Напоминание

Проектная методика как способ реализации личностно-деятельностного подхода.


Автор: Клименко Наталья Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ "Средняя школа № 39"
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная методика как способ реализации личностно-деятельностного подхода.
Раздел: среднее образование





Назад





Проектная методика как способ реализации личностно-деятельностного подхода.
Многочисленными исследованиями было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода. 1. Проектная методика основывается на личностно-деятельностном подходе, который означает переориентацию всего учебного процесса на постановку и решение самим школьниками познавательно - коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая способствует достижению высоких результатов обучения и образования личности. Ведущие положения проектной методики основаны: - на учете особенностей личности учащихся; - на связи идеи проекта с реальной жизнью; - на изменении основной схемы взаимодействия учителя и учеников, которая предполагает субъектно-субъектное, равно партнерское учебное сотрудничество учителя и учащихся; - на значительном повышении уровня автономности учащихся при решении личностно- значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности; - на значительном повышении уровня внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению иностранного языка. 2. Проектная методика является: - альтернативным подходом в современной системе образования; - педагогической технологией, представляющей собой совокупность поисковых, проблемных методов как дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития их креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. - продуктивным обучением, в основе которого лежат проективные приемы обучения: самостоятельное планирование, прогнозирование, принятие решений, детальная разработка личностно-значимой проблемы, научное исследование. Современное проектное обучение нашло широкое применение в образовательных системах обучения многих стран мира. Его высокая эффективность подтверждается учителями Великобритании, США, Бельгии, Бразилии, Финляндии, Германии, Италии и др. стран, где идеи Дж. Дьюи (гуманистического подхода к образованию) нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.
Метод проектной технологии: основные его требования.
К основным требованиям метода проектов относятся:  наличие социально или личностно значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; (проблема загрязнения воздуха и воды нашего региона)  практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; (совместный выпуск газеты, работа учащихся с различными видами лекарственных растений на экологической тропе ).  самостоятельная, индивидуальная, парная, групповая деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время ;  наличие структуры содержательной части (с указанием поэтапных результатов);
 использование исследовательских методов: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования ; оформление результатов, анализ полученных данных, выводы ( защита проекта). При определении основных требований по использованию метода проектов Е. С. Полат утверждает, «что особое внимание необходимо уделять теоретической обоснованности и детальной проработке выполнения проекта, значимости проблемы в исследовательском и творческом планах самостоятельной деятельности учащихся, структурированности содержательной части работы»
Обще дидактическая типология проектов
Деление проектов по типологическим признакам:  исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.  творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Эти проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.  в ролево–игровых проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта  информационные проекты направлены на сбор информации о каком–либо объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.  в практико–ориентированных проектах четко обозначены с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры. По признакам предметно – содержательной области проекты подразделяются на:  монопроекты  межпредметные Монопроекты проводятся в рамках одного учебного предмета, но работа над монопроектами предусматривает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время, затрагивают два– три предмета. По характеру координации это могут быть:  проекты с открытой, явной координацией  со скрытой, явной координацией. Характер контактов:  внутренний  региональный  международный. По количеству участников проекта существуют:  личностные парные  групповые. По продолжительности проекты подразделяются на:  краткосрочные  средней продолжительности  долгосрочные.
Организация проектной деятельности.

Мы рассмотрели основные виды проектов. А как же проходит сама работа над проектом? В процессе проектной работы. Как мы уже говорили, ответственность за обучение возлагается на самого ученика, как индивида и как члена проектной группы. Самое важное то, что ребёнок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдёт его презентация. Рассмотрим основные принципы проектной работы 1. Вариативность Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы. Что касается текстов, то это могут быть диалоги, письма, таблицы, описания, диаграммы, карты, комиксы. Необходимы различные варианты тем и типов упражнений. 2. Решение проблемы Процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда мы используем иностранные языки для решения проблем. Проблемы заставляют детей думать, а думая они учатся. 3. Когнитивный подход к грамматике Не ученики усваивают правила и структуры. Надо помочь учащимся самим поработать над ними. Таким образом, у учащихся исчезает страх перед грамматикой, и они лучше усваивают ее логическую систему. Но так как главная задача - научить пользоваться иностранными языками. Школьникам предлагается множество возможностей применить пройденные грамматические структуры и явления. 4. Учение с увлечением. Учащиеся много усваивают, если им нравиться процесс обучения. Получение удовольствия - это одно из главных условий эффективности обучения. Поэтому важно включать в учебный процесс игры, шутки, загадки. 5. Личностный фактор Посредством проектной работы ребятам предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечениях и т.д. 6. Адаптация заданий Нельзя предлагать ученику задание, которое он не может выполнить. Задания должны соответствовать уровню, на котором находиться учащийся. Проектная работа может быть выполнена на любом уровне, в любом возрасте. Это только несколько примеров возможных тем и видов работы. Выбор зависит от многих факторов, включая возраст, уровень знаний учащихся, интересы учеников, материалы, которые доступны участникам и т.д. Возможные проблемы. При проведении проектной работы перед учителем возникает ряд проблем, назовём их.
1. Организация.
Проекты, конечно же, создают дополнительную работу для учителя. Они требуют дополнительных действий, таких, например, как установление контактов, нахождение подходящих источников материалов и т.д. Основные рекомендации в проведении проектных работ. А) Тщательно подготовьтесь к выполнению задания. Убедитесь в том, что каждый ученик понимает, какое конкретное задание ему предстоит выполнить ещё до начала работы над проектом. Б) Не спешите. Подробно объясните, что и как следует делать. В) Внимательно наблюдайте за тем, что делают учащиеся. Если они не поняли своего задания, не отменяйте его. Остановитесь и выясните, в чём проблемы. Разберитесь в каждой из них.
2.

Личностные проблемы.

Учитель может столкнуться с трудностями, связанными с личностью ученика, такими, как отсутствие интереса или мотивации, трудности во взаимоотношения с другими членами группы. Но, с другой стороны, работа над проектом даёт ребятам возможность проявить свои таланты.
3.Трудности в создании успешно действующих групп
. Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит наиболее творческий характер. Групповая работа особенно эффективна для сбора иллюстративного материала. Необходимо сохранять группы до окончания работы над проектом.
Этапы проектной работы
. Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничена рамками класса. А при проектной работе она выходит за пределы класса. Полномасштабный проект включает четыре стадии.
I этап
– планирование в классе. Школьники при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта; составление интервью; способы сбора и вид необходимой информации (статьи, брошюры, иллюстрации и т.д.)
II этап
– выполнение проекта. Обычно на этой стадии деятельность выходит за пределы классной комнаты. Учащиеся берут интервью, собирают печатный и иллюстрированный материал. Важно помнить, что ребята будут использовать все четыре вида речевой деятельности: чтение, письмо, говорение и аудирование. Главная задача на этом этапе сбор информации. Чтобы помочь детям в организации данного процесса, посоветуйте им определиться, что они хотят узнать; как оформить полученный материал.
III этап
– оформление работы На этом этапе ученики оформляют свою проектную работу, используя ножницы, линейки, клей, картинки и фломастеры и т.д.
IV этап
– презентация проекта. Способ презентации завит в значительной степени от вида конечного продукта: будет ли это схема, видеопоказ или устная презентация. Польза для учащихся очевидна. При выполнении ученик использует не только уже выученное, но и дополнительно изучает, что необходимо в связи с поставленной задачей. Это важное условие дальнейшей творческой работы. Действенный источник мотивации, средство воспитания уверенности в себе. При проверке проектной работы нужно помнить, что любой проект – это только часть общего объёма работы, которую ребята выполняют в течение всего языкового курса. Проектная работа даёт возможность развивать у ребёнка творческие способности. Навыки исследования, умение выразить себя. [11]
Результативность проектной методики.
1. Активация и интенсификация речевой деятельности учащихся; 2. Повышение уровня мотивации при изучении предмета; 3. Реализация здоровье сберегающих технологий; 4. Развитие творческих способностей учащихся; 5. Реализация антропоцентрического подхода 6. Применение проектной методики в изучении английского языка в начальной школе. Метод проектов позволяет создать на уроках иностранного языка исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечён в активный творческий познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Для формирования у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима устная практика для каждого ученика группы.
Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно условно-коммуникативных или коммуникативных упражнений, которые решают только коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить самостоятельно, решать какие-то проблемы. Которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержание своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, я язык выступал в своей прямой функции- формирования и формулирования этих мыслей. Для того чтобы учащиеся воспринимали язык, как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой (конечно, это очень важно), но и искать способы их включения их в активный диалог культур. Чтобы на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре. Основная идея такого подхода к обучению иностранному языку заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Вот почему мы обратились к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учётом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся- индивидуальную, парную, групповую, реализующуюся в течении определенного времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению (cooperative learning). Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Метод проектов, это технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. В ходе работы над проектом, как уже говорилось раннее, учащиеся внимательно изучают памятку работы над проектом. Советы из памятки помогают успешнее организовать работу. Во-первых, необходимо учащимся выбрать проект, который будет интересен для них, во-вторых, в групповом проекте необходимо распределить роли и обязанности в соответствии с интересами и возможностями каждого участника проекта. Проект должен быть аккуратно и красочно оформлен. Для работы необходимо использовать необходимую литературу. На начальном этапе среднего звена учащиеся выполняют творческие особые проекты небольшого объёма. С 7 класса начинается работа над исследовательскими межпредметными групповыми проектами. Которые часто требуют знаний не только по английскому языку, но и других предметов (информатика, биология, география, история и т.д.) Конечный этап проектов - это презентация. Презентация может проходить в виде постеров, докладов, ролевой игры, видеопоказ. Польза для учащихся очевидна. Это важное условие дальнейшей творческой работы, действенный источник мотивации, средство воспитанности в себе. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, активным включением учащихся в учебную деятельность, принятием личной ответственности за продвижение в обучении.
Работа над проектом сочетается с созданием прочной языковой базы у учащихся. Использование метода проектов позволило педагогам создать условия для развития личности учащихся.
Коммуникативные виды упражнений в мыслительной деятельности учащихся.
Чтобы применить свои знания в рамках проекта, учащиеся всех групп погружаются в работу, которая обеспечивает языковые и речевые умения учеников, развивает их языковую компетенцию. Коммуникация – это обмен информацией, по отношению к языку – вербальное сообщение некоторого содержания посредством языка. В школьном уроке выделяют четыре функции: образовательную, воспитательную, развивающую и коммуникативную. Первая обеспечивает получение суммы знаний, вторая формирует образ поведения, третья навыки самостоятельного мышления, в четвертой мы видим прежде всего средство: общение способствующее пониманию. В структуру коммуникативной функции входят два составных компонента– монолог и диалог. Мне бы хотелось показать какие упражнения были использованы во время работы над подпроектами и какую роль они сыграли в практическом применении. На мой взгляд, работа с применением упражнений помогла учащимся постепенно усвоить навыки монологического высказывания и изъяснятся по данной теме в рамках проекта. Я знакомлю ребят с лексикой по теме и отрабатываем ее на уроке в режиме (T–P, T–P, P–P). Мною формулируются основные задачи занятий: языковая задача – обучение аудированию, монологической речи, диалогической и задача – введение в проблематику, постановка целей последующих предметных действий. После краткого введения я начинаю отрабатывать с классом лексику из пассивного и активного словаря, для этого использую игры "Умный попугай", "Угадай что на карточке", "Исчезнувшие карточки", "Что пропущено", "Эхо" и т.д., использую карточки с картинками и словами. Предусмотрено пять занятий с новой лексикой, на каждом втором занятии отрабатывается новое количество лексических единиц. Упражнения, которые находятся в учебнике, служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся. Работая над ними, я дополняю их языковыми упражнениями:  подчеркни предложения, соответствующие картинке  найди слова к картинке и закончи предложения  раскрась картинку и закончи предложения  прочитай фразу и соедини с картинкой  посмотри на картинку и исправь предложения  заполни факт файл  прочти слова и выбери только те которые подходят к теме  прочитай, расспроси друга и поставь галочки в таблице  закончи письмо и т.д. На этом этапе можно проследить следующие виды работы:  индивидуальная,  работа в парах,  исследовательская сопоставительная работа
Реализация метода проектов.

Если проекты старшего и среднего звена общеобразовательной школы широко рассмотрены педагогами, то проекты начальной школы находятся на начальной стадии своего развития. Урок иностранного языка с детьми младшего школьного возраста предполагает использование новых образовательных технологий и, в целом, требует творческого отношения учителя к процессу обучения. Это предоставляет широкие возможности для использования проектных методик на занятиях. Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Метод проектов, таким образом, это - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решать ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей с обязательной презентацией результатов. От того, как пройдет, будет зависеть желание учеников приступить к разработке следующего. Представление (презентация) и защита проектов в начальной школе - это не дискуссия, не видеопоказ, не аргументированная защита, но в основном красочное представление, проекты «в картинках», наука в «цветочек», как считает педагог Е. Гайдаенко. Важно проводить конкурсы проектов, выполняемых малышами, возможно, с участием членов семьи, старших школьников. В начальных классах ведущими видами проектной деятельности являются творческий, ролево-игровой. Элементы предметно-содержательного и исследовательского характера также применимы. Во втором классе лучше начать работу над творческими мини-проектами, которые предполагают соответствующее оформление, но не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся. Например, проект «Семья» предлагает обучающимся сделать подписи под фотографиями членов семьи; нарисовать семейное древо и рассказать о том, что они умеют делать. На первом уроке вводится и первично закрепляется (с помощью игр и упражнений) новая лексика. На втором уроке учащиеся читают текст, рассказывающий о семье героя книги и выполняют ряд заданий:  выделите фразу, которая помогает нам назвать членов семьи  ответьте на вопрос: "Кто есть в твоей семье? Who have you got in your family?"  выделите фразу, которая помогает нам назвать сколько лет родственникам  ответьте на вопрос: "Сколько лет твоему папе? How old is your dad?" и т.д. На третьем уроке вводится глагол уметь can и учащиеся учатся говорить, что умеют делать они, их друзья, соседи по парте. На четвертом уроке учащиеся совершенствуют свои навыки говорения, повторяют слова. На пятом уроке учащиеся оформляют семейный альбом в той форме, которую сами выбрали. На шестом уроке учащиеся представляют свой альбом и рассказывают о своей семье. I have a mum, a dad, a ... My mum is 35. She can swim. и т.д. Подобные проекты можно предложить в теме "Мое домашнее животное", Моя любимая игрушка" и т.д. В третьем классе проекты усложняются. Например, в теме "Школа" учащимся предлагается рассказать о своей школе и представить проект в виде школьного альбома. Работа идет по вышеизложенному плану: введение и закрепление лексики, необходимых грамматических структур, работа над текстом как содержательной базой и выделение необходимых фраз. В четвертом классе в теме "Интернет" обучающимся предлагается создать проект своего вэбсайта о жизни школьников в России. Работая над темой учащиеся узнают о структуре Интернета, обсуждают зачем нужен Интернет, какие возможности он открывает перед человеком, узнают чем занимаются сверстники в других странах мира и на основе
полученной информации строят свои высказывания о себе. Далее обучающиеся оформляют свои проекты в виде компьютера, на экране которого представлены домашняя страница вэбсайта (содержание проекта) и несколько страниц посвященных разным аспектам жизни школьников. В 5 классе учащимся предлагается тема “Many years ago…”. На первом занятии учащиеся знакомяться со страницами раздела и ответить на вопрос: О чем пойдет речь в этом разделе? What is this unit about? Учащиеся, ознакомившись с содержанием раздела по картинкам и заголовкам понимают, что речь пойдет о древних временах и местах. This unit is about ancient times. Названия каких древних цивилизаций вы видели на страницах? Ancient Rome, Ancient Greece, Ancient China, Ancient Egypt (отрабатываем произношение хором) Далее учащимся предлагается ситуация: вы собираетесь совершить путешествие в прошлое на машине времени. Какое время вы бы посетили? И почему? You are going to be time travellers and visit different times and places in a Time Machine. What time would you like to visit? And why? Учащиеся отвечали на вопрос по модели: I would like to visit … because I like … .(по ответам учащиеся делятся на группы по интересам) Следующим вопрос был: Как люди узнают о том, что было в прошлом? (ведут раскопки, изучают древние рисунки, орудия труда, жилища и т.д.) How do people learn about ancient times? Какие люди занимаются раскопками? (археологи) Who works on digs? Учитель предлагает учащимся стать археологическими группами и подготовить и представить презентацию об интересующих их временах. Далее группам предлагается обсудить, что нужно сделать, чтобы получилась презентация: 1. Собрать информацию. 2. Перевести на английский язык. 3. Найти или нарисовать иллюстрации к презентации. 4. Оформить презентацию. Далее учащимся предлагается ознакомиться и распределить роли, которые они будут исполнять в группе. Для этого раздаются карточки, где даются задания для каждой роли. Навигатор. Твоя задача собрать информацию о времени существования цивилизации, которую представляет твоя команда. Navigator. You are the navigator in your team. Your job is to collect information about the time. Археолог. Твоя задача собрать информацию о месте существования цивилизации, которую представляет твоя команда. Archaeologist. You are the archaeologist in your team. Your job is to collect information about the place.
Историк. Твоя задача собрать информацию о людях цивилизации, которую представляет твоя команда. Historian. You are the historian in your team. Your job is to collect information about the people who lived in the place. Капитан. Твоя задача помочь другим членам команды и представить доклад о проделанной работе. Captain. You are the captain in your team. Your job is to help the other members of the team and write the report about your job. Учащимся сообщается, что проект рассчитан на 7 уроков + 8ой урок презентация, но учитель назначает время консультации каждой группе, для того чтобы проверить идет ли работа и на каком этапе и скорректировать работу если это необходимо. Первая консультация назначается между вторым и третьим уроком темы. На консультацию учащиеся должны представить найденную информацию на русском языке. Так как учащиеся приносят огромные доклады, скаченные с интернета, которые трудно перевести на английский и рассказать, учитель дает в помощь каждому участнику группы карточки помощники. Questions for the navigator: 1. What time did you visit? 2. Was it before or after the Ice Age? 3. Who lived then? 4. What did the people do? Questions for the archaeologist: 1. Where were you? 2. What was the place like? 3. Who lived there? 4. Where did the people live? 5. What did the people do? Questions for the historian: 1. Who lived there? 2. What did the people do? 3. What did the people make? 4. What did the people build? 5. What did the people have? Task for the captain: Collect information for report. Time Place People  live in  can  build  make
 have На второй консультации (между четвертым и пятым уроком) учащиеся представляют информацию на английском языке. Учитель проверяет тексты на наличие ошибок и корректирует их. И в помощь учащимся дается карточка, где пошагово расписано, как представить презентацию. 1. Talk about your findings (НАХОДКИ) 2. Write your group page for history book with a map, a time line, pictures and a text. 3. Prepare five questions about your time and place for the other groups. 4. Put your page on the board. 5. Talk about your findings and ask your questions. 6. Listen to the other groups and answer their questions. На восьмом уроке учащиеся представляют свои презентации, задают заготовленные вопросы о своем времени и слушают презентации других групп. Перед представлением презентаций учащимся выдается оценочный лист: Decide which team: Collected a lot of things Made an interesting report Spoke good English На изучение темы отводится 6 уроков, каждый из них посвящается какой-то цивилизации или времени, изучается новая лексика, а также повторяется и отрабатывается прошедшее простое грамматическое время. Тексты, которые находятся в учебнике, служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся. Работая над ними, я дополняю их языковыми упражнениями:  прочитайте текст, используя словарь  выпишите выражения, передающие занятия людей данной цивилизации  выпишите изобретения людей данной цивилизации  сделайте письменный перевод текста  расскажите о трудностях жизни людей  скажите, чем отличается эта цивилизация от других.


В раздел образования