Напоминание

"Образовательный модуль – как форма оценивания метапредметных результатов учащихся"


Автор: Жамьянова Туяна Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ СОШ №9 города Улан-Удэ
Населённый пункт: город Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: "Образовательный модуль – как форма оценивания метапредметных результатов учащихся"
Раздел: среднее образование





Назад




Образовательный модуль – как форма оценивания метапредметных

результатов учащихся

Новый

федеральный

государственный

образовательный

стандарт

определяет

результаты

учащегося по трем группам параметров: предметные, метапредметные и

личностные.

Оценивание

результативности

учащихся

в

рамках

предмета

достаточно

хорошо разработано. Задачей инновационной педагогики становится создание систем

оценивания метапредметных и личностных результатов.

О с н о в н ы м объектом

оценки

метапредметных

результатов

служит

сформированность

ряда

регулятивных,

коммуникативных

и

познавательных

универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены

на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

К ним относятся:

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной

задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;

- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их

выполнение

на

основе

оценки

и

учёта

характера

ошибок,

проявлять

инициативу

и

самостоятельность в обучении;

- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной

информации из различных информационных источников;

-

умение

использовать

знако-символические

средства

для

создания

моделей

изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических

задач;

-умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; -

- принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Образовательный

стандарт

нового

поколения

предполагает,

что

40%

учебного

времени

на

основной

ступени

общего

образования

должна

занимать

внеучебная

деятельность. Одной из форм оценивания метапредметных результатов и одновременно

формой

организации

внеучебной

деятельности

учащихся

выступает

образовательный

модуль.

Образовательный модуль - это организованная деятельность школьников по

решению метапредметной учебной задачи.

Внедрение образовательного модуля даёт возможности:

учителю

видеть

отдельные

учебные

предметы,

как

части

единого

образовательного пространства;

ученику – переносить знания и умения, сформированные в рамках одного учебного

предмета на решение задач метапредметного уровня;

ученическому

коллективу

осуществлять

практико-ориентированную

деятельность, в которой формируются разнообразные компетентности учащегося.

Система организации модулей как формы оценивания метапредметных результатов

учащихся действует в нашей школе с 2013 г. Накоплен определенный опыт организации

таких образовательных событий. Примером реализации системы модулей может служить

образовательный модуль «Я – россиянин!», проведенный среди учащихся 7 – 8 классов. В

событии приняли участие 180 человек. Ученики получили возможность выбрать одну из

12 предложенных тематических секций.

Наша

работа

в

секции

«Площади,

глубины

и

высоты»

строилась

следующим

образом. Для создания мотивации учащихся ребята посмотрели документальный фильм

«Россия – Великая Держава». Затем дети разбились на 3 группы: «площади», «глубины» и

«высоты». Каждой группе предлагалось выполнить ряд заданий, связанных с расчетом

площадей, высот и глубин природных богатств России.

На следующем этапе учащиеся должны были организовать свою деятельность в

группе:

определить

цель,

задачи,

составить

план

работы,

распределить

обязанности,

создать свой образовательный продукт. Объектом работы стало озеро Байкал. Каждой

группе был предложен базовый текст, из которого ребята извлекали нужную информацию,

делали анализ, придумывали задания и формы их реализации.

Образовательным

продуктом

работы

секции

стали

оформленные

участниками

каждой группы стендовые работы, в которых ребята отразили особенности площадей,

высот и глубин озера Байкал в виде математических и физических задач, творческих

зарисовок, кроссвордов, карт, схем, диаграмм.

Каждая группа должна была защитить свой проект. Оценивание проводилось как по

качеству образовательного продукта, так и по ходу организации работы в группе между

собой, с учителей, по способам поиска, сбора и презентации информации, слаженности и

четкости

выступления

группы

при

защите.

Таким

образом,

получили

оценку

все

метапредметные универсальные учебные действия учащихся, показанные ими в ходе

реализации и проекта и нашедшие отражение в его результатах.



В раздел образования