Автор: Абдулкадырова Зайнаб Абдулмуслимовна
Должность: педагог- психолог
Учебное заведение: МКДОУ ЦРР-ДС №19 ГБ
Населённый пункт: город Буйнакск, респ. Дагестан
Наименование материала: Познавательно- исследовательский проект
Тема: " Совершенная энергия Солнца"
Раздел: дошкольное образование
РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 19 Г. БУЙНАКСКА»
г. Буйнакск ул. Шихова 122, тел. 8(87237) 2-12-21
Исследовательский проект
«Совершенная энергия Солнца»
Автор проекта - Абдулкадырова Зайнаб Абдулмуслимовна,
педагог - психолог Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения
« Центр развития ребенка - детский сад №19 города Буйнакск»
Контактный телефон + 7 928 541 30 91
Содержание:
1.
Введение…………………………………………………………… 1-2 стр.
Мотив выбора темы исследования и значимость исследования
Цель проекта
Гипотеза
Предполагаемый результат
2.
Основная часть……………………………………………………. 2-5 стр.
Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап
3.
Выводы…………………………………………………………….... 5 стр.
4.
Список литературы…………………………………………………. 6 стр.
5.
Приложения ……………………………………………………… 7-21 стр.
ВВЕДЕНИЕ
Паспорт проекта: «Совершенная энергия Солнца».
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Предмет исследования: Солнечная энергия и ее практическое применение в
жизни человека.
Продолжительность проекта: З недели.
Участники
проекта:
Участники
проекта
-
воспитанники
подготовительной
к
школе группы « Сказка» МКДОУ ЦРР - ДС №19 ГБ – Ахмедов Магомед Габибулаевич;
Гамзатова Умукусюм Магомедсайфуллаевна; Амаева Хадиджа Гаджимурадовна.
МОТИВ ВЫБОРА ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Солнечная энергия относится к восстанавливаемым источникам энергии, то есть
восстанавливается без участия человека, естественным путем. Это один из экологически
безопасных
энергетических
источников,
который
не
загрязняет
окружающую
среду.
Возможности применения солнечной энергии практически неограниченны и ученые всего
мира работают над разработкой систем, которые расширяют возможности использования
солнечной энергии. Ученые считают, что
повсеместное использование солнечной энергии - это будущее человечества. Солнечная
энергия
может
быть
преобразована
в
полезную
энергию
посредством
использования
активных и пассивных солнечных энергетических систем.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Формировать знания детей о физических свойствах и явлениях окружающего мира.
Способствовать воспитанию интереса к явлениям неживой природы.
Способствовать
развитию творческого мышления, формированию конструктивных способностей у детей и
умению
практически
использовать
солнечную
энергию.
Изготовление
и
освоение
воспитанниками
ДОУ
«ловушек
для
солнца»,
так
как
проведение
любого
опыта
–
отличный
способ
приобщить
детей
к
науке.
Развивать
представления
детей
об
эффективном использовании энергии солнца, как о наиболее безопасном энергетическом
источнике, не производящим вредных отходов.
1
Гипотеза: Может ли солнечная энергия использоваться как неиссякаемый и наиболее
безопасный источник энергии в нашей повседневной жизни, который не загрязняет
окружающей среду?
Предполагаемый результат:
«Поймать» солнечные лучи и найти им энергетическое применение.
Изготовление «ловушки» для непосредственного использования солнечного тепла:
аккумулировать солнечную энергию, для целенаправленного ее применения.
Солнце – является основным источником энергии для нашей планеты. Без солнца
не было бы жизни на земле. Было бы так темно и холодно, что ничто живое не смогло бы
существовать. Растения используют солнечный свет примерно так же, как мы используем
энергию, заключенную в пище. Солнце согревает нас и дарит нам свет. Еще мы пользуемся
солнечным светом, чтобы обогреть наши дома. По сути – это природный, к тому же
бесплатный и самый совершенный метод обогрева.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Подготовительный этап:
- Проведение наблюдений за погодой и за ее сезонными изменениями;
- Опрос родителей «Какую научную литературу читают дома со своими детьми?»;
- Объявление о выставке «Такое разное солнце», «Чье солнце теплее»;
- Методическая помощь, разъяснение домашнего задания;
- Работа с методическим материалом, художественной и научной литературой по данной
теме;
- Подбор материалов для создания макетов «Солнечный дом», «Солнечный
водонагреватель», «Солнечная печь».
Основной этап:
- Проведение цикла бесед;
- Проведение непосредственно-образовательной деятельности по теме «Солнце- источник
жизни на Земле», «Солнце-хозяин дня и ночи»;
- Чтение художественных произведений и научной литературы;
- Дидактическая игра «Солнце - это хорошо. Солнце - это плохо»;
- Подвижная игра «Поймай солнечного зайчика»;
2
-
Организация
опытно
-
экспериментальной
деятельности
«Знакомство
с
солнечным
лучиком»;
- Мастерская по изготовлению макетов «Ловушка для Солнца», «Солнечная печь»;
- Конкурс рисунков детей «Такое разное Солнце»;
- Совместная деятельность родителей и детей по реализации проекта - изготовление
макетов «Солнечный дом», «Солнечный водонагреватель»;
- Экскурсия в ООО «ЗАО МУШАРАКА», экскурсия в теплицу.
«СОЛНЕЧНАЯ ПЕЧЬ»
Тепловую энергию Солнца можно использовать для приготовления пищи.
Простейшее устройство для использования солнечного света в быту - это солнечная печь.
На ней можно готовить пищу без топлива или электроэнергии.
Для этого нам потребуется:
- прямоугольная коробка (из- под обуви);
- карандаш и циркуль (можно блюдце);
- картон;
- алюминиевая фольга;
- скотч;
- тонкая деревянная палочка.
1. Ставим коробку на бок длинной стороной. Посередине верхней боковой стенки
чертим полукруг. То же самое делаем с другой стороны.
2. Вырезаем ножницами полукруги по линиям с обеих сторон коробки.
3. В полукруглые выемки укладываем картон, так чтобы он не выходил за пределы
коробки. Лишнее отрезаем, сделав отметки.
4. Картон обернем фольгой блестящей стороной вверх, разглаживая складки.
5.Обернутый фольгой картон укладываем в выемки и закрепляем концы скотчем.
6.Из оставшегося куска картона вырезаем стенки для выемок. У края каждой
стенки посередине дыроколом делаем отверстие. Закрепляем стенки скотчем.
7. Вставив деревянную палочку в одну из дырочек в картоне, насадим продукт для
приготовления и вставляем в другую дырочку.
3
8. Следим за тем, чтобы печь все время находилась на солнце. Пово-рачиваем
палочку, чтобы еда готовилась равномерно.
Фольга
хорошо
отражает
солнечный
свет
и
фокусирует
его
на
черной
металлической кастрюле, в которой будет готовиться пища.
Солнечная печь будет работать только в жаркий летний день. Она может нагреться
до
135
градусов
-
этого
вполне
достаточно,
чтобы
приготовить
пищу
и
убить
болезнетворные бактерии.
Перед приготовлением пищи солнечную печь следует прогреть, оставив ее на
солнце. Не стоит готовить еду ближе к вечеру, так как солнце стоит уже низко и его лучи
плохо отражаются от фольги. Наибольший эффект достигае-тся, когда фольга находится
под углом 90 градусов к Солнцу.
«СОЛНЕЧНЫЙ ВОДОНАГРЕВАТЕЛЬ»
Солнечную энергию используют в быту для нагрева воды. Для этой цели нам
послужит солнечный водонагреватель.
Это ящик с прозрачным покрытием, в котором находится черная металлическая
трубка в изогнутом виде. Черные трубы поглощают солнечные лучи, а стекло сохраняет
полученное тепло.
Холодная вода из водопровода, протекая по трубам, нагревается, Выходит теплая
вода для душа, стирки и мытья посуды.
ОБОГРЕВ ДОМА ЗА СЧЕТ СОЛНЕЧНОЙ ЭНЕРГИИ
Солнечную энергию можно использовать для обогрева дома. На южной стороне к
дому приставлен ящик черного цвета.
Когда на черный ящик светит солнце, воздух внутри него нагревается. С помощью
вентилятора теплый воздух перегоняется в подвал, там тепло удерживает галька. Таким же
образом обогревается и теплица.
Для того, чтобы работал вентилятор нужно его питать электроэнергией, У нас,
вместо электроэнергии, его питают солнечные батареи. Они расположены на южном скате
крыши.
Когда
на
них
светит
солнце,
солнечные
элементы
вырабатывают
энергию
и
заряжают встроенный аккумулятор, спрятанный в подвале.
4
Солнечные
батареи
работают
круглый
год,
так
как
они
заряжаются
даже
при
облачной погоде и устойчивы к изменению погоды и температуры.
На солнечной батарее работают и садовые светильники для подсветки сада в
темное время суток.
Это универсальные и экологически чистые устройства, не требуют подключению к
сети, что позволяет устанавливать их в любых местах.
Для эффективной работы светильник следует в области, где солнечная панель
получит максимальное количество прямого солнечного света.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
- Выставка детских рисунков;
- Выставка макетов по тематике «Ловушки для Солнца»: «Солнечный дом», «Солнечная
печь», «Солнечный водонагреватель»;
- Презентация проекта «Совершенная энергия Солнца».
Выводы
Изготовив макеты «Солнечная печь», «Солнечный водонагреватель», «Солнечный
дом» и изучив принцип работы солнечных батарей, мы пришли к выводу, что солнечная
энергия - это самый простой, эффективный, восстанавливаемый естественным путем и
самое главное - экологически безопасный способ использования природных ресурсов,
который не загрязняет окружающую среду.
Мы убедились, что мнение ученых «о повсеместном использовании солнечной
энергии - это будущее человечества».
5
Список литературы:
К.И. Чуковский «Краденое солнце» - ООО ТИК «Антураж» 2012 ;
Журнал « Галилео» наука опытным путем №2 / 2011
Т.В. Владимирова, Л.А. Хамидуллина «Путешествия во времени…» Занятия по
ознакомлению дошкольников с астрономическим и историческим временем.-
Издательство «АРКТИ» 2008г.
О.И. Донина, Л.А. Хамидуллина «Путешествия во Вселенной…» Занятия по
формированию естественно=научной картины мира. - Издательство «АРКТИ» 2008г.
Глен Веккионе «Занимательные опыты» 100 занимательных экспериментов,которые
помогут понять законы окружающего мира. - ООО «Издательство Астрель» 2007г.
Мзри-Энн Колл, Джин Поттер «Наука через искусство» - ОАО «Полиграфкомбинат»
2000г.
Приложения
Приложение № 1 - Рисунки детей по теме «Такое разное солнце»;
Приложение № 2 - Фотографии с экскурсии участников исследовательского проекта в
ООО «ЗАО Мушарака»;
Приложение № 3 - Фотографии процесса изготовления детьми макета «Солнечная печь»
- «ловушки» для солнечных лучиков;
Приложение № 4 - Фотографии основного макета «Совершенная энергия Солнца».
Приложение № 5 – Какой цвет притягивает солнечные лучики
6
Приложение № 2
7
8
9
Установка солнечных батареек в Лакском районе с.Курла
10
Приложение № 3
11
11
12
13
14
15
Приложение № 4
16
Приложение № 5
17
18
19
20
21