Автор: Чиванова Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР "Детский сад "Голубок"
Населённый пункт: Город Сорск
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание гражданина и патриота средствами краеведения"
Раздел: дошкольное образование
Чиванова Татьяна Юрьевна. МБДОУ ЦРР «Детский сад «Голубок», г.Сорск.
«Воспитание гражданина и патриота средствами краеведения».
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью»
В.А. Сухомлинский
Проблема
патриотического
воспитания
детей
дошкольного
возраста
сегодня
становится
одной
из
актуальных.
В
настоящей
жизни
мы
сталкиваемся
с
тем,
что
современные дети недостаточно знают свою культуру, свой язык, быт и традиции своего
народа.
Поэтому
не
могут
в
полной
мере
понять
национальные
отечественные
и
общечеловеческие нравственные ценности, не «прикипают» к родной земле. Я считаю в
решении
этой
задачи,
сегодня
важная
роль
должна
быть
отведена
дошкольному
образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируются основные качества
ребенка. В связи с этим, перед педагогами дошкольного образовательного учреждения
стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою
Родину
через
построение
системы,
направленной
на
формирование
гражданско-
патриотических качеств дошкольников.
Воспитание
патриотизма
и
гражданства
средствами
краеведения
-
это
разносторонний
и
многогранный
процесс,
который
расширяет
кругозор
и
развивает
познавательные
интересы
детей,
а
также
приобщает
к
творческой
деятельности,
формирует
практические
и
интеллектуальные
умения.
Изучение
родного
края,
способствуя воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь детей к
поисково-исследовательской,
экспедиционной
работе.
Обучение
п у т е м
открытий - действительно актуальная проблема нашего времени.
В работе с детьми по воспитанию гражданства и патриотизма педагог должен
помнить
важное
методологическое
требование
- комплексность
в
краеведческой
работе, которое помогает детям:
- развивать наблюдательность, мышление и любознательность;
- повышать интеллект и культурный уровень личности;
- расширять кругозор, эрудицию;
- приобщаться к творческой деятельности; - психологически готовиться к жизни и труду;
-повышать нравственность;
- воспитать в себе любовь к родному краю, а через него - к родине.
В своей работе я использую формы:
-беседы о родном крае;
-сбор материалов и выступления о родном крае;
-экскурсии; выполнение простых проектных работ;
-конкурсы стихотворений, рисунков, сочинений.
В рамках данной темы в нашем саду был создан музей «Чылтыс». В котором
представлены различные предметы: хакасские костюмы, украшения, посуда, музыкальные
инструменты хакасского народа, фотоматериал о родном крае и др. Кроме этого у нас
оформлена «Русская горница». Дети с удовольствием посещают эти музеи. Воспитатели
используют
их
для
проведения
непосредственно
образовательную
деятельность,
посиделки, экскурсии.
Наиболее
эффективная
форма
работы
по
ознакомлению
с
малой
Родиной
и
привитию любви к родному краю – является посещение городского музея, с которым мы
тесно сотрудничаем. В нем дети больше погружаются в атмосферу прошлого Хакасии и
родного города. Дети с интересом разглядывают макеты, фотовыставки, и те предметы,
которые остались с нами из прошлого. Руководитель музея Катаева Елена Григорьевна
часто организовывают просмотры документальных фильмов, при просмотре которых дети
так же знакомятся с традициями и обычаями наших предков. Совместно организуем
викторины и КВН по закреплению знаний о родном крае.
Совместно
с
детьми
придумываем
темы
мероприятий
и
составляем
план
их
проведения.
Например:
«Вечер
хакасской
поэзии».
Дети
совместно
с
родителями
создавали
свои
сборники
стихов
о
Хакасии.
Каждый
ребенок
на
«Вечере
хакасской
поэзии» представлял свой сборник. Это позволяет каждому ребенку включиться в работу
и проявить себя индивидуально. Выразить свое отношение, высказать свое мнение ко
всему
происходящему,
ощутить
целостность
традиционной
народной
культуры,
естественность её жизненной основы.
Непосредственно
образовательную
деятельность
организую
в
форме
проигрывания
сценария.
Основная
форма
сценария
–
это
путешествия
по
картам
(экскурсии, путешествия в сказку, легенду, поиски клада, экспериментирования). Для этого
составляются карты – схемы. Карта может быть постоянной, может быть простой и
сложной. Состоять из знаков – символов и стрелок, указывающих направление движения.
Остановки обозначаются знаками. Все проигрывание сценария проходят в пространстве,
где размещаю знаки, что и на карте – схеме. Знаки и символы выработала
вместе с
детьми.
НОД
заканчиваются
индивидуально
–
продуктивной
деятельностью.
Это
позволяет выявить взгляды и отношения детей к происходящему, ощутить целостность
традиционной народной культуры, естественность её жизненной основы.
В настоящее время мы имеем такую возможность как виртуальные экскурсии. При
помощи
новых
технологий
мы
можем
посетить
абаканский
краеведческий
музей,
прогуляться по улицам столицы Хакасии и России, увидеть все достопримечательности.
Мы можем заглянуть в самые укромные уголки Родины, где в реальной жизни можем,
никогда не побывать. Благодаря прогулкам и экскурсиям у детей постепенно складывается
интерес к изучению исторических сведений. Прогуливаясь по улицам, дети интересуются:
«А
что
здесь
было
раньше?».
У
них
появляется
разграничение
старого
и
нового,
понимание смысла слов «сейчас», «раньше», «теперь», «давно». Возникает интерес к тому,
как было «раньше», что было «давно». В ходе работы привлекаю родителей к сбору
познавательного
материала,
для
пополнения
экспозиции
мини-музея,
к
организации
фотовыставок, видеосъемке различных мероприятий, проведению совместных праздников
и досугов, предметно-развивающей среды в группе, проводились родительские собрания
на темы краеведения. На развлечениях и досугах родители не только присутствовали, но и
принимали
непосредственное
участие.
Например,
праздник
«Чыл-Пазы»,
который
проходит у нас в саду ежегодно. Родители с удовольствием принимают в нем участие,
готовят угощение для детей. Детский сад охотно сотрудничает с абаканским театром
«Читеген», который часто приезжает к нам с интересными представлениями, а в этом году
он принял от нас приглашения поучаствовать в празднике «Чыл-Пазы». Результатом такой
работы
явились
положительные
изменения
в
отношении
родителей
к
проблеме
патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось
чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей.
Таким
образом,
родители
становились
нашими
единомышленниками.
Замечая,
какой интерес и любознательность проявляют дети, старались поддержать их во всех
начинаниях, вовлекая бабушек и дедушек.
Ведь дети, достигшие определенного возраста, начинают задавать все больше и
больше вопросов. Так, например, появился наш проект «Хакасия мой край обетованный»
при чтении стихотворения о Хакасии один из детей задал вопрос,
почему Хакасию
называют маленькой Швейцарией? Мы решили выяснить об этом вместе. Подключили
родителей, объявили им
тему проекта и родители охотно подключились к ней.
В
семейных архивах нашлись старинные фотографии, различные предметы по теме, у кого-
то имелись книги с красивыми иллюстрациями – родители охотно приносили эти вещи в
детский сад. И наш проект прошел на ура. Все то, что приносили родители, они оставили
в группе. Ведь особое место в нашей работе это создание предметно-развивающей
среды.
В
группе
оформлен
уголок
патриотического
воспитания
и
родного
края,
где
находятся фотоматериалы, иллюстрации, знакомящие с городом, районом, республикой,
карта
республики,
символика
города
и
республики,
иллюстрированные
журналы
предприятий города, дидактические игры, а так же материалы для ознакомления с родной
республикой, страной. Все это оказывает эмоциональное воздействие на детей и служит
основой
для
понимания
истории
родного
края,
приобщения
к
культуре,
помогает
знакомить детей с окружающим миром.
Я
считаю,
что
систематическая
работа
по
гражданско-патриотическому
воспитанию
средствами
краеведения
имеет
свои
положительные
результаты.
А
современные
учреждения
выступает
той
социокультурной
средой,
создающей
оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания
патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей «малой Родине». И
хотелось
бы
закончить
бы
закончить
словами
А.
С.
Макаренко
«Наши
дети
всегда
граждане. И чем больше гражданский долг связывается с их ростом и воспитанием, тем
более полноценные воспитываются из них люди».