Автор: Носиров Зокир Носирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОАУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: г. Нефтекамск Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Здоровый образ жизни и его составляющее в тесном контакте с обучающимися"
Раздел: среднее образование
Статья на тему: «Здоровый образ жизни и его
составляющее в тесном контакте с обучающимися»
Автор: Носиров Зокир Носирович,
учитель физической культуры.
Нефтекамск
2018
Самое
ценное
у
человека
–
это
жизнь,
самое
ценное
в
жизни
–
здоровье! Если человек здоров, он всегда будет энергичен и активен, всегда
сможет преодолеть трудности на своем пути.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что сложившаяся
тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый
характер. В результате анализа было установлено, что у большинства детей
было выявлено нарушение зрения, на втором месте - нарушение осанки, на
третьей
месте
-
наличие
хронических
заболеваний.
Данная
ситуация
обусловлена обострением проблем питания, неправильное отношение детей к
физической культуре и спорту, а учебно-воспитательный процесс, в школах
является одним из факторов снижения здоровья учащихся и характеризуется
высокой
степенью
интенсивности.
У
учащихся
и
их
родителей
не
сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется
недостаточной
пропагандой
педагогических
и
медицинских
знаний,
здорового образа жизни.
1. Формирование и основы здорового образа жизни
Формирование здорового образа жизни – проблема комплексная.
Обеспечить в современных условиях хорошее состояние здоровья детей –
сложная, трудная задача, потому что ни общественное устройство нашего
государства, ни сам ребенок не воспринимают здоровье как необходимую
норму
жизни,
как
ценность.
Необходимо
повышение
роли
личностных
качеств школьника в сознательном и волевом принятии принципов здорового
образа жизни, а забота о здоровье, его укреплении должна стать ценностным
мотивом поведения.
Формирование здорового образа жизни включает в себя три основные
цели:
-
глобальную
–
обеспечение
физического
и
психического
здоровья
подрастающего поколения;
- дидактическую – обучение учащихся необходимыми знаниями в области
охраны здоровья;
- методическую – вооружение учащихся знаниями физиологических основ
процессов жизнедеятельности человека.
Необходимо организовать школьную деятельность так, чтобы учащиеся
повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми. Для этого
необходимо
иметь
представления
о
сущности
понятий
«здоровье»
и
«здоровый
образ
жизни».
Проанализировав
специальную
литературу,
я
выяснил
что,
однозначного
определения
понятия
здоровья
нет,
и
представляется оно по–разному.
Понятие
образа
жизни
по
своему
составу
является
сложным.
Оно
позволяет выявить ценностные ориентации людей, причины из поведения,
стиля жизнедеятельности, обусловленные укладом и уровнем жизни. Образ
жизни относится к факторам, непосредственно влияющим на здоровье.
Важной составляющей здорового образа жизни является умеренное и
сбалансированное
питание,
соблюдение
режима
дня.
Каждому
организму
нужна
достаточная
двигательная
активность,
закаливание,
обтирание,
обмывание холодной водой, а также соблюдение личной гигиены.
Основы здорового образа жизни необходимы для полноценного
становления
каждого
человека.
Именно
они
позволяют
плодотворно
работать как на благо себя и своей семьи, так и общества в целом.
2. Культура здорового образа жизни.
Культура здоровья включает в себя: культуру образа жизни, культуру
питания,
физическую
культуру.
Каждый
из
элементов
этой
культуры
необходим, но не достаточен для сохранения и укрепления здоровья.
Процесс
воспитания
культуры
здорового
образа
жизни опирается
на
следующие позиции:
1. Целенаправленный характер всего учебно-воспитательного процесса.
2.
Целостность
и
системность
процесса
воспитания
культуры
здорового
образа жизни.
3.
Развитие
двигательной
активности
и
учет
индивидуально-личностных
возможностей обучающихся.
Быть здоровым – это естественное состояние человека. Красота и
бодрость – то, к чему стремится каждый. Быть здоровым – это нелегкая
задача, но результат стоит усилий. Здоровье – это не только отсутствие
болезней,
но
и
хорошее
психологическое
и
эмоциональное
состояние
человека.
Принципы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни:
- принцип формирования ценностных установок школьников на здоровый
образ
жизни,
следование
которому
обеспечивает
формирование
системы
ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни;
-
принцип
культур
сообразности
(включение
в
культуру
посредством
специально
ориентированной
и
организованной
здоровье
творческой
деятельности);
- принцип здоровой творческой активности (опора на активную личностную
позицию школьников в формировании здорового образа жизни;
- принцип интеграции воспитательного воздействия, следование которому
означает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса:
учителей, родителей и детей, направленное на обеспечение физического и
психического здоровья каждого ребенка;
- принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в
творчестве, приобретение знаний, удовлетворение в общении. Он выражается
в создании условий для развития одарённых детей, детей физически слабых,
с отклонениями в поведении, детей – сирот, детей – инвалидов
3. Профилактика здорового образа жизни.
Здоровье - это неотъемлемое условие в любой области деятельности
человека - материальной или духовной. Нередко можно услышать: "Было бы
здоровье,
а
остальное
приложится".
С
этим
утверждением
трудно
не
согласиться. Общая культура человека во многом формирует его образ жизни.
Человек должен осознать роль ЗОЖ и его культурную ценность, только в
этом
случае
становится
эффективным
любая
профилактика.
Основы
здорового образа жизни должны взращиваться посредством регулярной и
адекватной профилактики дома, в детских садах, школах и высших учебных
заведениях.
В целях профилактики и пропаганды здорового образа жизни в школе
проводятся
занятия
о
правильном
питании.
Учителя
стараются
заинтересовать
учащихся,
чтобы
все
осознали
важность
проблемы
собственного питания и принимали бы разумные меры предосторожности
при потреблении пищи.
Реализуя
работу
в
данном
направлении,
в
гимназии
проводятся
мероприятия
для
учащихся,
используются
разнообразные
формы
работы:
физкультминутки,
утренняя
гимнастика,
тематические
классные
часы,
конкурсы рисунков, плакатов, тематических стенгазет, конкурс агитбригад
“Мы за здоровый образ жизни”, спортивные соревнования, акции, уроки
здоровья и безопасности, дни здоровья, походы, экскурсии.
Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить
каждодневную
реализацию
дома,
то
есть
закрепляться,
наполняться
практическим
содержанием.
Поэтому
гимназия
организовывала
тесное
сотрудничество с родителями обучающихся. Сформирован банк данных о
семьях и родителях обучающихся. Проводятся общешкольные родительские
собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ
с участием специалистов КДН, прокуратуры, ОВД, психологов, медицинских
работников, социального педагога. Организован родительский всеобуч по
тематике "Здоровый ребёнок - здоровое общество" (с участием медицинских
работников).
Проводятся
индивидуальные
беседы
и
консультации
с
родителями. И в заключении я порекомендовал бы, соблюдать распорядок
дня, делать утреннюю зарядку, следить за питанием, закаляться, соблюдать
личную
гигиену,
заниматься
спортом,
в
повседневной
жизни
по
мере
возможности соблюдать физическую активность.