Напоминание

Организация творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.


Автор: Ловкова Алла Марковна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Лицей № 113
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья .
Тема: Организация творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
Раздел: начальное образование





Назад




Организация творческой деятельности младших школьников на уроках

литературного чтения.

Проблема развития творческих способностей младших школьников

составляет

основу,

фундамент

процесса

обучения,

является

«вечной»

педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей

актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего

развития.

Наиболее благоприятны для развития творческого потенциала ребёнка

уроки литературного чтения. Чтение как учебный предмет имеет в своем

распоряжении

такое

сильное

средство

воздействия

на

личность,

как

художественная

литература.

Художественная

литература

несет

в

себе

огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к

духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства.

Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение,

тем больше воздействие на личность оно оказывает.

В работе по организация творческой деятельности можно выделить три

этапа:

1.

Подготовительный:

элементы

творчества

в

обычной

исполнительской

деятельности;

2. Исследовательский;

3. Самовыражение через различные виды деятельности

Так, на уроках обучения грамоте, при знакомстве с любой буквой дети

имеют

возможность

выбрать

для

себя

более

волнующее

задание.

Виды

заданий:

1.Изготовление макета буквы из цветной бумаги, из природного материала, из

пластилина.

2.Нарисуй букву;

3. Сочини стихотворение о букве;

4. Подбери скороговорку, чистоговорку и т. д.

Некоторые дети выполняют несколько видов заданий.

В учебнике 1 класса множество пословиц и поговорок, загадок и

считалок, дразнилок, сказок. После прочтения и анализа часто предлагаю

следующие задания:

- сочинить считалку, загадку и т. д.

-нарисовать иллюстрацию к дразнилке, отгадку к загадке;

-создать диафильм и т. д

Необходимо дать ребенку почувствовать свою умелость, значимость,

право на авторство.

Уже с первых дней обучения основываясь на искреннем доверии детей к

автору,

можно

начать

формирование

творческих

талантливых

читателей.

Этому способствуют следующие виды творческих заданий.

Задания для 1 класса

Задания для 2-3 классов

Задания для 4 класса

Иллюстрация к

прочитанному

произведению

План-схема, раздели и

запиши или нарисуй.

Умение составлять:

модельный,

картинный планы,

сравнительные

таблицы.

Участие в

коллективном

сочинительстве.

Участие в сочинительстве

по аналогии,

дописывание,

досказывание (как повел

бы себя герой в другой

ситуации), умение писать

сочинения-миниатюры из

3-4 предложений по

заданной теме и

жизненным впечатлениям

Умение написать

сочинение на

заданную тему, отзыв

о прочитанной книге,

кинофильме,

телевизионной

передаче.

Разыгрывание

небольших

литературных

произведений,

участие в

театрализованных

играх.

Участие в коллективной творческой работе

(КВН "Там, на неведомых дорожках»), подготовка

и проведение литературных игр, конкурсов,

утренников, отчетов. Проектная деятельность.

Чтение текста по

ролям, рассказывание

сказок и историй от

лица героев.

Пересказ произведений от лица одного из

персонажей, придумывание продолжения

произведения, изменения начала или конца

произведения, сочинение истории по данному

началу.

Иллюстрирование

книг-самоделок,

создание

собственных

страничек в

коллективных

книгах-самоделках,

стремление работать

со справочной

литературой.

Разновидности творческих заданий на уроках литературного чтения

могут быть и такими:

-подбери синонимы, определения к словам;

-объясни смысл выражения;

-выбери строки из произведения и нарисуй к ним иллюстрацию;

-напиши

сочинение-миниатюру

по

литературным

или

жизненным

впечатлениям;

-придумай продолжение произведения;

-инсценировка: рассказ с изменением лица героев, с изменением сюжета

-составь план, сделай вывод и т.д.

Особое место в развитии креативных способностей играют уроки

творчества, проектная деятельность, где дети в полной мере могут проявить

свой скрытый творческий потенциал.

Таким образом, на уроках литературного чтения необходимо гармонично

сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые

знания,

умения

и

навыки,

с

деятельностью

творческой,

связанной

с

развитием индивидуальных способностей.

Поэтому перед учителем стоят следующие задачи:

- замечать любые творческие проявления;

- создавать условия для развития творческих способностей.



В раздел образования