей деятельности.
Н а технологическом
этапе
учащийся
выполняет
технологические
операции, корректирует свою деятельность, производит самоконтроль и
самооценку
работы.
Цель
-
качественное
и
правильное
выполнение
трудовых операций. Предмет деятельности - создаваемый материальный
продукт,
знания,
умения
и
навыки.
Средства
-
инструменты
и
11
оборудование, с которыми работает учащийся. Результат - приобретение
знаний,
умений
и
навыков.
Законченные
технологические
операции
являются
промежуточным
результатом
деятельности
учащихся
на
этом
этапе.
Н
а заключительном
этапе
происходит
окончательный
контроль,
корректирование
и
испытание
проекта.
Учащиеся
производят
экономические
расчеты,
маркетинговые
исследования,
анализируют
проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели,
каков результат их труда. В завершение всего учащиеся защищают свой
проект (изделие, реферат) перед одноклассниками.
Взаимодействие учителя и обучающихся в образовательном процессе
Стадии
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающегося
1.
Разработка
проектного задания
1.1. Выбор темы
проекта
Учитель отбирает
возможные темы и
предлагает их
учащимся
Обсуждают и
принимают общее
решение по теме
Учитель предлагает
учащимся совместно
отобрать тему проекта
Группа учащихся
совместно с учителем
отбирает темы и
предлагает классу для
обсуждения
Учитель участвует в
обсуждении тем,
предложенных
обучающимися
Самостоятельно
подбирают темы и
предлагают классу для
обсуждения
1.2.
Выделение
подтем в темах
проекта
Педагог
предварительно
вычленяет подтемы и
предлагает учащимся
для выбора
Каждый выбирает себе
подтему или
предлагает новую
Педагог принимает
участие в обсуждении с
учащимися подтем
проекта
Активно обсуждают и
предлагают варианты
подтем. Каждый
выбирает одну из них
12
для себя (т.е. выбирает
себе роль)
1.3.
Формирование
творческих групп
Педагог проводит
организационную
работу по объединению
учащихся, выбравших
себе конкретные
подтемы и виды
деятельности
Обучающиеся уже
определили свои роли
или группируются в
соответствии с ними в
малые команды
1.4.
Подготовка
материалов к
исследовательской
работе
Если проект объемный,
то педагог заранее
разрабатывает задания,
вопросы для поисковой
деятельности и
литературу
Отдельные
обучающиеся средних
и старших классов
принимают участие в
разработке заданий.
Вопросы для поиска
ответа могут
вырабатываться в
командах с
последующим
обсуждением классом
1.5.
Определение
форм выражения
итогов проектной
деятельности
Педагог принимает
участие в обсуждении
Обучающиеся в
группах, а затем в
классе обсуждают
формы представления
результатов
исследовательской
деятельности:
видеофильм, альбом,
натуральные объекты;
мероприятия (мастер-
классы, праздники и
др.)
2.
Разработка проекта
Педагог консультирует,
координирует работу
учащихся, стимулирует
их деятельность
Осуществляют
поисковую
деятельность
3.
Оформление
результатов
Педагог консультирует,
координирует работу
учащихся, стимулирует
их деятельность
Вначале по группам, а
потом во
взаимодействии с
другими группами
оформляют результаты
в соответствии с
принятыми правилами
4.
Презентация
Педагог организует
Докладывают о
13
экспертизу (например,
приглашает в качестве
экспертов старших
школьников или
параллельный класс,
родителей и др.)
результатах своей
работы
5.
Рефлексия
Оценивает свою
деятельность по
педагогическому
руководству
деятельностью
обучающихся,
учитывает их оценки
Осуществляют
рефлексию процесса,
себя в нем с учетом
оценки других.
Желательна групповая
рефлексия
Критериями оценки являются достижение и цели проекта, и достижение
надпредметных
целей
(что
представляется
более
важным),
которые
обеспечивает проектное обучение.
Результат. Если цели проекта достигнуты, то можно рассчитывать на
получение
качественно
нового
результата,
выраженного
в
развитии
познавательных
способностей
учащегося
и
его
самостоятельности
в
учебно- познавательной деятельности.
Правила успешности проектной деятельности:
1.
В команде нет лидеров. Все члены команды равны
2.
Команды не соревнуются.
3.
Все члены команды должны получать удовольствие от общения с
другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание
4.
Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в
себе.
5.
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее
дело. Не должно быть так называемых «спящих партнёров»
6.
Ответственность за конечный результат несут все члены команды,
выполняющие проектное задание
14
К списку правил работы внутри группы при системном использовании
проектного метода необходимо добавить важность ротации – перемещения
членов команды по разным позициям в процессе получения результатов по
проектам. Например, освоение позиции докладчика во время презентации
проекта,
главного
оформителя
проектной
документации,
аналитика
собранной документации, составителя портфолио - папки документов.
Ограничения в использовании технологии:
низкая
мотивация
преподавателей
к
использованию
данной
технологии;
низкая мотивация учащихся к участию в проекте;
низкий
уровень
сформированности
у
школьников
умений
исследовательской деятельности;
нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов
работы над проектом.
Основные требования к проектной деятельности:
наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/
задачи, требующей исследовательского поиска для ее решения;
практическая
теоретическая,
познавательная
значимо сть
предполагаемых результатов;
самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность;
структурирование
содержательной
части
проекта
(с
указанием
поэтапных результатов);
использование исследовательских методов: определение проблемы,
вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их
решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных
15
результатов,
анализ
полученных
данных,
подведение
итогов,
корректировка,
выводы
(использование
в
ходе
совместного
исследования
методик
«мозгового
штурма»,
«круглого
стола»,
статистических методов, творческих отчетов, просмотров, пр.)
При
определении
содержания
проектного
обучения
принципиально
важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор
объектов проектирования.
Индивидуальный подбор специальных проектных заданий способствует
оценке знаний и умений учащихся, позволяет оптимально организовать их
последующую завершённую самостоятельную работу соответствующую
возрастным
возможностям
в различных
видах
деятельности
с
целью
выявления индивидуальных интересов и предпочтений учащихся.
Важным требованием при отборе творческих проектов является:
-
Общественно
полезная
ценность
объекта
проектирования
может
включать
в
себя
значимость
по
удовлетворению
запросов
школьника,
семьи, общества, школы или просто рынка.
-
Учет
возможностей
и
интересов
учителя,
материально-технических
ресурсов школьных мастерских предполагает подбор проектов с позиции
возможностей и интересов учителя технологии и наличие материальной
базы.
- Обеспечение эргономических и безопасных условий труда содержит в
себе
комплекс
требований:
выбранный
проект
должен
обеспечивать
безопасные условия работы учащихся.
1.4.
Типы проектов
Существуют следующие типы проектов:
Исследовательские
-
эти
проекты
полностью
подчинены
логике
исследования
и
имеют
структуру,
приближенную
или
полностью
совпадающую с подлинным научным исследованием.
16
Творческие - такие проекты, как правило, не имеют детально прорабо-
танной
структуры
совместной
деятельности
участников,
она
только
намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата,
обусловленной
этим
жанром
и
принятой
группой
логике
совместной
деятельности, интересам участников проекта.
Ролевые, игровые - в таких проектах структура также только намечается и
остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя
определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо
вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень
высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево-
игровая.
Ознакомительно-ориентировочные
(информационные)
- этот
тип
проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте,
явлении;
предполагается
ознакомление
участников
проекта
с
этой
информацией,
её
анализ
и
обобщение
фактов,
предназначенных
для
широкой
аудитории.
Такие
проекты
часто
интегрируются
в
исследовательские проекты и становятся их модулем.
Практико-ориентированные (прикладные) - эти проекты отличает чётко
обозначенный с самого начала результат деятельности его участников.
Причём этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы
самих
участников.
Такой
проект
требует
тщательно
продуманной
структуры,
даже
сценария
всей
деятельности
его
участников
с
определением функций каждого из них, чётких выводов, т.е. оформления
результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении
конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация коорди-
национной
работы
в
плане
поэтапных
обсуждений,
корректировки
совместных
и
индивидуальных
усилий,
в
организации
презентации
17
полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а
также систематической внешней оценки проекта.
Социальные
- это
модель
предлагаемых
изменений
в
ближайшем
социальном окружении в виде:
а)
словесного
описания
предполагаемых
действий
по
осуществлению
указанных изменений;
б)графического изображения (чертежей, схем и т.д.)
в)
числовых
показателей
и
расчетов,
необходимых
для
осуществления
планируемых действий.
ГЛАВА 2. Условия эффективного применения метода социального
проектирования в образовательном процессе
2.1. Социальное проектирование как технология социального
воспитания учащихся
Большое
значение
в
обеспечении
формирования
гражданской
позиции
школьников,
ценностного
отношения
к
окружающему
социуму
имеет
социальное проектирование.
Социальное проектирование – это способ выражения идеи улучшения
окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их
достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической
реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для
социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет
воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я
– концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального
взаимодействия с миром взрослых.
Под социальным проектированием понимается деятельность:
социально значимая, имеющая социальный эффект;
18
результатом которой является создание реального (но не обязательно
вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое
значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;
задуманная, продуманная и осуществленная подростком;
в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие
с миром, с культурой, с социумом;
через которую формируются социальные навыки подростка.
Цель социального проектирования:
-
привлечение
внимания
воспитанников
к
актуальным
социальным
проблемам местного сообщества;
-включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по
разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся;
Основные задачи социального проектирования:
- повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения
дополнительной информации;
- формирование социально- личностных компетенций: навыки «разумного
социального»
поведения
в
сообществе,
совершенствование
полезных
социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности,
расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов
и т.п.), социальная мобильность и т.д.;
- закрепление навыков работы в команде.
Социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную
практику и социальный проект.
Под социальной пробой понимают такой вид социального взаимодействия, в
ходе
которой
подросток
получает
и
присваивает
информацию
о
социальных
объектах
и
явлениях,
получает
и
осознает
опыт
своего
социального взаимодействия.
Социальная
практика
–
это,
во-первых,
процесс
освоения,
отработки
социа льных
навыков
и,
во-вторых,
познание
не
в н е ш н е й ,
19
демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а
внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.
Социальный проект – наиболее сложный тип социального проектирования.
Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта
нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем окружении,
социально
значимого
продукта.
Этот
продукт
деятельности
является
средством
разрешения
противоречия
между
социальной
трудностью,
проблемой,
воспринимаемой
как
лично
значимая,
и
потребностью
личности, а сама деятельность – мостом, связывающим социум и личность.
Объектом
деятельности
в
ходе
социального
проектирования
могут
выступать:
социальные явления;
социальные отношения (отношения к детям, к старикам, к животным и др.)
социальные институты;
социальная среда: ландшафт в целом, социальный ландшафт.
Субъектами социальной
пробы,
практики
и
проекта
становятся
подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование.
Основные требования к социальному проекту:
1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это
характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации
по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых
результатов каждого этапа.
2. Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть
соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
3. Последовательность
и
связность
–
логика
построения
частей,
которые
обосновывают
друг
друга.
Цели
и
задачи
напрямую
вытекают
из
поставленной проблемы. Бюджет
опирается на описание ресурсов и
сочетается с планом.
20
4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта,
подход
к
решению
проблемы
оказались
не
случайными,
а
являются
следствием
работы
авторов
по
осмыслению
ситуации
и
оценки
возможностей воздействия на нее.
5. Компетентность
автора
и
персонала
–
адекватное
выражение
осведомленности
авторов
в
проблематике,
средствах
и
возможностях
решения вопроса.
6. Жизнеспособность
–
определение
перспектив
развития
проекта
в
дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он
может быть продолжен.
Ожидаемые результаты:
1. Повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять
личное
практическое
участие
в
улучшении
социальной
ситуации
в
местном сообществе.
2. Готовность
органов
местного
самоуправления
выслушать
доводы
воспитанников и принять их предложения по улучшению социальной
ситуации.
3. Реальный вклад учащихся в изменение ситуации в местном сообществе.
4. Положительные изменения в сознании детей и подростков, повышение
уровня общей культуры воспитанников.
5. Наличие
у
членов
проектных
групп
сформированных
навыков
коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами
реального социального дела.
6. Изменение общественного мнения, увеличение числа жителей, готовых
лично
включиться
в
практическую
деятельность
по
улучшению
социальной ситуации в местном сообществе.
2.2. Анализ педагогического опыта
21
Хочу
поделиться
опытом
применения
метода
социального
проектирования на занятиях технологии.
Работу по внедрению проектного метода обучения я начала много лет
назад. Изучила много литературы по проектному методу и на основе всех
изученных материалов выбрала свой, наиболее приемлемый, именно для
условий нашей школы, метод проектного обучения.
Я
работаю
в
специализированной
школе,
в
которой
сформированы
военно – инженерные классы. Широко практикуется такое движение, как
наставничество,
поэтому
основной
упор
в
обучении
и
воспитании
направлен на формирование патриотизма, на сохранение преемственности
поколений.
Социальный
проект
в
таких
условиях
приобретает
особое
значение.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического
воспитания:
идея
воспитания
патриотизма
и
гражданственности,
приобретая
все
большее
общественное
значение,
становится
задачей
государственной
важности.
Современные
исследователи
в
качестве
основополагающего
фактора
интеграции
социальных
и
педагогических
условий
в
патриотическом
и
гражданском
воспитании
дошкольников
рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент
делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой
Родины.
Темы проектов, выполняемые совместно с обучающимися нашей школы,
определяются
необходимостью создания
особого
психологического
пространства для развития детей, интересного и понятного им, в котором
происходят процессы самопознания, самоопределения. Необходимо, чтобы
происходило участие
ребенка
в
проекте
в
соответствии
с
его
способностями
и
интересами,
создавались
условия
для
творческого
развития каждого ребенка.
Одной из задач, которые стоят передо мной, учителем технологии,
является формирование такой личности, которая будет обладать системой
22
знаний,
практических
умений
и
навыков
в
общественно
значимой
деятельности.
Приведу
примеры
некоторых
проектов,
выполненных
учащимися
старших классов.
Творческий проект «Теремок»
выполнен
ученицей
10в
класса
Далиденок Юлией.
В нашей школе существует хорошая традиция – наставничество.
Учащиеся 9-10-11 классов шествуют над малышами 1-4 классов.
Старшеклассники проводят с ребятами занятия по строевой подготовке в
военных классах, классные часы и внеклассные мероприятия.
Выбирая тему проекта, Юля решила не нарушать традицию и сделать что –
то полезное для малышей, которые занимаются в группе продленного дня в
нашей школе. Ведь кроме учебы им очень хочется еще и отдыхать!
Что малыши любят больше всего? Конечно же, играть!Для детей игра – не
просто веселье, это нечто более важное. Играя, дети учатся жить,
осознавать самих себя и свое место в этой жизни.
Цель
данного
проекта:
разнообразить
досуг
младших
школьников
из
группы продленного дня.
Задачи
проекта:
изготовить
домик
–
трансформер,
а
т ак же
совершенствовать навыки рукоделия.
Задача
проекта
оказалась
интересной
и
непростой,
так
как
ничего
аналогичного
в
литературе
и
Интернет
–
ресурсах
не
нашлось.
Практически
все
приходилось
придумывать
и
разрабатывать
самостоятельно. Мне, как руководителю проекта, приходилось помогать
решать проблемы, возникающие по ходу выполнения работы. А именно,
выбор
конструкционных
материалов,
способы
крепления
отдельных
деталей между собой, укрепление порожка домика, крепление двери и т. д.
Работа оказалась настолько увлекательной, что не оставила равнодушными
и
других
учащихся.
Многие
проблемы
решались
коллективно,
часто
23
применялся
метод
«мозгового
штурма»,
который
давал
правильное
решение возникшего затруднения.
Несколько месяцев работы позволили добиться прекрасного результата.
24
Дом – трансформер, который легко собирался и разбирался с помощью
замков «молний» и «липучки», был готов.
Радости младших школьников не было предела.
25
Цели проекта были достигнуты: ребята приобрели прекрасное
развлечение, которое позволит не просто разнообразить досуг, но и
развивать навыки коммуникации.
Итогом
совместной
проектной,
исследовательской,
деятельности
учителя и учеников стал проект «Масленица», выполненный учащимися
11в класса.
Цель проекта: возрождение и сохранение традиций русской культуры,
воспитание чувства патриотизма у младших школьников.
Задачи проекта:
познакомить младших школьников с обрядовыми традициями,
организовать конкурс «Ах, блинок, блинок, блинок»
провести праздник, соблюдая традиции (игры, конкурсы, сжигание
чучела»)
Данный
проект
стал
коллективным
проектом,
так
как
в
него
были
вовлечены другие учителя, родители, общественность.
26
Учащиеся
–
старшеклассники
провели
исследование
о
русских
традициях и обрядах, подготовили презентации и выступили с ними перед
младшими школьниками, изготовили сувениры и чучело «Масленицы»,
разработали сценарий праздника.
В этом празднике приняло участие более двухсот человек
Цели и задачи проекта были достигнуты:
Продолжилось знакомство детей с народными традициями
.
Продолжилось воспитание гармоничных личностей на народных
традициях.
Формировались и развивались навыки научной и творческой работы.
Развитие патриотических чувств.
Развитие самостоятельности детей на основе желания самих детей.
Воспитывалось чувство ответственности за порученное дело.
Развивался эстетический вкус, положительные эмоции, здоровый
оптимизм.
Произошло приобщение к полезной деятельности.
27
Проект «Чаепитие» выполнен ученицей 10б класса Рыльцевой Марией
Цель проекта: оформление интерьера кухни в кабинете «Технология» .
Задачи проекта:
совершенствовать навыки рукоделия в технике «кинусайга»,
изготовить панно «Чаепитие»
украсить интерьер кабинета «Технология»
К
этому
проекту
присоединилась
ученица
10б
класса
Керяшева
Анастасия. Картины украсили интерьер школьной столовой.
Для
кухни
кабинета
«Технологии»
было
изготовлено
панно
«Подсолнухи».
28
В
настоящее
время
работа
над
этим
проектом
продолжается.
К
нему
присоединились учащиеся 8в класса. Они изготавливают серию картин,
которые украсят стены школьной столовой.
Итогом работы учителей и учащихся 11а класса в этом учебном году стал
проект «Патриотизм зажигает сердца».
Актуальность темы:
создание особого психологического пространства для развития детей из
детского дома, интересного и понятного им, в котором происходят
процессы самопознания самоопределения;
воспитание патриотизма;
участие ребенка в проекте в соответствии с его способностями и
интересами;
создание условий для творческого развития каждого ребенка;
Цель проекта: способствовать развитию гражданских чувств, чувства
любви к Родине, родному краю.
В
рамках
этого
проекта
ученицы
11а
класса
под
моим
руководством
изготовили гимнастерки для воспитанников детского дома.
29
Реализованный
проект способствовал
сплочению
детско-взрослого
коллектива
двух
учреждений:
школы
и
детского
дома.
Отобранный
материал оказал благоприятное влияние на всех участников проекта. Так,
перемены в детях отметили и воспитатели, и педагоги. Воспитанники
стали внимательнее относиться к людям старшего поколения, ветеранам
Великой
Отечественной
войны;
сформирован
устойчивый
интерес
к
изучению
славного
прошлого
своей
страны,
города;
наблюдается
позитивное отношение к Вооруженным Силам, к традициям российского
воинства. Можно с уверенностью сказать, что реализация данного проекта
способствовала
приобщению
детей
к
гражданским
ценностям
России,
развитию духовности и нравственности, предупреждению асоциального
поведения,
исключению
равнодушия
и
безразличия.
Тем
самым
были
расставлены
эстетические
и
нравственные
ориентиры
на
пути
подрастающего поколения, во многом утраченные в современной жизни.
Учащимися школы под моим руководством осуществлялись многие другие
проекты, имеющие социальную направленность:
«Русские сладости»
«Котопес»
«Веселая Пасха»
«Новогодний букет» и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
30
Анализ содержания деятельности учащихся при выполнении проектных
заданий, имеющих социальную направленность, позволяет сделать вывод о
том, что данная деятельность содержит в себе большие возможности для
развития творческих способностей личности, формирования гражданской
позиции
школьников.
При
этом
осуществляется
процесс
социализации
образовательного
процесса, активизируется
внутренняя
мотивация
учащихся,
повышается
уровень
самостоятельности
школьников,
их
толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.
Достигаются цели:
- происходит привлечение внимания учащихся к актуальным социальным
проблемам школы, города, общества;
-старшеклассники включаются в реальную практическую деятельность,
результат
которой
приносит
реальную
пользу,
является
социально
-
значимым продуктом;
Выполняются основные задачи:
-
повышается
общий
уровень
культуры
детей
и
подростков
за
счет
получения дополнительной информации;
- формируются социально- личностные компетенции: навыки «разумного
социального»
поведения
в
сообществе,
совершенствование
полезных
социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности,
расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов,
поиск источников финансирования проектов, поиск спонсоров проектов и
т.п.), социальная мобильность и т.д.;
- приобретаются и закрепляются
навыки работы в команде, так как в
одиночку
выполнение
проекта,
имеющего
социальную
значимость,
практически невозможно.
- развиваются умения и навыки самих учащихся, совершенствуются х
творческие
способности.
Создавая
изделия,
учащиеся
разрабатывают
инструкционные карты, которые могут использоваться в дальнейшем как
дидактический материал.
31
-
во время выполнения проектов учащимися создаются и дидактические
средства
обучения
с
помощью
компьютерных
технологий.
В
учебной
мастерской
собраны
творческие
работы
учеников
и
фильмотека
презентаций проектов .
Я
стараюсь
привить
детям
терпимость,
упорство.
Учу
детей
быть
самостоятельными, чтобы подготовить их к взрослой жизни.
Результаты моего труда появились постепенно: дети стали проявлять
интерес к тому, что мы делаем и не жалели ни времени, ни усилий на
выполнение довольно сложных проектов.
Работы моих учеников стали завоевывать дипломы и грамоты на
различных
конкурсах
и
выставках
детского
творчества
от
школьного
уровня до областного. Так, Далиденок Юлия (проект «Теремок») заняла
первое место в городском фестивале проектов, стала дипломантом Iстепени
во всероссийском конкурсе «Педагогический проект» .
Керяшева
Анастасия
заняла
второе
место
в
муниципальном
туре
Всероссийской олимпиады по технологии (проект «Подсолнухи»), заняла
второе место в областном конкурсе декоративно – прикладного творчества
«Диво дивное» .
Защита проекта «Патриотизм зажигает сердца» проходила в рамках
конкурса «Ученик года 2016», Отличная защита проекта позволила
учащемуся нашей школы Агину Александру занять первое место в
престижном конкурсе.
В заключении обобщения опыта по проблеме использования проектной
технологии социальной направленности в системе учебных занятий по
технологии делаю следующие выводы:
1. Необходимость
применения
данной
методики
в
современном
школьном
образовании
обусловлено
очевидными
тенденциями
в
образовательной
системе
к
более
полноценному
развитию
личности
учащегося, его подготовки к реальной деятельности.
32
2. Данная
методика
находит
все
более
широкое
применение
при
обучении
учащихся,
что
обусловлено
ее
характерными
особенностями,
описанными выше.
3. Применение
данной
методики
даёт
результаты
на
всех
этапах
обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность методики
отвечает
основным
психологическим
требованиям
личности
на
любом
этапе её развития.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти,
2006.
2.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
3.
5. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной
деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9.
4.
Поливанова К.Н. «Проектная деятельность школьников».
Просвещение,2008
5.
Понамарёва Н.А. Технология. Проектная деятельность. Волгоград, 2013.
6.
Викторова Т.Б. Социальное проектирование – социальное действие.
Дополнительное образование. №1, 2006.
7.
Колчина М.С. Социальный проект как средство развития гражданского
сознания учащихся. Дополнительное образование. №8, 2004
8.
Сбитнева В.Б. Возможности методики социального проектирования в
формировании лидерской позиции подростков. Внешкольник. №12,
2006
33
34