Автор: Ловкова Алла Марковна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Лицей № 113
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья .
Тема: Организация творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
Раздел: начальное образование
Организация творческой деятельности младших школьников на уроках
литературного чтения.
Проблема развития творческих способностей младших школьников
составляет
основу,
фундамент
процесса
обучения,
является
«вечной»
педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей
актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего
развития.
Наиболее благоприятны для развития творческого потенциала ребёнка
уроки литературного чтения. Чтение как учебный предмет имеет в своем
распоряжении
такое
сильное
средство
воздействия
на
личность,
как
художественная
литература.
Художественная
литература
несет
в
себе
огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к
духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства.
Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение,
тем больше воздействие на личность оно оказывает.
В работе по организация творческой деятельности можно выделить три
этапа:
1.
Подготовительный:
элементы
творчества
в
обычной
исполнительской
деятельности;
2. Исследовательский;
3. Самовыражение через различные виды деятельности
Так, на уроках обучения грамоте, при знакомстве с любой буквой дети
имеют
возможность
выбрать
для
себя
более
волнующее
задание.
Виды
заданий:
1.Изготовление макета буквы из цветной бумаги, из природного материала, из
пластилина.
2.Нарисуй букву;
3. Сочини стихотворение о букве;
4. Подбери скороговорку, чистоговорку и т. д.
Некоторые дети выполняют несколько видов заданий.
В учебнике 1 класса множество пословиц и поговорок, загадок и
считалок, дразнилок, сказок. После прочтения и анализа часто предлагаю
следующие задания:
- сочинить считалку, загадку и т. д.
-нарисовать иллюстрацию к дразнилке, отгадку к загадке;
-создать диафильм и т. д
Необходимо дать ребенку почувствовать свою умелость, значимость,
право на авторство.
Уже с первых дней обучения основываясь на искреннем доверии детей к
автору,
можно
начать
формирование
творческих
талантливых
читателей.
Этому способствуют следующие виды творческих заданий.
Задания для 1 класса
Задания для 2-3 классов
Задания для 4 класса
Иллюстрация к
прочитанному
произведению
План-схема, раздели и
запиши или нарисуй.
Умение составлять:
модельный,
картинный планы,
сравнительные
таблицы.
Участие в
коллективном
сочинительстве.
Участие в сочинительстве
по аналогии,
дописывание,
досказывание (как повел
бы себя герой в другой
ситуации), умение писать
сочинения-миниатюры из
3-4 предложений по
заданной теме и
жизненным впечатлениям
Умение написать
сочинение на
заданную тему, отзыв
о прочитанной книге,
кинофильме,
телевизионной
передаче.
Разыгрывание
небольших
литературных
произведений,
участие в
театрализованных
играх.
Участие в коллективной творческой работе
(КВН "Там, на неведомых дорожках»), подготовка
и проведение литературных игр, конкурсов,
утренников, отчетов. Проектная деятельность.
Чтение текста по
ролям, рассказывание
сказок и историй от
лица героев.
Пересказ произведений от лица одного из
персонажей, придумывание продолжения
произведения, изменения начала или конца
произведения, сочинение истории по данному
началу.
Иллюстрирование
книг-самоделок,
создание
собственных
страничек в
коллективных
книгах-самоделках,
стремление работать
со справочной
литературой.
Разновидности творческих заданий на уроках литературного чтения
могут быть и такими:
-подбери синонимы, определения к словам;
-объясни смысл выражения;
-выбери строки из произведения и нарисуй к ним иллюстрацию;
-напиши
сочинение-миниатюру
по
литературным
или
жизненным
впечатлениям;
-придумай продолжение произведения;
-инсценировка: рассказ с изменением лица героев, с изменением сюжета
-составь план, сделай вывод и т.д.
Особое место в развитии креативных способностей играют уроки
творчества, проектная деятельность, где дети в полной мере могут проявить
свой скрытый творческий потенциал.
Таким образом, на уроках литературного чтения необходимо гармонично
сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые
знания,
умения
и
навыки,
с
деятельностью
творческой,
связанной
с
развитием индивидуальных способностей.
Поэтому перед учителем стоят следующие задачи:
- замечать любые творческие проявления;
- создавать условия для развития творческих способностей.