Напоминание

"Хорошая книга в жизни ребёнка"


Автор: Смирнова Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №88
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: статья
Тема: "Хорошая книга в жизни ребёнка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Хорошая

книга

в

жизни

ребёнка

.

С проникновением в нашу повседневную жизнь компьютеров и цифровых

технологий мы наблюдаем тенденцию к тому, что родители всё реже берут в

руки хорошую умную книгу для своего чтения и всё реже читают хорошие

умные книги своим детям. Какую роль в жизни ребёнка играет книга. Дети всё

реже традицией своей семьи называют чтение книг в кругу своих близких.

Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге.

Дети

дошкольного

возраста

слушатели,

а

не

читатели,

художественное

произведение до них доносит педагог, родители. Не только в детском саду, но и

дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей,

которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать,

привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая

книга

и

воспитатель,

и

учитель,

и

друг.

Трудно

переоценить

значение

литературы для развития ребенка. Она способствует расширению горизонта

детского

знания

о

мире,

помогает

ребенку

усвоить

образцы

поведения,

воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные

представления о прекрасном. В произведениях

герои не только помогают в

чём-то, они учат нас жить, дружить, быть добрыми, отзывчивыми, не боятся

трудностей. Проживая жизнь героев – ребёнок вбирает их духовный опыт, и

этот опыт становится для него собственным, личным, начинает влиять на его

действия и поступки.

Главной задачей ознакомления дошкольников с художественной литературой

является воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней,

умении слушать и понимать художественный текст, т.е. всё то, что составляет

основание,

фундамент

для

воспитания,

будущего

взрослого

талантливого

читателя, литературно образованного человека.

По

новым

Федеральным

Государственным

Образовательным

Стандартам

ознакомление с художественной, литературой в ДОУ проводится ежедневно, в

эту область входят – чтение, обсуждение и разучивание. По мнению многих

психологов

(О.Никифоровой,

Л.

Выготского)

именно

дошкольный

период

рассматривается

как

первая

ступень

в

литературном

развитии

будущего

«большого, талантливого» читателя. Но надо помнить, что эту работу нужно

проводить

и

дома

это

семейное

чтение

книг,

беседы

по

содержанию,

зарисовки понравившихся сюжетов, заучивание стихов.

В

старшем

дошкольном

возрасте

дети

хотят

по-разному

воспринимать

художественные произведения, и мы даём детям такую возможность.

В старшем дошкольном возрасте восприятие развивается в виде зрительных

ощущений. 80% всего познавательного материала, который получает ребенок в

этом возрасте, он воспринимает через зрительные анализаторы. В основном это

информация об окружающем мире.

Серьёзные классические произведения – поэзия русских классиков и прозаиков

– воспринимаются детьми лучше с опорой на репродукции картин и картинки к

произведению.

Слушание произведения с опорой на иллюстрации.

.

Заучиваем и читаем наизусть стихотворение

«Зима недаром злится» Ф.И.Тютчева.

Для

восприятия

конкретного

поступка

литературного

персонажа,

особенно

героев-детей,

дети лучше всего воспринимают, участвуя в инсценировке,

передавая движением, тембром голоса настроение героев.

Старшему дошкольнику характерна высокая слуховая чувствительность.

Ребенок различает музыкальные произведения, их ритм и темп. Некоторые

поэтические произведения мы сопровождаем музыкой. Так стихи учатся легко

и постановка их детям очень нравится.

А.Барто «Игра в стадо» С музыкальным сопровождением.

Семейное

чтение

для

детей

-

это

ещё

и

общение

с

родителями.

Как

удивительно,

когда

наступает

этот

прекрасный

момент

и

папа

или

мама

откладывают

все

дела,

сажают

на

колени,

обнимают

за

плечи.

Можно

прижаться к маме, слышать её голос, вместе с мамой сопереживать любимым

героям.

Когда

ребёнок

устал

или

болен,

нет

ничего

лучше

такого

чтения-

общения.

В настоящее время современная книжная индустрия предлагает огромный

выбор детской литературы в различной обработке. Для чтения Программой

развития детей старшего дошкольного возраста

предлагаются следующие

художественные произведения: произведения русского фольклора

песенки,

сказки:

«Лиса

и

кувшин»,

«Хаврошечка»,

«Царевна-лягушка»,

«Сивка-бурка»

и

другие; фольклор

народов

мира

-

песенки

и

сказки

«

Златовласка», «Три золотых волоска Деда-Всеведа»;

произведения писателей

России –

поэзия

И.Бунина,

А.Пушкина,

С.Есенина,

С.Маршака,

А.Фета,

Ф,

Тютчева; рассказы Дмитриева В. «Малыш и Жучка», Л.Толстого рассказы для

детей, Н.Носова «Живая шляпа», рассказы В.Драгунского, К Паустовского «Кот-

ворюга»; сказки Т.Александровой «Домовёнок Кузька», А.Пушкина «Сказка о

царе Салтане», П. Бажова «Серебряное копытце» и другие;

произведения

писателей

разных

стран

-

стихи

А.Милна

«Баллада

о

королевском

бутерброде»,

Я.Бжехва

«На

Горизонтских

островах»;

проза

Х.Мякеля

«Господин Ау», Р.Киплинг «Слонёнок», А.Линдгрен «Карлсон, который живёт на

крыше» и многие другие.

А чтобы ваши семейные чтения стали привлекательными, следуйте несложным

правилам чтения, которые помогают нам, воспитателям, привлечь внимание к

слушанию произведений детьми:

1.

Показывайте

ребёнку,

что

чтение

вслух

доставляет

вам

удовольствие.

2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что

книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка,

к о т о р у ю

м о ж н о

в о з и т ь

п о

к о м н а т е .

3.

Во

время

чтения

сохраняйте

зрительный

контакт

с

ребёнком.

Взрослый во время чтения сидеть перед детьми так, чтобы они могли

видеть

его

лицо,

наблюдать

за

мимикой,

выражением

глаз,

жестами.

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать

музыку

ритмической

речи.

Ритм,

музыка

речи

чарует

ребёнка,

они

наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в

зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь

передать

голосом

характер

персонажей,

а

также

смешную

или

грустную

ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку

воспроизводить

в

воображении

нарисованные

словами

картины.

6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный.

7. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для

родителей это и скучновато, но для него - нет.

8. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный

р

и

т

у

а

л

.

9 .

П о з в о л ь т е

р е б ё н к у

с а м о м у

в ы б и р а т ь

к н и г и .

10. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать

книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно.

11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим

нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу,

попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное

русло.

12. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками.

Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок,

каждый раз раскрывая что-то новое.

Желаем Вам приятного семейного чтения!



В раздел образования