Автор: Пестова Татьяна Михайловна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2 им. А.И. Исаевой"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "К методике изучения кислот в VIII классе"
Раздел: полное образование
К методике изучения кислот в VIII классе
Учитель биологии и химии: Пестова Татьяна Михайловна
МБОУ «СОШ № 2 им. А.И. Исаевой», г. Нефтеюганск
Впервые
с
общими
свойствами
кислот
учащиеся
знакомятся
в VIII
классе в теме «». На этом уроке учитель рассказывает об органических
кислотах, с которыми учащиеся сталкиваются в быту (лимонная, молочная,
щавелевая, яблочная и др.). Далее сообщает, что кроме органических кислот
известны кислоты, получаемые искусственно. К ним относятся, например,
серная и соляная кислоты.
В
процессе
ознакомления
со
свойствами
этих
кислот
учащиеся
выполняют
лабораторные
опыты
по
исследованию
растворов
соляной
и
серной кислот индикаторами.
Мы
предлагаем
дополнить
эту
работу
аналогичными
опытами
с
органическими кислотами, с которыми учащиеся повседневно сталкиваются.
Это облегчит восприятие нового класса соединений и будет способствовать
формированию
правильного
представления
о
единстве
органических
и
неорганических кислот на основании их общего свойства – действия на
индикаторы.
Мы
советуем
предоставить
учащимся
возможность
самостоятельно
выделить растворы органических кислот из продуктов, употребляемых в
пищу.
Это
сделает
работу
более
разнообразной
и
послужит
развитию
интереса учащихся к проведению химического эксперимента.
Методика получения растворов органических кислот из продуктов
питания
1.
Исследование яблочной и лимонной кислот.
Выдавить в фарфоровую чашечку немного сока лимона или сочного
яблока (5 мл) и подействовать на него индикатором.
2.
Исследование молочной кислоты.
В фарфоровую чашку налить кефир (5-10 мл) и исследовать его
индикатором.
2,5 г творога настоять с водой в течение 30мин. Отфильтровать и
проверить фильтрат индикатором.
3.
Исследование щавелевой кислоты.
Листья
и
стебли
щавеля
тщательно
растереть
в
ступке.
Слить
получившийся сок в пробирку или фарфоровую чашку и исследовать
индикатором.
4.
Исследование аскорбиновой кислоты.
Ягоды клюквы размять в фарфоровой чашке, сок слить и исследовать
его индикатором.
Подведение итогов работы учащиеся оформляют в тетрадях в форме
таблицы.
Исходный материал
Кислота
Изменение цвета
индикатора
В
заключение
необходимо
рассказать
учащимся
о
значении
органических кислот для организма. В частности, создание в организме
кислой
среды
способствует
уничтожению
различных
болезнетворных
микроорганизмов.
Методика
проведения
лабораторной
работы
зависит
от
наличия
оборудования и исходного сырьевого материала. Если сырьевой материал
имеется
в
достаточном
количестве,
работа
может
быть
проведена
индивидуально.
Описанные
опыты
могут
быть
рекомендованы
и
для
проведения
домашнего эксперимента.