Напоминание

"Вокальная музыка"


Автор: Акользина Светлана Сергеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа №17"
Населённый пункт: г. Ачинск Красноярского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Вокальная музыка"
Раздел: среднее образование





Назад





Тема урока
:
«Вокальная музыка»

«Россия, Россия, нет слова красивей…»
.
Цель
: Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности в вокальной музыке, литературе, живописи.
Задачи урока:
 Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в природе и искусстве;  Развитие слушательской и исполнительской культуры, умений наблюдать за отдельными явлениями жизни и искусства, участвовать в коллективной деятельности.
Тип урока:
комбинированный
Планируемые результаты изучения:
Знать основные жанры вокальной народной и профессиональной музыки. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.
Музыкальный

материал:
С. Рахманинов «Концерт для фортепиано с оркестром», «Вокализ»; В. Локтев «Песня о России».
Художественный

материал:
В. Белов «Тихая моя родина»;

И. Левитан «Стога. Сумерки». 1
Ход урока.
I. Организационная часть.
Музыкальное приветствие. Повторить основные моменты предыдущего урока. Ответить на вопросы: Что роднит музыку с литературой? Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
II. Основная часть.

1. Актуализация знаний
Вступительная беседа: - «Россия, какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то» С. Есенин - Так о России писал С. Есенин. - Какие стихи, песни, пословицы о России Вы знаете? -
Ответы уч-ся:
«Моя Россия» муз. Струве, «Вниз по матушке по Волге» рус.нар.п., «С чего начинается Родина» В. Баснер. Родной край – сердцу рай. Нет в мире краше Родина нашей. Родная земля и в горсти мила. - Писатели, композиторы, художники трепетно воспевают образ Отчизны, Родины-матери. Именно произведения искусства помогают нам почувствовать и понять свое отношение к Родине, учат бережно относиться к природе, сохранять культуру своего народа. - А что каждому из вас представляется, когда произносят слово Россия?
- Ответы уч-ся
: наша страна, столица России – Москва, родной дом, двор, улица, город, поля, леса родители, друзья…
2. Формулирование темы урока.
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия.
- Ответы уч-ся:
Россия – наша родина. - Сегодня тема нашего урока:
«Россия, Россия, нет слова красивей…»
Говорить мы будем о музыке, которая поможет нам создать этот портрет.
(Слайд 4)
- Кто может объяснить, что такое вокальная музыка? -
Ответы уч-ся:
Вокальная музыка — это музыка для голоса, предназначенная для пения. - З а п и ш и т е о п р е д е л е н и е :
В о к а л ь н а я

м у з ы к а



э т о

с и н т е з

(взаимопроникновение) музыки и литературы.
- Какие вокальные жанры не могут существовать без литературы? -
Ответы уч-ся:
Песня, романс, кантата, опера. 2

Планирование деятельности.
- А теперь давайте составим план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось.
(Слайд 5)
В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?  Прочитать отрывок из рассказа В. Белова «Тихая моя родина…»;  Выяснить в чем проявляется музыкальность лирического размышления;  Сравнить литературное произведение с пейзажем И.Левитана «Стога. Сумерки»;  Послушать произведение русского композитора;  Повторить и дать определение песне (жанру вокальной музыки).
3. Работа над новым материалом.

Задание 1:
Прочитать отрывок из рассказа В. Белова «Тихая моя родина…»;
-
Прочитайте отрывок из рассказа В. Белова «Тихая моя родина…»
(Слайд 6)

Чтение отрывка.

Задание

2:
Выяснить в чем проявляется музыкальность лирического размышления; - В чем же проявляется музыкальность лирического размышления писателя? Найдите музыкальные термины в его тексте. -
Ответы

уч-ся:
Этот рассказ о природе, она наделена человеческими свойствами – близка музыке, в которой мы не видим человека, но чувствуем его присутствие. Весь текст о тишине, и в то же время он наполнен звуками. Здесь все звучит, дышит музыкой. - Писатель создает такой художественный образ, который раскрывает его чувство Родины, высокое и бережное отношение к ней (тихая моя родина). Рассказ о березе, которая является символом родины – всего красивого, что связано с образом матери, земли, природы России, и несёт в себе патриотическую идею. 
Задание 3:
Сравнить литературное произведение с пейзажем И.Левитана «Стога. Сумерки».
(Слайд 7)
- Рассмотрите, пожалуйста, картину И. Левитана и определите её эмоциональное содержание. Созвучна ли эта картина с отрывком из рассказа Василия Белова? -
Ответы уч-ся:
Картина изображает тишину и покой, как и в рассказе Белова, но чувствуется некоторая тревожность. - И. Левитан за полчаса на листе картона набросал пейзаж с полем, стогами сена, полоской леса на горизонте и луной в ночном небе. Картина “ Стога. Сумерки ”, относится к последнему периоду жизни художника, и принадлежит к числу его лучших творений. Однако добиться нужного эффекта было не так просто. Художнику 3
пришлось долго работать, чтобы придать этому, казалось бы, незамысловатому сюжету большую выразительность. И, в конце концов, Левитан блистательно справился с задачей. Картина безупречна во всех отношениях — по композиции, колориту, богатой и сложной фактуре.
Задание 4:
Послушать произведение русского композитора; - Как вы считаете, музыкой какого русского композитора можно озвучить этот литературный фрагмент и картину? (предположения детей).
(Слайд

8)
Звучит фрагмент знакомого произведения
С.

Рахманинова

«Концерт

№3»
(Учащиеся называют композитора). - Максим Горький о нем говорил: "Как хорошо он слышит тишину!” С. Рахманинов родился 1 апреля 1873г. в имении Онега Новгородской губернии, умер 28 марта 1943 года в Беверли Хилс, США. Русский композитор, пианист-виртуоз, дирижер. С 4-х лет обучался музыке. Занималась с ним его мама. Успешно Рахманинов окончил Московскую консерваторию. Много выступал с концертами. Горячо поддерживал революцию 1917 года, но не понял ее, поэтому уехал за границу. Жил в Париже, Швейцарии, Нью-Йорке. С 1935г. окончательно поселился в США. Он завоевал славу величайшего пианиста мира. - Сейчас прозвучит прекрасное произведение Рахманинова, которое композитор написал специально для пения, но без слов, и назвал его «Вокализ».
(Слайд 9)

(французское vocalize, от латинского vocalis - гласный звук, звучащий, поющий),

специальное упражнение для голоса, исполняемое без слов, на гласный звук.

Основное назначение вокализа - способствовать развитию певческой

техники, подвижности и выразительности голоса.

Однако

встречаются

вокализы, имеющие большое художественное значение.
Свой «Вокализ» Рахманинов посвятил великой русской певице Антонине Васильевне Неждановой.
(Слайд 10)
Сама певица вспоминала: «Все его произведения отличаются глубиной чувств, а также проникновенностью. Слушая их, всегда испытываешь необычайно сильный душевный трепет. В его романсах много лирики, подлинного чувства поэзии, правды и искренности, равнодушно петь их нельзя… Он написал для меня и посвятил мне чудесный «Вокализ». Это произведение, написанное с большим художественным вкусом, знанием, произвело сильное впечатление. Когда я высказала ему свое сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал: «Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить все лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами». Давайте послушаем выразительные интонации голоса исполнительницы, и вы поделитесь своими впечатлениями о произведении, какие чувства и мысли вызывает у вас музыка, и как развивается содержание музыки?
Слушание «Вокализ».
После обсуждения учащиеся приходят к выводу: произведение исполняется без слов, но понятно, что это рассказ о чем-то близком и дорогом, музыка наполнена трепетным чувством любви человека к миру, к Родине. 4

III. Осмысление и закрепление знаний.

Задание 5:
Повторить и дать определение песне (жанру вокальной музыки). -Ребята, а какой самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества? - Песня. - Запишите определение:
Песня



это

исток

и

вершина

музыки.

Она

неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации.
- На примере этого жанра можно найти сходство и отличительные особенности между литературной речью и речью музыкальной. Мысль о Родине находит свое воплощение и в песенном творчестве современных композиторов.
(Слайд 11)
Давайте познакомимся с песней В. Локтева на слова О. Высоцкой «Песня о России». Прочтите ее и скажите, если бы вы были композиторами, то какую музыку вы написали бы на эти слова? -
Ответы

уч-ся:
мелодичную, напевную, светлую, задушевную, плавную, свободолюбивую… - А теперь мы ее послушаем и поделимся своими впечатлениями.
(Слайд 12)
- Какой образ России создают авторы в песне? (Рассуждения учащихся и разучивание слов песни) - У каждого свое понимание Родины: это и милые сердцу уголки природы, и отчий дом, и колыбельные песни мамы, место, где человек родился и вырос. Все проходит. Остается Родина. То, что не изменит никогда. С ней живут любя, страдая, радуясь, Падая и поднимаясь ввысь… И еще немало будет пройдено, Коль зовут грядущие пути, Но светлей и чище слова “Родина”, Людям никогда не обрести.
IV. Подведение итогов.
- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать?
(Слайд 13)
- Что самое главное необходимо запомнить с урока? Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка). 5


В раздел образования