Автор: Агеева Любовь Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП "Детский сад №1" ГБОУ СОШ №5
Населённый пункт: г. Сызрани Самарской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Предметно – развивающая среда на основе системно- деятельностного подхода как фактора развития активности ребёнка"
Раздел: дошкольное образование
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 5 города Сызрани
городского округа Сызрань Самарской области
структурное подразделение, реализующее образовательные
программы дошкольного образования «Детский сад №1»
Предметно – развивающая среда на основе системно- деятельностного
подхода как фактора развития активности ребёнка
Составила:
воспитатель
СП «Детский сад №1»
ГБОУ СОШ №5 г. Сызрани
Агеева Любовь Валентиновна
Слайд №1. Предметно – развивающая среда на основе системно-
деятельностного подхода как фактора развития активности ребёнка
Цель дошкольного образования на современном этапе — непрерывное
накопление ребёнком культурного опыта деятельности и общения в процессе
активного
взаимодействия
с
окружающей
средой,
другими
детьми
и
взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, нравственных,
эстетических,
социальных
и
других)
в
соответствии
с
возрастными
и
индивидуальными особенностями, что должно стать основой формирования
у него целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной
самореализации на всех этапах жизни.
Слайд №2. Наша дошкольная организация является
соисполнителем
Федерального инновационного проекта «Механизмы внедрения системно-
деятельностного
подхода
Л.Г.Петерсон
с
позиции
непрерывности
образовательного процесса на ступенях ДО – НОО – ООО» Центра системно-
деятельностной педагогики «Школа 2000…».
На основании этого наше
структурное подразделение работает по программе, разработанной на основе
программы «Мир открытий» под редакцией Людмилы Георгиевны Петерсон.
Поэтому системно-деятельностный подход прослеживается и в предметно-
игровой
среде
дошкольной
образовательной
организации.
Предметно-
пространственная
среда
не
просто
статически
эстетична
—
она
должна
является информационным объектом, с которым активно взаимодействуют
все
участники
образовательных
отношений,
способствует
организации
системно-деятельностного подхода к образовательному процессу и, конечно,
содействует обеспечению благоприятного психоэмоционального климата в
группе.Системно-деятельностный подход даёт возможность нашим детям не
быть в роли пассивных слушателей, которым выдаётся готовая информация.
Дети
включаются
в
самостоятельный
поиск
новой
информации
в
организованной
нами,
воспитателями,
среде,
в
результате,
которого
происходит
открытие
нового
знания
и
приобретение
новых
умений.
Гармонично
выстроенная
педагогами
предметно-пространственная
среда
способствует становлению и развитию деятельностной активности ребёнка,
проявлению любознательности, собственной индивидуальности, накоплению
игрового, творческого, исследовательского опыта. Разнообразное наполнение
среды пробуждает инициативу, мотивирует к деятельности, даёт возможность
ребёнку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный
результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и
личным достижением.
Слайд №3. Мой опыт работы показал, что предметно-игровая среда
системно – деятельностного подхода эффективно воздействует на развитие
игровой активности ребенка-дошкольника так как:
1.
Моя функция, как педагог- организатора, в ее изначальном, истинном
смысле
состоит
в
организации
среды
группы,
в
который
создает
максимально эффективные условия для самоизменения и саморазвития
детей;
1.
Я ,
в о с п и т а т е л ь , как
помощник,
создаю
доброжелательную,
психологически комфортную среду. Если детям комфортно в детском саду,
если они свободно обращаются за помощью к взрослым и сверстникам, не
бояться
высказывать
свое
мнение,
обсуждать
различные
проблемы
(в
соответствии
с
возрастом),
то
это
значит,
что
педагогу
удалась
роль
помощника. Роли организатора и помощника дополняют, но не заменяют
друг друга.
2.
Ребенок проявляет интерес к предметно-игровой среде, активно осваивать
ее, преобразовывая и самоутверждается;
3.
Согласно ФГОС ДО организую предметно-развивающую среду группы по
различным
видам
детской
деятельности:
игровая;
двигательная;
познавательно-исследовательская; коммуникативная; продуктивная;
музыкально-художественная;
трудовая;
чтение
и
художественная
литература;
4.
Предметно-игровая
среда
целенаправленно
организована
с
учетом
игровых
потребностей
ребенка,
отвечать
соответствующим
принципам
системно- деятельностного подхода:
-
Психологической комфортности;
-
Минимакса;
-Целостности;
-Вариативности;
-Творчества
Обновлённая
предметно-развивающая
среда
вовлекает
детей
в
образовательный
процесс,
в
деятельность
и
обеспечивает
максимальный
психологический комфорт. Обстановка в группе создается таким образом,
чтобы
предоставить
ребенку
возможность
самостоятельно
делать
выбор.
Помещение
группы
разделено
на
так
называемые
центры
активности
(небольшие субпространства), в каждом из которых находится достаточное
количество
различных
материалов
для
исследования
и
игры.
Материалы
заменяют по мере того, как дети приобретают новые навыки, знания, как
появляются
новые
интересы.
Материалы
подталкивают
детей
к
самостоятельным
исследованиям.
В
центрах
активности
подбираются
разнообразные
материалы,
которые
дети
могут
использовать,
проявляя
нестандартный и творческий подход.
В разных группах наборы центров могут быть различными, однако
основные центры, есть практически везде.
Слайд
№4.
Литературный
центр
(центр
грамотности
и
письма)-
центр – пожалуй, самый главный из всех центров активности в группе.
Работа в литературном центре в большой степени построена на совместной
деятельности
педагога
и
детей,
а
так
же
самостоятельную
деятельность
Материалы,
которые
я
группирую
здесь,
побуждают
к
совместным
разговорам, обсуждению, к тому, что представляет интерес у детей (делиться
друг с другом первым опытом на пути к освоению грамотности, рассказывать
друг другу свои истории). Материалы центра, я также применяю: для чтения
и рассматривания книг, открыток, фотографий; развития диалогической и
связной
речи;
обогащения
словаря
и
пониманию
смысла
слов,
словообразования;
развития
звуковой
культуры
речи;
развития
опыта
слухового восприятия речи, слушания литературных текстов в устном виде и
в звукозаписи; развития интереса к грамотности и письму, ненасильственной
подготовке к школьному обучению.
Действия детей в центре мотивирую игровой развивающей ситуацией,
предложенной
мной,
как
педагогом,
которая
позволяет
дошкольникам
определить свою «детскую» цель деятельности и идти к её выполнению. Я
не даю знания в готовом виде, а создает ситуации, когда у детей возникает
потребность
эти
знания
для
себя
«открыть»,
подводит
их
к
открытиям,
используя оптимальные формы организации детских видов деятельности.
Если
ребенок
говорит:
«Хочу
научиться!»
(«Я
хочу
узнать!»,
«Мне
это
интересно», «Я тоже так хочу делать!» и т.п.), – значит, взрослому удалось
исполнить
роль
организатора.
Например:
на
НОД
по
познавательному
развитию «Зимний лес», возникла ситуация: Убежал колобок от бабушки и
от дедушки, и попал в лес, а в лесу он никого не знает, всего боится. Надо
помочь колобку? Дети отправляемся в путешествие по зимнему лесу, узнают
много
интересного
и
нового,
но
на
этом
ситуация
не
заканчивается.
Я
предлагаю почитать книжки, посмотреть картинки, альбомы и фильмы о
зимнем лесе, послушать записи зимних звуков леса, попросить родителей
рассказать, дать детям новую информацию.
Слайд №5. Центр «Сюжетно-ролевой» игры -этот центр внешне не
очень отличается от привычных игровых зон . Разница, прежде всего, в
конкретной
и
обособленной
площади,
на
которой
сосредотачивается
все
нужное оборудование и развиваются самые разные игры, где дети отражают
ту жизнь, которую наблюдают вокруг себя. Они берут на себя и проигрывают
разные
роли
и
самые
разные
сюжеты.
Сюда
же
относится
«Центр
драматизации».
Драматизация–
это
разыгрывание
литературных
произведений средствами кукольного театра или непосредственно детьми,
исполняющими разные роли, то есть инсценировки. Я всегда
помню, что
творческая драматизация и игра, особенно у маленьких детей, не может быть
изолирована
или
ограничена
определенным
местом
и
временем.
Очень
интересные и содержательные игры дети разыгрывают и в строительном
центре, и в центре песка и воды. Строя самолет, дети разыгрывают роли
летчиков,
купая,
вытирая
и
одевая
куклу
в
центре
песка
и
воды,
дети
спонтанно разыгрывают роль мамы.
Слайд №6. Наличие разнообразных материалов и обстановки в разных
центрах, разумеется, существенно влияют на характер и содержание игры и в
известной степени помогают детям лучше понять свою роль и находить
подходящее место для ее обыгрывания, для развёртывания той или иной
ситуации. В игровых ситуациях, играя, дети открывают для себя что-то
новое, через игру и поисковую деятельность они учатся учиться. Например:
в
игре
присутствует
и
настоящее
планирование:
«я
буду
мамой,
а
ты
ребенком, хорошо?». Игра дает возможность практиковаться в разрешении
конфликтов, детских проблем: «я хочу играть с этой сумкой, ты её не трогай».
Дети при этом могут спорить и огорчаться, но они привыкают иметь дело с
интересами
других.
Одновременно
они
начинают
понимать,
что
со
сверстниками все же лучше договариваться, и тогда играть интереснее и
приятнее. В ролевой игре дети могут переодеться и ощутить себя теми, кем
хотят
стать
–
всесильным
родителем
или
всезнающим
доктором.
Стеснительный ребенок может стать сильным и отважным. Дети привносят в
игру
все,
что
знают
о
жизни
–
порой
болезненные
воспоминания,
свои
страхи, свои заблуждения и пожелания. Они могут проигрывать радостные
события, чтобы еще раз испытать удовольствие, но могут проигрывать и
испугавшие
их
ситуации,
которые
они
пережили.
Такая
игра
помогает
ребенку справиться с возможными негативными переживаниями, осмыслить
и
принять
неприятные
события
его
жизни.
Благодаря
игре
у
детей
повышается
понимание
своих
сильных
и
слабых
сторон,
способности
лидировать или подчиняться. В игре дети могут использовать игрушки и
материалы самым разным образом, развивая творческое начало. И этому
способствую
создаваемые
мной
ситуации.
Например:
играя
с
куклами,
создаю такую ситуацию: У куклы Кати день рождение, она накрывает стол,
но мне кажется тарелок очень мало, их не хватит.
Задаю вопросы: Что
делать? Сможете помочь Кате? Дети предлагают различные варианты. Они
считают количество посуды, нужное для кормления кукол, идут тут же в
магазин,
чтобы
купить
посуду,
а
я
предлагаю
вылепить
из
пластилина.
Ребенок играя, помогая кукле накрывать стол, начинает понимать «столько-
сколько», «достаточно», «слишком мало». В игре они постигают понятия по
различным областям.
Слайд №7. Центр искусств. Этот центр выполняет разные функции,
однако, прежде всего, питает креативность, любознательность, воображение
и инициативу детей.
Д е т я м
п р е д о с т а в л е н о
в р е м я
и
в о з м о ж н о с т ь
с в о б о д н о
экспериментировать с материалами, открывать для себя новое, опробовать
идеи, у них формируется основа для успешности и повышения самооценки.
В центре искусства дети могут пробовать разные средства, рисуют на
мольбертах, занимаются пальцевой живописью, пользуются разнообразными
материалами:
глиной,
мелками,
пластилином,
ножницами
и
множеством
других средств и материалов. Обычно дети переживают по поводу того, что
они делают, потому что конечный продукт с точки зрения взрослого может
быть ни на что не похож. Воспитатели должны всегда помнить о том, что у
детей разные возможности и способности, но каждый ребенок нуждается в
поддержке.
Каждому
нужно,
чтобы
его
старания
были
по
достоинству
оценены. Здесь так же помогают мне ситуации, когда у детей возникает
потребность знания для себя «открыть», подвожу их к открытиям, используя
оптимальные
формы
организации
деятельности.
Если
ребенок
говорит:
«Хочу научиться!» («Я хочу узнать!», «Мне это интересно», «Я тоже так хочу
делать!» и т.п.), – значит, взрослому удалось исполнить роль организатора.
Слайд №8. Центр песка и воды. Центр песка и воды – настоящий
подарок
для
детей
в
группе.
Дети
получают
большое
удовольствие
при
работе в этом центре, я, как воспитатель – множество возможностей для того,
чтобы через занимательную и очень активную детскую деятельность решать
самые
различные
образовательные
задачи.
Например: математическое
развитие
• насыпание или наливание равных количеств песка и воды в сосуды
разной
формы
поможет
детям
понять,
что
количество
не
зависит
от
изменения формы сосуда;
• исследование, сколько и каких мисок или ведерок с водой и песком
потребуется, чтобы наполнить стол-бассейн или песочницу, конечно, поможет
совершенствовать навыки счета;
•
переливание
воды
в
пластмассовые
бутылочки
разной
величины
поможет
детям
сравнить
и
понять,
что
значит
«большее»
и
«меньшее»,
посчитать, сколько воды из маленьких бутылочек поместиться в большую, к
тому же эти совсем нехитрые материалы (пластиковые бутылки разных форм
и размеров) с удовольствием принесут родители – обратитесь к ним с такой
скромной просьбой;
• сравнение мокрого и сухого песка с помощью мерных стаканчиков или
весов поможет кроме математических выводов задуматься о причине.
Развитие естественнонаучных представлений:
•
эксперименты
и
наблюдения
типа
«Что
будет,
если
я
брошу
этот
предмет в воду?» или «Что будет, если снег или лед оставить в пустом
ведерке или в теплой воде?»;
•
осуществление
изменений
с
помощью
добавления
воды
в
песок,
красителя в воду или кубиков льда в теплую воду;
• классификация плавающих и тонущих предметов.
Сенсомоторное развитие
• пересыпание песка и плескание в воде, просеивание песка и зарывание
в
нем
предметов,
просто
копание
в
песке
дарят
детям
замечательные
тактильные ощущения и развивают мелкую моторику;
• развитие мелкой моторики – пальцев и рук при переливании из одного
сосуда в другой, удерживании скользких кусочков мыла;
• освоение тонких движений при использовании пластмассовой пипетки
при
накапывании
в
банки
различных
красителей
и
добавления
воды
из
кувшина.
Речевое и социальное развитие
• необходимость договариваться о том, кто с какими игрушками будет
играть, способствует развитию диалога и беседы между детьми, развивает
позитивное социальное взаимодействие;
•
активная
деятельность
в
центре
песка
и
воды
дает
возможность
воспитателям включаться в нее с вопросами, способствует развитию связной
речи. Дети свободнее и качественнее готовы рассказать вам о собственной
понятной и интересной игре, нежели пересказывать чужой текст;
• безусловно, активное и органичное, естественное обогащение словаря
происходит в процессе игр с самыми разными предметами и игрушками в
этом центре.
Так же всё это помогает мне сформировать специально создаваемые
ситуации, которые побуждают детей идти в данный центр и действовать.
Слайд №9. Центр науки и естествознания. Дети – прирожденные
исследователи, активно собирающие информацию о своем окружении. Они
пытаются понять свой мир с помощью наблюдений и экспериментирования.
Центр
науки
принципиально
важен,
ориентирован
на
ребенка,
хотя
бы
потому, что один из важнейших принципов – обучение через собственный
опыт, пробы и открытия, то есть деятельностный подход. Оказывается, очень
многое ребёнок может открыть лично для себя, путем собственных действий
и нехитрых экспериментов. Эта деятельность помогает ему обрести новые
знания. Это совсем другие знания, нежели повторенные вслед за взрослым
или запомнившиеся ему по заданному образцу. Удивление и восторг – вот что
испытывает ребёнок, самостоятельно открывший неведомое для себя раньше!
Принцип познания через собственные действия и открытия выдерживается
при
работе
во
всех
без
исключения
видах
деятельности.
Но
создание
специального центра, где дети могут сосредоточенно экспериментировать,
пробуя и повторяя свои действия в поисках результата, проводя долгосрочные
наблюдения за растениями– безусловно, оправдывает себя. И снова я создаю
ситуации, чтобы ребёнок шёл в центр открытий. Например: в приём провожу
беседу о частях растения, уточнили, что каждая часть растения выполняет
свою
функцию.
И
я
предлагаю,
подумайте,
как
доказать,
что
корень
действительно
удерживает
растение
в
земле
и
не
даёт
ему
упасть.
Что
необходимо
сделать,
чтобы
в
этом
убедиться?
Дети
предлагают
мне
рассказать, а то они этого не знают, прочитать, спросить у мамы, а я уточняю,
лучше мы проведём
опыты «Зачем растению корень»
«Для чего нужен
стебель» и.т.д.
Слайд №10. Центр строительства. Строительство по своей природе –
это
замысел,
это
опробование,
это
расчет,
соотнесение,
сравнение.
В
процессе конструирования у детей появляется много возможностей проявить
свое
творческое
начало.Строительство
–
важнейшая
деятельность
для
развития детей во многих отношениях, включая речь, социальные навыки,
математическое
и
научное
мышление
и
представления
о
социальном
окружении. Здесь дети учатся распознавать формы, высоту, вес предметов, их
соотношение,
приобретают
опыт
совместной
работы,
развивают
речь
в
естественном общении. Этот центр всегда притягивает детей, в нем жизнь
кипит, полна творчества и веселья. Природа конструктора такова, что с его
помощью дети могут творить, усложнять, воспроизводить вновь или менять
все, что они делают, как им этого хочется.
В процессе постройки и называния сооружений, при обсуждении того,
что
построено,
описании
форм
и
размеров
блоков,
обсуждении
плана
будущей постройки со сверстниками дети открывают для себя новые знания,
решают возникшую ситуацию, преодолевают её, играя. Здесь начинаются
первые пробы функционального письма, когда дети изготавливают для своих
построек
вывески
и
обозначения.
Ребенок
строит
что-то
бок
о
бок
со
сверстником, наблюдает и воспроизводит работу другого, когда строит с
несколькими партнёрами вместе, споря и соглашаясь, совместно планируя и
реализуя замысел, вместе используя конструкцию и позволяя использовать её
другим, участвуя в сюжетно-ролевой игре, которая развертывается вокруг
постройки. Дети получают представление о важности взаимозависимости
людей, о самих людях и их работе.
Слайд №11. Центр физического развития.
Влияние на развитие огромное- это удовлетворение потребности детей в
двигательной активности. Здесь так же не обхожусь без ситуаций, организуя
самостоятельной
двигательную
активность
на
основе
использования
накопленных знаний, средств и методов в области физической культуры.
Например
ситуации:
подготовиться
к
цирковому
представлению
(подбрасывание малого мяча вверх и ловля его двумя руками, с хлопком в
ладоши); помочь зайцу обмануть лису (прыжки на одной ноге на месте и с
продвижением вперёд) и т.д.
В
ситуациях
помочь
воробышку
спрыгнуть
с
заборчика
(прыжки
с
небольшой высоты на мягкое покрытие);
жучку
подлезть под низкую
веточку
(подлезание
под
шнур
(высота
50
см);
зайке
прокатить
качан
капусты
между
грядок
(прокатывание
мячей
в
прямом
направлении)
формируем способность контролировать свои эмоции в движении, знакомим
с нормами и правилами безопасности в двигательной деятельности.
В ситуации «подготовка к олимпиаде, спортивному состязанию между
группами» - дети учатся находить выход из сложно
й
с и т у а ц и и :
рассматривая
книжные иллюстрации, схемы и
воспроизводить по ним
основные движения, комплексы упражнений, знакомство со знаменитыми
спортсменами, видами спорта, спортивными сооружениями, оборудованием,
великими
достижениями
российских
спортсменов,
готовясь
вместе
к
состязаниям.
Слайд №12. Центр «ПДД». Центр «Пожарная безопасность.
В группах ДОО создан банк наглядно-методического материала:
дидактические игры («Законы улиц и дорог»; «Угадай, какой знак?» и
другие);
настольно–печатные (домино «Дорожные знаки», «Правила дорожного
движения», «Светофор», «Ловкий пешеход»);
художественная литература соответствующей тематики;
обучающие
игры
по
правилам
дорожного
движения:
«Поездка
по
городу», «Загадки улицы», «Дорожные ситуации» и др.
иллюстрации,
оформленные
в
альбомы:
«Дорожные
знаки»,
«Автотранспорт»;
обучающие
мультфильмы
из
серии
«Уроки
тётушки
Совы»;
«Смешарики»;
атрибуты к сюжетно-ролевым играм «На улице», «ГИБДД», «Мы –
водители», «Юный инспектор», «Наш город».
Изготовлены наглядно-схематические макеты улиц города, разработаны
циклы бесед, целевых прогулок, сценарии праздников и развлечений по
вопросам формирования у дошкольников навыков правильного поведения
на дорогах и улицах города.
Организованные
в
групповых
комнатах
уголки
«Дорожная
азбука»,
помогают формировать познавательный интерес у детей, развивать умения
делать
выводы
и
умозаключения.
Здесь
так
же
создаю
различные
ситуации, воспитанники имеют возможность поиграть и почувствовать
себя как в роли пешехода, так и в роли водителя и пассажира. Из крупного
строительного
материала
дети
строят
дороги,
переезды,
перекрёсток,
различные здания, транспорт, вдруг не хватает дорожных знаков. Дети
сами или при помощи родителей изготавливают атрибуты к играм.
Знакомство
с
правилами
поведения
на
дорогах
и
улицах
города
осуществляется
в
ходе
проведения
различной
образовательной
деятельности.
На
занятиях
по
формированию
элементарных
математических
представлений
педагоги
используют
образовательные
ситуации,
учат
детей
пользоваться
планами,
схемами.
Активизируют
интерес детей к задачам, в условиях которых отражаются реальные –
игровые и бытовые — ситуации, учат понимать смысл пространственных
отношений.
На
занятиях
познавательного
и
речевого
характера
используют
различные
методы
и
приёмы
по
ознакомлению
детей
с
правилами
безопасного
поведения,
например,
придумывание
сказок
на
заданную
тему,
заучивание
стихотворений
и
другое.
После
ознакомления
дошкольников
с
художественными
произведениями
по
тематике
безопасности на дорогах дети с удовольствием организовывают игры-
драматизации.
На
занятиях
по
изобразительной
и
конструктивной
деятельности
организуют
индивидуальные
и
коллективные
работы
по
темам:
«Наш
город», «Транспорт на улицах города», «Наш любимый детский сад»,
«Путь домой» и т. д.
Конструируют различные улицы из картона, тем
самым закрепляют полученные знания о ПДД.
Детям нравится работать с книжками–самоделками, где они развивают
любознательность и исследовательскую работу, основанную на создании
спектра
возможностей
для
моделирования
с
различным
материалом.
Также часто проходят выставки по различным темам: «Азбука маленького
пешехода», «Здравствуй, пешеход», «Транспорт» и т. д.
Слайд №13 «Работающие» стенды в жизни детей. Самое широкое
применение
на
практике
получили
распространенные
так
называемые
«работающие» стенды.
В каждой группе есть плакаты, носящие название «Наше солнышко»,
«Звезда недели», «Ты – самый лучший», а название «Ваше величество…»
придумали сами дети. Такого рода стенды особенно любимы детьми, ведь это
что-то вроде взрослой доски почёта. По итогам выбора за неделю победитель
получает
право
дать
интервью
о
своих
пристрастиях
и
интересах.
Безусловно, воспитатели регулируют ситуацию так, чтобы каждый ребёнок в
течение года имел возможность побывать победителем.
Стенды
«Наши
дни
рождения»
(на
каждом
из
которых
приклеены
фотография ребенка и надпись с датой) выполняются из самоклеющейся
яркой
бумаги
и
украшают
группу.
Такие
стенды
служат
удобным
напоминанием детям о возможности поздравить именинника.
Важный
атрибут
групповой
жизни
–
«Доска
выбора»,
с
помощью
которой дети обозначают свой выбор Центра активности. В средней группе –
это может быть стенд с глубокими дорожками, куда ребенок вставляет свою
фигурку-гномика,
в
подготовительной
–
стенд
с
кармашками,
куда
дети
вкладывают визитки со своими именами. А в самой младшей группе у ребят
есть небольшие мягкие игрушки, которые они несут с собой в тот центр
активности, в котором будут работать.
Очень разнообразны в группах стенды «Сколько нас?». Чаще всего это
плакаты с отпечатками детских ладошек, но может быть также воздушный
шар с написанными именами, гирлянда из крупных бумажных колечек с
именами, улей, где у каждой пчёлки есть имя и прочие придумки.
Такие стенды часто меняются, выполняются самими детьми в центре
искусств из бумаги, картона, ленточек, воздушных шаров. Эта работа очень
сближает всех детей, помогает ребёнку говорить чаще «МЫ», чем «Я».
Каждая изучаемая тема заканчивается большим коллективным проектом,
выполняемым
всеми
детьми,
в
ней
постепенно
накапливается
материал.
Такие проекты размещаются на стенах и дверях. Каждый ребенок находит в
общей
работе
свой
вклад,
что
позволяет
ему
демонстрировать
свои
достижения родителям, бабушкам и дедушкам и по праву ими гордиться. А
еще
такого
рода
работы
с
успехом
становятся
отличными
наглядными
пособиями, не давая детям забыть о пройденной теме.
Рассматривая их, дети часто задают вопросы воспитателям, уже с целью
проверить их знания: «А коза – это домашнее животное?», «А осень наступит
когда?». Когда старые проекты уступают место новым, то они не утрачивают
своей значимости, хранятся, чтобы «поработать» в другой группе.
Также
есть
стенды
«Дни
недели»,
«Части
суток»,
«Меню»,
«Мы
дежурим» и т.п.
Информация
на
стенде
для
родителей
«Мы
сегодня…»
меняется
ежедневно.
Здесь
в
краткой
форме
воспитатели
перечисляют
основные
интересные идеи и дела, а определенным цветом (заранее оговоренным)
родителям пишутся подсказки о том, что можно спросить у ребенка, о чем с
ним поговорить – вечером самим детям не всегда удается вспомнить про свои
«давние» утренние дела. Родителям же свойственно задавать бесконечный
вопрос:
«Что
вы
сегодня
делали?»,
-
на
что
они
получают
привычный
формальный ответ о прогулке, обеде или сне. Возможность пользоваться
подсказками со стенда позволяет родителям и детям без труда найти общий
язык в обсуждении текущих дел. Они всегда ждут новостей!
Слайд №14 Спасибо за внимание!