Напоминание

Здоровый образ жизни и его составляющее в тесном контакте с обучающимися"


Автор: Носиров Зокир Носирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОАУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: г. Нефтекамск Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Здоровый образ жизни и его составляющее в тесном контакте с обучающимися"
Раздел: среднее образование





Назад




Статья на тему: «Здоровый образ жизни и его

составляющее в тесном контакте с обучающимися»

Автор: Носиров Зокир Носирович,

учитель физической культуры.

Нефтекамск

2018

Самое

ценное

у

человека

это

жизнь,

самое

ценное

в

жизни

здоровье! Если человек здоров, он всегда будет энергичен и активен, всегда

сможет преодолеть трудности на своем пути.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что сложившаяся

тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый

характер. В результате анализа было установлено, что у большинства детей

было выявлено нарушение зрения, на втором месте - нарушение осанки, на

третьей

месте

-

наличие

хронических

заболеваний.

Данная

ситуация

обусловлена обострением проблем питания, неправильное отношение детей к

физической культуре и спорту, а учебно-воспитательный процесс, в школах

является одним из факторов снижения здоровья учащихся и характеризуется

высокой

степенью

интенсивности.

У

учащихся

и

их

родителей

не

сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется

недостаточной

пропагандой

педагогических

и

медицинских

знаний,

здорового образа жизни.

1. Формирование и основы здорового образа жизни

Формирование здорового образа жизни – проблема комплексная.

Обеспечить в современных условиях хорошее состояние здоровья детей –

сложная, трудная задача, потому что ни общественное устройство нашего

государства, ни сам ребенок не воспринимают здоровье как необходимую

норму

жизни,

как

ценность.

Необходимо

повышение

роли

личностных

качеств школьника в сознательном и волевом принятии принципов здорового

образа жизни, а забота о здоровье, его укреплении должна стать ценностным

мотивом поведения.

Формирование здорового образа жизни включает в себя три основные

цели:

-

глобальную

обеспечение

физического

и

психического

здоровья

подрастающего поколения;

- дидактическую – обучение учащихся необходимыми знаниями в области

охраны здоровья;

- методическую – вооружение учащихся знаниями физиологических основ

процессов жизнедеятельности человека.

Необходимо организовать школьную деятельность так, чтобы учащиеся

повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми. Для этого

необходимо

иметь

представления

о

сущности

понятий

«здоровье»

и

«здоровый

образ

жизни».

Проанализировав

специальную

литературу,

я

выяснил

что,

однозначного

определения

понятия

здоровья

нет,

и

представляется оно по–разному.

Понятие

образа

жизни

по

своему

составу

является

сложным.

Оно

позволяет выявить ценностные ориентации людей, причины из поведения,

стиля жизнедеятельности, обусловленные укладом и уровнем жизни. Образ

жизни относится к факторам, непосредственно влияющим на здоровье.

Важной составляющей здорового образа жизни является умеренное и

сбалансированное

питание,

соблюдение

режима

дня.

Каждому

организму

нужна

достаточная

двигательная

активность,

закаливание,

обтирание,

обмывание холодной водой, а также соблюдение личной гигиены.

Основы здорового образа жизни необходимы для полноценного

становления

каждого

человека.

Именно

они

позволяют

плодотворно

работать как на благо себя и своей семьи, так и общества в целом.

2. Культура здорового образа жизни.

Культура здоровья включает в себя: культуру образа жизни, культуру

питания,

физическую

культуру.

Каждый

из

элементов

этой

культуры

необходим, но не достаточен для сохранения и укрепления здоровья.

Процесс

воспитания

культуры

здорового

образа

жизни опирается

на

следующие позиции:

1. Целенаправленный характер всего учебно-воспитательного процесса.

2.

Целостность

и

системность

процесса

воспитания

культуры

здорового

образа жизни.

3.

Развитие

двигательной

активности

и

учет

индивидуально-личностных

возможностей обучающихся.

Быть здоровым – это естественное состояние человека. Красота и

бодрость – то, к чему стремится каждый. Быть здоровым – это нелегкая

задача, но результат стоит усилий. Здоровье – это не только отсутствие

болезней,

но

и

хорошее

психологическое

и

эмоциональное

состояние

человека.

Принципы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни:

- принцип формирования ценностных установок школьников на здоровый

образ

жизни,

следование

которому

обеспечивает

формирование

системы

ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни;

-

принцип

культур

сообразности

(включение

в

культуру

посредством

специально

ориентированной

и

организованной

здоровье

творческой

деятельности);

- принцип здоровой творческой активности (опора на активную личностную

позицию школьников в формировании здорового образа жизни;

- принцип интеграции воспитательного воздействия, следование которому

означает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса:

учителей, родителей и детей, направленное на обеспечение физического и

психического здоровья каждого ребенка;

- принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в

творчестве, приобретение знаний, удовлетворение в общении. Он выражается

в создании условий для развития одарённых детей, детей физически слабых,

с отклонениями в поведении, детей – сирот, детей – инвалидов

3. Профилактика здорового образа жизни.

Здоровье - это неотъемлемое условие в любой области деятельности

человека - материальной или духовной. Нередко можно услышать: "Было бы

здоровье,

а

остальное

приложится".

С

этим

утверждением

трудно

не

согласиться. Общая культура человека во многом формирует его образ жизни.

Человек должен осознать роль ЗОЖ и его культурную ценность, только в

этом

случае

становится

эффективным

любая

профилактика.

Основы

здорового образа жизни должны взращиваться посредством регулярной и

адекватной профилактики дома, в детских садах, школах и высших учебных

заведениях.

В целях профилактики и пропаганды здорового образа жизни в школе

проводятся

занятия

о

правильном

питании.

Учителя

стараются

заинтересовать

учащихся,

чтобы

все

осознали

важность

проблемы

собственного питания и принимали бы разумные меры предосторожности

при потреблении пищи.

Реализуя

работу

в

данном

направлении,

в

гимназии

проводятся

мероприятия

для

учащихся,

используются

разнообразные

формы

работы:

физкультминутки,

утренняя

гимнастика,

тематические

классные

часы,

конкурсы рисунков, плакатов, тематических стенгазет, конкурс агитбригад

“Мы за здоровый образ жизни”, спортивные соревнования, акции, уроки

здоровья и безопасности, дни здоровья, походы, экскурсии.

Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить

каждодневную

реализацию

дома,

то

есть

закрепляться,

наполняться

практическим

содержанием.

Поэтому

гимназия

организовывала

тесное

сотрудничество с родителями обучающихся. Сформирован банк данных о

семьях и родителях обучающихся. Проводятся общешкольные родительские

собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ

с участием специалистов КДН, прокуратуры, ОВД, психологов, медицинских

работников, социального педагога. Организован родительский всеобуч по

тематике "Здоровый ребёнок - здоровое общество" (с участием медицинских

работников).

Проводятся

индивидуальные

беседы

и

консультации

с

родителями. И в заключении я порекомендовал бы, соблюдать распорядок

дня, делать утреннюю зарядку, следить за питанием, закаляться, соблюдать

личную

гигиену,

заниматься

спортом,

в

повседневной

жизни

по

мере

возможности соблюдать физическую активность.



В раздел образования