Автор: Попович Елена Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Школа №1593"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речевой коммуникации дошкольников в совместной деятельности с родителями"
Раздел: дошкольное образование
Развитие речевой коммуникации дошкольников в совместной
деятельности с родителями.
Одно
из
основных
условий
нормального
развития
ребенка
и,
в дальнейшем, успешного обучения в школе — своевременное и полноценное
формирование речи в дошкольном детстве. Как показывает практика, для
полноценного
речевого
развития
дошкольников,
необходимо
тесное
взаимодействие
детского
сада
и семьи,
так
как
наилучшие
результаты
отмечаются
там,
где
педагоги
и родители
действуют
согласовано.
Ему
предшествует
целенаправленная
работа
педагогов,
в процессе
которой
родители
эпизодически
включаются
в жизнь
группы,
приобщаются
к проблемам своих детей.
Для достижения единой цели взаимодействие предполагает не только
распределение
задач
между
участниками
процесса,
но
и обратную
связь.
Участвовать в речевом развитии семьи начинают с момента прихода ребёнка
в детский сад. Уже на этом этапе мы пытаемся убедить родителей, что их
роль в речевом развитии ребёнка значима, что наши усилия без их помощи
будут недостаточны. Основные цели взаимодействия педагогов и родителей
по вопросам речевого развития дошкольников — это объединение усилий
взрослых для обеспечения успешного речевого развития каждого ребенка,
выделение приоритетных линий этого развития, показ наиболее эффективных
методов
и приемов
работы
речевого
воспитания,
раскрытие
возможности
переноса
полученных
педагогических
знаний
в условия
семейного
воспитания,
формирование
у родителей
желания
и умения
общаться
с детьми,
руководить
детской
деятельностью.
В
работе
с
родителями
целесообразно учитывать следующие принципы.
1.
Личностный подход с учетом образования, возраста и индивидуальных
особенностей.
2.
Применение
родителями
полученных
теоретических
знаний
в
повседневной практике семейного воспитания.
3.
Учет уровня развития каждого ребенка и дифференцированный подход
к проблеме воспитания, обучения и проведения коррекционной работы
в семье.
Основными формами работы с родителями могут являться:
общее родительское собрание;
консультации (индивидуальные и групповые);
семинары-практикумы;
педагогические беседы (индивидуальные и групповые);
открытые
показы
занятий
(индивидуальных,
подгрупповых
и
фронтальных);
речевые театрализованные праздники;
папки – передвижки;
подбор методической литературы в помощь родителям и т.д.
Все эти формы помогают сделать работу с семьей более интересной и
эффективной, способствуют совместной деятельности педагогов и родителей
по преодолению недостатков развития речи у детей – дошкольников.
Родителей
можно
привлечь
к
созданию речевого альбома «Копилка
слов».
Данная
форма
работы
с семьей
направлена
на
расширение,
закрепление,
конкретизации
словаря
ребенка
и объяснения
лексического
значения слов. Дети с родителями должны подобрать красивые (осенние,
сладкие, острые и т. п.) слова, подобрать картинку с интересным предметом,
показать его всем детям и назвать. По результатам этой работы в группе
создаются
альбомы,
книжки.
Один
раз
в месяц
в группе
вывешивать
благодарственное письмо, в котором указывать те семьи (родители), чьи дети
принесли в копилку много интересных слов, принимали участие в речевых
праздниках. Такая форма поощрения является хорошим стимулом, как для
детей, так и для родителей.
По рекомендации воспитателя, родители вводят в жизнь семьи игру «Я
дарю
тебе
словечко»,
цель —
расширить
словарь
детей.
Дети
приносят
в группу
подаренные
слова
и знакомят
с ними
своих
друзей.
Родители
участвуют в создании домашней игротеки. Данный вид работы не требует
специальных
материалов
и пособий.
Учитывая
большую
загруженность
родителей домашними делами и накопленную к концу дня усталость, мы
предлагаем «Игры на кухне».
Речевая
газета —
эта
форма
взаимодействия
педагогов
с семьями
популярна как у детей, так и у родителей. Содержание газет определяется
актуальными
на
данный
момент
вопросами
речевого
развития
детей
конкретной группы и может быть посвящено решению одной из речевых
задач. В младших и средних группах могут быть такие темы как «В гостях
у слова», «Поговори со мною, мама.»... В старших группах — «Грамотей»,
«Как красиво говорит, словно реченька журчит» и другие. Обязательным
условием
выпуска
речевых
газет
является
их
интерактивный
характер.
Интерактивность заключается в том, что материал, размещенный в газете,
побуждает родителей к активному взаимодействию с детьми и педагогами,
предполагает обратную связь. Оформляться газеты могут на стендах, в виде
книг, журналов, папок-вертушек.
Интерес
представляет конкурс
семейных
газет,
в которых
родители
могут поделиться своим опытом воспитания культуры речи в семье, рассказав
о семейных
традициях,
оформляя
фотографиями,
рисунками.
Газета —
продуктивная
форма
общения
с семьей,
она
результативна,
помогает
педагогам привлечь внимание взрослых к речевому развитию дошкольников,
обучать и развивать детей играя, объединять детей и родителей на основе
общих
интересов.
Можно
привлечь
родителей
к
участию
в конкурсе
совместного
с детьми
сочинения.
Тематика
разнообразная
«Письмо
Деду
Морозу», «Сочиняем сказку», «Сочиняем стихи» и др.
Эффективной
формой
взаимодействия
«педагог-родитель-ребенок»
ст ановит ся проектная
деятельность.
Она
предполагает
активное
сотрудничество
детей
и взрослых,
способствует
развитию
творчества
в разных
видах
познавательно-речевой
деятельности,
обеспечивает
современный
интегрированный
подход
в воспитании
и обучении
детей.
Участвуя
в разработке
и реализации
проекта,
родители
становятся
непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса
и начинают
осознавать
свою
роль
в нем.
Темы
и содержание
проектов
определяются
педагогами
совместно
с детьми
и родителями
на
основе
определения актуальных задач развития детей конкретной группы, детских
интересов.
Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития
дошкольников,
объясняем
негативной
социокультурной
ситуацией,
сложившейся
в
современном
обществе.
Нам,
педагогам
и
специалистам-
дошкольникам, все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания,
задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов,
нежели
с
их
опережением.
Все
чаще
у
детей
наблюдается
комплекс
социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная
глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных
интересах.
Дети
с
трудом
усваивают
те
или
иные
нравственные
нормы.
Происходит деформация содержания детской субкультуры.
Возникают
вопросы:
«Почему
современные
дети
отстают
в
своем
речевом
развитии,
говорят
все
хуже
и
меньше?
Почему
происходят
негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии
дошкольников? Каковы причины перечисленных явлений?» Несомненно, все
вместе-
это
комплексная
проблема,
имеющая
многочисленные
причины.
Одной из них, на наш взгляд, является разрыв коммуникативных связей
между
миром
детей
и
миром
взрослых,
отчуждение
взрослых
от
детей,
лишение их содержательных (живых) способов общения.
К сожалению, взрослые все чаще относятся крайне неуважительно к
слову,
не
владеют
им,
не
умеют
грамотно
выражать
свои
мысли,
недооценивают
роль
звучащего
слова
в
развитии
и
воспитании
ребенка.
Живое
слово
(разговор,
беседа,
рассказывание)
вытесняется
просмотром
мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей, но это в лучшем случае. Как
правило,
многие
воспитанники
в
качестве
любимых
занятий
называют
развлечения связанные с просмотром телевизионных передач.
Современные мультфильмы отличаются засильем иностранных слов и
каскадом
гипертрофированных
образов,
что
способствует
размыванию
нравственных норм и ценностных ориентаций у подрастающего поколения.
Прослушивание
популярных
песен
опять-таки
взрослого
репертуара,
отражается на детской песенной субкультуре. Все это меняет роль живого
слова в жизни ребенка, отношение к нему и его восприятие. Экранная речь
становится причиной задержки развития каналов восприятия информации,
необходимых
для
формирования
психологических
основ:
развитого
образного
мышления,
воображения,
памяти,
внимания,
творческой
активности. Что в свою очередь негативно отражается на речевом развитии
ребенка-дошкольника.
Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком все
чаще
ограничивается
кратковременным,
формальным
и
поверхностным
взаимодействием,
в
виде
замечаний,
указаний,
инструкций,
обсуждений
примитивно-бытовых тем. Об уменьшении продолжительности совместной
деятельности и общения взрослого с ребенком говорит и то, что во многих
семьях не имеют представление о «культурном досуге» или уделяют ему
незначительное время (совместном посещении театров, музеев, выставок,
прогулок
на
природу).
Неудовлетворенность
потребностью
в
общении
ребенка с родителями, способствует проявлению различных отклонений в
поведении
детей:
неуверенностью
при
новых
начинаниях,
большим
количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их
речевого
и
познавательного
развития.
Хотя
доказано,
что
полноценное
речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном
общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и
чувствами.
А
совместная
детско-взрослая
деятельность
способствует
успешному
социальному
и
интеллектуальному
развитию
ребенка,
закладывает психо-эмоциональную базу его будущей жизни.
В этой связи мы обратили внимание на метод проекта, который являясь
совместной
формой
сотрудничества
ребенка
и
взрослого,
может
компенсировать
проблему
дефицита
общения,
совместной
деятельности
родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевого
развития дошкольников.
Метод проекта, как одна из личностно-ориентированных технологий,
позволяет
развивать
творческое
мышление
и
познавательный
интерес
к
различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и
нравственные
качества
личности
дошкольника,
развивает
у
ребенка
определенные реализуемые программой знания, умения и навыки. Проектная
деятельность
обладает
огромным
развивающим
потенциалом,
не
только
создает
условия
для
поддержки
и
развития
детских
интересов
и
способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его
самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
В состоянии интереса человек (ребенок, взрослый) всегда активен и
успешен. Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые
начинаются
с
удивления.
В
свою
очередь,
удивлением
для
дошкольника
может
быть
окружающая
действительность,
являющаяся
источником
пробуждения познавательных интересов. Ребенка дошкольного возраста, у
которого развит познавательный интерес, характеризует желание задавать
вопросы, делать умозаключения, что становится универсальным средством
получения от взрослого знаний об окружающей действительности, а также
основой развития коммуникативной компетентности дошкольников. То есть,
умения общаться и посредством общения решать возникающие перед ними
познавательные, творческие и другие задачи.
Все эти важные и серьёзные направления мы решили реализовать в
проекте «Путешествие в страну книг».
Начался наш проект с организации экскурсий в библиотеку гимназии, в
детскую библиотеку №17(Центр культурного наследия В.Д. Берестова ) , в
детскую библиотеку «Вундеркинд».
Актуальность:
•
В
настоящее
время
падает
интерес
детей
к
художественной
литературе, детской книге; его надо «разбудить», увлечь детей чтением книг.
Цель: (на уровне дошкольного образования)
•
Приобщение дошкольников к книге через сотрудничество ДОУ,
библиотеки и семьи.
•
Формирование
интереса
и
потребности
в
чтении
у
детей
дошкольного возраста через создание союза «детский сад – семья –ребёнок»
Реализация проекта предусматривает решение ряда задач.
Задачи:
•
Помочь
родителям
осознать
ценность
детского
чтения,
как
развивающей среды для дошкольников
•
Социальное
партнерство
детского
сада
и
род ит е ле й
воспитанников: вовлечь каждого родителя в решение проблемы семейного
чтения; проведение мероприятий, направленных на знакомство с книгой
•
Создание книги своими руками.
В основе построения проекта – тематический принцип знакомства с
книгой: каждый блок содержит конкретные темы об истории создания
книги, её значимости в жизни человека.
Темы подпроектов:
•
«Книжная страна: дошкольникам о библиотеке».
•
Солнечный город.
•
Семейное чтение.
•
Первые книжки.
•
По страницам книг А.Барто.
•
Книга – лучший друг.
•
Через сказку к народному творчеству.
•
Мастерская добрых сказок.
•
Детская книга в формировании у дошкольников толерантности.
•
Бюро сказок.
•
Сказка – как загадка.
•
Знакомство дошкольников с книжной графикой.
•
Тайна театральной куклы.
Знакомство с тем или иным блоком проекта может проходить в форме
самостоятельного
занятия
по
ознакомлению
с
окружающим
миром,
с
художественной
литературой,
развитие
речи
или
проходить
совместно
с
родителями и быть его частью. Очень важно, чтобы дети и родители не
пассивно
воспринимали
предлагаемую
информацию,
а
творчески
осмысливали
услышанное.
Без
чтения,
обсуждения
и
практического
«проживания»
(инсценировки,
лепки,
аппликации,
конструирования,
моделирования)
невозможно
понять
образность
речи.
Использование
интеграции чтения и разных видов прикладной художественной деятельности
даёт
возможность
формировать
целостное
и
осмысленное
восприятие
произведения детьми.
Цикл
тематических
занятий
по
изготовлению
«рукотворной
книги»
охватывает возрастную категорию детей с 3 до 7 лет.
Педагогами
дошкольного
отделения
был
подобран
материал
по
книгоиздательству: пособия, схемы, чертежи, алгоритмы по созданию книг,
изобразительные и декоративные материалы для творческих проектов.
Открылась
«Мастерская
добрых
сказок».
К
концу
года
у
детей
появились
первые
«семейные»
книги.
Некоторые
мамы
открыли
в
себе
таланты писателей, художников и даже книгоиздателей.
Каждый
ребёнок
выбирал
для
своей
странички
нужный
персонаж,
вырезал, наклеивал детали, рисовал, а родители и педагоги были партнёрами.
Так
появились
в
нашей
библиотеке:
«Книжки
–
малышки»,
«Лоскутные сказки», «Пластилиновые сказки», «Книжное дерево», «Сказки
из клубочка и волшебных деталей легоконструктора».
В далёкие - далёкие времена, когда люди ещё не умели читать и писать,
и у них не было книг, интернета, телевизоров. Они очень много общались
между собой. Самые интересные рассказы оставались в памяти многих на
долгие времена. Никто не знал, кто первым рассказал ту или иную историю,
чья именно фантазия породила удивительный шедевр…
Гораздо
позже,
когда
в
мире
появились
рукописные
книги,
затем
печатные,то
все
созданные
человеком
произведения
записывались
с
указанием
имени
автора…
Дети
старшего
дошкольного
возраста
иллюстрировали авторские сказки: «Сказка про Катю и её новых друзе»,
«Путешествие румяного яблочка», «Сказка про волшебную радугу». «Сказка
об акварельке и художнике».Для обучения детей иллюстрированию было
разработано четыре серии занятий. Дошкольники приобрели знания и умения
по
использованию
художественных
материалов,
научились
вычленять
основную
тему
изображаемого
события,
хорошо
осмысливать
его
содержание.
Для семей с детьми младшего дошкольного возраста были проведены
мастер – классы по «сказочному книгоиздательству».Для более глубокого
изучения данной темы педагоги и родители вместе с детьми создали мини -
музей «Сказки для сладких снов»…
В результате реализации проекта «путешествие в страну книг» на
уровне
дошкольного
образования
закладывается
база
для
успешного
освоения
предметных
областей;
прививается
любовь
и
интерес,
бережное отношение к книге; формируются навыки смыслового чтения,
что особо отраженно в требованиях ФГОС начального образования.
Обязательным
условием
реализации
всех
проектов
является
активизация речевой деятельности детей, совместное речевое творчество.
Проекты рассчитаны на значительный отрезок времени. Завершается проект
презентацией, которая предполагает выпуск газет, альбомов, организацию
выставок,
праздник.
Взрослые
и дети
демонстрируют
результат
своей
деятельности, радуются достижениям друг друга.
В
заключении
хотелось
бы
еще
раз
подчеркнуть,
что
семья
и дошкольное
учреждение —
два
важных
социальных
и н с т и ту т а
социализации
ребенка.
Без
родительского
участия
процесс
воспитания
невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. И когда родители наших
воспитанников из зрителей и наблюдателей станут активными участниками
в жизни своего ребёнка, только тогда мы сможем говорить об эффективности
используемых
нами
современных
форм
в работе
с родителями
по
формированию речевой культуры дошкольников.