Напоминание

"Формирование краеведческих знаний у младших школьников."


Автор: Борисова Наталья Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ "Лицей №4"
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование краеведческих знаний у младших школьников."
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование краеведческих знаний у младших школьников.

Важность изучения своего села, города.края в процессе воспитания

детей была осознана ещё в XIX веке. Краеведение, по образному выражению

Д.С. Лихачёва, способствует формированию «нравственной оседлости

населения», «чувства Родины».

Познание своего жизненного пространства,его природной, социальной

и культурной специфики, осознание процессов, происходящих в

непосредственной близости от нас, помогает каждому человеку активно и

продуктивно взаимодействовать с окружающим миром, чувствовать себя в

нём комфортно и уверенно, понимать его проблемы и видеть возможные пути

решения этих проблем.

Познание окружающего мира как части Отечества соответствует

дидактическому принципу «от частного к общему».

Местный материал доступен ребёнку для освоения, это позволяет на

конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества,

раскрыть преемственность в комплексе научных, технических, культурных

традиций и определить место своего региона в отечественной и мировой

истории. Велик развивающий потенциал краеведения. Открытие в знакомом

окружении незнакомого, поиск в привычной для ребёнка среде новых

сведений- увлекательный процесс познания, способствующий формированию

познавательного интереса к процессу обучения.

Цель краеведческого образования- способствовать духовноценностной

и практической ориентации обучающихся в их жизненном пространстве, а

также их социальной адаптации.

Конспект урока краеведения.

Тема урока: Названия улиц рассказывают о прошлом.

Цель урока: сформировать понимание героизма народа в

Отечественной войне 1941-1945 гг., проследить связь названий улиц родного

города Оренбурга с событиями военных лет.

Задачи урока:

1.

Освоить хронологию основных событий войны.

2.

Познакомить обучающихся с оренбуржцами- героями Великой

Отечественной войны.

Оборудование: портретыгероев Вов, плакаты военных лет, записи

песен военных лет, макеты табличек с названиями улиц.

Ход урока.

1.

Рассказ учителя.

Историческая справка.

22 июня 1941 года Германия без объявления войны напала на Советский

Союз. Началась Великая Отечественная война. Во главе немецких фашистов

стоял Адольф Гитлер. Готовясь к войне, он планировал захватить нашу

страну за 6 недель. А продлилась она 1418 дней.

Чтобы поработить советских людей, надо было захватить столицу нашего

государства- Москву. Но Москва не сдавалась. День и ночь защитники

города готовились к обороне.

Фашистской Германией был разработан план войны- «Барбаросса» (Фридрих

I Барбаросса- средневековый германский император). Наступление

планировалось проводить по 3 направлениям: группа армий «Север»

наступает из Восточной Пруссии через Прибалтийские республики на Псков,

Ленинград. «Центр»- на Минск, Смоленск, Москву. «Юг» - на Житомир,

Киев. Одними из первых приняли удар защитники Брестской крепости.

(Иллюстрация-слайд 1)

Перед началом войны выпускалась новая военная техника. (показ

иллюстраций на слайде 2)

Предвкушая скорый конец войны, фашисты бомбили наши селения, шли по

нашим дорогам, танками мяли наши поля. Наша страна потеряла около 27

миллионов человек (на фронтах и в тылу).

II. Работа в тетрадях.

Запись основных хронологических дат.

III. Сообщения обучающихся о героях Великой Отечественной

войны.

1.

Слово учителя «Наша область в годы Вов».

Тысячи жителей области- рабочих, инженеров, врачей, людей самых

разных профессий- ушли на фронт защищать честь и свободу своей Родины.

За 1941-42 гг. в нашу область Эвакуировано свыше 60 предприятий. (п/о

«Стрела», «Металлист», завод резино-технических изделий и др.)

Преодолевая невероятные трудности военного времени, не покидая цеха по

18-20 часов, рабочие восстанавливали производство эвакуированных

предприятий. Многие здания города были оборудованы под госпитали. Труд

людей, ковавших победу в тылу, были поистине доблестными. На всех

фронтах отважно сражались наши земляки. Героическими подвигами

отмечен ратный путь многих наших земляков. Звание Героя Советского

Союза присвоено пехотинцам Борису Юркину, Георгию Стародубцеву,

Владимиру Басманову и многим другим, чьими именами названы улицы

городов и сёл.

2.

Сообщения обучающихся.

УЛИЦА НЕВЕЛЬСКАЯ

1 ученик.

Осенью 1941 г. В области была сформирована 360- стрелковая дивизия.

Начав свой путь под Москвой, она прошла с боями до Балтийского моря.

Освободила более 2500 населённых пунктов. За ратные подвиги дивизия

награждена орденом Красного Знамени. Ей присвоено наименование

«Невельская» за освобождение города Невеля, которое открыло войскам

фронта путь на Витебск.

УЛИЦА РОДИМЦЕВА

2 ученик.

348- стрелковая дивизия тоже формировалась на территории нашей

области. В ноябре 1941 г. она начала боевые действия под Москвой, затем

громила противника в Рогачёве, Клину, Ржеве, прошла тяжёлый, но победный

путь. На всю страну прославился мужественный военачальник дважды герой

Советского Союза А.И. Родимцев- наш земляк. В честь него названа улица

города в Степном посёлке.

улица города в Степном посёлке.

3 ученик.

УЛИЦА МАРШАЛА ЖУКОВА

Георгий Константинович Жуков- великий полководец. Георгий

Константинович всегда был на самых трудных участках фронта. Навсегда

Жуков останется гордостью России, великим полководцем нашего времени.

4 ученик.

УЛИЦА М. ДЖАЛИЛЯ

В героическую летопись нашего города вошёл и бессмертный подвиг

уроженца с. Мустафино Шарлыкского района Оренбургской области,

татарского поэта Мусы Джалиля. Тяжело раненый, он попал к фашистам в

плен. Несмотря на зверства фашистов, он сумел организовать подпольную

группу. Выданный предателем и приговорённый к смертной казни, поэт до

последнего дыхания остался верен своему народу.

IV. Итог урока.

Звучит музыка «День Победы».

- Географические названия хранят память о прошедших событиях, о

народах и культуре; сохраняют и проносят эту память через года.

V. Домашнее задание.

Сообщения о родственниках- участниках Великой Отечественной

войны- или о других героях войны.

Литература.

1.

Агапова И.Ю., Агеева Г.А. «Родной край».- Оренбург: ООИПКРО,2001.

2.

Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их

решению.

3.

Митяев А. «1418 дней(войны)».

4.

Саплина Е.В. «Золотые звёзды Оренбуржья».

5.

Саплина Е.В., Саплин А.И. «Введение в историю»/ Книга для учителя.



В раздел образования