Автор: Галлямова Ольга Сергеевна Должность: преподаватель психологии Учебное заведение: ГБПОУ "Саткинский медицинский техникум" Населённый пункт: г. Сатка Наименование материала: Статья Тема: Активные формы и методы обучения студентов Раздел: среднее профессиональное
Активные формы и методы обучения.
Интенсивное развитие науки, техники и массового образования в XXI
веке
породило
множество
проблем,
которые
традиционная
система
образования оказалась не в состоянии решить. Проблема технологизации
педагогического процесса стала актуальной в развитых странах и направлена
на
поиск
средств,
которые
превратили
бы
обучение
своего
рода
в
производственно
технологиче ский
проце сс
с
г а р а нт ир о ва нны м и
результатами.
В современных условиях постоянно возрастающего потока информации,
с
одной
стороны,
и
резкого
сокращения
количества
учебного
времени
с
другой, педагог поставлен в условия трудно разрешимого противоречия: как
научить большему за меньшее время.
Современное
содержание
образования
привело
к
чудовищным
перегрузкам студентов и преподавателей. От уровня организации и научной
обоснованности
интеграционных
процессов,
активных
форм
и
методов
обучения
непосредственно
зависит
качество
подготовки
специалиста
и
в
конечном счете его востребованность на рынке труда.
Весь
учебный
процесс
и
его
организация
направлена
на
создание
определенных условий обучения, которые стимулируют творческую мысль и
деятельность
студентов.
К
таким
условиям
относятся
в
первую
очередь
удовлетворение
познавательных
потребностей
студентов,
создание
проблемных ситуаций, которые предполагают «открытие» инновационного
способа решения поставленной задачи. Таким образом задача преподавателя
сводится
к
следующему:
вывести
студентов
на
эвристический
уровень
инициативы,
при
котором
интеллектуальная
активность
и
инициатива
приводит
студентов
к
постоянному
анализу
собственной
деятельности,
подразумевающей
мотивационный
подход
к
деятельно сти
и
самостоятельному решению проблемы.
Способ реализации деятельности как системы - есть метод. Обучение -
это
организованная
педагогом
учебно-познавательная
деятельность
обучающихся
в
целях
усвоения
ими
содержания
образования.
Метод
обучения — это способ последовательного взаимодействия обучающих и
обучаемых,
направленный
на
организацию
усвоения
содержания
образования. Многообразие методов обучения ставит педагога в ситуацию
выбора.
Отсюда
педагог
ставит
своей
целью
формирование
активных
познавательных
способностей,
профессионального
интереса
и
мировоззрения, опыта творческой деятельности. Деятельность преподавателя
заключается
в
организации
проблемных
ситуаций,
под
которыми
мы
понимаем
психическое
состояние
студента,
состоящее
из
трех
позиций:
осознание противоречий, восприятие их как трудности, желание решить их.
Целью студента являются активное творческое познание, механизм которого
соответствует
научному
исследованию
(проблема,
гипотеза,
выводы).
Средства
обучающего
совпадают
частично
со
средствами
преподавателя.
Результатом обучения является наличие у обучающихся структур творческого
мышления, то есть в рамках продуктивных методов лежит развивающая
функция.
Обратимся
к
одной
из
основных
форм
преподавателя
-
к
лекциям,
которая
дает
возможность
преподавателю
выйти
на
творческий
уровень,
создать
проблемную
ситуацию,
задать
необходимый
тон
дальнейшего
общения в ходе занятия. Проблемная лекция содержит в себе моделирование
противоречий в реальном знании и побуждает студентов к самоопределению
поведения и его мотивационному обоснованию. Введение нового материала
через лекцию-беседу или практическую работу, основу которой составляет
наблюдение
над
текстом,
речевой
ситуацией,
анализ
и
оценивание,
формирование
собственных
выводов,
обоснование
мнения,
приведение
личных примеров, введение актуальных для студентов ситуаций, которые
предполагают решение проблем.
«Лекция
вдвоем»
подразумевает
работу
преподавателя
и
студента,
которые взаимодействуют друг с другом и учебной группой, что помогает
студентам в самооценке и оценке собственных возможностей. Здесь характер
работы
преподавателя
проявляется:
напарник
лектора
(корректировка,
направление лекции).
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу
студентов,
которая
позволяет
им
приобрести
опыт
познавательной
и
практической деятельности. Доминирующим является мотив самоконтроля -
потребность проверить свои знания, возможности - одна из важнейших форм
самореализации
студента.
Самостоятельная
работа
всегда
завершается
результатом - это написание сочинения, заполнения таблицы, построения
графика, реферат, творческие проекты, подготовленные ответы на вопросы,
конспект и т.д. Познавательная роль вопроса бесспорна. Еще в IV веке до
нашей
эры
Аристотель
трактовал
вопрос
как
мыслительную
форму,
обеспечивающую переход от незнания к знанию. В Древней Греции уже был
известен
так
называемый
сократовский
или
эвристический
метод,
стимулирующий суждение и выводы учеников, заранее предусмотренные
учителем.
Любое
исследование,
любой
поиск,
любое
творчество
начинается
с
умения задавать вопросы. Для активизации познавательной деятельности
студентов необходимо последовательно и систематически ставить вопросы.
Из
всего
многообразия
проблемного
обучения
и
воспитания
выделяется
участие в дискуссиях, диспутах по актуальным социальным проблемам в
форме семинаров или конференций, круглого стола.
Одним
из
средств
осуществления
взаимосвязи
и
активизации
педагогического
процесса
является
участие
студентов
и
педагога
в
имитационных играх. Такая игра является средством формирования качеств,
умений,
необходимых
участников
и
успешной
деятельности.
На
каждом
занятии
проигрывается
ситуация,
разыгрывают
роли
по
предложенному
тексту, участники развивают и завершают ситуацию. Педагог подводит итог,
обобщая
выводы,
сделанные
студентами
при
обсуждении.
Игры
можно
разделить
на
группы:
ситуационно-ролевые
-
упражнения,
собственно
ролевые игры и деловые игры.
Ситуационно-ролевые
упражнения
-
цель
этого
вида
игр
развитие
способностей,
формирование
конкретных
умений,
качеств
будущего
специалиста, важно чтобы каждый участник занятия выполнил упражнения
проанализировал сам (рефлексия).
Ситуационно-ролевая игра - это сложная по исполнению и большая по
содержанию и взаимосвязям. Ситуация в ходе которой, необходимо научиться
видеть
следствие
принятого
решения,
и
проанализировать
его
эффективность.
Деловые игры - это группа игр отличается от других тем, что они
направлены
на
формирование
умений
будущих
специалистов,
требует
большой подготовки, самостоятельности студентов, импровизации. При этом
роль педагога - организатора игры, - консультирующая.
Организационно-деятельные
игры,
как
особая
форма
организации
и
метод
стимулирования
коллективной
мыслительной
деятельности,
нацеленной на решение проблем, возникла в восьмидесятые годы в сфере
решения творческих задач и в интеллектуальных системах управления.
Во
время
игры
создается
временный
научно-исследовательский
коллектив. Игра строится на широком проблемном поле, обеспеченном темой
игры. Активизация участников игры достигается путем их постановки перед
необходимостью решения проблемы в ситуации, когда готовых решений нет.
Для достижения целей обучения ОДИ (организационной деятельности
игр) делается чередование форм деятельности: коллективные и групповые;
общеколлективная
деятельность;
это
пленарные
заседания:
обмен
информацией и командами, координация поисковой работы, стимулирование
творческого
процесса
путем
сопоставления
команд,
коллективная
рефлексация этапов и общих итогов игр.
Пленарное заседание проводится методом дискуссии.
Групповая
деятельность
(работа
в
микрогруппах)
на
основе
самоопределения, зависит от целей игры.
Успех
ОДИ
-
зависит
от
принципов
тщательной
подготовки
организационного
проекта,
подбора
профессиональной
команды,
четкой
работы ведущих, высокой дисциплины.
О р г а н и з а ц и о н н о - о б у ч а ю щ и е
и г р ы
р е ш а ю т
п р о б л е м ы
профессионального обучения и общего социального развития, путем средств
и методов обеспечивающих развитие личности и формирование у человека
способностей исследовательского и творческо-преобразующего отношения к
окружающей действительности.
Игровая
деятельность
характеризуется
процессами
сознательной
организации способа осуществления деятельности, который основывается на
рефлексии
и
активных
поисках
по
поводу
содержания
ролей,
игровых
функций или сюжета.
Развитие
продуктивного
самостоятельного
творческого
мышления
специалиста является ведущей целью профессионального образования, где
главным
условием
обучения
становится
включение
обучающихся
в
практическую
деятельность,
игру,
труд,
в
процессе
которой
возникают
потребности
в
овладении
чем-либо,
т.е
обучающийся
становится
не
объектом, а активным субъектом обучения.