Автор: Пыркова Надежда Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР Детский сад №16 "Вдохновение"
Населённый пункт: г. Юрга, Кемеровская область
Наименование материала: доклад
Тема: "Игровая деятельность как средство реализации познавательного развития детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 16
«Вдохновение»
Игровая деятельность как средство реализации познавательного развития
детей дошкольного возраста.
Составила:
Н. Б. Пыркова
Юрга 2017
Наиболее эффективный вариант развития познавательной сферы ребенка старшего дошкольного
возраста - организация познавательной деятельности.
Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию
знаний.
Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией
как субъекта этой деятельности, заключающейся:
- в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;
- намечать план действий;
- отбирать способы решения поставленной задачи-
- добиваться результата и анализировать его.
Познавательная деятельность, являясь одним из видов деятельности. включает в себя цель, мотив,
способы условия, результат. Применительно к познавательной деятельности специфика компонентов
такова:
— цель - получить знание, добыть информацию
— мотив - определяется конкретной ситуацией (для продолжения работы, организации игры,
реализации творческого замысла и т.д.);
— способы — познавательные умения, способы действий;
— условия — предметно-развивающая среда, способствующая достижению цели;
— результат — новое знание (комплекс знаний).
В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена
решением возникших затруднений.
Мотив познавательной деятельности в дошкольном возрасте обусловлен потребностями другой,
значимой для ребенка деятельности, в первую очередь игровой.
Полноценное познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста должно быть
организовано в трех основных блоках образовательного процесса:
1) в организованной образовательной деятельности;
2) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем;
3) в самостоятельной познавательной деятельности детей.
Эффективным развивающим средством формирования математических представлений
являются «Логические блоки Дьенеша». Логический материал представляет собой набор из 48
логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой (круглые, квадратные,
треугольные, прямоугольные); цветом (красные, желтые, синие); размером (большие и маленькие);
толщиной (толстые и тонкие).
Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные
понятия: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с
союзами ы, или, частицей не и др. Подобные игры .способствуют ускорению процесса развития у
дошкольников простейших логических структур мышления, сенсорных и математических
представлений. Дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.
Основная цель использования дидактического материала - научить дошкольников решать
логические задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимое для решения
логических задач, — выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно
обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два
или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или
отсутствия каждого.
С блоками Дьенеша можно организовать интересные, многовариативные игры на занятиях, в
совместной со взрослым и самостоятельной познавательной деятельности детей. Разрабатывая
многовариативную игру, воспитатель обеспечивает длительный интерес ребенка к познавательной
задаче и возможность дифференцированного подхода к детям в соответствии с уровнем их
познавательного
развития.
Активно используются в образовательном процессе цветные палочки X. Кюизенера. С
математической точки зрения палочки — это множество, на котором легко обнаруживаются
отношения соответствия (такое же число обозначает каждая палочка одинакового цвета и длины) и
порядка следования чисел: 1,2,3,..
В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и размер, моделируя
число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий. Использование «чисел в
цвете» позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и
измерения, К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети подходят на основе
практической деятельности, в результате разнообразных игр и упражнений.
Игры и упражнения основаны на группировании палочек по разным признакам (цвету, размеру,
цвету и размеру), сооружении из них построек, различных изображений на плоскости,
Как вариант включения ребенка в проблемно-игровую ситуацию на занятии можно организовать
моделирование.
Также мы используем дидактические игры и упражнения: с наглядным материалом на поиск
недостающих предметов, выделение общего признака, определение правильной
последовательности, выделение лишнего; игры на развитие внимания, памяти, воображения, игры
на нахождение противоречий: «Где чей домик?», «Что лишнее?», «Найди такую же?», «Назови
одним словом», «Что изменилось?», «Какие числа убежали», «Продолжи ряд», - направлены на
развитие у детей логического мышления, количественных, пространственных, временных
представлений. Их основная задача - упражнять детей в различении, назывании множеств
предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. Эти игры используем как в ООД, так и
в индивидуальной работе с детьми.
Эффективным приемом организации познавательных занятий являются игровые проблемные
ситуации и задачи.
Варианты проблем:
— связь между фактом и результатом раскрывается не сразу, а постепенно. При этом возникают
вопросы: что это такое? Почему так происходит? (Разные игрушки прыгают в воду: металлический
солдатик и стеклянная собачка тонут» а деревянный Петрушка и пластмассовая уточка плавают.).
Игровые логические задачи и задания включаются в познавательные занятия в старших группах
для формирования у детей компонентов логического мышления. В ходе них ребенок учится
выстраивать логические цепочки. Существуют несколько видов логических задач и заданий»
которым можно придать соответствующий игровой характер (дидактическая игра, игровое
упражнение)
I. Классификация — объединение объектов и явлений на основе их сходства. Сходство бывает по
форме, цвету, размеру, назначению (посуда, обувь, игрушки)* понятийному признаку
(многоугольники, числа, геометрические фигуры, растения, животные) и т.д* Классификация
различается по степени сложности процедуры: по одному признаку (все квадратные); по 2—3
признакам (синие большие треугольники); на основе отсутствия (исключения) признака (не красные,
не круглые).
Игровые ситуации: посели ЖИЛЬЦОВ в домики, разложи предметы по полкам (шкафам),
помоги кукле устранить беспорядок, возьми в поход (на огород, в лес, шкоду и ТЛ) нужные
вещи и т,п.
2. Сериация — составление сериационных рядов по различным признакам:
— цвет (от самого бледного до самого яркого);
— размер (от самого узкого до самого широкого);
— форма (от самого многоугольного до самого малоугольного);
— фактура (от самого шершавого до самого гладкого);
— количество (от карточки с наименьшим количеством кружков до карточки с наибольшим
количеством)
Сериация также различается по степени сложности процедуры: по одному признаку, по двум
признакам (от самого низкого и тонкого до самого высокого и толстого), потрем признакам.
Игровые варианты: построй лесенку для петушка, помоги встать матрешкам по порядку,
помоги Машеньке спуститься с горы.
ФГОС
указано,
что
познавательное
развитие
предполагает формирование
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
Мы используем различные дидактические игры
Предметные игры– это игры с использованием различных предметов природы (листья,
семена, цветы, фрукты, овощи). Например: «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек», «От какого
дерева лист?», «Чьи это детки?» и другие. В предметных играх уточняются, конкретизируются и
обогащаются
представления
дошкольников
о
свойствах
и
качествах
тех
или
иных
объектов
природы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с свойствами предметов и их
признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
Настольно-печатные
игры–
игры
типа
лото,
домино,
разрезные
и
парные
картинки.
Например: «Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Подбери листок» и другие. В этих играх
уточняются,
систематизируются
и
классифицируются
знания
детей
о
растениях,
животных,
явлениях неживой природы.
Словесные
игры–
это
игры,
содержанием
которых
являются
разнообразные
знания,
имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и
признаках тех или иных предметах. Словесные игры развивают внимание, сообразительность,
быстроту реакции, связную речь.
Организация совместной познавательной деятельности воспитателя и детей
Основными формами организации познавательной деятельности детей в данном блоке являются
дидактические и сюжетно-дидактические игры.
Работа с детьми в рамках этого блока исключает специально организованные занятия. Активность
детей может быть вызвана воспитателем, который вовлекает их в познавательно-игровую
деятельность, демонстрируя собственную увлеченность ею. Также воспитатель может подключиться
к уже возникшей деятельности детей, направляя се ход изнутри, как равный партнер. Важно
сохранять баланс между инициативой детей н взрослого в выборе целей деятельности, конкретного
материала для нес и т.п,
Целесообразно в ряде случаев строить совместную познавательную деятельность так, чтобы ребенок
при желании мог продолжить ее самостоятельно, пока не исчерпает свой интерес (например, начатая
со взрослыми игре может быть продолжена детьми самостоятельно). Для этого необходимо создать
предметную среду и пространство групповой комнаты, позволяющие воспитателю не прерывать
деятельность детей, а самому перемещаться от одной детской полгруппы к другой.
Организация самостоятельной познавательной деятельности детей
В рамках этого блока развивается творческая активность детей в познавательно-игровой
деятельности, свободном экспериментировании с различными материалами. Ребенок получает
возможность самореализации.
В рамках свободной самостоятельной деятельности дети осваивают умение действовать в группе
сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения, реализуют элементы
специфической детской субкультуры, которые необходимы для благополучного существования
ребенка в детском сообществе.
Также через самостоятельную активность с материалами» использованными взрослыми на занятиях
и в свободной совместной деятельности с детьми, ребенок продолжает совершенствовать
способности и умения» основы которых закладываются на занятиях и в совместной с воспитателем
познавательной деятельности.
Функция воспитателя в этом блоке — создать разнообразную игровую среду, обеспечивающую
ребенку познавательную активности, соответствующую его интересам и имеющую развивающий
характер. Среда должна также представлять детям возможность действовать индивидуально или
вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
У ребенка старшего дошкольного возраста, усвоившего достаточный запас знаний и умений, в рамках
этой деятельности развиваются такие качества личности, как творческая активность и
самостоятельность, появляется возможность самоутверждения^ осознания необходимости
полученных знаний и умений, желание использовать, пополнять и углублять знания, уверенность в
себе.
Важной особенностью познавательно-игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте
является то, что дети начинают самостоятельно конструировать игры. Но часто воспитателями и
родителями эти продукты детского творчества не замечаются и не находят применения. В этом
случае интерес к творческой деятельности у ребенка угасает. Чтобы поддержать и развить умение
детей выполнять творческую работу, можно установить в группе ящик (карман, копилку) детских
идей.
По просьбе ребенка воспитатель записывает придуманную им игру и кладет в копилку. Затем эти
материалы обрабатываются совместно с детьми в приемлемую для использования форму и вводятся
на занятиях и в самостоятельную деятельность.
Посредством игры активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в
учебной деятельности. Дидактические, развивающие, игры привлекают внимание к учебному
материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, качества образования.
Дидактическая игра " Сколько? "
Материал: логические фигуры.
Цель игры: развивать умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства.
Описание игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в
любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов "Сколько..."
За каждый правильный вопрос фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек.
Варианты вопросов: "Сколько больших фигур?" "Сколько красных фигур в первом ряду?"(по
горизонтали), "Сколько кругов?" и т.д.