Автор: Акользина Светлана Сергеевна Должность: учитель Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа №17" Населённый пункт: г. Ачинск Красноярского края Наименование материала: методическая разработка Тема: "Вокальная музыка" Раздел: среднее образование
«Россия, Россия, нет слова красивей…» .
Цель : Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в
произведениях искусства, в частности в вокальной музыке, литературе, живописи.
Задачи урока:
Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в природе и
искусстве;
Развитие
слушательской
и
исполнительской
культуры,
умений
наблюдать
за
отдельными
явлениями
жизни
и
искусства,
участвовать
в
коллективной
деятельности.
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты изучения:
Знать основные жанры вокальной народной и профессиональной музыки.
Проявлять
личностное
отношение
при
восприятии
музыкальных
произведений,
эмоциональную отзывчивость.
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.
Музыкальный
материал: С. Рахманинов «Концерт для фортепиано с оркестром»,
«Вокализ»; В. Локтев «Песня о России».
Художественный
материал: В. Белов «Тихая моя родина»;
И. Левитан «Стога.
Сумерки».
1
Ход урока.
I. Организационная часть.
Музыкальное приветствие.
Повторить основные моменты предыдущего урока. Ответить на вопросы: Что
роднит музыку с литературой? Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний
Вступительная беседа:
- «Россия, какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее что-то»
С. Есенин
- Так о России писал С. Есенин.
- Какие стихи, песни, пословицы о России Вы знаете?
-
Ответы уч-ся: «Моя Россия» муз. Струве, «Вниз по матушке по Волге»
рус.нар.п., «С чего начинается Родина» В. Баснер.
Родной край – сердцу рай. Нет в мире краше Родина нашей. Родная земля и в
горсти мила.
-
Писатели,
композиторы,
художники
трепетно
воспевают
образ
Отчизны,
Родины-матери.
Именно
произведения
искусства
помогают
нам
почувствовать
и
понять свое отношение к Родине, учат бережно относиться к природе, сохранять
культуру своего народа.
- А что каждому из вас представляется, когда произносят слово Россия?
- Ответы уч-ся : наша страна, столица России – Москва, родной дом, двор,
улица, город, поля, леса родители, друзья…
2. Формулирование темы урока.
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия.
- Ответы уч-ся: Россия – наша родина.
- Сегодня тема нашего урока: «Россия, Россия, нет слова красивей…» Говорить
мы будем о музыке, которая поможет нам создать этот портрет. (Слайд 4)
- Кто может объяснить, что такое вокальная музыка?
- Ответы уч-ся: Вокальная музыка — это музыка для голоса, предназначенная
для пения.
-
З а п и ш и т е
о п р е д е л е н и е : В о к а л ь н а я
м у з ы к а
–
э т о
с и н т е з
(взаимопроникновение) музыки и литературы.
- Какие вокальные жанры не могут существовать без литературы?
- Ответы уч-ся: Песня, романс, кантата, опера.
2
Планирование деятельности.
-
А
теперь
давайте
составим
план,
работы
на
уроке.
Прочитайте,
что
получилось. (Слайд 5) В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?
Прочитать отрывок из рассказа В. Белова «Тихая моя родина…»;
Выяснить в чем проявляется музыкальность лирического размышления;
Сравнить литературное произведение с пейзажем И.Левитана «Стога. Сумерки»;
Послушать произведение русского композитора;
Повторить и дать определение песне (жанру вокальной музыки).
3. Работа над новым материалом.
Задание 1:
Прочитать отрывок из рассказа В. Белова «Тихая моя родина…»;
-
Прочитайте отрывок из рассказа В. Белова «Тихая моя родина…»
(Слайд 6)
Чтение отрывка.
Задание
2:
Выяснить
в
чем
проявляется
музыкальность
лирического
размышления;
- В чем же проявляется музыкальность лирического размышления писателя?
Найдите музыкальные термины в его тексте.
-
Ответы
уч-ся:
Этот
рассказ
о
природе,
она
наделена
человеческими
свойствами – близка музыке, в которой мы не видим человека, но чувствуем его
присутствие. Весь текст о тишине, и в то же время он наполнен звуками. Здесь все
звучит, дышит музыкой.
- Писатель создает такой художественный образ, который раскрывает его чувство
Родины, высокое и бережное отношение к ней (тихая моя родина). Рассказ о березе,
которая является символом родины – всего красивого, что связано с образом матери,
земли, природы России, и несёт в себе патриотическую идею.
Задание 3: Сравнить литературное произведение с пейзажем И.Левитана «Стога.
Сумерки». (Слайд 7)
- Рассмотрите, пожалуйста, картину И. Левитана и определите её эмоциональное
содержание. Созвучна ли эта картина с отрывком из рассказа Василия Белова?
-
Ответы уч-ся: Картина изображает тишину и покой, как и в рассказе
Белова, но чувствуется некоторая тревожность.
- И. Левитан за полчаса на листе картона набросал пейзаж с полем, стогами сена,
полоской леса на горизонте и луной в ночном небе. Картина “ Стога. Сумерки ”,
относится к последнему периоду жизни художника,
и принадлежит к числу его
лучших творений. Однако добиться нужного эффекта было не так просто. Художнику
3
пришлось долго работать, чтобы придать этому, казалось бы, незамысловатому сюжету
большую выразительность.
И, в конце концов, Левитан блистательно справился с
задачей. Картина безупречна во всех отношениях — по композиции, колориту, богатой
и сложной фактуре.
Задание 4: Послушать произведение русского композитора;
- Как вы считаете, музыкой какого русского композитора можно озвучить этот
литературный
фрагмент
и
картину?
(предположения
детей).
(Слайд
8)
Звучит
фрагмент
знакомого
произведения С.
Рахманинова
«Концерт
№3» (Учащиеся
называют композитора).
-
Максим Горький о нем говорил: "Как хорошо он слышит тишину!” С.
Рахманинов родился 1 апреля 1873г. в имении Онега Новгородской губернии, умер 28
марта
1943
года
в
Беверли
Хилс,
США.
Русский
композитор,
пианист-виртуоз,
дирижер. С 4-х лет обучался музыке. Занималась с ним его мама. Успешно Рахманинов
окончил
Московскую
консерваторию.
Много
выступал
с
концертами.
Горячо
поддерживал революцию 1917 года, но не понял ее, поэтому уехал за границу. Жил в
Париже,
Швейцарии,
Нью-Йорке.
С
1935г.
окончательно
поселился
в
США.
Он
завоевал славу величайшего пианиста мира.
- Сейчас прозвучит прекрасное произведение Рахманинова, которое композитор
написал
специально
для
пения,
но
без
слов,
и
назвал
его
«Вокализ». (Слайд 9)
(французское vocalize, от латинского vocalis - гласный звук, звучащий, поющий),
специальное упражнение для голоса, исполняемое без слов, на гласный звук.
Основное назначение вокализа - способствовать развитию певческой
техники, подвижности и выразительности голоса.
Однако
встречаются
вокализы, имеющие большое художественное значение.
Свой
«Вокализ»
Рахманинов
посвятил
великой
русской
певице
Антонине
Васильевне Неждановой. (Слайд 10)
Сама певица вспоминала: «Все его произведения
отличаются
глубиной
чувств,
а
также
проникновенностью.
Слушая
их,
всегда
испытываешь необычайно сильный душевный трепет. В его романсах много лирики,
подлинного чувства поэзии, правды и искренности, равнодушно петь их нельзя…
Он написал для меня и посвятил мне чудесный «Вокализ». Это произведение,
написанное
с
большим
художественным
вкусом,
знанием,
произвело
сильное
впечатление. Когда я высказала ему свое сожаление о том, что в этом произведении
нет слов, он на это сказал: «Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением
сможете выразить все лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами».
Давайте послушаем выразительные интонации голоса исполнительницы, и вы
поделитесь своими впечатлениями о произведении, какие чувства и мысли вызывает у
вас музыка, и как развивается содержание музыки?
Слушание «Вокализ».
После обсуждения учащиеся приходят к выводу: произведение исполняется без
слов, но понятно, что это рассказ о чем-то близком и дорогом,
музыка наполнена
трепетным чувством любви человека к миру, к Родине.
4
III. Осмысление и закрепление знаний.
Задание 5:
Повторить и дать определение песне (жанру вокальной музыки).
-Ребята,
а
какой
самый
распространенный
жанр
музыкально-литературного
творчества?
- Песня.
-
Запишите
определение: Песня
–
это
исток
и
вершина
музыки.
Она
неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации.
- На примере этого жанра можно найти сходство и отличительные особенности
между литературной речью и речью музыкальной.
Мысль
о
Родине
находит
свое
воплощение
и
в
песенном
творчестве
современных композиторов. (Слайд 11)
Давайте познакомимся с песней В. Локтева на
слова О. Высоцкой «Песня о России». Прочтите ее и скажите, если бы вы были
композиторами, то какую музыку вы написали бы на эти слова?
-
Ответы
уч-ся: мелодичную,
напевную,
светлую,
задушевную,
плавную,
свободолюбивую…
- А теперь мы ее послушаем и поделимся своими впечатлениями. (Слайд 12)
- Какой образ России создают авторы в песне?
(Рассуждения учащихся и разучивание слов песни)
- У каждого свое понимание Родины: это и милые сердцу уголки природы, и
отчий дом, и колыбельные песни мамы, место, где человек родился и вырос.
Все проходит. Остается Родина.
То, что не изменит никогда.
С ней живут любя, страдая, радуясь,
Падая и поднимаясь ввысь…
И еще немало будет пройдено,
Коль зовут грядущие пути,
Но светлей и чище слова “Родина”,
Людям никогда не обрести.
IV. Подведение итогов.
- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд 13)
- Что самое главное необходимо запомнить с урока?
Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).
5