Напоминание

ОПЫТ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ


Авторы: Безкровная Мария Владимировна, Петрушенко Вера Вадимовна
Должность: воспитатель , учитель логопед
Учебное заведение: ГБДОУ № 137 Выборгского района
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: ОПЫТ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОПЫТ

РАБОТЫ

В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ

С

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ

ТЕХНОЛОГИЙ

учитель –логопед

ГБДОУ д/с № 137 Выборгского района Санкт – Петербурга

Петрушенко Вера Вадимовна

Воспитатель

ГБДОУ д/с № 137 Выборгского района Санкт – Петербурга

Безкровная Мария Владимировна

Аннотация: В статье представлены некоторые аспекты работы,

направленной на укрепление физического и психического здоровья детей

дошкольного возраста. Рассматриваются такие инновационные формы

здоровьесберегающих технологий, как создание системы праздников – дней

психологической разгрузки.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие технологии, дни

разгрузки, адаптационный календарь.

В нашем мире развитие человека невозможно без построения системы

формирования его здоровья. Современные представления о здоровье выходят

далеко за рамки медицины. Значимой характеристикой здоровья выступают

психологические

аспекты.

При

рассмотрении

проблемы

здоровья

ученые

исходят из двух положений: с одной стороны – здоровье как объективная

категория,

предполагающая

отсутствие

болезней

и

физических

дефектов;

с

другой

стороны

здоровье

как

субъективная

категория,

проявляющаяся

в

физическом, социальном и душевном благополучии [6, с.11].

Составляющие здоровья:

физическое

социальное

нравственное

психическое

здоровье

Охрана жизни и укрепление здоровья детей одна из основных задач

дошкольного образования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в

формировании здоровья ребенка, обеспечивающим единство его психического и

физического развития, в значительной мере определяющим его успешность и

готовность

к

обучению

в

школе.

По

данным

системы

здравоохранения,

в

настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается и

характеризуется следующими основными показателями: количество детей 1-й

группы здоровья – 11,9%; 2-й группы здоровья – 69,8%; количество детей 3-й

группы

здоровья

20,3%[2,

с.3].

Существующая

потребность

обновления

оздоровительной

работы

в

дошкольных

учреждениях

обусловлена

необходимостью

решения

ряда

проблем,

и

одна

из

них

обеспечение

психологической комфортности пребывания каждого ребенка в детском саду.

Для этого необходима организация эффективной, соответствующей возрастным

и индивидуальным особенностям детей системы профилактической работы с

использованием здоровьесберегающих технологий.

С

целью

обеспечения

охраны

жизни,

укрепления

физического

и

психического здоровья детей в каждом учреждении должна быть обеспечена

оздоровительная

направленность

образовательного

процесса,

которая

достигается:

комплексом

мероприятий,

обеспечивающих

гигиену

нервной

системы

ребенка,

психологическую

комфортность

на

протяжении всего образовательного процесса;

н а л и ч и е м

а д а п т и в н о й

м од е л и

о р г а н и з а ц и и

образовательной работы, учитывающей состояние здоровья каждого

ребенка и его индивидуально-личностные особенности;

организацией

все сторонней

помощи

семье

в

обеспечении здоровья детей и приобщения их к здоровому образу

жизни с раннего детства[2, с.5].

В

государственном

образовательном

учреждении

детский

сад

комбинированного вида №137 уже несколько лет применяются инновационные

формы работы, направленные на сохранение здоровья ребенка на всех этапах

его воспитания, образования и развития (схема 1).

Схема 1. Система профилактической работы.

Не случайно первой из задач укрепления физического и психического

здоровья детей является обеспечение эмоционального благополучия.

В начале учебного года родители и дети входят в мир детского сада через

адаптационный

календарь

«Нет,

больше

слез»,

цель

которого

создать

максимально

комфортные

психологические

условия

пребывания

детей

в

группах,

через

обогащение

опыта

детей

яркими

положительными

эмоциональными впечатлениями.

В данной статье, мы хотели бы описать создание системы праздников,

точнее

осенние

дни

психологической

разгрузки.

Как

известно,

в

течение

учебного

года

есть

моменты,

когда

наступает

истощение

всех

ресурсов

организма. По нашим наблюдениям, это ноябрь, когда сочетается усталость от

образовательной

нагрузки,

недостаточность

солнечного

света,

отсутствие

природных, ярких красок и тепла. Поэтому, с целью профилактики нервных

срывов,

нервозности,

раздражительности,

усталости

мы

включили

в

план

воспитательно-образовательной работы особые дни «разгрузки», с принципом

которых

нас

познакомил

С.

М.

Шингаев.

Дни

«разгрузки»

планируются

с

несколькими целями:

восстановления израсходованных ресурсов

отвлечения

коллектива,

воспитанников,

родителей

от

стрессовых ситуаций, ежедневной рутины, дать возможность отдохнуть

создание радостной цветовой среды, положительно влияющей

на самочувствие участников образовательного процесса

В

первый

год

работы

над

проектом

был

проведен

праздник

«День

оранжевого

фонаря».

В

подготовке

и

проведении

праздника

были

задействованы

все

участники

образовательных

отношений:

дети,

родители,

педагоги, социальные партнеры. Участие заключалось в следующем:

Д е т и : Приходят

в

одежде

оранжевого

цвета

или

с

оранжевыми

элементами костюма. В течение дня изготавливают «Оранжевые фонари» или

другие

поделки,

соответствующие

теме

праздника.

Участвуют

в

играх,

эстафетах, других мероприятиях. Посещают театральное представление.

Родители: Приносят

фрукты

и

овощи

оранжевого

цвета,

готовят

«оранжевое» угощение. Могут непосредственно участвовать в мероприятиях

праздника. Помогают детям подобрать соответствующий наряд.

Педагоги: Оформляют

стенды

к

празднику,

проводится

конкурс

на

лучший

«Оранжевый

фонарь».

Подбирают

веселые

истории,

анекдоты

из

детской жизни, «детский лепет» для оформления всех помещений учреждения

(цель – создание веселого настроения не только для детей, но и для взрослых).

Проводят викторины, конкурсы, игры «по станциям».

Социальные партнеры: театральный коллектив показывает детям веселое

представление.

Итоги проведения «Дня оранжевого фонаря» были настолько хорошими,

что наш коллектив решил проводить подобные дни один – два раза в год. После

этого было

проведено

несколько праздников: «Радужная неделя»,

«День

улыбок», «День приветствий», «День дошкольника «Сити – Го – Сан», «День

клоунов», спланированные на основе первого, но с некоторыми отличиями. Все

праздники проводились в ноябре, заметно помогали поднять настроение детям,

родителям

и

самим

педагогам.

По

итогам

праздников

были

подготовлены

фотоотчеты, которые могли рассмотреть родители, не принимавшие участия в

праздниках.

Подводя

итоги,

можно

сказать,

что

с

помощью

введения

в

план

воспитательно-образовательной

работы

особых

«Дней

разгрузки»,

были

решены не только те цели, которые планировались. Косвенно было уделено

внимание

овладению

психологической

культурой,

саморазвитию,

умению

укреплять, активизировать защитные, регуляторные механизмы.

Литература:

1 . Баева О.В. Здоровье сберегающие технологии в дошкольном учреждении и

семье. Детский сад будущего – инновации в системе дошкольного образования:

материалы

межрегиональной

научно-практической

конференции,

23

марта

2011г.:сб.ст./под общ. ред. М.Е. Верховкиной. –СПб.:СПбАППО, 2011. – 160с.

2 . Овечкина

Т.А.

Укрепление

здоровья

и

физическое

развитие

детей

приоритетное

направление

деятельности

дошкольных

образовательных

учреждений.

Детский

сад

будущего

инновации

в

системе

дошкольного

образования: материалы межрегиональной научно-практической конференции,

23 марта 2011г.:сб.ст./под общ. ред. М.Е. Верховкиной. –СПб.:СПбАППО, 2011.

– 160с.

3 . Панько

Е.А.,

Семенова

Е.М. Здоровый

педагог

здоровый

ребенок:

психологический аспект. Психолог в детском саду 2008,№3, Ежеквартальный

научно-практический журнал. - Обнинск:2008г.

4 . Хабарова

Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. –

СПб.: «Детство – Пресс», 2011. – 80с.

5 . Шингаев

С.М. Психология

профессионального

здоровья.

Монография.

СПб.: Изд. СПВВУРЭ(ВИ),2005. – 209с.



В раздел образования