Автор: Ястремская Арина Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ№26"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область.
Наименование материала: "Звуки национальных культур"
Тема: "Реализация индивидуализации в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
ЗВУКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР
В нашем дошкольном учреждении ежегодно
проходит знакомство с национальными культурами
города Братска. В рамках проекта дети
познакомились с народными инструментами таких
национальностей как: Россия, Азербайджан,
Татарстан, Литва, Украина, Кыргызстан, Молдова,
Армения, Бурятия.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
ИНСТРУМЕНТЫ
В музыкальной культуре нашей страны особое место
занимают русские народные инструменты. Их отличает
тембровое разнообразие и выразительность: здесь и
свирельная грусть, и плясовые балалаечные наигрыши, и
шумное веселье ложек и трещоток, и тоскливая
пронзительность жалейки, и, конечно, богатейшая
баянная палитра, вбирающая в себя все оттенки
музыкального портрета русского народа. Русские
народные инструменты можно классифицировать под
общепринятую систему деления: струнные (домра, гусли,
балалайка, гудок); язычковые (баян, гармошка); духовые
(рожки, жалейка, свирель, кугиклы, варган, свистулька);
ударные (ложки, бубен, трещотки, дрова, колотушка).
Познакомимся с некоторыми из них.
Русский
национальный орнамент
Армянские народные
инструменты
ДУМБЕГ
КАНОН
ЛИТОВСКИЕ
НАРОДНЫЕ
ИНСТРУМЕНТЫ
МОЛИНУКАЙ
КАНКЛЕС
Ламзделис
БИРБЫНЕ
СКРАБАЛАЙ
СКУДУЧАЙ
Ламзделис
Ламзделис - традиционный пастуший инструмент, изготовленный из дерева.
Как правило имеет от 3 до 9 отверстий для игры. На нем исполнялись не только пастушьи мелодии, но и виртуозные импровизации, аккомпанимент для
песен и танцевальные мелодии. Впервые был упомянут в 1580 г.
Бирбыне
Мог изготавливаться из дерева, перьев гуся или из рога животного.
В репертуар входили имитации звуков, издаваемых животными, пастушьи сигналы, песни и танцы. Впервые был упомянут в 1747 г. В наше время оркестр
состоит как парвило из трех модифицированных типов бирбыне: сопрано, тенор и бас.
Канклес
Этот струнный инструмент популярен во всем балтийском регионе: латыши играли на кокле, у эстонцев есть каннель, а у финнов кантеле.
В Литве существует три типа канклеса: из северо-западной Аукшайтии, из западной Аукшайтии и Жемайтии и канклес из северной Жемайтии и Сувалкии.
Все они имеют трапецевидную форму, но все типы различаются количеством струн, техникой игры и репертуаром.
У канклеса из северо-западной Аукшайтии 5 струн, в то время как на других типах встречается от 9 до 12 струн. Репертуар канклеса из северо-западной
Аукшайтии включает sutartines (не знаю как перевести), в то время как на других типах этого инструмента исполнялись только наигрыши к песням и
танцевальные мелодии.
Скрабалай
Литовский народный инструмент трапецевидной формы с деревянными язычками. Тон их зависит от размера.
Молинукай
Фигурки различных животных, вополненные из глины, имеют несколько отверстий для игры.
УКРАИНСКИЕ НАРОДНЫЕ
ИНСТРУМЕНТЫ
Своими корнями народные инструменты Украины
достигают времен Киевской Руси. Древнерусский гудок,
гусли, продольные флейты, свирель, бубен - все эти
тогдашние инструменты вошли в музыкальную культуру
русского, украинского и белорусского народов.
Музыкальные инструменты, как и вся культура
украинского народа, имеют в своей биографии
драматические и даже трагические страницы.
Неудивительно, что еще два-три десятилетия назад
многие из самобытных инструментов считались навсегда
выбывшими из употребления. Государственный музей
театрального, музыкального и киноискусства УССР
поставил цель собрать уникальные народные
музыкальные инструменты и сведения о них.
Давайте ознакомимся с основными из них.
Украинский
народный орнамент
МОЛДАВСКИЕ
НАРОДНЫЕ
ИНСТРУМЕНТЫ
Молдаванский
национальный орнамент
2 марта 2014 года почта Молдавии выпускает в обращение две марки №№ 863 и 864 - «Цимбалы»
и «Кобза». Марки выходят в рамках международной программы «EUROPA». Темой совместного
выпуска этого года стали «Национальные музыкальные инструменты».
Цимбалы — струнный ударный
музыкальный инструмент, который
представляет собой трапециевидную
деку с натянутыми струнами. Звук
извлекается ударами двух деревянных
палочек или колотушек с
расширяющимися лопастями на
концах.
Цимбалы распространены в
восточноевропейских странах таких
как: Белоруссия, Молдавия, Украина,
Румыния, Венгрия, Польша, Чехия,
Словакия. Похожий инструмент
встречается в Китае, Индии и других
странах Азии. Ференц Легар одним из
первых ввёл цимбалы в оперный
оркестр. В оперетте «Цыганская
любовь» цимбалы аккомпанируют
скрипичному соло. Различаются
народные и концертно-академические
разновидности цимбал.
Кобза — украинский лютнеподобный
струнный щипковый музыкальный
инструмент с 4-мя (и более) парными
струнами. Широко использовался в
восточноевропейских областях у
славянских народов, в том числе и в
Молдавии. Кобза состоит из
каплевидного корпуса и грифа с 8-10
ладами. Также были инструменты без
ладов. Имя «кобза», «кобоз», «кобуз» и
т. п. можно проследить вплоть до
1250 года как в славянских, так и
неславянских письменных источниках.
Классик украинской литературы Тарас
Шевченко увековечил в своём
творчестве образ кобзаря —
народного сказителя,
сопровождавшего свои песни-думы
игрой на кобзе. Кобзу не стоит
путать с современной бандурой,
принадлежащей к семейству арф и
появившейся в начале XIX века. Кобза-
бандура, в конечном счете,
становится любимым инструментом
казаков и широко распространяется
среди сельского населения земель
польских королей и русских царей.
После 1850 года кобза, подобно лютне,
постепенно вышла из употребления и
была заменена современной бандурой,
гитарой и мандолиной.
Киргизские народные
инструменты
БУРЯТСКИЕ НАРОДНЫЕ
ИНСТРУМЕНТЫ
БИШХУР
ЧАНЗА
На современном хуре четыре струны, настроенные по квинтам. Четырехугольный корпус
изготавливается из дерева. Разработаны и вошли в обиход четыре разновидности хура -
сопрано,
альт,
тенор
и
бас.
Из
них
наиболее
яркой
является
альтовая
модификация,
привлекающая
мягкой
звучностью.
В
оркестре
бурятских
народных
инструментов
хур
является ведущим инструментом, в народном быту по-прежнему практикуется унисонное
сопровождение голоса хуром.
Разновидностью хура
является хучир, отличающийся
формой
корпуса-резонатора
и,
как
следствие, тембром, который имеет серебристый оттенок.
Чанза (шанза) - трехструнный щипковый инструмент, имеющий своеобразный, дребезжащий
тембр. В Бурятию пришел из Монголии. Одна струна - мелодическая, жильная, остальные -
бурдонирующие,
стальные,
строй
кварто-квинтовый.
Оригинален
внешний
вид
чанзы
-
длинная шейка с большими колками соединена с плоским овальным корпусом-резонатором,
обтянутым кожей. Чанза также
была
подвергнута реконструкции - добавлена четвертая
струна, разработано несколько разновидностей инструмента (аналогично семейству хуров) В
оркестре чанзам чаще всего поручаются функции аккомпанемента.
Иочин - струнный щипковый инструмент, напоминающий славянские гусли. Этот инструмент
под различными названиями и с определенными конструкторскими отличиями известен у
многих народов как Востока, так и Запада. Он имеет деревянный трапециевидный корпус, на
котором
натянуты
струны.
Звук
извлекается
посредством удара
о
струны
палочками
(деревянными,
тростниковыми,
бамбуковыми)
с
утолщением на
концах.
Современный
реконструированный
иочин
снабжен
клавиатурой.
В
музыкальной
практике
иочин
используется как оркестровый и ансамблевый инструмент.
Лимба — старинный деревянный духовой инструмент типа поперечной флейты. Инструмент
представляет собой бамбуковую трубку, закрытую в верхнем торце деревянной пробкой. Звук
лимбы очень сильный, пронзительный. Из старинных инструментов можно извлекать пять
звуков ангемитонной гаммы. Современная лимба, усовершенствованная в 1930-е годы, имеет
хроматический звукоряд.
Бишхур - деревянный духовой инструмент типа гобоя. Старинный бишхур способен издавать
пять звуков бесполутонового ряда, реконструированный – хроматический звукоряд.
Сур - деревянный духовой инструмент типа продольной флейты, напоминающий по тембру
лимбу,
но
звучащий
несколько
мягче.
Имеет
сигарообразную форму.
Настроен
по
ангемитонному звукоряду в объеме до двух октав. Сур распространен преимущественно в
западных
районах
Бурятии,
в
восточных
чаще
используется
лимба.
Существует
две
разновидности этого инструмента: сур-пикколо и сур-прима
Татарские
народные инструменты
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ
НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Примитивные культурные артефакты, найденные при
археологических раскопках на территории Азербайджана,
подтверждают древность музыкальных традиций страны. По
утверждению специалистов, рисунки некоторых
музыкальных инструментов (в частности, духовых
инструментов бута и чанга) изображены на керамических
сосудах VI века до н.э., найденных в азербайджанском
городе Джилгамыш. Археологи считают, что некоторые
другие находки и образцы древних музыкальных
инструментов, как среди сохранившихся, так и
поврежденных, датируются IV-III тысячелетиями до н.э.
Образцы, найденные на территории современного
Азербайджана (II-I тысячелетия до н.э), в
городах Уджар, Агстафа, Мингячевир, Барда, Габала и
Масаллы, подтверждают, что у азербайджанского народа с
древних времен существовала инструментальная
музыкальная культура. Всего в этих местах было найдено 88
музыкальных инструментов, из них 32 струнных, 23 духовых,
16 ударных и 17 — других.
АЗЕРБАЙДЖАН
ТАР
САЗ
Спасибо всем гостям за участие в проекте!
Составила проект:
музыкальный руководитель
МБДОУ «ДСОВ №26» города Братска
Ястремская Арина Николаевна