Автор: Смирнова Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №88
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: статья
Тема: "Хорошая книга в жизни ребёнка"
Раздел: дошкольное образование
Хорошая
книга
в
жизни
ребёнка
.
С проникновением в нашу повседневную жизнь компьютеров и цифровых
технологий мы наблюдаем тенденцию к тому, что родители всё реже берут в
руки хорошую умную книгу для своего чтения и всё реже читают хорошие
умные книги своим детям. Какую роль в жизни ребёнка играет книга. Дети всё
реже традицией своей семьи называют чтение книг в кругу своих близких.
Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге.
Дети
дошкольного
возраста
слушатели,
а
не
читатели,
художественное
произведение до них доносит педагог, родители. Не только в детском саду, но и
дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей,
которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать,
привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая
книга
—
и
воспитатель,
и
учитель,
и
друг.
Трудно
переоценить
значение
литературы для развития ребенка. Она способствует расширению горизонта
детского
знания
о
мире,
помогает
ребенку
усвоить
образцы
поведения,
воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные
представления о прекрасном. В произведениях
герои не только помогают в
чём-то, они учат нас жить, дружить, быть добрыми, отзывчивыми, не боятся
трудностей. Проживая жизнь героев – ребёнок вбирает их духовный опыт, и
этот опыт становится для него собственным, личным, начинает влиять на его
действия и поступки.
Главной задачей ознакомления дошкольников с художественной литературой
является воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней,
умении слушать и понимать художественный текст, т.е. всё то, что составляет
основание,
фундамент
для
воспитания,
будущего
взрослого
талантливого
читателя, литературно образованного человека.
По
новым
Федеральным
Государственным
Образовательным
Стандартам
ознакомление с художественной, литературой в ДОУ проводится ежедневно, в
эту область входят – чтение, обсуждение и разучивание. По мнению многих
психологов
(О.Никифоровой,
Л.
Выготского)
именно
дошкольный
период
рассматривается
как
первая
ступень
в
литературном
развитии
будущего
«большого, талантливого» читателя. Но надо помнить, что эту работу нужно
проводить
и
дома
–
это
семейное
чтение
книг,
беседы
по
содержанию,
зарисовки понравившихся сюжетов, заучивание стихов.
В
старшем
дошкольном
возрасте
дети
хотят
по-разному
воспринимать
художественные произведения, и мы даём детям такую возможность.
В старшем дошкольном возрасте восприятие развивается в виде зрительных
ощущений. 80% всего познавательного материала, который получает ребенок в
этом возрасте, он воспринимает через зрительные анализаторы. В основном это
информация об окружающем мире.
Серьёзные классические произведения – поэзия русских классиков и прозаиков
– воспринимаются детьми лучше с опорой на репродукции картин и картинки к
произведению.
Слушание произведения с опорой на иллюстрации.
.
Заучиваем и читаем наизусть стихотворение
«Зима недаром злится» Ф.И.Тютчева.
Для
восприятия
конкретного
поступка
литературного
персонажа,
особенно
героев-детей,
дети лучше всего воспринимают, участвуя в инсценировке,
передавая движением, тембром голоса настроение героев.
Старшему дошкольнику характерна высокая слуховая чувствительность.
Ребенок различает музыкальные произведения, их ритм и темп. Некоторые
поэтические произведения мы сопровождаем музыкой. Так стихи учатся легко
и постановка их детям очень нравится.
А.Барто «Игра в стадо» С музыкальным сопровождением.
Семейное
чтение
для
детей
-
это
ещё
и
общение
с
родителями.
Как
удивительно,
когда
наступает
этот
прекрасный
момент
и
папа
или
мама
откладывают
все
дела,
сажают
на
колени,
обнимают
за
плечи.
Можно
прижаться к маме, слышать её голос, вместе с мамой сопереживать любимым
героям.
Когда
ребёнок
устал
или
болен,
нет
ничего
лучше
такого
чтения-
общения.
В настоящее время современная книжная индустрия предлагает огромный
выбор детской литературы в различной обработке. Для чтения Программой
развития детей старшего дошкольного возраста
предлагаются следующие
художественные произведения: произведения русского фольклора
–
песенки,
сказки:
«Лиса
и
кувшин»,
«Хаврошечка»,
«Царевна-лягушка»,
«Сивка-бурка»
и
другие; фольклор
народов
мира
-
песенки
и
сказки
«
Златовласка», «Три золотых волоска Деда-Всеведа»;
произведения писателей
России –
поэзия
И.Бунина,
А.Пушкина,
С.Есенина,
С.Маршака,
А.Фета,
Ф,
Тютчева; рассказы Дмитриева В. «Малыш и Жучка», Л.Толстого рассказы для
детей, Н.Носова «Живая шляпа», рассказы В.Драгунского, К Паустовского «Кот-
ворюга»; сказки Т.Александровой «Домовёнок Кузька», А.Пушкина «Сказка о
царе Салтане», П. Бажова «Серебряное копытце» и другие;
произведения
писателей
разных
стран
-
стихи
А.Милна
«Баллада
о
королевском
бутерброде»,
Я.Бжехва
«На
Горизонтских
островах»;
проза
–
Х.Мякеля
«Господин Ау», Р.Киплинг «Слонёнок», А.Линдгрен «Карлсон, который живёт на
крыше» и многие другие.
А чтобы ваши семейные чтения стали привлекательными, следуйте несложным
правилам чтения, которые помогают нам, воспитателям, привлечь внимание к
слушанию произведений детьми:
1.
Показывайте
ребёнку,
что
чтение
вслух
доставляет
вам
удовольствие.
2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что
книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка,
к о т о р у ю
м о ж н о
в о з и т ь
п о
к о м н а т е .
3.
Во
время
чтения
сохраняйте
зрительный
контакт
с
ребёнком.
Взрослый во время чтения сидеть перед детьми так, чтобы они могли
видеть
его
лицо,
наблюдать
за
мимикой,
выражением
глаз,
жестами.
4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать
музыку
ритмической
речи.
Ритм,
музыка
речи
чарует
ребёнка,
они
наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.
5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в
зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь
передать
голосом
характер
персонажей,
а
также
смешную
или
грустную
ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку
воспроизводить
в
воображении
нарисованные
словами
картины.
6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный.
7. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для
родителей это и скучновато, но для него - нет.
8. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный
р
и
т
у
а
л
.
9 .
П о з в о л ь т е
р е б ё н к у
с а м о м у
в ы б и р а т ь
к н и г и .
10. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать
книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно.
11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим
нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу,
попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное
русло.
12. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками.
Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок,
каждый раз раскрывая что-то новое.
Желаем Вам приятного семейного чтения!