Напоминание

"Воспитание гражданина и патриота средствами краеведения"


Автор: Чиванова Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР "Детский сад "Голубок"
Населённый пункт: Город Сорск
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание гражданина и патриота средствами краеведения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Чиванова Татьяна Юрьевна. МБДОУ ЦРР «Детский сад «Голубок», г.Сорск.

«Воспитание гражданина и патриота средствами краеведения».

«Родина для человека – самое дорогое и священное,

без чего человек перестаёт быть личностью»

В.А. Сухомлинский

Проблема

патриотического

воспитания

детей

дошкольного

возраста

сегодня

становится

одной

из

актуальных.

В

настоящей

жизни

мы

сталкиваемся

с

тем,

что

современные дети недостаточно знают свою культуру, свой язык, быт и традиции своего

народа.

Поэтому

не

могут

в

полной

мере

понять

национальные

отечественные

и

общечеловеческие нравственные ценности, не «прикипают» к родной земле. Я считаю в

решении

этой

задачи,

сегодня

важная

роль

должна

быть

отведена

дошкольному

образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируются основные качества

ребенка. В связи с этим, перед педагогами дошкольного образовательного учреждения

стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою

Родину

через

построение

системы,

направленной

на

формирование

гражданско-

патриотических качеств дошкольников.

Воспитание

патриотизма

и

гражданства

средствами

краеведения

-

это

разносторонний

и

многогранный

процесс,

который

расширяет

кругозор

и

развивает

познавательные

интересы

детей,

а

также

приобщает

к

творческой

деятельности,

формирует

практические

и

интеллектуальные

умения.

Изучение

родного

края,

способствуя воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь детей к

поисково-исследовательской,

экспедиционной

работе.

Обучение

п у т е м

открытий - действительно актуальная проблема нашего времени.

В работе с детьми по воспитанию гражданства и патриотизма педагог должен

помнить

важное

методологическое

требование

- комплексность

в

краеведческой

работе, которое помогает детям:

- развивать наблюдательность, мышление и любознательность;

- повышать интеллект и культурный уровень личности;

- расширять кругозор, эрудицию;

- приобщаться к творческой деятельности; - психологически готовиться к жизни и труду;

-повышать нравственность;

- воспитать в себе любовь к родному краю, а через него - к родине.

В своей работе я использую формы:

-беседы о родном крае;

-сбор материалов и выступления о родном крае;

-экскурсии; выполнение простых проектных работ;

-конкурсы стихотворений, рисунков, сочинений.

В рамках данной темы в нашем саду был создан музей «Чылтыс». В котором

представлены различные предметы: хакасские костюмы, украшения, посуда, музыкальные

инструменты хакасского народа, фотоматериал о родном крае и др. Кроме этого у нас

оформлена «Русская горница». Дети с удовольствием посещают эти музеи. Воспитатели

используют

их

для

проведения

непосредственно

образовательную

деятельность,

посиделки, экскурсии.

Наиболее

эффективная

форма

работы

по

ознакомлению

с

малой

Родиной

и

привитию любви к родному краю – является посещение городского музея, с которым мы

тесно сотрудничаем. В нем дети больше погружаются в атмосферу прошлого Хакасии и

родного города. Дети с интересом разглядывают макеты, фотовыставки, и те предметы,

которые остались с нами из прошлого. Руководитель музея Катаева Елена Григорьевна

часто организовывают просмотры документальных фильмов, при просмотре которых дети

так же знакомятся с традициями и обычаями наших предков. Совместно организуем

викторины и КВН по закреплению знаний о родном крае.

Совместно

с

детьми

придумываем

темы

мероприятий

и

составляем

план

их

проведения.

Например:

«Вечер

хакасской

поэзии».

Дети

совместно

с

родителями

создавали

свои

сборники

стихов

о

Хакасии.

Каждый

ребенок

на

«Вечере

хакасской

поэзии» представлял свой сборник. Это позволяет каждому ребенку включиться в работу

и проявить себя индивидуально. Выразить свое отношение, высказать свое мнение ко

всему

происходящему,

ощутить

целостность

традиционной

народной

культуры,

естественность её жизненной основы.

Непосредственно

образовательную

деятельность

организую

в

форме

проигрывания

сценария.

Основная

форма

сценария

это

путешествия

по

картам

(экскурсии, путешествия в сказку, легенду, поиски клада, экспериментирования). Для этого

составляются карты – схемы. Карта может быть постоянной, может быть простой и

сложной. Состоять из знаков – символов и стрелок, указывающих направление движения.

Остановки обозначаются знаками. Все проигрывание сценария проходят в пространстве,

где размещаю знаки, что и на карте – схеме. Знаки и символы выработала

вместе с

детьми.

НОД

заканчиваются

индивидуально

продуктивной

деятельностью.

Это

позволяет выявить взгляды и отношения детей к происходящему, ощутить целостность

традиционной народной культуры, естественность её жизненной основы.

В настоящее время мы имеем такую возможность как виртуальные экскурсии. При

помощи

новых

технологий

мы

можем

посетить

абаканский

краеведческий

музей,

прогуляться по улицам столицы Хакасии и России, увидеть все достопримечательности.

Мы можем заглянуть в самые укромные уголки Родины, где в реальной жизни можем,

никогда не побывать. Благодаря прогулкам и экскурсиям у детей постепенно складывается

интерес к изучению исторических сведений. Прогуливаясь по улицам, дети интересуются:

«А

что

здесь

было

раньше?».

У

них

появляется

разграничение

старого

и

нового,

понимание смысла слов «сейчас», «раньше», «теперь», «давно». Возникает интерес к тому,

как было «раньше», что было «давно». В ходе работы привлекаю родителей к сбору

познавательного

материала,

для

пополнения

экспозиции

мини-музея,

к

организации

фотовыставок, видеосъемке различных мероприятий, проведению совместных праздников

и досугов, предметно-развивающей среды в группе, проводились родительские собрания

на темы краеведения. На развлечениях и досугах родители не только присутствовали, но и

принимали

непосредственное

участие.

Например,

праздник

«Чыл-Пазы»,

который

проходит у нас в саду ежегодно. Родители с удовольствием принимают в нем участие,

готовят угощение для детей. Детский сад охотно сотрудничает с абаканским театром

«Читеген», который часто приезжает к нам с интересными представлениями, а в этом году

он принял от нас приглашения поучаствовать в празднике «Чыл-Пазы». Результатом такой

работы

явились

положительные

изменения

в

отношении

родителей

к

проблеме

патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось

чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей.

Таким

образом,

родители

становились

нашими

единомышленниками.

Замечая,

какой интерес и любознательность проявляют дети, старались поддержать их во всех

начинаниях, вовлекая бабушек и дедушек.

Ведь дети, достигшие определенного возраста, начинают задавать все больше и

больше вопросов. Так, например, появился наш проект «Хакасия мой край обетованный»

при чтении стихотворения о Хакасии один из детей задал вопрос,

почему Хакасию

называют маленькой Швейцарией? Мы решили выяснить об этом вместе. Подключили

родителей, объявили им

тему проекта и родители охотно подключились к ней.

В

семейных архивах нашлись старинные фотографии, различные предметы по теме, у кого-

то имелись книги с красивыми иллюстрациями – родители охотно приносили эти вещи в

детский сад. И наш проект прошел на ура. Все то, что приносили родители, они оставили

в группе. Ведь особое место в нашей работе это создание предметно-развивающей

среды.

В

группе

оформлен

уголок

патриотического

воспитания

и

родного

края,

где

находятся фотоматериалы, иллюстрации, знакомящие с городом, районом, республикой,

карта

республики,

символика

города

и

республики,

иллюстрированные

журналы

предприятий города, дидактические игры, а так же материалы для ознакомления с родной

республикой, страной. Все это оказывает эмоциональное воздействие на детей и служит

основой

для

понимания

истории

родного

края,

приобщения

к

культуре,

помогает

знакомить детей с окружающим миром.

Я

считаю,

что

систематическая

работа

по

гражданско-патриотическому

воспитанию

средствами

краеведения

имеет

свои

положительные

результаты.

А

современные

учреждения

выступает

той

социокультурной

средой,

создающей

оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания

патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей «малой Родине». И

хотелось

бы

закончить

бы

закончить

словами

А.

С.

Макаренко

«Наши

дети

всегда

граждане. И чем больше гражданский долг связывается с их ростом и воспитанием, тем

более полноценные воспитываются из них люди».



В раздел образования