Автор: Горохов Александр Алексеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОБУ "СОШ № 10 имени Д.Г. Новопашина"
Населённый пункт: г. Якутск Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методика обучения основным акробатическим упражнениям в начальной школе"
Раздел: полное образование
Методика обучения основным акробатическим упражнениям
в начальной школе
Горохов Александр Алексеевич
Учитель физической культуры
МОБУ «СОШ №10 имени Д.Г.Новопашина»
г. Якутск Республика Саха (Якутия)
Содержание
Введение
Обучение акробатическим упражнениям
Контрольные упражнения
Тест для контроля за координационными способностями
Заключение
Введение
Не
все
учителя
физической
культуры
жалуют
гимнастику.
Но
ведь
гимнастика оказывает разностороннее воздействие на весь организм человека.
Так
в
чем
же
дело?
Мне
кажется,
в
первую
очередь,
высокий
уровень
травматизма
на
уроках гимнастики – вот основная причина нежелания
учителей полностью проходить этот раздел программы. Согласен, гимнастика
со
всеми
ее
разновидностями
при
несоблюдении
необходимых
мер
предосторожности таит в себе определенный риск. Но этот риск не больше, чем
в других разделах школьной программы по физической культуре, и я придаю
большое
значение
данному
разделу
учебной
(в
частности
акробатическим
упражнениям в начальных классах)
Я попытаюсь объяснить, почему ?
Акробатика
—
разновидность
гимнастических
упражнений.
Акробатические упражнения способствуют формированию правильной осанки,
совершенствованию
функций
вестибулярного
аппарата
(равновесия,
ориентирования в пространстве при любом положении тела), приспособлению
организма
к
перераспределению
крови
под
влиянием
инерционных
(центробежных) сил. А также занятия акробатикой развивают координацию
движений, гибкость, силу, вырабатывают умение владеть своим телом, смелость
и решительность.
Почему же детей надо обучать акробатическим упражнениям?
Во время занятий акробатикой напрягаются абсолютно все группы мышц
человека. Причем напрягаются они примерно с одинаковым усилием. В других
же видах спорта идет напряжение только отдельных групп мышц, что может
привести к негармоничному развитию организма.
А почему именно детей?
Детей
надо
обучать
по
причине
того,
что
в
период
детства
идет
становление организма. То есть развитие человека в детском возрасте будет
отражаться
на
его
развитии
во
взрослом
возрасте.
А
также
развитие
подвижности человека и его координации очень интенсивно идет в детском
возрасте,
а
во
взрослом
провести
такое
развитие
очень
сложно
и
мало
результативно. Например, научить ребенка делать акробатическое упражнение
намного
легче,
чем
научить
взрослого.
Однако
научить
ребенка
каким-то
умственным
способностям
и
обучить
таким
же
способностям
взрослого
–
примерно одинаково по продолжительности обучения, взрослого даже легче.
Отсюда
вывод:
в
детском
возрасте
надо
на
первое
место
ставить
физическое
развитие
ребенка,
а
не
умственное.
Но
это
не
значит,
что
умственное развитие надо прекращать вовсе, просто его надо проводить в
равных долях.
Во
время
занятия
акробатическими
упражнениями
развивается
вестибулярный аппарат. Этот орган, находящийся у человека в районе уха,
отвечает за координацию движений человека, за его внимательность и ловкость.
Следовательно, у
ребенка
намного меньше шансов травмировать себя в
повседневной жизни. А также очень важно, чтобы дети стремились не только
приобрести необходимые для жизни двигательные навыки, но и умели видеть
красоту движений.
Как
сказано
выше,
акробатические
упражнения
способствуют
формированию правильной осанки, а правильная осанка создает благоприятные
условия для свободного и глубокого дыхания, а следовательно, для развития
грудной клетки и легких.
И,
наконец,
занятия
акробатикой
нравятся
детям!
Выполнения
акробатических упражнений вызывают большой интерес у детей и желание
повторить
их
и
научиться
им,
так
как
эти
упражнения
являются
очень
красивыми, необычными и зрелищными. Показ таких упражнений на публике
или просто своим друзьям вызывает восторг у публики, а, следовательно, во
много раз поднимает настроение того, кто исполнил эти упражнения.
У вас наверняка возникнет такой вопрос: А если ребенок повторит сложный
элемент
типа
сальто
и
сломает
себе
что-нибудь.
Такое
опасение
может
возникнуть, только если не правильно учить ребенка. И самое главное в плане
умственного и психологического воспитания. Например, если не уделять ему
должного
внимания
и
не
объяснять
доходчиво
все
ключевые
моменты
поставленной
перед
ним
задачи.
Дело
в
том,
что
обучение
акробатике
начинается с простых упражнений, которые вполне доступны любому человеку.
Эти упражнения составляют базу для изучения более сложных упражнений.
Чтобы обеспечивать интерес у ребят к этому разделу учебной программы,
мне приходится разнообразить упражнения и, конечно, методически грамотно
проводить обучение этим упражнениям.
Обучение акробатическим упражнениям
В
этой
работе
я
остановлюсь
на
методике
обучения
основным
акробатическим упражнениям в 1-4-х классах: «мост», перекаты вперед, назад, в
сторону, кувырок вперед, стойка на лопатках, кувырок назад. Поскольку они
повторяются
на
протяжении
всех
лет
обучения
(так
как
необходимы
для
развития вестибулярного аппарата, для формирования прикладных навыков),
очень
важно
научить
ребят
правильно
выполнять
эти
акробатические
упражнения.
Придавая
особое
значение
подготовительным
и
подводящим
упражнениям, придумывать упражнения из различных исходных положений,
«стоя спиной к стенке», «сидя на гимнастической скамейке», что способствует
эффективному усвоению элемента в целом.
Учитывая
возрастные
особенности
учащихся
начальных
классов,
стараюсь
подобрать
и
использовать
упражнения
–
образные
сравнения,,
имитирующие движения животных, предметы итд. Например, при обучении
- «мосту» - упражнения «Жираф», «Гусеница», «Корзиночка»
- кувыркам «вперед» - упражнения «Качалка», «Ежик», «Улитка»»
- кувыркам «назад» - упражнения «Весы», «Бутерброд»
- перекатам в сторону - упражнения «Комочек», « Рыбка»
- стойке на лопатках – упражнения «Ножницы», «Велосипед»
Начну
с
1-го
класса.
Учебной
программой
по
разделу
`Гимнастика`
для
учащихся
этого
класса
среди
акробатических
упражнений
предусмотрены
«мост» из положении лежа, группировка, перекаты в группировке. Обучение
выполнению упражнения «мост» в положению лёжа.
Дети выполняют упражнение фронтально:
1- И.п.,о.с.: руки вперед, ладони под углом 90°, затем сгибаем руки и переводим
ладонями назад, тем самым имитируем вместе, как правильно ставить руки на
мат при выполнении «моста».
2. Подводящее упражнение у гимнастической стенки: стоя спиной к ней, хват
сверху, прогнуться (5-6 раз). Рекомендую сразу выделить важные элементы
техники выполнения «моста»: ноги и руки полностью выпрямляются, голова
назад.
3 – И.п. – лёжа на спине, сгибают ноги (на ширине плеч) и согнутые руки ставят
на гимнастический мат выше плеч. Проходя мимо детей, исправляю
ошибки,
некоторым помогаю поднять «мост». Чем ближе руки и ноги, тем выше «мост».
Желательно учить сразу ноги в коленях выпрямлять, тогда «мост» становится
более эстетичным.
Обучая группировке, прежде всего нужно научить школьников округлять
спину. На это нацелено первое подводящее упражнение.
1. И.п.: ноги на ширине плеч, голова опущена, подбородок касается груди.
Потянуться
руками
как
можно
ниже,
почти
не
наклоняясь,
попытаться
коснуться
коленей.
Добиваться
того,
чтобы
плечи
опускались
вниз
и
выдвигались вперед.
2. И.п., о.с.: согнуть правую ногу, подтянув колено к груди, взявшись правой
рукой за голень, прижать пятку к ягодице, голову опустить. То же левой ногой.
Почему сразу не принять положение группировки сидя или в упоре присев, ведь
дети справятся с ним? Для правильного кувырка вперед важно, захватывая
руками голени, как можно ближе подтянуть пятки к ягодицам. В упоре присев
или
сидя
на
полу
дети
не
прочувствуют
как
следует
данный
момент.
А
предлагаемое упражнение как раз и создает предпосылки для этого. Затем
выполняются следующие упражнения.
3.
И.п.:
упор
присев,
опустив
голову,
касаясь
подбородком
груди,
сделать
круглую` спину. Руки согнуть и опуститься грудью на колени.
4. То же, но, ухватившись руками за голени, колени развести и таким образом
спрятать голову между ними, чтобы ушами коснуться коленей.
5. И.п.: лежа на спине. Подтянуть колени к груди и выполнять группировку. Это
упражнение требует значительно большего числа повторений, чем другие, так
как учащиеся в положении группировки довольно часто теряют ориентировку и
им нужно привыкнуть к не совсем удобной для них позе.
6. И.п.: сед. Согнуть ноги и принять положение группировки.
7. И.п.: сед на самом краю сложенных стопкой двух матов. Подтянуть ноги к
туловищу, оттолкнуться от матов руками и, сгруппировавшись и сильно подав
плечи вперед, принять упор присев на полу. Упражнение проделывается быстро.
По мере овладения переходят к выполнению из седа на одном мате.
8. И.п.: упор присев. Перекаты в группировке — `качалка`. Особое внимание
обращать
на
то,
чтобы
учащиеся
не
отводили
голову
назад
и
все
время
прижимали колени к груди (колени как бы привязаны к плечам).
9. И.п.: упор присев. Выполняя перекаты назад и вперед, принимать положение
упора присев. Советовать детям прижимать пятки к ягодицам и подавать плечи
вперед (от этого зависит успешное освоение упражнения).
10. Перекаты вперёд – назад в группировке из положения лёжа на спине.
11. Сидя на полу в группировке , мягко перекатиться назад, коснуться пола
лопатками, затылком и, не задерживаясь, перекатиться вперёд.
13. Перекаты в сторону. И.п. – Лёжа на животе руки вверх. Перекатиться на
правый бок, на спину и на живот. То же в другую сторону.
14. И.п. – лёжа на животе «Корзиночка» руками захватить голеностопы;1-3
максимально прогнуться в спине; 4-И.п.
Все
приведенные
выше
упражнения
можно
выполнять
одновременно
всем
классом.
Это
обеспечивает
максимальную
занятость
детей
на
уроке,
исключает
простои,
создает
возможность
сделать
достаточное
количество
повторений
каждого
упражнения.
Второй
вариант
выполнения
этих
упражнений: разделить класс на первые и вторые номера. Тогда одновременно
одна половина класса выполняет задание, а вторая — исправляет ошибки и
оказывает помощь. Такой способ организации тоже эффективен, так как наряду
с
высокой
моторной
плотностью
занятий
достигается
также
и
высокая
активность ребят, приобретаются инструкторские навыки.
Все
приведенные
выше
упражнения
могут
быть
использованы
и
в
домашних заданиях.
Во втором классе начинается обучение кувырку вперед, которое следует
начать с повторения перекатов в группировке. Затем я изучаю кувырок поперек
матов с таким расчетом, чтобы дети заканчивали его в положении ноги на полу,
поскольку
пониженная
опора
облегчает
вставание.
Овладение
этим
двигательным
действием
во
многом
зависит
от
того,
насколько
правильно
принял ученик исходное положение перед его выполнением (при условии, что
учащиеся хорошо освоили группировку).
Перед объяснением техники выполнения кувырка вперед я обязательно
выполняю этот акробатический элемент перед детьми. Показ этого упражнения
дает учащимся наглядное представление, что же такое кувырок вперед. Затем
идет объяснение. Говорю ребятам о положении рук (кисти ближе к ступням), о
постановке головы на мат (не на лоб и не на макушку, а на заднюю часть
головы),
об
отталкивании
ногами.
Большое
внимание
уделяю
исходному
положению перед кувырком. Можно обучение начинать из упора присев. Я же
считаю,
что
изучение
кувырка
вперед
лучше
начинать
из
упора
стоя
согнувшись,
ноги
слегка
согнуты.
В
этом
положении
стоит
лишь
чуть
наклониться вперед и плавно согнуть руки, как ученик без толчка ногами
опускается затылком на мат и перекатывается на спину. Кстати, при таком
способе намного труднее поставить неправильно голову — на макушку — и,
значит, меньше вероятность получить травму. При таком исходном положении
создается необходимое ускорение для полного переворота в кувырке вперед
через
голову,
поэтому
надо
проследить,
чтобы
ученик
после
кувырка
не
опаздывал с группировкой в упоре присев
«Маленькие превращения»
Дети строятся в шеренгу в шаге друг от друга. По команде: «В улитку –
превратись!» ученики выполняют присед с поднятыми вверх руками –
«рожками», вытянуть руки как можно дальше вперёд, и напоминаю, что во
время
опасности
улитка
быстро
прячет
рожки.
Это
значит
что
должны
выполнить
быструю
группировку.
Упражнение
повторять
3
–
4
раза;
.
По
следующей
команде:
«Улитка,
улитка,
в
теремок
превратись!»
ученики
выполняют
из упора присев упор стоя согнувшись, высоко подняв таз и
перенося массу тела на руки. Упражнение повторить 4 – 6 раз. По команде:
«Теремок,
теремок,
превратись
в
колобок!»
ученики
отталкиваясь
ногами,
одновременно сгибая руки, переворачиваются через головы, касаясь плечами
матов,
выполняют
плотную
группировку
и,
продолжая
перекат
вперёд,
заканчивают кувырок приседом в группировке, после чего, не меняя положения,
выполнить ходьбу «Ёжиком».
Кувырок со скамейки.
Кувырок вперед — довольно сложное двигательное действие, особенно
для
слабо
подготовленных
детей,
недостаточно
координированных,
часто
с
излишним
весом.
Поэтому
можно
ученикам
предложить
следующие
упражнения.
1. Те, кто с трудом осваивает активное разгибание ног и движение плечами
вперед
в
начале
кувырка,
выполняют
этот
акробатический
элемент
под
небольшой уклон. Для этого достаточно положить под мат мостик.
2.
Часто
дети
боятся
начального
движения
головой
вперед-вниз.
Чтобы
исправить
этот
недостаток,
ученики
выполняют
кувырок
на
повышенную
поверхность, т. е. на 2-3 мата, положенных друг на друга. Упражнения они
делают из упора присев, руки на матах.
И, конечно, самым надежным средством предупреждения травм являются
грамотная
страховка
и
помощь
учителя.
При
выполнении
кувырка
вперед
учитель,
стоя
на
одном
колене
сбоку
от
занимающегося,
одной
рукой
поддерживает
ученика
под
спину
у
шеи,
а
другой
—
под
таз.
Чтобы
не
выполнялся кувырок с опорой на голову, надо рукой, поддерживающей шею,
наклонить голову учащегося и не отпускать руку до окончания переката через
спину.
Во втором классе предусмотрено также освоение учащимися стойки на
лопатках согнув ноги, а в третьем классе — с прямыми ногами. Обучение
провожу по тому же принципу: показ, объяснение, выполнение подводящих
упражнений и самого акробатического элемента (стойки на лопатках согнув
ноги). Чтобы обучение протекало успешно, школьники должны привыкнуть к
необычному
для
них
положению
вверх
ногами.
Для
этого
провожу
такое
упражнение: из седа на полу перекат назад, коснуться носками согнутых ног
пола за головой, руки вдоль туловища. Упражнение можно задавать на дом и
для проверки его освоения повторять на уроках. Очень важно также научить
детей
принимать
исходное
положение.
Для
этого
применяю
следующие
упражнения.
1. Повторить предыдущее упражнение, но задержаться в положении лежа на
спине согнувшись.
2. Положение стойки на лопатках полезно предварительно побольше повторить,
сначала стоя на полу. В полушаге от стены прислониться с ней плечами и шеей,
поставить ладони на поясницу, а локтями упереться в стену. Таким образом
отрабатывается умение правильно располагать руки в стойке на лопатках в
облегченных условиях. Обычно детям трудно сохранять равновесие лежа на
спине согнувшись. Задача еще более усложняется, если им в этом неустойчивом
положении приходится думать еще и о постановке рук. Когда же они научатся
уверенно ставить руки стоя, опираясь о стену, им легче будет справиться с
упражнением в целом.
3. Лежа на спине согнувшись, ладонями упереться в поясницу, локти поставить
на гимнастический мат почти параллельно друг другу.
4. То же, но в конце упр. 3 медленно поднять согнутые ноги до положения
стойки на лопатках.
Не следует разрешать школьникам делать стойку на лопатках с прямыми
ногами,
пока
они
не
освоят
подготовительные
упражнения,
не
добьются
быстрой и правильной постановки локтей на опору по отношению к туловищу.
Уже с первых попыток я внимательно слежу за учащимися, помогаю принять
правильное (выпрямленное) положение тела.
В четвертом классе школьники начинают разучивание кувырка назад.
Этот акробатический элемент является довольно сложным, и обычно дети в
начальной стадии разучивания допускают существенные ошибки. Так, вначале
они делают перекат назад медленно, пассивно. Потом же, стараясь исправить
этот недостаток и выполнить перекат быстрее, они начинают запрокидывать
голову назад и выпрямляют спину, а это приводит к удару затылком о мат.
Вторая,
очень
распространенная,
ошибка
—
неправильная
постановка
рук.
Поэтому очень важно в 1-2-х классах много внимания и времени уделить
обучению
перекату
назад,
а
также
можно
включить
как
самостоятельный
элемент обучение перекату назад с последующей опорой руками за головой.
Итак, обучение кувырку назад.
Система
та
же:
показ,
объяснение.
Затем
дети
выполняют
подготовительные
и
подводящие
упражнения
для
освоения
этого
акробатического
элемента
(все
они
могут
выполняться
при
фронтальной
организации учащихся).
1. Лежа на спине, быстро поднять полусогнутые ноги и коснуться ими пола за
головой.
2. Сидя спиной к стене, вплотную к ней (дети могут сидеть на гимнастической
скамейке), поставить руки на стену, как для кувырка назад.
3. Из седа на полу перекат назад, коснуться согнутыми ногами пола за головой
и
поставить
руку
на
опору
как
можно
ближе
к
плечам
пальцами
к
себе.
Учащихся следует ориентировать на то, чтобы они стремились к выполнению
упражнения без остановок с правильной и своевременной (в момент касания
пола лопатками) постановкой рук.
4. То же, но перекат выполняется из упора присев. Обращать внимание детей на
то, чтобы они, начиная движение из упора присев, не отставляли назад таз, а
как бы садились себе на пятки.
5. Повторить упр. 2, но, поставив руки на стену, попробовать от нее отжаться,
отодвинуть себя от стены, опуская при этом подбородок на грудь.
6. «Весы». В упоре присев, обязательно опираясь коленями на согнутые руки,
наклониться вперёд и удерживать равновесие на одних руках.
7. Выполнить вращение «колобком» кувырок назад по наклонной плоскости
(положить под маты гимнастический мостик) в сед на пятках.
8. Кувырок назад в сед на пятках на ровной поверхности.
9. И.п.: упор присев. Кувырок назад в группировке в упор присев.
Страховка и помощь при выполнении кувырка назад. Учитель, стоя на
одном колене сбоку от учащегося, поддерживает его под спину у шеи (в начале
упражнения),
а
затем
при
опускании
ног
за
голову
помогает
выполнить
кувырок,
подтолкнув
одной
рукой
под
таз,
а
другой
—
под
плечо.
Для
устранения болевых ощущений в области шеи и головы необходимо следить за
своевременным разгибанием рук (в начале опускания ног за голову).
Комплекс упражнений на ловкость: бег 6 м, кувырок вперёд, кувырок
назад, бег 6 м
Контрольные упражнения (композиции из 3-4 элементов) по акробатике
1-й класс
Упражнение выполняется на матах, расположенных поперек. И.п. о.с.: стоя на
полу спиной к матам, упор присев, перекат назад и вперед `качалка` в упор
присев, поворот кругом в приседе (лицом к матам), упор на колени `комочек`
(сесть на пятки, ладони на колени, локти прижать к бедрам), перекат в сторону
(вправо или влево) в упор на колени, лечь на живот `рыбка`, перекат (вправо
или
влево)
на
спину,
на
живот,
прогнуться
`лодочка`
(держать
5
счетов),
переставляя ладони к ступням (колени не сгибать) выпрямиться, руки вверх
`жираф`, и.п.- о.с.
2-й класс
Учащиеся выполняют 2 упражнения. Упражнение 1 — то же, что в 1-м классе.
Упражнение 2 (выполняется на матах, расположенных в длину). И.п. о.с.: упор
присев, перекат назад в стойку, на лопатках с согнутыми ногами, перекат вперед
в упор присев, и.п. о.с.
3-й класс
Упражнение 1 — то же, что в 1-м классе. Упражнение 2 выполняется на матах,
расположенных в длину. И.п. о.с.: упор присев, два кувырка вперед в упор
присев, перекат назад в стойку на лопатках с согнутыми ногами, затем с
прямыми (держать 5 счетов), согнув ноги перекат вперед в упор присев, и.п. о.с.
4-й класс
Учащиеся выполняют два упражнения. Упражнение
1 — то же, что в 3-м
классе, упр. 2. Упражнение 2 выполняется на матах, расположенных в длину.
И.п. о.с.: упор присев, кувырок назад в упор присев, кувырок вперед в сед с
прямыми ногами, наклон вперед `бутерброд`, перекат на спину, не сгибая ноги
стойка на лопатках, перекат вперед в упор присев, и.п., о.с.
Для контроля за координационными способностями в младших классах
применяю следующий тест
Три кувырка вперёд.
Оборудование: секундомер; маты.
Описание теста. Учащийся встаёт у края матов, уложенных в длину, приняв
основную стойку. По команде «Можно!» учащийся принимает положение упора
присев
и
последовательно,
без
остановок
выполняет
три
кувырка
вперёд,
стремясь
сделать
их
за
минимальный
отрезок
времени.
После
последнего
кувырка ученик вновь принимает основную стойку.
Результат. Фиксируется время выполнения трёх кувырков вперёд от команды
«Можно!» до принятия учащимися исходного положения.
Общие указания и замечания. После команды «Можно!» выполняющий тест в
обязательном
порядке
должен
принять
положение
упора
присев,
а
затем
приступить
к
выполнению
кувырков.
Осуществление
длинных
кувырков
запрещается.
После
последнего
кувырка
следует
зафиксировать
положение
основной стойки. Разрешаются два зачётные попытки, результат лучшей из них
заносится в журнал.
Нормативы оценки абсолютных показателей координационных
способностей в акробатических упражнениях – три кувырка вперёд
(фиксируется время в сек.; )
Клас
с
Пол
Уровень
развити
я
КС
Низкий
Ниже
среднего
Средний
Выше
среднего
Высокий
1
мальчики
9,9 и
больше
9,8 – 9,1
9,0 – 7,2
7,1 – 6,4
6,3 и
меньше
девочки
9,4 и
больше
9,3 – 8,5
8,4 – 6,7
6,6 – 5,9
5,8 и
меньше
2
мальчики
7,8
7,7 – 7,1
7,0 – 5,4
5,3 – 4,7
4,6
девочки
8,8
8,7 – 7,6
7,5 – 5,3
5,2 – 4,2
4,1
3
мальчики
7,4
7,3 – 6,6
6,5 – 4,9
4,8 – 4,1
4,0
девочки
7,7
7,6 – 7,0
6,9 – 5,4
5,3 – 4,6
4,5
4
мальчики
5,5
5,4 – 5,2
5,1 – 4,4
4,3 – 4,1
4,0
девочки
7,6
7,5 – 6,9
6,8 – 5,2
5,1 – 4,5
4,4
Проверка уровня развития координационных способностей учащихся 1 – 4
классах (в процентах).
Класс
Уровень развития КС
Низкий
Ниже
среднего
Средний
Выше
среднего
Высокий
1
47,6 %
29 %
17,4 %
5,8 %
-
2
37,7 %
42,2 %
11,1 %
5,5 %
3,3 %
3
18,6 %
26,2 %
38,8 %
9,3 %
2,5 %
4
21,8 %
38,5 %
31,2 %
4,1 %
4,1 %
Заключение
Как показывает практика, чем лучше развиты у детей координационные
способности, тем быстрее они овладевают двигательными навыками. Младший
школьный
возраст
–
наиболее
благоприятный
период
р а з в и т и я
координационных
способностей
детей.
Естественно,
что
целенаправленное
развитие координационных способностей положительно влияет на быстроту и
качество обучения акробатическим упражнениям.
В заключении надо сказать, что акробатические упражнения, являясь
составной частью физического воспитания содействуют
•
гармоничному развитию организма детей
•
достижению высокой устойчивости организма к условиям жизни
•
повышению адаптивных свойств организма
Включаясь в комплекс педагогических воздействий, направленных на
воспитание физических качеств способствуют развитию физической и
умственной работоспособности.