Авторы: Безкровная Мария Владимировна, Петрушенко Вера Вадимовна
Должность: воспитатель , учитель логопед
Учебное заведение: ГБДОУ № 137 Выборгского района
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: ОПЫТ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Раздел: дошкольное образование
ОПЫТ
РАБОТЫ
В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ
С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ
ТЕХНОЛОГИЙ
учитель –логопед
ГБДОУ д/с № 137 Выборгского района Санкт – Петербурга
Петрушенко Вера Вадимовна
Воспитатель
ГБДОУ д/с № 137 Выборгского района Санкт – Петербурга
Безкровная Мария Владимировна
Аннотация: В статье представлены некоторые аспекты работы,
направленной на укрепление физического и психического здоровья детей
дошкольного возраста. Рассматриваются такие инновационные формы
здоровьесберегающих технологий, как создание системы праздников – дней
психологической разгрузки.
Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие технологии, дни
разгрузки, адаптационный календарь.
В нашем мире развитие человека невозможно без построения системы
формирования его здоровья. Современные представления о здоровье выходят
далеко за рамки медицины. Значимой характеристикой здоровья выступают
психологические
аспекты.
При
рассмотрении
проблемы
здоровья
ученые
исходят из двух положений: с одной стороны – здоровье как объективная
категория,
предполагающая
отсутствие
болезней
и
физических
дефектов;
с
другой
стороны
–
здоровье
как
субъективная
категория,
проявляющаяся
в
физическом, социальном и душевном благополучии [6, с.11].
Составляющие здоровья:
физическое
социальное
нравственное
психическое
здоровье
Охрана жизни и укрепление здоровья детей одна из основных задач
дошкольного образования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в
формировании здоровья ребенка, обеспечивающим единство его психического и
физического развития, в значительной мере определяющим его успешность и
готовность
к
обучению
в
школе.
По
данным
системы
здравоохранения,
в
настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается и
характеризуется следующими основными показателями: количество детей 1-й
группы здоровья – 11,9%; 2-й группы здоровья – 69,8%; количество детей 3-й
группы
здоровья
–
20,3%[2,
с.3].
Существующая
потребность
обновления
оздоровительной
работы
в
дошкольных
учреждениях
обусловлена
необходимостью
решения
ряда
проблем,
и
одна
из
них
–
обеспечение
психологической комфортности пребывания каждого ребенка в детском саду.
Для этого необходима организация эффективной, соответствующей возрастным
и индивидуальным особенностям детей системы профилактической работы с
использованием здоровьесберегающих технологий.
С
целью
обеспечения
охраны
жизни,
укрепления
физического
и
психического здоровья детей в каждом учреждении должна быть обеспечена
оздоровительная
направленность
образовательного
процесса,
которая
достигается:
комплексом
мероприятий,
обеспечивающих
гигиену
нервной
системы
ребенка,
психологическую
комфортность
на
протяжении всего образовательного процесса;
н а л и ч и е м
а д а п т и в н о й
м од е л и
о р г а н и з а ц и и
образовательной работы, учитывающей состояние здоровья каждого
ребенка и его индивидуально-личностные особенности;
организацией
все сторонней
помощи
семье
в
обеспечении здоровья детей и приобщения их к здоровому образу
жизни с раннего детства[2, с.5].
В
государственном
образовательном
учреждении
детский
сад
комбинированного вида №137 уже несколько лет применяются инновационные
формы работы, направленные на сохранение здоровья ребенка на всех этапах
его воспитания, образования и развития (схема 1).
Схема 1. Система профилактической работы.
Не случайно первой из задач укрепления физического и психического
здоровья детей является обеспечение эмоционального благополучия.
В начале учебного года родители и дети входят в мир детского сада через
адаптационный
календарь
«Нет,
больше
слез»,
цель
которого
создать
максимально
комфортные
психологические
условия
пребывания
детей
в
группах,
через
обогащение
опыта
детей
яркими
положительными
эмоциональными впечатлениями.
В данной статье, мы хотели бы описать создание системы праздников,
точнее
осенние
дни
психологической
разгрузки.
Как
известно,
в
течение
учебного
года
есть
моменты,
когда
наступает
истощение
всех
ресурсов
организма. По нашим наблюдениям, это ноябрь, когда сочетается усталость от
образовательной
нагрузки,
недостаточность
солнечного
света,
отсутствие
природных, ярких красок и тепла. Поэтому, с целью профилактики нервных
срывов,
нервозности,
раздражительности,
усталости
мы
включили
в
план
воспитательно-образовательной работы особые дни «разгрузки», с принципом
которых
нас
познакомил
С.
М.
Шингаев.
Дни
«разгрузки»
планируются
с
несколькими целями:
восстановления израсходованных ресурсов
отвлечения
коллектива,
воспитанников,
родителей
от
стрессовых ситуаций, ежедневной рутины, дать возможность отдохнуть
создание радостной цветовой среды, положительно влияющей
на самочувствие участников образовательного процесса
В
первый
год
работы
над
проектом
был
проведен
праздник
«День
оранжевого
фонаря».
В
подготовке
и
проведении
праздника
были
задействованы
все
участники
образовательных
отношений:
дети,
родители,
педагоги, социальные партнеры. Участие заключалось в следующем:
Д е т и : Приходят
в
одежде
оранжевого
цвета
или
с
оранжевыми
элементами костюма. В течение дня изготавливают «Оранжевые фонари» или
другие
поделки,
соответствующие
теме
праздника.
Участвуют
в
играх,
эстафетах, других мероприятиях. Посещают театральное представление.
Родители: Приносят
фрукты
и
овощи
оранжевого
цвета,
готовят
«оранжевое» угощение. Могут непосредственно участвовать в мероприятиях
праздника. Помогают детям подобрать соответствующий наряд.
Педагоги: Оформляют
стенды
к
празднику,
проводится
конкурс
на
лучший
«Оранжевый
фонарь».
Подбирают
веселые
истории,
анекдоты
из
детской жизни, «детский лепет» для оформления всех помещений учреждения
(цель – создание веселого настроения не только для детей, но и для взрослых).
Проводят викторины, конкурсы, игры «по станциям».
Социальные партнеры: театральный коллектив показывает детям веселое
представление.
Итоги проведения «Дня оранжевого фонаря» были настолько хорошими,
что наш коллектив решил проводить подобные дни один – два раза в год. После
этого было
проведено
несколько праздников: «Радужная неделя»,
«День
улыбок», «День приветствий», «День дошкольника «Сити – Го – Сан», «День
клоунов», спланированные на основе первого, но с некоторыми отличиями. Все
праздники проводились в ноябре, заметно помогали поднять настроение детям,
родителям
и
самим
педагогам.
По
итогам
праздников
были
подготовлены
фотоотчеты, которые могли рассмотреть родители, не принимавшие участия в
праздниках.
Подводя
итоги,
можно
сказать,
что
с
помощью
введения
в
план
воспитательно-образовательной
работы
особых
«Дней
разгрузки»,
были
решены не только те цели, которые планировались. Косвенно было уделено
внимание
овладению
психологической
культурой,
саморазвитию,
умению
укреплять, активизировать защитные, регуляторные механизмы.
Литература:
1 . Баева О.В. Здоровье сберегающие технологии в дошкольном учреждении и
семье. Детский сад будущего – инновации в системе дошкольного образования:
материалы
межрегиональной
научно-практической
конференции,
23
марта
2011г.:сб.ст./под общ. ред. М.Е. Верховкиной. –СПб.:СПбАППО, 2011. – 160с.
2 . Овечкина
Т.А.
Укрепление
здоровья
и
физическое
развитие
детей
–
приоритетное
направление
деятельности
дошкольных
образовательных
учреждений.
Детский
сад
будущего
–
инновации
в
системе
дошкольного
образования: материалы межрегиональной научно-практической конференции,
23 марта 2011г.:сб.ст./под общ. ред. М.Е. Верховкиной. –СПб.:СПбАППО, 2011.
– 160с.
3 . Панько
Е.А.,
Семенова
Е.М. Здоровый
педагог
–
здоровый
ребенок:
психологический аспект. Психолог в детском саду 2008,№3, Ежеквартальный
научно-практический журнал. - Обнинск:2008г.
4 . Хабарова
Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. –
СПб.: «Детство – Пресс», 2011. – 80с.
5 . Шингаев
С.М. Психология
профессионального
здоровья.
Монография.
–
СПб.: Изд. СПВВУРЭ(ВИ),2005. – 209с.