Активная жизненная позиция как фактор успешной профессиональной самореализации молодых специалистов.
Автор: Галлямова Ольга Сергеевна Должность: преподаватель психологии Учебное заведение: ГБПОУ "Саткинский медицинский техникум" Населённый пункт: г. Сатка Наименование материала: Статья Тема: Активная жизненная позиция как фактор успешной профессиональной самореализации молодых специалистов. Раздел: среднее профессиональное
профессиональной самореализации молодых специалистов.
По
данным
Международного
статистического
комитета,
изучающего
вопросы стрессоустойчивости, за 2015 год выявлено, что 85% взрослого
рабочего
населения
планеты
70%
своего
рабочего
времени
постоянно
находятся
в
стрессовых
ситуациях.
Одной
из
причин
стресса
является
недовольство
своей
профессиональной
деятельностью,
несостоявшейся
карьерой,
разочарование
в
ранее
любимом
деле,
нежелание
повышать
профессиональную
квалификацию
и
просто,
нахождением
«не
на
своем
месте». К сожалению, большинство людей инертны, не уверены в себе и
своих
силах
и
боятся
что-либо
менять
в
своей
жизни,
тем
самым,
ограничивая
себя
в
свободе
выбора
лучшей
деятельности
или
развитии
своего мастерства в ранее выбранной профессии.
С
другой
стороны,
современный
мир
открывает
перед
человеком
множество
возможностей
в
профессиональной
реализации,
развиваются
новые отрасли науки, появились новые ранее несуществующие профессии.
Безусловно, изменился подход работодателя к своему персоналу в сторону
увеличения
требований
к
его
профессионализму
и
личностному
совершенствованию.
Сегодня
мало
быть
просто
дипломированным
специалистом,
обладающим знаниями, умениями и навыками в своем роде деятельности,
хорошо
выполняющим
определенные
производственные
манипуляции
(например,
для
медицинской
сестры
правильно
поставить
инъекцию,
проверить артериальное давление и тому подобное). В условиях конкуренции
на
современном
рынке
работодатель
стремится
получить
н е
«узконаправленного специалиста», а работника,
владеющего
дополнительными навыками, способного к обучению и желающего повышать
свой
профессионализм.
Медицинская
сестра
должна
знать
основы
психологии,
чтобы
правильно
строить
коммуникативный
процесс
с
пациентами
и
коллегами,
знать
психологическую
типологию
людей
и
понимать, как правильно устанавливать контакт с тем или иным больным
человеком, вовремя его эмоционально поддержать, успокоить, подбодрить
(психотерапевтическая функция медицинской сестры).
Кроме того, работодатель медицинского учреждения (особенно частных
клиник) желает иметь медицинского работника (медсестру, фельдшера) с
навыками массажа, владением персональным компьютером, приветствуются
наличие у работника творческих талантов и организаторских способностей
для
участия
в
праздниках
и
корпоративных
мероприятиях.
Высоко
оценивается стремление молодого специалиста к карьерному росту в рамках
данного
предприятия
и
желание
быть
лидером,
способность
руководить
людьми.
Эти высокие требования современного рынка труда дают почву для
осознания
молодежью
значимости
созидательного
отношения
к
жизни
и
обществу, которое называется активная жизненная позиция.
Активная жизненная позиция подразумевает проявление общественной
активности, настрой на здоровый образ жизни (спорт, рациональное питание,
активный отдых), позитивное отношение к себе и окружающим, готовность
адекватно реагировать на внешние факторы, умение проявлять гибкость в
мышлении
и
поведении,
желание
принимать
участие
в
процессах,
происходящих в обществе, а также готовность инициировать эти процессы. В
последнем случае речь идет о лидерстве.
Молодой специалист с активной жизненной позицией и в совокупности
с определенными личностно-психологическими качествами способен
проявляться как лидер. И хотя не каждый человек может быть лидером в
традиционном понимании этого явления, а именно: уметь влиять на других и
вести
за
собой,
иметь
высокую
энергетику
и
личностный
магнетизм
(харизму). Зато любой человек может воспитать в себе активность, заботу о
своем здоровье, интерес к себе, другим людям, неравнодушие к личностному
совершенствованию
во
благо
себе
и
обществу.
Молодые
специалисты
с
активной
жизненной
позицией
быстрее
найдут
лучшую
для
них
работу,
займут достойное место в социуме. Они легче адаптируются в окружающей
их обстановке и могут внести положительные изменения в окружающий их
социум.
Несомненно,
семья
и
близкое
окружение
являются
помощниками
в
формировании у детей активного отношения к жизни. Но огромная задача в
воспитании у студентов желания быть активными в учебе и общественной
жизни стоит перед педагогами средне-специального образования.
Аспекты здоровьесберегающих технологий дают возможность педагогам
с первых дней учебы в колледже мотивировать студентов на здоровый образ
жизни, участие в общественной жизни колледжа, помощи в подготовке и
участии в праздничных мероприятиях. Для этого в проводятся «Конкурс
талантов», «
Конкурс
чтецов»,
«Праздник
посвящения
в
студенты»,
календарные
праздники,
КВН,
спортивные
соревнования,
спартакиады,
праздники, посвященные Дню здоровья и т.д.
В рамках научно-исследовательской деятельности стимулирование на
активную
жизненную
позицию
и
лидерство
ведется
через
принятие
студентами
участия
в
НИРС.
Ребята
получают
опыт
самостоятельного
научного
поиска
и
исследования,
развивают
логическое
мышление,
эрудицию, а затем, выступая со своими работами на научно-практических
конференциях, получают навыки ораторского мастерства.
Одной из важных составляющих воспитания в молодежи стремления к
лидерству
и
активной
жизненной
позиции
является
участие
студентов
в
добровольческих, общественных и волонтерских объединениях.
На
базе
Саткинского
медицинского
техникума
располагается
такая
организация: Саткинская районная волонтерская общественная организация
«СТАРТ».
Основной
целью
этой
организации
является
создание
условий
для
формирования
личностно-творческого
потенциала
молодых
людей
как
элемента активной жизненной позиции через добровольческий труд. Важной
воспитательной задачей участия в общественной жизни техникума и города
становится
развитие
у
студентов
сознательного
отношения
к
своему
здоровью,
совершенствование
личностных
качеств
(активно сти,
креативности,
коммуникативности).
Этот
опыт
позволит
молодому
специалисту
в
будущем
пройти
успешную
адаптацию
к
современным
требованиям рынка труда и быть конкурентноспособным по отношению к
другим кандидатам.
Роль педагогов постоянно стимулировать студентов на активный образ
жизни,
яркое,
активное
проявление
их
во
время
учебы
в
техникуме;
акцентировать
не
только
важность
учебной,
но
и
общественной
деятельности.
Таким
образом,
мы
воспитаем
высококвалифицированных,
ориентированных на постоянный личностный рост специалистов, владеющих
различными социально-значимыми навыками и конкурентноспособных на
рынке труда.